СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения через технологию развития критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения через технологию развития критического мышления

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения через технологию развития критического мышления»

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения через технологию развития критического мышления Жукова Валентина Павловна  МБОУ Большинская СОШ 2016

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения через технологию развития критического мышления

Жукова Валентина Павловна МБОУ Большинская СОШ

2016

В образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом. Овладение читательской грамотностью - основа общекультурного уровня человека, способного в дальнейшем заниматься самообразованием. Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника. «Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».  авторы PISA

В образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.

Овладение читательской грамотностью - основа общекультурного уровня человека, способного в дальнейшем заниматься самообразованием.

Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.

«Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». авторы PISA

К сожалению, уровень развития читательской грамотности у обучающихся не высок, часто выводы и логические связи, которые выстраивает ученик, схватывают лишь часть содержания текста, текст понимается фрагментарно и неточно, ребенок испытывает трудности с формулированием собственных суждений. Те ученики, которые начинают испытывать трудности чтения в 3–4 классе, в дальнейшем обречены на серьезные учебные проблемы.  Таким образом, возникает проблема:   современное образование требует развития читательской грамотности, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая.

К сожалению, уровень развития читательской грамотности у обучающихся не высок, часто выводы и логические связи, которые выстраивает ученик, схватывают лишь часть содержания текста, текст понимается фрагментарно и неточно, ребенок испытывает трудности с формулированием собственных суждений.

Те ученики, которые начинают испытывать трудности чтения в 3–4 классе, в дальнейшем обречены на серьезные учебные проблемы.

Таким образом, возникает проблема:

современное образование требует развития читательской грамотности, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая.

Все педагогии нацелены на поиск педагогических технологий, наиболее надежно обеспечивающих переход: Обучение чтению Чтение для обучения Среди многих технологий меня заинтересовала «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП) ,  наиболее удачно позволяющая осуществить переход от обучения чтению к чтению для обучения, формировать ученика, способного к активной самостоятельной деятельности.

Все педагогии нацелены на поиск педагогических технологий, наиболее надежно обеспечивающих переход:

Обучение чтению

Чтение для обучения

  • Среди многих технологий меня заинтересовала «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП) , наиболее удачно позволяющая осуществить переход от обучения чтению к чтению для обучения, формировать ученика, способного к активной самостоятельной деятельности.
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): 1 стадия: Актуализация ВЫЗОВ 2 стадия: Пробуждение интереса к получению новой информации Получение и имеющихся знаний 3 стадия: ОСМЫСЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯ Соотнесение новой информации с собственными знаниями; осмысление новой Целостное осмысление, Постановка собственных целей обучения Корректировка учеником поставленных целей обучения присвоение и Выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного - тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов») информации Анализ всего процесса изучения материала обобщение полученной информации

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий):

1 стадия:

Актуализация

ВЫЗОВ

2 стадия:

Пробуждение интереса к получению новой информации

Получение и

имеющихся знаний

3 стадия:

ОСМЫСЛЕНИЕ

РЕФЛЕКСИЯ

Соотнесение новой информации с собственными знаниями;

осмысление новой

Целостное осмысление,

Постановка собственных целей обучения

Корректировка учеником поставленных целей обучения

присвоение и

Выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного - тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»)

информации

Анализ всего процесса изучения материала

обобщение полученной

информации

Приемы стадии Вызов 1.1.Таблица «Знаю – хочу знать - узнал». Перед учащимися ставятся вопросы: Что вы знаете об этом писателе? Какие знаете его произведения? Особенности произведений этого писателя? Что узнали нового? Что вы считаете нужным узнать? Ответы вписываются в первые две колонки таблицы. Поработав в парах, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение: совпало ли первоначальное представление с последующим. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой. ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ

Приемы стадии

Вызов

  • 1.1.Таблица «Знаю – хочу знать - узнал».
  • Перед учащимися ставятся вопросы:
  • Что вы знаете об этом писателе?
  • Какие знаете его произведения?
  • Особенности произведений этого писателя?
  • Что узнали нового?
  • Что вы считаете нужным узнать?
  • Ответы вписываются в первые две колонки таблицы.
  • Поработав в парах, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение: совпало ли первоначальное представление с последующим. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Приемы стадии Вызов 1.2.Прием прогнозирование по иллюстрации Учащиеся рассматривают иллюстраций и  высказывают свои предположения. Наводящие вопросы учителя: 1.Посмотрите на иллюстрацию и определите тему. Что может произойти? 2.Опишите героя, определите черты его характера. 1.3.Приём «ассоциация» Применяется для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения. Он дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию. Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает: Почему именно так называется? Что может произойти в произведении с таким названием?

