СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по УМК «Начальная школа 21 века» «Изобразительное искусство» Л. Г. Савенковой. – М.: - Вентана-Граф, 2012г.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа   составлена на основе Конституции РФ, Конституции РТ, Федерального Закона -273 «Об образовании в РФ»; национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», ФГОС НОО; примерной программы общеобразовательных учреждений по математике для 1-4 классов; основной образовательной программы НОО МБОУ « Бетькинская средняя общеобразовательная школа».

В авторскую программу изменения не внесены. На изучение музыки отводится 1 час в неделю, 34 урока (34 учебные недели), рабочая программа соответствует установленным требованиям.

 

         Входная контрольная работа, промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы в сроки в соответствии  с годовым календарным графиком.

 

 

             Для реализации программного содержания используется:

       -      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение 2010 г.,

  • Примерные программы по учебным предметам ФГОС НОО. Часть 2. – М: Просвещение. 2010 г.

  • Учебник. Изобразительное искусство. 4 класс. Л.Г. Савенковоа, Е.А. Ермолинская. - М.: Вентана – Граф, 2013 г.

     

В авторскую программу  изменения не внесены. Рабочая программа соответствует установленным требованиям.

Промежуточная аттестация проводится в форме выставки в сроки, в соответствии с годовым календарным графиком

На изучение программного материала в 4 –ом классе отводится 34 часа (34 учебные недели по 1 часу в неделю).

 

Цели:

  • формирование основ художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

  • развитие образного мышление, наблюдательности и воображения, учебно-творческих способностей, эстетических чувств, формирование основ анализа произведения искусства; формированиеэмоциональноценностного отношения к миру, явлениям действительности и художественного вкуса;

  • формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, способность вставать на позицию другого человека;

  • < >

       развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произ­ведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружаю­щему миру

  • < > устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;

развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии,

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по УМК «Начальная школа 21 века» «Изобразительное искусство» Л. Г. Савенковой. – М.: - Вентана-Граф, 2012г.»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Заместитель Директор МБОУ

_____/ Столярова Т.М./ директора по НО «Бетькинская СОШ»

Протокол №____от МБОУ «Бетькинская СОШ» ________/Даутова З.И./

«___»___________2014г. _______/Калимуллина Л.В. Приказ №_______от

«_____»__________2014г. «_____»_________2014г.









Рабочая программа

по изобразительному искусству для 4а класса

учителя начальных классов

МБОУ «Бетькинская средняя общеобразовательная школа»

Исаншиной Елены Анатольевны








Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №_________ от

«_____»_________2014г.



Учебно-тематическое планирование


по изобразительному искусству


Классы 4-а

Учитель Исаншина Елена Анатольевна

Количество часов

Всего 34 часа; в неделю 1 час

Плановых контрольных уроков

Входная контрольная работа – 1ч.

Промежуточная аттестация – 1ч.


Планирование составлено на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. – М.: Просвещение 2010 г.,

  • Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1. – М: Просвещение. 2010 г.

  • Авторская программа под редакцией Савенковой Л.Г. «Изобразительное искусство» - М.: Вентана – Граф, 2013 г.

  • Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. Учебник. Изобразительное искусство. 4 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2013 г.














Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Конституции РФ, Конституции РТ, Федерального Закона -273 «Об образовании в РФ»; национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», ФГОС НОО; примерной программы общеобразовательных учреждений по математике для 1-4 классов; основной образовательной программы НОО МБОУ « Бетькинская средняя общеобразовательная школа».

В авторскую программу изменения не внесены. На изучение музыки отводится 1 час в неделю, 34 урока (34 учебные недели), рабочая программа соответствует установленным требованиям.


Входная контрольная работа, промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы в сроки в соответствии с годовым календарным графиком.



Для реализации программного содержания используется:

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение 2010 г.,

  • Примерные программы по учебным предметам ФГОС НОО. Часть 2. – М: Просвещение. 2010 г.

  • Учебник. Изобразительное искусство. 4 класс. Л.Г. Савенковоа, Е.А. Ермолинская. - М.: Вентана – Граф, 2013 г.

В авторскую программу изменения не внесены. Рабочая программа соответствует установленным требованиям.

Промежуточная аттестация проводится в форме выставки в сроки, в соответствии с годовым календарным графиком

На изучение программного материала в 4 –ом классе отводится 34 часа (34 учебные недели по 1 часу в неделю).


