МБУ ДО «ДШИ п. Любохна»
Лекция
на тему: «Формирование эстетического вкуса на уроках изобразительного искусства»
подготовила: Саталкина Г.С.
2022г.
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера – это цель, которую должны ставить перед собой преподаватели изобразительного искусства.
Эстетическое воспитание учен ков - непростая, но очень важная задача1. На уроках изобразительного искусства выполнить эту задачу поможет, наряду с прочими способами, правильный выбор и применение наглядных пособий. Ведь именно наглядные пособия, создают зрительный ряд, который помогает настроить детей на восприятие новых знаний о мировой культуре, наследии Родного края, на высокий уровень сознания, связанный с пониманием духовной связи прошлых и нынешних поколений людей, проявляют близость учеников с национальной культурой, поднимают уровень их гражданской ответственности.
Актуальность данной темы обусловлена снижением эстетического вкуса у школьников.
Проблема: заключается в необходимости использования всего разнообразия средств к наглядности на уроках изобразительного искусства.
Для плодотворной работы на уроке перед учителем ставятся следующие задачи:
а) развить интерес к изобразительному искусству и народному творчеству;
б) привить учащимся художественный вкус;
в) сформировать активное отношение к народной культуре;
г) научить детей средствам художественного изображения;
д) привить навыки работы с различными художественными материалами;
е) развить эстетическое сознание.
Чтобы решить все вышеперечисленные задачи, учитель должен быть обеспечен всеми необходимыми материалами, ресурсами (в том числе и техническими), и наглядными пособиями, которые помогут сделать уроки изобразительного искусства и народного творчества духовно наполненными, интересными и полезными с точки зрения образовательного процесса.
В связи с понятием истории, понятие «развитие» приобретает различные оттенки. Формируется образ развития как восходящего движения - линии, - по ходу которого могут быть расставлены и сопоставлены различные стихии, вещи, формы бытия, события истории, человеческие действия и т. д.
В 17-18вв. развитие рассматривается как появление новых вещей и идей, т.е. в характеристике развития приобретается критерий новизны. В 19 веке понятие развития и связываемое с ним понятие новизны вводится в мир количественных изменений.
Количественные определения развития проникают в сферу духовной деятельности.
Идеи развития рассматривают в своих трудах Платон, Демокрит, Г. Галилей, Декарт и др. Идею диалектического развития выявил Г. Гегель, а затем К. Маркс.
Диалектическое развитие - движение от низшего к высшему, от стаpoгo к новому, от простого к сложному. В ХХ столетии обогащение концепции развития связано с углублением научных исследований развития в различных предметных областях, в том числе и в сфере образования.
Развитие - это целенаправленное накопление информации с последующим её упорядочением, структуризацией.
Целенаправленное собирание, интегрирование ценностной информации на основе отражения является условием появления новой организации, новой структуры. Движущей силой развития является целенаправленная борьба противоположностей - положительной и отрицательной сторон прогресса. Процесс обновления, рождения нового и отмирания старого.
Л. С. Выготский ввел понятие двух уровней развития: актуального (имеющего в наличии) и потенциального (которого можно достичь при наличии определенных условий). Расхождения между ними он назвал «зоной ближайшего развития» (В. Г. Рындак).
С этой точки зрения развитие рассматривается как качественное преобразование субъекта и объектов.
В ДШИ мы наблюдаем недостаточную развитость умений по изобразительному искусству детей первых лет обучения.
Многозначность понятия «умения» ученые видят в его органической взаимосвязи с психологическими особенностями личности, ее эмоциональной и волевой сферой, направленностью, знаниями, вниманием и творческим мышлением». Педагоги и психологи рассматривают структуру умения, как сложного психологического образования, рассматривают как: знания, навыки, умственные и практические действия, личностные качества
Остановимся на определении понятия «умение». Умение - освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.
Умение - возможность эффективно выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать.
Умение - подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.
Умение - операция интеллектуального свойства. Умения часто называют знаниями в действии, что свидетельствует о том, что умение всегда оперирует приобретениями знаний.
В нашем умении мы опираемся на общепризнанное в науке определение умения. «Умение - это чрезвычайно сложное структурное сочетание чувственных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности, формирующихся и проявляющихся в системе мыслительных, мневмонических, сенсомоторных и других действий, обеспечивая достижение поставленных целей деятельности в изменившихся условиях её протекания».
