РМО учителей технологии, изобразительного искусства и черчения
(МКОУ "Слободо-Туринская СОШ №1")
ТЕМА ЗАСЕДАНИЯ: Формирование функциональной грамотности обучающихся в условиях введения обновлённых ФГОС.
Тема: Приёмы читательской грамотности на уроках технологии
Учитель технологии
МКОУ «Усть-Ницинская СОШ»
Гасанова О.В.
25.03.2024 год
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации работы с текстами на уроках технологии.
Задачи:
Продемонстрировать коллегам методы и приёмы работы с текстом;
Прокомментировать эффективность применения данных методов и приёмов;
Отработать приёмы работы с текстом в практической деятельности.
«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Алексей Алексеевич Леонтьев лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук.
Оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих оценки функциональной грамотности школьника. Предметом измерения является чтение как сложноорганизованная деятельность по восприятию, пониманию и использованию текстов. Умения: находить и извлекать информацию, интерпретировать, осмысливать и оценивать содержание текста, использовать информацию из текста). При разработке Концепции за основу было взято определение, предложенное в исследовании PISA. Читательская грамотность -способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни .
В Российской Федерации все нормативно-правовые документы, обеспечивающие процесс образования, подчёркивают особую важность формирования навыка грамотного чтения в процессе обучения в школе и в обобщённом виде понимают под грамотным чтением способность школьника к «осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества»
Любой учебный предмет предполагает развитие читательской грамотности . Предмет «Технология» – не исключение. При работе с текстом обучающегося необходимо научить работать с разными источниками информации, анализировать текст, выделять главное, искать ответы на вопросы, выстраивать и запоминать логические цепочки. Порой современный школьник может лишь воспроизвести прочитанный текст. В работе над теоретической частью проекта – это одна из главных составляющих. Формирование читательской грамотности может происходить на любом уроке.
Содержание понятия читательская грамотность включает : понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) и использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной).
Например из ФОП: Тема №31 5 класс «Технология приготовления блюд из яиц, круп, овощей.
Без разрыва между словами
ФОП Тема №33, 6 класс « Технологии приготовления блюд из молока, приготовление разных видов теста».
С пересечение текста линиями в разных направлениях»
5 класс ФОП Тема №15 : Правила построения чертежей»
В ш ейн й м ши е им ет я н ск лько р гул торов, н обход мых для п луч ния высок кач стве ной стр чки: рег лятор натяжен я ве хней нити,
регу ятор дл ны ст жка, ре улятор шир ны зиг ага, р гу ятор дек рати ной ст очки, регулятор да ления прижи ной лап и.
13
6 класс Тема № 39 Современные текстильные материалы. Сравнение свойств тканей.
Вставьте пропущенные слова
- Наибольшей осыпаемостью нитей и раздвижкой в швах обладают _________ ткани.
2. __________ ткани характеризуются теплозащитными свойствами, высокой износостойкостью и т.д.
3. Утюжат _________ и _________ ткани с изнаночной стороны при температуре не выше 150° С.
Расставьте последовательность действий
Установи последовательность раскроя изделия:
1
2
а) вырезание деталей;
3
б) выполнение экономной раскладки;
в) обводка;
4
5
г) фиксирование портновскими булавками;
д) обмеловка с припуском на швы.
Расставить последовательность действий
Технология изготовления швейных изделий включает технологические операции. В предложенную технологическую карту «Изготовление фартука с отрезным нагрудником, накладными карманами и притачным поясом» вставьте пропущенные операции, учитывая последовательность действий
Пропущенные операции:
а) обработка бретелей
б) обработка нижней части фартука
в) соединение нагрудника с нижней частью фартука и поясом
г) раскрой изделия
17