Цели:

  • формирование основ художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

  • развитие образного мышление, наблюдательности и воображения, учебно-творческих способностей, эстетических чувств, формирование основ анализа произведения искусства; формирование эмоциональноценностного отношения к миру, явлениям действительности и художественного вкуса;

  • формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, способность вставать на позицию другого человека;

  • способствовать реализации собственного творческого потенциала, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемнотворческих ситуаций в повседневной жизни.


Задачи:

  • развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произ­ведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружаю­щему миру

  • воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;

  • развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;

  • развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.


Общая характеристика предмета

Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.

Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства.

Характерными признаками развивающего обучения на уроках изобразительного искусства являются следующие:

  1. Духовное возвышение ребенка. Необходимость воспитания учителем духовных потребностей и интересов учащихся, детских переживаний и нравственных помыслов как высшей задачи урока. Духовная устремленность помогает развивать в ребенке возвышенные чувства, связанные с искусством и творческими достижениями художественной культуры, умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира, помогает личности откликаться на возвышенные стимулы жизни.

  2. Действие, радость, увлечение школьника работой. Изобразительное творчество должно порождать в ребенке чувство радости и желания участвовать в коллективном творческом проекте, что выступает непременной предпосылкой воспитательного и развивающего влияния художественных знаний.

  3. Живое общение с искусством. Необходимо активно внедрять в учебный процесс общение ребенка с живым словом, музыкой, красками, формами, ритмом, движением. Дети должны быть свидетелями и участниками живого формообразования в художественном событии, которыми являются уроки искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей в живом явлении и их собственными силами — их руками, глазами, словами.

  4. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира. Дальний мир и близкое детям окружение в ходе занятий необходимо развернуть в сознании учащихся разными сторонами своего проявления, обозначить взаимосвязь с духовными и материальными потребностями людей. Природное окружение, растения, животные, архитектура, творения искусства, люди с их разнообразными характерами и обликам, жизненными устремлениями, ближний и дальний Космос, Солнце и звезды, разные страны и континенты должны быть представлены в разнообразном и взаимосвязанном приложении к жизненным ситуациям и нравственному смыслу.

  5. Опора на региональный компонент в обучении. Региональный компонент определяется как совокупность географических, климатических, национальных, культурно-исторических основ местности, которые педагогу важно учитывать и использовать, выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя учебные творческие задания. Возникает возможность отражать феномен живой художественной культуры региона в педагогике искусства.

  6. Реализация полихудожественного, интегрированного подхода. Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий, в сравнении с монохудожественным, обладают большим педагогическим и воспитательным эффектом. Они развивают интерес к искусству, обогащают эмоциональный опыт, формируют «копилку художественных образов». Родство видов искусств помогает учащемуся почувствовать художественное явление в разном сенсорном облике, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого. Именно поэтому, педагогу следует сознательно планировать в работе с детьми по искусству взаимодействие разных видов художественной деятельности детей.

  7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей, обогащение чувств и ощущений. Детские представления нередко односторонни и разрознены, основываются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют почувствовать и сделать. Глаз и ухо необходимо учить видеть и слышать, а тело двигаться. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность ребенка должны давать ему возможность раскрытия разнообразных чувств и сенсорных впечатлений, полноты жизни за счет активного развития других каналов восприятия: тактильных ощущений, обоняния, осязания, моторной памяти.

  8. Раскрытие разных сторон жизни искусства. Педагогический процесс, по возможности, должен обеспечивать освоение и порождение детьми полифонической, полифункциональной палитры возможностей каждой художественной деятельности, поскольку в реальной художественной практике существует три стороны:

1) исполнительская, техническая, механическая стороны искусства, основанные на многократном повторении, тренинге, научении, расчете;

2) творческая, образная, неожиданная, требующая выразительности и индивидуальности, одухотворения и фантазии, изобразительности, живого внимания и тонкой наблюдательности;

3) самостоятельная жизнь произведения искусства, которая в историческом и культурном наследии определяет сферу «экологии культуры».

  1. Активное творчество самих детей. В начальной школе ученик в первую очередь созерцатель, восприемник любого рода информации, зритель, наблюдатель, деятель.

Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого ребенка в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих способностей решается при живом участии в творчестве самих школьников. На этом основаны предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом. Творческая устремленность детей находит разрешение в пространственном движении, социоигровых методах работы в условиях сотворчества учителя и учащихся. Искусство в школе выступает в качестве условия и механизма познания мира, которые предполагается реализовать на основе учета возрастных характеристик учащихся, оптимально созвучных каждому возрасту мыслительных процессов — художественно-образное, художественно-действенное и логические формы мышления.

В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа. Методико-педагогическая реализация системного подхода в обучении просматривается через обобщающие направления.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Каждый этап обучения в начальной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы, которые определяются следующим образом.

Освоение каждым народом данного ему природного ландшафта (региональный компонент). Формирование понятия — освоение человеком принадлежащего ему природного ландшафта (национальный образ мира, человек в среде): человек — природа — культура (региональный компонент).

Расширение и обогащение представления о пространстве. Формирование понятия и представления о национальной культуре: природа, климат, географические условия, особенности труда, культуры, обычаев, народного искусства, характера жилища (народной архитектуры). Национальный дизайн, эстетика мира вещей. Закладываются основы проектного мышления.

Использование ИКТ на занятиях способствует становлению мировоззрения ученика, его нравственных и патриотических чувств; направлено на освоение культуры родного края и культуры разных народов; воспитывают уважение к другим национальностям.


Методической основой преподавания изобразительного искусства является:

  • опора на практическую деятельность ребенка и возвышение ее до уровня творчества;

  • процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);

  • проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;

  • активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.


Место учебного предмета в учебном плане


Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ и РТ на изучение предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе выделяется 135 часов. Из них в 1 классе 33 ч. (1 часа в неделю, 33 учебные недели) и во 2- 4 классе по 34 часа ( по 1 часу, 34 учебные недели).

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  4. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  5. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  6. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  7. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:

  1. освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;

  2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  3. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  4. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;

  5. активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;

  6. формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести диалог;

  7. развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;

  8. развитие интереса к искусству разных стран и народов;

  9. понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представления об освоении человеком пространства Земли;

  10. освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;

  11. формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству должны отражать:

  1. формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;

  2. индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;

  3. развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;

  4. проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;

  5. использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;

  6. сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);

  7. умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;

  8. нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.

Содержание курса

Природа. Человек. Искусство (8 ч.) Искусство в жизни человека. Летний, осенний пейзаж. Природа в живописи. Приём а-ля прима. Рисование цветов. Дерево мира. Былинный жанр в искусстве. Рисуем богатырей. Иллюстрирование сказки о происхождении мира. Рисование пейзажа по сюжету, используя колорит. Иллюстрирование любимого стихотворения о природе. Иллюстрирование прослушанного фрагмента из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова.


Природное пространство и народная архитектура (6ч.) Русская изба. Коллективная композиция «Деревенская улица». Кавказская сакля. Коллективная композиция «Аул в горах». Казахская юрта. Коллективная композиция «Жизнь в степи». Традиционный китайский дом. Коллективная композиция «Архитектура Китая. Дом на воде». Создание образа своего дома. Выполнение пейзажа с архитектурой. Иллюстрирование стихотворения И.А. Бунина «…Берёзы жёлтою резьбой…»

Организация внутреннего пространства народного жилища (6ч.) Сюжетная композиция «В русской избе». Рисование интерьера кавказской сакли. НРК: Интерьер

татарской избы. Сюжетная композиция «В казахской юрте». Натюрморт в технике аппликации «Чайная церемония в Китае». Проект интерьера своей комнаты. Натюрморт из предметов любой национальности.

композиция «В казахской юрте».

Символика народного орнамента (4ч.) Русский народный орнамент. Узоры для мужской рубашки, женского сарафана. Декоративная монета в технике металлопластики. Эскиз ковра, с использованием казахского народного орнамента. Рисование китайской вазы. НРК: Татарский национальный узор.

Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство (10ч.) Рисование напольной вазы. Рисование филимоновской игрушки. Выполнение эскиза любой богородской игрушки. Рисование каргопольской игрушки. Создание дымковской игрушки в технике бумажной пластики. Украшение дымковской игрушки. Рисование подноса по мотивам жостовского народного промысла. Создание сюжетной композиции по мотивам городецкой росписи. Рисование узора с элементами хохломской росписи. Ярмарка народных промыслов России.