Образование умения представляет собой сложный процесс аналитикосинтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга, в ходе которого создаются и закрепляются ассоциации между заданием, знаниями, необходимыми для его выполнения и применением знаний на практике.
Повторные действия укрепляют эти ассоциации, а вариации заданий делают их всё более точными. Таким образом, формируются черты и признаки умения: «гибкость», то есть способность рационально действовать в нестандартных ситуациях; «стойкость», то есть сохранение точности и темпа; «прочность» (умение не утрачивается даже в тот период, когда оно практически не применяется).
Умения могут быть как практические, так и теоретические. Умение предполагает использование ранее полученного опыта, определенных знаний (без последних нет умений). Знания и умения две неотделимые и функционально взаимосвязанные части любого целенаправленного действия. Качества умения определяются характером и содержанием знаний о выполняемом действии.
Качества умения определяются характером и содержанием знаний о выполняемом действии. Умения тесно связаны с навыками как способами выполнения действия, соответствующими целям и условиям, в которых приходится действовать. Но, в отличие от навыков, умение может образовываться и без специального упражнения. В этих случаях оно опирается на знания и навыки, приобретенные раньше, при выполнении действий, только сходных с данным.
С точки зрения психологии, умение - промежуточный этап овладения новым способом действия, основанном на каком-либо знании и соответствующем правильному использованию этого знания в процессе решения определенных задач, но еще не достигшего уровня навыка. Умения обычно соотносят с тем уровнем, который на начальном этапе выражается в форме усвоенного знания, которое принято учащимися и может быть произвольно воспроизведено.
В последующем процессе практического использования этого знания оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом.
На этапе формирования умения, как усвоенный способ действия регулируется знанием. По мере последующей тренировки, включающей решение задач в новых условиях, достигается преобразование умения в навык. Процесс выполнения действия при этом протекает в форме автоматизированного психического регулирования, а обращение к знанию происходит только в случаях затруднений.
К художественным умениям мы относим умения:
- использовать средства художественной выразительности в изобразительной деятельности;
- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов;
- добиваться образной передачи действительности;
- сознательно применять законы наблюдательной перспективы, художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла.
В научно-педагогической литературе мы не встретим понятие «эстетические умения». Оно недостаточно проработано. Поэтому будет целесообразным употребление термина «художественно-эстетические умения», где «эстетическое» является компонентом понятия.
Способность человека эстетически воспринимать, переживать, оценивать окружающий мир и себя в этом мире до сих пор не находит адекватного объяснения. Крайние позиции представлены древним, восходящим к мифологическому сознанию убеждением, что эта способность - дар Божий, и родившийся в прошлом веке под влиянием трудов Чарльза Дарвина взглядом, согласно которому «чувство красоты» унаследовано человеком от животных.
Сегодня достижениями современной науки доказано, что изначально ни индивидуум, ни человечество в целом не обладает эстетической восприимчивостью. Эстетическое сознание формируется на сравнительно высокий ступени индивидуального развития человека и знаменует качественный скачок от уровня биофизических, чисто животных удовольствий к уровню специфически человеческих духовных радостей. И от уровня инстинктивных ориентаций организма в природной среде к уровню социо-культурных ценностных ориентаций.
«Эстетическое» обозначает «связанное с чувственным восприятием». Эстетическое отношение к миру представляет собой способность воспринимать чувственный облик предметов и явлений, и осознанно переживать свою сопричастность миру. Наиболее общим выражением эстетических отношений служит идеал (от греческого idea - образ, понятие, совершенство). В соответствии с эстетическим идеалом личность (в нашем случае ученик формирует свой эстетический вкус, т.е. умение отличать подлинную красоту от ложной, истинные ценности от мнимых.
Развиваясь в рамках художественной деятельности, эстетическое отношение по своему значению оказывается гораздо шире её и выступает как целостная характеристика личности.
Исходя из вышеизложенного определяем содержание художественно-эстетических умений школьников:
● знание и владение техническими возможностями художественных материалов;
● умение выбирать средства художественной выразительности, наиболее приемлемые для создания декоративных композиций;
● умение выделять и сравнивать стилевые особенности произведений народных художественных промыслов, проявляя эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения народного искусства;
● осознание значения традиционной народной культуры;
● проявление интереса к национальной, региональной специфике традиционного народного искусства, как способу приобщения к нему современного человека.
Значение наглядных пособий в процессе эстетического воспитания школьников.
