СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии через решение ситуационных задач

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сжатое изложение педагогического опыта по теме формирование функциональной грамотности через решение ситуационных задач на уроках биологии.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках биологии через решение ситуационных задач»

Технология опыта. «Формирование функциональной грамотности на уроках биологии через решение ситуационных задач»

учителя Шостак Светланы Васильевны

Информация о педагогическом опыте

Условия возникновения, становления опыта.

Работа по проблеме была начата в 2021-2022 году на базе МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа № 1», в которой я работаю 31 год.

Опыт создавался в условиях обычной общеобразовательной школы, работающей как в режиме функционирования, так и в режиме развития.

Становление опыта осуществлялось в классах с неоднородным составом учащихся и интеллектуальным уровнем их развития.

На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы: изучение методической литературы, курсы повышения квалификации, участие в работе ШМО и РМО, педагогические советы и семинары, проходившие в школе.

Условия для становления опыта возникли ещё и потому, что произошли изменения в обществе, поставлены задачи научно-технического и социально-экономического развития страны, сформулированные в майских (2018г.) указах президента Российской Федерации.

Современное общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы в быстроменяющихся условиях, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов

Актуальность опыта

Формирование функциональной грамотности учащихся является одной из приоритетных задач современного российского образования. Функциональная грамотность характеризуется умением решать различные жизненные задачи. Поэтому процесс обучения должен иметь практико-ориентированный характер. В сфере образования идет поиск современных образовательных технологий и новых форм обучения и средств контроля, расширяется использование деятельностного подхода. Современный учитель должен максимально использовать уроки для формирования у учащихся умений и навыков применения знаний на практике. Использование метода решения ситуационных задач позволяет связать обучение с реальной жизнью ученика, позволяет применять уже имеющиеся знания в новой ситуации, демонстрирует прикладной характер содержания школьной биологии.

Противоречия

Между необходимостью формирования функциональной грамотности учащихся и недостаточностью технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в оптимизации процесса обучения биологии для формирования функциональной грамотности учащихся посредством систематического использования в учебном процессе ситуационных задач.

Длительность работы над опытом.

  • Начальный (констатирующий ) этап- сентябрь 2021г.- декабрь 2021г.: изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования. Анализ авторского опыта коллег по данной тематике, подбор диагностического инструментария

  • Основной (формирующий этап) - январь 2022г.- январь 2024 г. подбор, разработка, систематизация и апробация ситуационных задач для формирования функциональной грамотности.

  • Заключительный (контрольный)- февраль 2024- май 2024 г. анализ эффективности применения в учебном процессе ситуационных задач.

Диапазон опыта представлен подборкой ситуационных задач по формированию функциональной грамотности при обучении биологии в 9-м классе ( Курс «Человек»)

Теоретическая база Основная задача общеобразовательной школы – это создание всех возможностей и обеспечение условий, чтобы ученики овладевали новыми знаниями, обретали новые навыки и могли эффективно использовать знания и технологии в повседневной жизни. В основе этого педагогического опыта лежат идеи А.В. Хуторского, который считает, что овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в обществе можно при условии владения ключевыми образовательными компетенциями. В основу опыта легли также идеи А. А. Леонтьева, Б. Блума, Л. С. Илюшина .

В своей практической деятельности я опираюсь на работы Жульковой Н.В.,О. В. Акуловой, С. А. Писарева и Е. В. Пискуновой.

Новизна работы состоит в усилении практической направленности обучения


Технология педагогического опыта

Цель: Создание условий для формирования функциональной грамотности у учащихся на уроках биологии через решение ситуационных задач.

Задачи:
1Изучить и систематизировать информацию по теме исследования.

2.Выявить отличительные характеристики ситуационных задач, рассмотреть принципы отбора и разработки ситуационных задач.

2 Отобрать, разработать и апробировать ситуационные задачи, направленные на формирование функциональной грамотности при изучении биологии в 9 классе(Курс;Человек)

4. Проанализировать результативность педагогического опыта.


Функциональная грамотность обучающихся характеризуется умением решать различные жизненные задачи в конкретных ситуациях. Поэтому процесс обучения должен иметь практико-ориентированный характер.