Требования к уровню подготовки выпускника 4 класса по изобразительному искусству

  1. сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

  2. сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  3. овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  4. овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Учащиеся должны знать:

  • многообразие состояний, форм, цветов, звуков, ароматов, ритмов, игру света и тени;

  • природное пространство разных народов: Север (снежные просторы, океан), Восток (пустыни, пески, сады), Закавказье (горы, леса, озера), средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др.

  • зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий;

  • что каждый народ живет в своем природном пространстве, которое отличаются разнообразием природных ландшафтов (рельеф местности), климатом, флорой и фауной.

  • композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве;

  • содержание и художественный образ в произведениях разных художников в разных видах искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка)

  • пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учетом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме;

  • пропорции тела человека, передачу характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, прически, одежды, фактуры и окраски) графическими средствами;

  • передачу на плоскости в объеме характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба деталей, выразительности формы;

  • общие и отличительные черты одного народа от другого, в чем это проявляется и причины этого отличия;

  • декоративное украшение и убранство народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта, и др.) Знать о том, как по украшению дома можно судить о его хозяине;

  • симметрию и асимметрию в природе и декоративно-прикладном искусстве;

  • о трехмерном пространстве помещения и его изображение на плоскости (три измерения: длина, высота, глубина, ширина);

  • о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция), о передаче в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени;

  • особенности формы народных игрушек, взаимодействие материала, пластики, характера, украшения в народной игрушке;

  • символику народного орнамента, узоры народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали;

  • народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы.

  • композицию и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись;

народные художественные промыслы в области игрушки (дымковская, филимоновская, богородская, семеновская), росписи (жостово, городец, хохлома).

Учащиеся должны уметь:

  • использовать в работе способы, приемы, средства художественной выразительности: композиция, манера письма, колорит, ритм, формат, сюжет;

  • самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением;

  • передать на плоскости характерные особенностей предмета с учетом его пропорций и конструкции, масштаба деталей, выразительности изображений;

  • отображать флоры и фауны своего региона в орнаменте каждого народа;

  • передавать индивидуальную характеристику персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты;

  • передавать характерные особенности фигуры человека (формы головы, частей лица, прически, одежды, фактуры и окраски);

  • находить общие и отличительные черты одного народа от другого, в чем это проявляется и причины этого отличия;

  • изображать замкнутое пространство в трёх измерениях;

  • выполнять композицию без конкретного изображения (абстрактная композиция), передавать в композиции настроение, динамику, колорит;

  • отображать характер традиционной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке;

  • выполнять рисунок народного орнамента, узоры народного орнамента;

  • различать народные промыслы в области художественной росписи, отображать в декоре элементы окружающей природы;

- изображать народные художественные промыслы в области игрушки (дымковская, филимоновская, богородская, семеновская), росписи (жостово, городец, хохлома);

- показать особенности и своеобразие формы народной архитектуры, ее зависимость от климатических и природных условий региона.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Оценивать деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства необходимо индивидуально, с учётом возраста и прогресса каждого ученика, определяя освоение темы, технологию работы, овладение материалами и инструментами. При оценке необходимо найти успех, пусть незначительный, каждого школьника и отметить это перед другими учащимися. Когда работа коллективная, следует так организовать её, чтобы каждый мог наиболее полно проявить себя в тех видах деятельности, которые ему наиболее удаются.

Перед выполнением работы надо предупредить детей, что именно в работе будет оцениваться. Так, важно подчеркнуть, что в отличие от других общеобразовательных предметов на уроках изобразительного искусства оценивается не аккуратность, а творческая активность ученика, его желание сделать что-то своё.

Стоит поощрять тех, кто старается создать свой оригинальный художественный образ, так как демонстрация технологии учителем даётся для примера, а не для копирования. Также заслуживает поощрения стремление ученика самостоятельно что-либо исследовать, экспериментировать; например, получить оригинальный цвет, создать необычную форму, найти родственные образы в музыке, стихах, пластике.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

• “5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);

• “4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка;

• “3” ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время.

Распределение учебного материала по четвертям:


1-ая четверть- 9 часов 2-ая четверть-7 часов 3-я четверть- 10 часов 4-ая четверть- 8 часов


Календарно-тематическое планирование

по изобразительному искусству для 4 класса.