В настоящее время возросло внимание к проблемам эстетического воспитания как важнейшему средству формирования духовно-практического отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. По мнению многих исследователей, педагогов, психологов (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) формировать личность и эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном для этого – школьном возрасте. (6)Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. Таким образом, можно сделать вывод, что формировать в детях эстетическое отношение к действительности наиболее эффективно можно в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства. Особенно это касается уроков, посвященных народному творчеству. Именно народное творчество помогает детям найти связь со своими корнями, понять родство между нынешними и прошлыми поколениями, привить любовь к своему Отечеству, к своему Родному краю.
Делая обзор существующих наглядных пособий по изобразительному искусству, а именно того раздела, что посвящен народному творчеству, я поразилась их многообразию, была приятно удивлена тому вниманию к народной культуре, что проявляется в современном образовании. В рекомендациях к рабочим программам Б.М. Неменского дается богатый перечень различной литературы, интернет-ресурсов. И чтобы преподавание осуществлялось на должном уровне, учитель должен быть обеспечен всеми рекомендуемыми материалами, инструментами, средствами технической поддержки, наглядными пособиями. К сожалению возможности учителей, работающих в маленьких городах или в школах, расположенных в сельской местности, сильно разнятся с возможностями тех преподавателей, которые работают в больших городах и в крупных образовательных центрах. Далеко не во всех учебных заведениях есть возможность использовать интернет-ресурсы во время уроков. Удаленность от крупных городов делает невозможным проведение экскурсий в музеи. Не во всех школах есть возможность приобретать необходимые для занятий наглядные пособия и работа учителя в данном случае сильно осложняется. Из сложившейся ситуации есть только один выход: преподаватель должен сам позаботиться о создании банка наглядных пособий, которыми он будет пользоваться во время занятий. Постепенно собрать коллекцию образцов народного творчества преподавателю могут помочь сами ученики. Это задание к тому же будет способствовать эстетическому воспитанию школьников, сближению с корнями, с историей своей семьи. Многие наглядные пособия, такие как цветовые схемы, схемы поэтапной проработки, плакаты с характерными элементами в различных видах народной живописи, учитель может сделать сам. Музей можно создать при школе и включить в тематические выставки работы не только настоящих мастеров, старинные изделия народных промыслов, но и работы учащихся, например расписанные дымковские игрушки. Нельзя забывать также и том, что у учителя на самый трудный случай всегда останется доска и мел, главное, чтобы не пропало желание работать, прививать детям любовь к прекрасному.
Виды наглядных пособий, которые могут применяться на уроках изобразительного искусства:
Наглядное пособие - средство развития выступления, позволяющее воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно. Наглядные пособия имеют различное значение. В одних случаях они носят иллюстративный характер. В других – облегчают процесс формирования абстракций. Наглядные средства обучения являются необходимым компонентом учебно-методических комплексов, в которые чаще всего входит учебник, тетрадь с печатной основой и методические указания для учителя.
Наглядные средства в методической литературе принято делить на натуральные и изобразительные. К натуральным средствам относятся различные предметы окружающей действительности, для изобразительного искусства это все, что можно нарисовать. Особенно необходимы натуральные предметы на первых порах, когда у детей только еще формируется понятие о форме и цвете предмета. Широко используются в школе и изобразительные средства: рисунки, аппликации предметов, таблицы, плакаты, книги, иллюстрации, тетради на печатной основе с заданиями. Различные изображения предметов включаются по мере накопления у ребенка опыта в оперировании с натуральными объектами. Действия учащихся с плакатами и таблицами способствуют формированию многих понятий о способах передачи изображения.
Изобразительные наглядные пособия делятся на демонстрационные и индивидуальные. К демонстрационным относятся плакаты, репродукции картин, фотографии архитектурных сооружений и работ скульпторов, сравнительные таблицы, схемы поэтапной прорисовки объектов, предметы для рисования с натуры. Они способствует развитию зрительного восприятия, пространственных представлений, пространственной ориентировки учащихся. Таблицы по назначению делятся на познавательные, инструктивные, тренировочные и справочные. К демонстрационным наглядным пособиям относятся также и различные видеоматериалы: слайды, видео-презентации, мастер-классы, видео-экскурсии и др.
К индивидуальным относятся тетради на печатной основе, учебники, цветовые схемы, книги с иллюстрациями, муляжи фруктов и овощей. Все эти пособия помогают учащимся выполнять самостоятельно задания по изображению предметов, иллюстрированию, познаванию формы предметов, определению теплых и холодных цветов, составлению композиций для натюрмортов.