Одним из эффективных средств формирования функциональной грамотности школьников является решение ситуационных задач

Жулькова придерживается мнения, что ситуационная задача - это средство обучения, вбирающее в себя такие условия, которые направлены на решение практически значимой ситуации, преследующие цель осознанного усвоения учащимися содержания учебного предмета

О. В. Акулова, С. А. Писарева и Е. В. Пискунова определяют ситуационную задачу как особый вид деятельности, то есть вид учебного задания, имитирующего условия реальной деятельности, отличающейся практико-ориентированным характером и обязательно содержащий проблемный вопрос .

Внешне модель ситуационной задачи близка к модели проблемной задачи

наличием проблемного вопроса.

Однако ситуационная задача имеет свои отличительные особенности.

  • Ярко выраженная практическая направленность

  • Проблемный вопрос ситуационной задачи всегда характеризуется личностно-значимой направленностью.

  • Система подводящих к решению заданий строится в соответствии с таксономией педагогических целей Б. Блума, представляющей собой организацию процессов мыслительной деятельности обучающихся в соответствии с иерархией: ознакомление-запоминание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка(Приложение 1)

Модель ситуационной задачи.

  • Название задания (емкое, интригующее, оригинальное, вызывающее интерес);

  • Личностно-значимый познавательный вопрос (практико-ориентированное содержание);

  • Информация по вопросу задачи, представленная в разнообразном виде (текст, схема, график, таблица, статистические данные и т. д.);

  • Задания для работы с информацией (этапы работы: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка)

При формулировании шести заданий рекомендуется использовать конструктор задач петербургского ученого Л. С. Илюшина (Приложение 2).

Данный конструктор представляет собой набор ключевых фраз, своеобразных клише заданий, которые позволяют ученику осваивать интеллектуальные операции.

В качестве примера рассмотрим ситуационную задачу «Опасная красота».Такую задачу можно использовать как в рамках урока, например, при изучения темы «Нарушение работы эндокринной системы и их предупреждение» во 9-м классе, так и во внеурочной деятельности в при подготовки к ОГЭ.(Приложение 3)

Ситуационные задачи могут применяться на разных этапах обучения биологии: при актуализации знаний, в процессе изучения нового материала, закрепления знаний, в ходе выполнения домашней работы. Их дидактическая цель определяет вид, содержание и сложность задачи



Выводы и результативность опыта.

Ситуационные задачи могут выступать и как метод и как средство обучения, направленные на формирование функциональной грамотности.

Надо заметить, что на сегодняшний день трудно найти методическую литературу с разработанными ситуационными задачами по биологии или задачи представлены слишком усложнёнными и объёмными, что затрудняет их использование в рамках урока. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по теме, я постаралась разработать рекомендации по конструированию ситуационных задач, которые помогут учителю сконструировать ситуационную задачу самостоятельно.(Приложение 4).

Функциональная грамотность включает шесть составляющих, но я намеренно не стала вычленять естественно-научную грамотность, что было бы логично для меня, как учителя биологии. Ситуационные задачи имеют широкие возможности для формирования всех составляющих функциональной грамотности обучающихся в зависимости от содержания информации в ней, формы и средства предоставления информации, сформулированного познавательного вопроса и дополнительных заданий.

Ситуационные задачи способствуют формированию функциональной грамотности школьников:

  • создают условия для переноса знаний, умений, навыков, алгоритмов и известных способов действий в незнакомые ситуации;

  • интегрируют применение предметных знаний и метапредметных навыков; стимулируют поисковую деятельность обучающихся;

  • помогают лучше осознать изучаемый материал, переводя знания из пассивного состояния в активное и развивая умение ориентироваться в жизненных ситуациях, овладеть новыми способами действий;

  • формируют читательскую и информационную грамотности — базовые интегративные компоненты функциональной грамотности, а также критическое и креативное мышление, навыки коммуникации и умения работать в команде — ключевые компетенции XXI века.


Данная методика апробировалась мною в течение трёх лет, большей частью применялась при изучении «Анатомии и физиологии человека». На данный момент судить об эффективности применения ситуационных задач я могу по возрастанию интереса к предмету биология. С каждым годом число детей, выбирающих биологию как ОГЭ, увеличивается, учащиеся показывают стабильные достойные результаты. ( Приложение 5).







Приложение 1. Категории учебных целей в когнитивной области (по Б. Блуму)

Категория учебных целей

Их краткая характеристика

Ознакомление

Запоминание и воспроизведение изученного материала. Общая черта — припоминание соответствующих сведений от фактов до теорий.

Понимание

Преобразование материала из одной формы в другую, интерпретация материала учеником, предположение о дальнейшем ходе событий.