п/п

Тема раздела

Тема урока

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Характеристика деятельности учащихся

Материаль-но-техничес-кое и инфор-мационно-техническое обеспечение

Дата

Кор-ректи

ровка

Познаватель-ные

Коммуникативные

Регулятив-ные

Личностные

1 четверть (9 ч.)

1

Природа. Человек. Искусство

(8 ч.)
































Искусство в жизни человека. Летний, осенний пейзаж.

Учащийся на-учится разли-чать пейзажи, изображать осенний или летний пейзаж, познакомиться с техникой а-ля прима. Учащийся получит возмож-ность познако-миться с худож-никами-пейзажис-тами, попробовать себя в технике а-ля прима.

Находить информацию (текстовую, графическую, изобразитель-ную) в учебнике, анализировать ее содержание.


Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

Анализиро-вать и оценивать результаты выполненного задания.


Проявлять интерес к жизни художников. Принимать роль ученика на уровне положительного отношения к школе.

Высказываться о значении искусства в жизни людей, о великом достоянии русского народа, проявлять уважение к искусству других народов.

Приобретать опыт в рисовании пейзажей в технике а-ля прима.

Оценивать результаты выполненного задания.


Учебник, иллюстрации разных художников-пейзажистов (В. Саврасов, П. Салмасов)

02.09


2

Природа в живописи. Приём а-ля прима. Рисование цветов.

Учащийся на-учится выпол-нять рисунок в технике а-ля прима.Учащийся получит воз-можность по-знакомиться с художниками-пейзажистами.

Использовать различные справочные издания (толковый словарь и др.) для поиска необходимой информации о художниках.

Принимать участие в обсуждении проблемной ситуации. Высказывать свои предполо-жения форму-лировать собст-венное мнение


Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничест-ве необходи-мую взаимопо-мощь

Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение проявлять познавательный интерес к новому знанию в искусстве.

Отличать произведения разных художников.

Определять границы рисунка, выбирать нужные цветовые оттенки.

Соблюдать технику а-ля прима.

Приобретать опыт в рисовании цветов.

Презентация учителя.

09.09


3

Дерево мира.

Учащийся нау-чится коллек-тивно создавать композицию дерева. Учащийся полу-чит возмож-ность эмоцио-нально-ценност-но относится к природе, челове-ку, обществу

Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации о культуре разных народов мира.

Участвовать в обсуждении создания «Дерева мира», рассказывать о своём проекте, высказывать мнение о работе товарищей.

Анализиро-вать резуль-таты выпол-ненной рабо-ты и оказы-вать в сот-рудничестве необходимую взаимо-помощь.

Проявлять чувство терпимости к другим вкусам и мнениям.

Отличать узоры разных народов мира.

Определять этапы работы в группе, выбирать нужный для себя узор.

Соблюдать цветовой режим и аккуратность.

Сравнивать свою работу с другими.

Приобретать опыт в составлении композиции.


Презентация учителя.

16.09


4

Былинный жанр в искусстве. Рисуем богатырей.

Учащийся нау-чится изобра-жать былинных богатырей.

Учащийся полу-чит возмож-ность видеть, чувствовать и изображать картины богатырей.

Систематизи-ровать знания о героях-богатырях. Наблюдать за изображением их внешнего вида на картинах известных художников.

Высказывать своё мнение о былинных ге-роях, рассказы-вать о прочи-танных были-нах, высказы-вать своё мне-ние об изобра-жении богатыр. художниками.

Оценивать результаты выполненного задания.


Проявлять чувство гордости за русский народ.

Отличать былинный жанр от других жанров искусства.

Правильно изображать богатыря.

Работать с иллюстрациями известных художников.

Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимом герое.

Книги о богатырях, иллюстрации Презентация учителя.

23.09


5.

Входная контрольная работа.

Получит возможность самостоятельно ответить на вопросы




Оценивать результаты выполненного задания.


Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение проявлять познавательный интерес к учёбе.

Оценивать результаты выполненного задания.


30.09


6

Рисование пейзажа по сюжету, используя колорит.

Учащийся нау-чится исполь-зовать колорит в своих работах, иллюстрировать содержание сти-хотворения и прослушанное музыкальное произведение.