Эффективность применения средств наглядности в учебном процессе зависит не только от педагогически оправданного сочетания на уроке разных его видов, но и от правильного соотношения наглядности и других источников знания, в частности слова учителя. Наименее эффективным оказывается такое применение средств наглядности, когда оно не используется в качестве одного из источников новых знаний, а служит лишь иллюстрацией к слову учителя. Одна из задач совершенствования учебного процесса состоит в широком использовании на уроках наглядных пособий как самостоятельных источников информации. Это предполагает самостоятельную работу учащихся с различными видами индивидуальных пособий, дидактического материала, проведение предметных уроков, выполнение заданий, основанных на изучении демонстрационных наглядных пособий.
А так же важны рассказы, беседы, которые сопровождают показ образцов произведений народного творчества, репродукций великих русских и зарубежных художников, а также фотографии работ известных скульпторов, зданий, построенных знаменитыми архитекторами и др.
Отбирая произведения изобразительного искусства для изучения школьниками, учитель должен руководствоваться следующими принципами:
- художественно-эстетической ценностью произведений изобразительного искусства;
- разнообразием видов и жанров изобразительного искусства;
- традиционностью видов народного творчества;
- разновидностями технологий художественной обработки материалов в народном искусстве;
- единством эстетического восприятия и художественной практики школьников.
Нельзя забывать и о пользе экскурсий в музеи, посещении с учениками выставок народного и современного искусства, выходов на природу для выполнения эскизных зарисовок. Огромное влияние на воспитание эстетического сознания школьников имеет наблюдение ими настоящих образцов народного творчества, соприкосновение с предметами старины.
Цели применения наглядных пособий :
- создание мотивации к обучению;
- обучение правилам рисования;
- обучение пользование справочным материалом как средством самообучения;
- эстетическое воспитание учащихся;
- свободное ориентирование школьников в видах народного искусства.
Для того чтобы у учеников проявился интерес к изобразительному искусству и желание заниматься художественным творчеством необходимо в первую очередь создать на уроке атмосферу, способствующую возникновению мотивации к обучению. Именно правильная мотивация обуславливает возможность выполнения остальных задач, стоящих перед учителем в сете новых образовательных стандартов. Внимание обучающихся должно быть захвачено с первой минуты урока, и особая атмосфера, приобщения к прекрасному, должна проходить красной линией через все занятия изобразительным искусством. Способы достижения этих целей рассмотрим на примере уроков по теме «Народное творчество» .
Правильное оформление кабинета с помощью наглядных пособий, а именно предметов быта, образцов народного творчества или их изображения.
Во время объяснения отличительных особенностей того или иного вида народной живописи необходимо использовать в качестве наглядных пособий плакаты с изображением характерных элементов орнамента и схемы поэтапного выполнения узоров народной росписи или тетради на печатной основе с соответствующими заданиями.
Рассказ о сюжетах народной живописи сопровождать показом образцов и видеофильмом на эту тему. Возможно добавление звуковой дорожки, которая настроит учеников на лирический лад, задаст темп работы и будет способствовать сближению с наследием прошлых поколений.
Эстетическому развитию школьников может способствовать также посещение музеев и выставок на данную тему, а также заслушивание сказок и былин.
Закрепление пройденного материала может осуществляться с помощью создания коллективной работы на характерный сюжет народной живописи, организацией выставки детских работ по пройденной теме, наглядными пособиями здесь будут служить уже все вышеперечисленные, а также работы самих школьников.
Мы считаем необходимым сформулировать методические рекомендации по развитию художественно-эстетических умений на уроках декоративного рисования.
1. Первоначальное ознакомление с понятием декоративно-прикладного искусства.
На первом же занятии данного раздела мы ставим перед учащимися проблему: вычленить предметы, имеющие художественную ценность предварительно выставку из бытовых и предметов декоративно-прикладного искусства.
Затем вместе с учениками формируем само понятие, роль и значение данного вида искусства, его особенность, непохожесть. Развиваем представления школьников о традиционном народном искусстве, показываем её связь с бытом, историей страны. Учим эстетическому восприятию предметов народного искусства.
Такой подход интересен самим ученикам, хотя они испытывают при этом объективные трудности. Через чувственно-зрительное представление стараемся в совместной беседе определить критерии оценки художественных изделий таким образом развиваем умение в процессе восприятия предметов относиться к ним дифференцированно, отличать действительные произведения искусства от предметов посредственных и даже безобразных. Восприятие продуктов народного искусства с помощью чувств развивается в силу того, что произведению искусства присуща материальная форма существования.
