СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках «Технологии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе раскрыты задачи по формированию функциональной грамотности, приведены примеры заданий по формированию функциональной грамотности на уроках технологии.

 

Просмотр содержимого документа
««Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках «Технологии»»


Тема: «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках «Технологии»

В настоящее время одной из задач, стоящих перед современной системой образования, является формирование функциональной грамотности обучающихся.

Отличительной чертой функциональной грамотности является направленность на решение бытовых проблем. Данное понятие подразумевает формирование различных навыков, умений и знаний, которые помогают человеку в становлении личности, а также общественных отношениях, что является важным и необходимым для жизни в современном мире. Учащийся из пассивного объекта обучения должен превратиться в активного, целеустремленного, самостоятельного субъекта образовательного процесса.[2]

Школьному предмету «Технология» отводится одно из ведущих мест в формировании «умений для жизни»:

  • политехнических знаний путем знакомства, как с технологиями ручной обработки материалов, так и с современными технологиями преобразования материи, энергии, информации;

  • развитие самостоятельности и творческих способностей в про­цессе принятия решений и выполнения практических задач;

  • совершенствование практических умений и навыков самообс­луживания и экономного ведения хозяйства;

  • формирование и развитие общих способов организации проект­ной деятельности;

  • воспитание эстетического вкуса, художественной инициативы путем знакомства с различными видами декоративно-приклад­ного творчества и традициями русского народа;

  • подготовка к осознанному выбору профессии на основе само­познания и знакомства с миром профессий, различными вида­ми деятельности, при выполнении профессиональных проб.[1]

В результате изучения предмета «Технология» уча­щиеся овладевают опытом трудовой деятельности, инвариантным для всех направлений технологической подготовки в основной школе. 1. Опыт изготовления личностно или общественно значимых объек­тов труда

2. Опыт организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности

3. Опыт работы с технологической информацией

4. Опыт проектной деятельности по созданию материальных объектов
и услуг

5. Опыт оценки возможностей построения профессиональной карьеры. [3]

Чем задания на формирование и оценку функциональной грамотности отличаются от традиционных учебно-познавательных задач?

• Традиционная система задач на развитие академической грамотности, которая реализуется в рамках предметного содержания, направлена на вооружение обучающихся необходимым объемом знаний, умений и навыков и позволяет установить уровень усвоения предметного содержания.

• В контексте функциональной грамотности учебные задачи направлены на отработку тех умений обучающихся, которые способствуют их успешности и полной реализации себя как личности.

• Задания на функциональную грамотность позволяют определить уровень умений и навыков обучающихся применять академические знания в различных жизненных ситуациях (жизненные навыки). [4]

Приведу примеры заданий, направленные на формирование функциональной грамотности на уроках технологии

Задание 1. Выполнение творческого проекта. В ходе выполнения проекта ученик разрабатывает и изготавливает новый продукт. Подготовительная часть проекта выполняется под руководством педагога и плавно переходит в самостоятельную работу ученика. На всем протяжении выполнения проекта школьник проектирует, моделирует, анализирует, оценивает, выполняет коррекцию. Выполняя проект, школьник должен продумать мельчайшие особенности изделия своего проекта, для этого выполнить эскиз изделия, а также оформить чертежную документацию. Подобрать необходимые материалы и инструменты для выполнения поставленной задачи, оптимальную технологию изготовления, выполнить практическую часть проекта и оформить пояснительную записку проекта. В заключение подготовить презентации. готового изделия. Всё  это  формирует умения и навыки функциональной грамотности.

С творческими проектами дети принимают участие в различных конкурсах и конференциях на разных уровнях. Например, «Ветрогенератор своими руками», «Изготовление рамки для картины», «Полка-вешалка для прихожей», «Шкатулка для украшений», «Изготовление разделочной доски» и др.

Задание 2. «Найди лишнее». Дети выбирают лишнее слово и объясняют свой выбот

  1. Сверло, молоток, дрель, коловорот.

  2. Циркуль, рейсмус, киянка, угольник.

  3. Рубанок, ножовка, фуганок, шерхебель.

  4. Линейка, стусло, транспортир, циркуль.