Учащийся полу-чит возмож-ность выска-зывать сужде-ние о художес-твенных произ-ведениях, изоб-ражающих при-роду в различ-ных эмоциональ-ных состояниях.

Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словаре о колорите. Выбрать любимое стихотворениеПознакомить-ся с оперой «Садко» Н. А. Римского-Корсакова.

Высказывать свои предположения о создании иллюстрации к стихотворению и к прослушан-ному сюжету из оперы, формулировать собственное мнение и аргу-ментировать его.


Оценивать результаты выполненного задания.

Планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления

Осознавать значимость искусства для дальнейшего существования, ориентироваться в нравственном содержании стихов и иллюстраций.

Познакомиться с особенностями колорита.

Работать с иллюстрациями известных художников-пейзажистов. Находить нужную световую гамму.

Оценивать результаты выполненного задания.

Иллюстрировать содержание стихотворения и прослушанного музыкального произведения.

Высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу в различных эмоциональных состояниях.

Иллюстрации художников К. Моне, М. Клеймо, В Поленов, И Шишкин и др.)

07.10


7

Иллюстрирование любимого стихотворения о природе.

Сборники стихов о природе

14.10


8

Иллюстрирование прослушанного фрагмента из оперы «Садко»

Н.А. Римского-Корсакова.

Презентация учителя.

21.10


9

Природ-ное про-странство и народ-ная архи-тектура

(6 ч.)

Русская изба. Коллективная композиция «Деревенская улица». НРК: Особенности татарской избы.

Учащийся научится находить и изображать избу.



Использовать различные справочные издания.



Оформлять свои мысли в высказывания небольшого объёма.


Анализировать результаты выполненной работы.


Проявлять чувство терпимости к другим вкусам и мнениям.

Познакомиться с народной архитектурой.

Работать с иллюстрациями известных художников. Находить средства художественной выразительности.





Презентация учителя.

28.10


2 четверть (7 ч.)

10



















Кавказская сакля. Коллективная композиция «Аул в горах».

Учащийся нау-чится изобра-жать особен-ности деревен-ской избы, ка-захской юрты, кавказской сак-ли, китайского дома

Учащийся полу-чит возмож-ность научится изображать многофигурные композиции на значимые жиз-ненные темы и участвовать в коллективных работах.

Поиск необходимой информации о художнике А. К. Саврасове. Узнать об особенностях архитектуры людей разной национальнос-ти

Вести диалог в различных ситуациях, сотрудничая с одноклассни-ками и учителем при выполнении учебной задачи.

Оказывать в сотрудничестве необходи-мую взаимопомощь.




Принимать роль ученика на уровне положительного отношения к школе. Осознавать значимость искусства для в жизни каждого человека.


Договариваться о последова-тельности действий и порядке работы в составлении композиции.

Находить и изображать особенности деревенской избы, казахской юрты, кавказской сакли, китайского дома. Создать коллективную композицию домов разных народов

Оценивать результаты выполненного задания.




ЦОР «Кирилл и Мефодий».

11.11


11

Казахская юрта. Коллективная композиция «Жизнь в степи».


18.11


12

Традиционный китайский дом. Коллективная композиция «Архитектура Китая. Дом на воде».


25.11


13

Создание образа своего дома. Выполнение пейзажа с архитектурой.

Учащийся нау-чится создавать образ своего дома, иллюстри-ровать содер-жание стихотво-рения.

Учащийся полу-чит возмож-ность изобра-жать пейзажи и выражать к ним своё отношение.

Осуществлять поиск необходимой информации о работе архитекторов. Узнать об известных архитекторах. Пополнить знания о художнике-пейзажисте В.Д. Поленове.

Высказывать свои предположения о создании иллюстрации к стихотворению, обсуждение дизайна своей комнаты.

Планировать свою дея-тельность в соответствии с постав-ленной зада-чей и усло-виями её ре-ализации и искать сред-ства её осу-ществления.

Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение проявлять познавательный интерес к новому знанию.

Работать над архитектурным проектом своего дома.

Соблюдать соотношение величин, цветовой режим, рисование в композиции.

Работать над иллюстрацией к стихотворению «по сырому».

Изобразить пейзаж и выразить к нему своё эмоциональное отношение с помощью красок.

ЦОР «Кирилл и Мефодий».

02.12


14







Иллюстрирование стихотворения И.А. Бунина «…Берёзы жёлтою резьбой…»



09.12


15

Организация внутреннего пространства народного жилища

(6 ч.)

