СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках музыки.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках музыки.»

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ.




«Мои ученики будут узнавать новое не

от меня. Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци




Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека.

Что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность – это способность человека использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.). Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности.

В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности.

Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Урок музыки помогает обучающимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине. Но только рассказами о музыке современных детей трудно заинтересовать. Поэтому главная задача – уйти от лекционных занятий, сделать уроки музыки живыми и интересными, способствовать развитию практических навыков, чтобы дети на них музицировали, активно действовали, видели результаты своего обучения.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы и приёмы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи.

ПРИЕМЫ, используемые на уроках:

1. Приём «Верите ли вы…» может быть началом урока, связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

2 . «Кластер»

Описание приёма: Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

Цель приёма: Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.

3. Приём «тонкие» и «толстые» вопросы

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия.

«Тонкий» предполагает однозначный краткий ответ. «Толстый» - развернутый.

Таблица  вопросов


«Узкие» («тонкие»)вопросы

«Широкие» («толстые») вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Верно ли?

Дайте три объяснения, почему… ?

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Согласны ли вы…?



На этапе активизации мыслительной деятельности можно использовать такие виды работ, как:

1. «Установи общие признаки или различия» (между инструментами, жанрами музыки),

1. «Найди лишнее слово» баян, аккордеон, гармонь, фортепиано.

3. «Соотнести с именем композитора»:
а) портрет,
б) фрагмент его биографии,
в) фрагмент истории создания произведения,
г) фрагмент литературного произведения, положенного в основу музыкального.

4. «Продолжить ряд»:

а) органист, трубач ... (профессии музыкантов-исполнителей).

б) виолончель, гусли... (струнные, без деления на струнные и струнные смычковые)

в) Моцарт, Чайковский... (фамилии композиторов)

Для завершающего этапа урока можно использовать такие активные методы как: «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Комплименты». Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу

Придумайте за 1 минуту одно верное, а другое – неверное утверждение об изученных музыкальных произведениях или биографии композиторов. Другая команда должна ответить на утверждение.



5. «Облако эмоций»

В облако слов можно записать тему урока, которую должны определить учащиеся, слова для определения цели урока.

На этапе закрепления— облако слов может содержать основное понятие по пройденной теме.

Можно использовать облако для рефлексии.

Я думаю, что в образовательном процессе знания могут быть приобретены учениками, если соблюдены следующие условия:

- обучение носит деятельностный характер,

- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности,

- представляется возможность для приобретения опыта достижения цели,

- правила оценивания отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса,

- используются личностно-ориентированные технологии.

На уроках используются различные формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, проекты.

Формула успеха:

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!