Задание 3.   Установить соответствие между термином и обозначенным им понятием.

1.Спиленный и очищенный от ветвей и сучьев ствол дерева

А. Обапол

2.Боковые части бревна, оставшиеся после его продольной распиловки.

Б. Хлыст

3.Листовые древесные материалы, полученные путём горячего прессования частиц древесины с добавками, измельчёнными до состояния волокон.

В. Фанера.

4.Древесный листовой материал, полученный путём склеивания шпона в продольном и поперечном направлениях

Г. Древесно-волокнистая плита


Задание 4. В данном лабиринте найдите 6 инструментов, одно дерево и название клея.[3]

Читать можно сверху вниз и наоборот, зигзагом тоже можно.

б

з

и

к

ь

н

и

к

о

у

г

о

л

р

е

й

л

л

о

т

о

л

и

с

д

о

р

п

в

а

н

м

о

к

у

а

к

й

е

у

н

а

б

а

н

с

о

с


Задание 5.  Графическая документация. В таблице заполнить пропуски по образцу, образец выделен жирным шрифтом.

Линии чертежа

Наименование линии

изображение

назначение

Толщина

1

Сплошная толстая основная


Линии видимого контура.

Толщина

Ș=0,5…..1,4 мм

2



Размерные и выносные линии.

Толщина Ș/2…Ș/3

3

Штрихпунктирная тонкая


Осевые и центровые линии

Толщина Ș/2…Ș/3

Длина штрихов – 5…30 мм, расстояние между штрихами – 3….5 мм

4

Штриховая

- - - - - - - - - -


Толщина Ș/2…Ș/3

Длина штрихов – 2….8 мм, расстояние между штрихами 1….2 мм

5

Сплошная волнистая


Линии обрыва


6

Штрихпунктирная с двумя точками


Линии сгиба на развёртках

Толщина Ș/2…Ș/3

Длина штрихов – 5…30 мм, расстояние между штрихами 4….6 мм


Задание 6. Для оклеивания стен в детской комнате решено приобрести обои под покраску шириной 1 метр, длина рулона 10,5 метра. Сколько рулонов обоев необходимо купить, если размеры помещения 4х4,6 метра, высота стен 2,5 метра? Площадь оконных и дверных проемов составляет 4,25 кв.м. Какое количество клея потребуется, если одной пачки хватает для наклеивания 45 кв. м? [4]

Задание 7. «Ситуативные задачи»

Широкое использование электроэнергии облегчает труд, но при неумелом обращении представляет опасность. Докажите, что вы знаете правила обращения с электроэнергией. Выберите правильные варианты, соответствующие правилам.

А) Валя мыла посуду и вспомнила, что уже начинается передача «Кухня». Бегом побежала в комнату и начала вставлять вилку в розетку электросети мокрыми руками.

Б) Аня гладила белье и ставила утюг на специальную несгораемую подставку.

В) Алле было дано задание - убрать в комнате. Она взяла влажную тряпку и начала протирать пыль с работающего телевизора, с торшера, включенного в электросеть.

Г) Вася знает порядок включения электроприборов в сеть - шнур он сначала      подключает к прибору, а затем к сети.

Д) Лампа светила очень ярко. Таня взяла лист цветной бумаги и приложила к лампе. Свет стал мягким, удобно было выполнять уроки.

Ж) Вова, посмотри, пожалуйста, электрочайник нагревается? Вова открыл крышку    и сунул палец в вводу.[3]

Таких примеров можно привести очень много.

Мир не стоит на месте, происходят глобальные изменения. Чтобы найти себя в этой сложной и быстро меняющейся реальности, современные ученики должны освоить необходимые навыки, знания и умения. И неважно, какой предмет вы преподаете – задачи по развитию функциональной грамотности можно решать практически на любом уроке!

Источники

1.    Что такое функциональная грамотность и как её оценивать?   https://mcko.ru/articles/2622

2.    Развитие функциональной грамотности на уроках технологии.  http://www.eduportal44.ru/chuhloma/metod/

3.    Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках технологии.https://www.ripkro.ru/upload/iblock/

4. Функциональная грамотность на уроках технологии     https://ppt-online.org/1034437


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!