Сюжетная композиция «В русской избе».

Учащийся нау-чится создавать простые ком-позиции внут-реннего прост-ранства жили-ща.

Узнать об особенностях внутреннего убранства людей разной национальнос-ти.


Участвовать в обсуждении создания композиции интерьера русской избы.



Оценивать результаты выполненно-го задания.





Проявлять чувство терпимости к другим вкусам и мнениям.




Познакомиться с понятием «интерьер», «натюрморт», с жизнью и обычаями разных народов.

Создавать простые композиции внутреннего пространства жилища русского, кавказского, казахского, китайского народа на плоскости и пространстве.

Презентация учителя.

16.12


16





Рисование интерьера кавказской сакли. НРК: Интерьер татарской избы.

Презентация ученика.

23.12





3 четверть (10 ч.)

17


Сюжетная

композиция «В казахской юрте».

Учащийся нау-чится состав-лять компози-цию русского, кавказского, ка-захского, китай-ского народа на плоскости и пространстве.

Учащийся полу-чит возмож-ность пере-давать разнооб-разные эмоци-ональные сос-тояния, исполь-зуя различные оттенки, при создании ком-позиций на заданные темы.

Предметы национальной культуры русских, казахов, кавказцев, китайцев. Уметь работать с толковым словарём, находить значение непонятных слов.

Обсуждать интерьер кав-казской сакли, казахской юр-ты, китайского дома, рассказы-вать о своём проекте, выска-зывать мнение о работе това-рищей.

Осуществ-лять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходи-мую взаимопо-мощь.












Определять свои чувства по отно-шению к искус-ству, выражать к нему своё эмоциональное отношение.


Соблюдать соотношение форм, величин, цветовой режим.

Помнить о линейной перспективе и трёхмерном пространстве.

Выполнить натюрморт в технике аппликации «Чайная церемония в Китае», создать сюжет интерьера русской избы, кавказской сакли, казахской юрты.

Оценивать результаты выполненного задания.




Презентация учителя.

13.01


18

Натюрморт в тех-нике аппликации «Чайная церемо-ния в Китае»


20.01


19

Проект интерьера своей комнаты.

ЦОР «Кирилл и Мефодий».

27.01


20

Натюрморт из предметов любой национальности.

Презентация учителя.

03.02


21

Символи-ка народного орнамента

(4 ч.)








Русский народный орнамент. Узоры для мужской рубашки, женского сарафана.


Учащийся нау-чится различать орнаменты раз-ных народов и выполнять их эскизы.

Учащийся получит воз-можность по-нимать и пере-давать в худо-жественной ра-боте разницу представлений о красоте челове-ка в разных культурах мира, проявлять тер-пимость к другим вкусам и мнениям.

Познакомить-ся с символами орнамента людей разной национальнос-ти, орнаменты национальной культуры русских, казахов, кавказцев, китайцев. Уметь работать с толковым словарём, находить значение непонятных слов.

Договариваться о последова-тельности действий и порядке работы в парах и группах. Вести диалог в различных ситуациях. Формулиро-вать собствен-ное мнение и аргументиро-вать его.


Соотносить предложен-ный вариант ответа с собственной точкой зрения. Анализировать разнообразие узоров,

оказывать в сотрудничестве необходи-мую взаимо-помощь.


Определять роль искусства в жизни человека и целого народа, нации. Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение.

Познакомиться с символикой народного орнамента.

Исследовать какие символы встречаются в русском орнаменте, что они обозначают, придумать узор для рубашки и сарафана.

Познакомиться с техникой металлопластики, выполнить декоративную монету.

Познакомиться с символикой и цветовой гаммой казахского народа. Нарисовать эскиз ковра.

Познакомиться с символикой и цветовой гаммой китайского народа. Нарисовать китайскую вазу.

Соблюдать соотношение форм, величин, цветовой режим.

Оценивать результаты выполненного задания.



ЦОР «Кирилл и Мефодий».

10.02


22

Декоративная монета в технике металлопластики.

Презентация учителя

17.02


23

Эскиз ковра, с использованием казахского народного орнамента.

Презентация ученика.

24.02


24

Рисование китайской вазы. НРК: Татарский национальный узор.

Презентация ученика.