Здесь находит своё воплощение проведение урока в форме «Проблемное изложение». Знакомство с народным искусством продолжаем на выставках декоративно-прикладного искусства.
Натурный фонд из предметов декоративно-прикладного искусства пополняют сами ученики. Они с большим интересом и увлечением рассказывают историю принесенной вещи - будто вышитая скатерть или старый жостовский поднос. Приятно сознавать, что школьники видят в этих предметах не только их эстетическую красоту, но и осознают духовную связь мира вещей с миром человека.
Основной задачей в процессе приобщения к народному искусству для нас является побуждение учеников к собиранию иллюстративного и репродуктивнoгo материала. Это способствует развитию познавательного интереса.
II. Умение анализировать художественное произведение декоративно-прикладного искусства.
Для развития данного умения у школьников мы ставим перед собой задачу максимального наполнения их теоретического, практического багажа.
Мы используем в своей работе различные варианты игр. Так при изучении хохломской росписи проводим игру «Интервью у народных умельцев».
Группа учеников готовит теоретический материал о данном промысле. Непосредственно на уроке «народные умельцы» приходят « В гости» со своими изделиями. Рассказывают об истории появления своего промысла, его особенностях, приемах росписи, демонстрируют произведения художественного промысла.
Другая половина группы готовит вопросы к «умельцам».
Знакомство с любыми изделиями декоративно-прикладного искусства, бывает вызывает у студентов эстетические чувства. Мы стараемся наглядно представить студентам наиболее характерные особенности любого традиционного промысла. Учим понимать, как достигается гармония изделия народного искусства, где присутствует взаимосвязь между украшаемым предметом и его декором.
Знакомясь с художественно-народными традициями, школьники активизируют свой познавательный интерес, увеличивают диапазон творческого выбора, развивают представления о безграничности сферы художественного общения и развития.
III.Самостоятельное выполнение эскиза импровизации по мотивам декоративных росписей.
Критерии достаточности развития художественно-эстетических умений у школьников в процессе освоения народного искусства являются умения:
- проявлять историческую и культурную память в знании национальных особенностей народного костюма;
- понимать стилевые особенности изобразительно-пластического народного искусства с выявлением их общих конструктивных принципов и способов реализации единой духовной сущности;
-эстетически воспринимать, эмоционально реагировать на условносимволический язык народных образных систем;
- видеть своеобразие различных конкретных произведений народных художественных промыслов.
Ученики, обладающие описанными выше умениями готовы решать не только художественно-практические, но и художествен-нотворческие задачи.
В своих творческих работах они уже способны синтезировать художественные образы произведений народного искусства.
Это могут быть работы, выполненные по мотивам отдельных народных художественных традиций, либо собственные произведения, близкие по духовно-эстетической сущности народным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Делая обзор существующих наглядных пособий по изобразительному искусству, а именно того раздела, что посвящен народному творчеству, я поразилась их многообразию, была приятно удивлена тому вниманию к народной культуре, что проявляется в современном образовании. В рекомендациях к рабочим программам Б.М. Неменского дается богатый перечень различной литературы, интернет-ресурсов. И чтобы преподавание осуществлялось на должном уровне, учитель должен быть обеспечен всеми рекомендуемыми материалами, инструментами, средствами технической поддержки, наглядными пособиями.
Далеко не во всех учебных заведениях есть возможность использовать интернет-ресурсы во время уроков. Удаленность от крупных городов делает невозможным проведение экскурсий в музеи. Не во всех школах есть возможность приобретать необходимые для занятий наглядные пособия и работа учителя в данном случае сильно осложняется. Из сложившейся ситуации есть только один выход: преподаватель должен сам позаботиться о создании банка наглядных пособий, которыми он будет пользоваться во время занятий. Постепенно собрать коллекцию образцов народного творчества преподавателю могут помочь сами ученики. Это задание к тому же будет способствовать эстетическому воспитанию школьников, сближению с корнями, с историей своей семьи. Многие наглядные пособия, такие как цветовые схемы, схемы поэтапной проработки, плакаты с характерными элементами в различных видах народной живописи, учитель может сделать сам. А музей можно создать при школе и включить в тематические выставки работы не только настоящих мастеров, старинные изделия народных промыслов, но и работы учащихся, например расписанные дымковские игрушки. Нельзя забывать также и том, что у учителя на самый трудный случай всегда останется доска и мел, главное, чтобы не пропало желание работать, прививать детям любовь к прекрасному.