Применение

Умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий.

Анализ

Умение разбивать материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Вычисление частей целого, выявление взаимосвязей, осознание принципов организации целого.

Синтез

Умение комбинировать элементы, чтобы получился новый продукт. Сообщение, план действий, схемы.

Оценка

Умение оценивать значение того или иного материала по четким критериям. Критерии могут определяться самими учениками или задаваться им извне.


Приложение 2.

. Конструктор задач Л. С. Илюшина

Ознакомление

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

1.Назовите основные части…

8.Объясните причины того, что…

15. Изобразите информацию о… графически

22.Раскройте особенности…

29.Предложите новый (иной) вариант…

36.Ранжируйте… и

обоснуйте… (распределите от…к…)

2.Сгруппируйте вместе все…

9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

16.Предложите способ, позволяющий…

23.Проанализируйте структуру… с точки зрения…

30.Разработайте план, позволяющий (препятствующий)…

37.Определите, какое из решений является оптимальным для…


3.Составьте

список понятий,

касающихся…

10.Покажите связи, которые, на

ваш взгляд, существуют между…

17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…

24.Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения…

31.Найдите

необычный способ,

позволяющий…

 

38.Оцените значимость…

для...

4.Расположите в определённом

порядке…

11.Постройте прогноз развития…

18.Сравните… и…, а затем обоснуйте…

25.Постройте классификацию… на основании…

32.Придумайте игру, которая…

39.Определите возможные критерии оценки…


5.Изложите в форме

текста…

12.Прокомментируйте

положение о том, что…

19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что…

26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.)

то, что…

33.Предложите новую  (свою)

классификацию…

40.Выскажите критические

суждения

о…

6.Вспомните и напишите…

13.Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…

20.Проведите презентацию…

27.Сравните точки зрения… и … на…

34.Напишите возможный (наиболее

вероятный) сценарий  развития…

41.Оцените возможности…

для…

7. Прочитайте самостоятельно…

14. Приведите пример того, что  (как, где)…

21. Рассчитайте на основании данных о…

28. Выявите принципы, лежащие в основе…

35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)…

42. Проведите экспертизу

состояния…


\

Приложение3. Ситуационная задача.

Название

«Опасная красота»

Личностно-значимый познавательный вопрос

Что важнее - здоровье или красота?

Информация

До начала приема пациентов беседуют врач и медсестра. Сестра говорит, что вчера читала о Рубенсе и рассматривала репродукции картин. Ей очень понравился «Портрет свояченицы», красивой дамы с несколько выпуклыми глазами, что считалось изюминкой ее красоты. Доктор смотрит на портрет и говорит, что её красота – это симптом заболевания .

Задания для работы с информацией

Установите, симптомом какого заболевания могут быть выпуклые глаза(Ознакомление)

Объясните, нарушения работы какого органа может являться причиной данного заболевания.(понимание)

Предположите, какие проблемы со здоровьем могли быть у этой дамы в связи с установленным вами заболеванием (применение)

Выявите, какие причины могли привести к данному заболеванию (анализ)

Разработайте рекомендации даме по улучшению здоровья (синтез)

Оцени значимость здоровья для жизни человека. (синтез)

Приложение4. Методические рекомендации по конструированию ситуационной задачи.

При проектировании ситуационной задачи необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся.

  • Выбрать тему, на которой можно использовать метод решения ситуационных задач; 

  • Четко выяснить цели занятия; и компетентности (как предметные так и метапредметные), которые будут формироваться при решении этой задачи.

  • Определить уровень подготовленности учащихся к этому занятию и их способности;

  • Далее наметить уровень сложности задачи

  • Ещё раз уточнить, какие дидактические цели Вы ставите, используя эту задачу

  • Сформулировать личностно-значимый познавательный вопрос для учащихся

  • Подобрать источники информации в разных формах: рисунки, графики, таблицы данных, минитексты, диаграммы итп.

  • Сформулировать задания к ситуационной задаче с учётом категорий учебных целей в когнитивной области (по Б. Блуму)

  • Определить и указать форму ответа на вопрос задачи. Возможно, придумать бланки ответа.

  • Продумать форму, методы и критерии оценивания результатов.

  • Дать задаче название.



Приложение 5 Результаты ОГЭ биология

Год

Результаты ОГЭ

Высший балл

Средний балл

2019

43

33

2020



2021



2022

43

34

2023

39

32

2024









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!