03.03


25

Народные промыс-лы и деко-ративно-приклад-ное искусство

(10ч.)


Рисование напольной вазы.

Учащийся нау-чится различать виды художест-венной деятель-ности, различать основные виды и жанры пласти-ческих искусств.



Узнать об известных на-родных про-мыслах России (филимоновс-кая, богород-ская, карго-польская, дым-ковская)


Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией учебника.


Планировать свою дея-тельность в соответствии с поставлен-ной задачей и условиями её реализации.



Определять роль искусства в жиз-ни человека и це-лого народа, нации. Прояв-лять чувство личной ответ-ственности за своё поведение.


Познакомиться с народными промыслами России и их традициями.

Работать своим проектом «Напольная ваза». Проявлять творчество, художественный вкус.

Познакомиться с филимоновской игрушкой и характерными узорами для филимоновской игрушки.


Презентация ученика.

10.03


26

Рисование филимоновской игрушки.





17.03



4 четверть (8 ч.)

27























Выполнение эски-за любой богород-ской игрушки.

Понимать виды художественной деятельности их специфику, передавать в своей художест-венной деятель-ности специ-фику стилисти-ки произведений народных худо-жественных промыслов в России, органи-зовывать выс-тавку, высту-пать в роли экскурсовода

Учащийся полу-чит возмож-ность видеть проявление ху-дожественной культуры вок-руг: музеи, архи-тектура, скуль-птура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице в театре, выска-зывать сужде-ния о художес-твенных произ-ведениях и наро-дных промыс-лах.

Обогатить знания о декоративно-прикладном искусстве.
















Формулиро-вать собст-венное мнение и аргументиро-вать его. Участвовать в обсуждении создания игрушки и её художественного оформления.












Искать средства её осуществле-ния постав-ленной зада-чи. Оцени-вать резуль-таты выпол-ненного задания.















Испытывать чувство гордости за свой народ. Воспитывать в себе доброе отношение к мастерам народного творчества. Проявлять интерес к жизни народных умельцев.









Познакомиться с богородской игрушкой и её особенностью (динамикой). Нарисовать эскиз игрушки.

Познакомиться с каргопольской игрушкой и характерными узорами для каргопольской игрушки. Нарисовать композицию к сказке. Нарисовать поднос по мотивам жостовской росписи, сюжетную композицию, подражая городецким умельцам и с элементами хохломы.

Создать дымковскую игрушку в технике бумажной пластики и украсить её дымковской росписью. Соблюдать соотношение форм, величин, цветовой режим.

Познакомиться с понятием «ярмарка», «выставка», с жизнью и обычаями русского народа. Описывать и рассказывать про свои работы. Оценивать результаты выполненного задания.











07.04


28

Рисование каргопольской игрушки.

Презентация ученика.

14.04


29

Создание дымков-ской игрушки в технике бумажной пластики.

Презентация ученика.

21.04


30

Украшение дым-ковской игрушки.

Презентация учителя

24.04


31

Рисование подно-са по мотивам жо-стовского народ-ного промысла.

Презентация учителя

28.04


32

Промежуточная аттестация.


05.05


33

Создание сюжетной композиции по мотивам городецкой росписи.

Презентация ученика.

12.05


34

Рисование узора с элементами хохломской росписи.

19.05







График контрольных работ.


Входная контрольная работа – 30.09.14

Промежуточная аттестация – 05.05.14










Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Печатные пособия.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010 г.

  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1. – М: Просвещение. 2010 г.

  3. Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалёвой. – М: Просвещение. 2011 г.

  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Часть 1. Под ред. Г.С. Ковалёвой. – М: Просвещение. 2011 г.

  5. Программа под редакцией, Савенковой Л.Г. «Изобразительное искусство» 4 класс. - М.: Вентана – Граф, 2013 г.

  6. Учебник. Изобразительное искусство. 4 класс. Л.Г. Савенковоа, Е.А. Ермолинская. - М.: Вентана – Граф, 2013 г.



  1. Материально – технические средства.


  1. Презентации к урокам.

  2. Материалы ЦОР «Кирилл и Мефодий»

  3. Альбомы по декоративно-прикладному искусству.

  4. Компьютерная техника, проектор, мобильный класс.

  5. Сайты музеев:

- www.getty.edu/art/exhibitions/devices

-www.hermitage.ru

-www.rusmuseum.ru





31



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!