Приемы стадии

Вызов

  • 1.2.Прием прогнозирование по иллюстрации
  • Учащиеся рассматривают иллюстраций и

высказывают свои предположения.

  • Наводящие вопросы учителя:
  • 1.Посмотрите на иллюстрацию и
  • определите тему. Что может произойти?
  • 2.Опишите героя, определите черты его характера.
  • 1.3.Приём «ассоциация»
  • Применяется для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения. Он дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию. Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает: Почему именно так называется? Что может произойти в произведении с таким названием?
Приемы стадии Осмысления 2.1. «Верители вы, что» Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их. 2.2. «Работа с вопросником».   Самостоятельная работа с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего. 2.3. «Ключевые слова» После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.

Приемы стадии

Осмысления

  • 2.1. «Верители вы, что»
  • Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.
  • 2.2. «Работа с вопросником».
  •   Самостоятельная работа с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт.
  • После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
  • 2.3. «Ключевые слова»
  • После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.
Приемы стадии Осмысления 2.3.«Уголки» При характеристике одного из героев класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.   2.4.«Взаимоопрос» Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

Приемы стадии

Осмысления

  • 2.3.«Уголки»
  • При характеристике одного из героев класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.
  •   2.4.«Взаимоопрос»
  • Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
Приемы стадии Рефлексии 3.1.«Логическая цепочка» После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. 3.2 «Создание викторины» Проводится после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего – «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.

Приемы стадии

Рефлексии

  • 3.1.«Логическая цепочка»
  • После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.
  • 3.2 «Создание викторины»
  • Проводится после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего – «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.
Приемы стадии Рефлексии 3.3 «Синквейн» Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. 1.  В первой строчке тема называется одним словом  (обычно существительным). 2.  Вторая строчка - это описание темы в двух словах  (двумя прилагательными). 3.  Третья строчка - это описание действия в рамках  этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. 4.  Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5.   Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Приемы стадии

Рефлексии

  • 3.3 «Синквейн»
  • Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
  • 1.  В первой строчке тема называется одним словом
  • (обычно существительным).
  • 2.  Вторая строчка - это описание темы в двух словах
  • (двумя прилагательными).
  • 3.  Третья строчка - это описание действия в рамках
  • этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • 4.  Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
  • 5.   Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Приемы стадии Рефлексии 3.4. «Написание творческих работ» Детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития,  все с удовольствием делают эту работу.    3.5. «Кластер»   Дети выделяют смысловые единицы текста и графически их оформляют в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Выделяем центр – это тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Например, центр – название текста, смысловые единицы –  деление текста  на части, озаглавливание частей, нахождение ключевых слов или фраз 

Приемы стадии

Рефлексии

  • 3.4. «Написание творческих работ»
  • Детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития,  все с удовольствием делают эту работу.
  •    3.5. «Кластер»
  •   Дети выделяют смысловые единицы текста и графически их оформляют в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.
  • Выделяем центр – это тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия.
  • Например, центр – название текста, смысловые единицы –  деление текста  на части, озаглавливание частей, нахождение ключевых слов или фраз 
Все стадии  Приём «Чтение с остановками». 1.     Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. Размер текста не должен превышать пяти-семи страниц. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Данный прием содержит все стадии технологии.

Все стадии

Приём «Чтение с остановками».

  • 1.     Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. Размер текста не должен превышать пяти-семи страниц.
  • Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки.
  • Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.
  • Данный прием содержит все стадии технологии.
Все стадии  Приём «Чтение с остановками». Схема реализации: А)  Рассказ  учителя о своем личном опыте знакомства с этой книгой Вступление должно быть не слишком длинным – не более трех-четырех минут. Б) Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что может произойти в рассказе с таким названием? В) Чтение текста до запланированных учителем остановок. Во время этих остановок учитель задаёт  вопросы, которые побуждали бы учеников к критическому мышлению (« Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»)

Все стадии

Приём «Чтение с остановками».

  • Схема реализации:
  • А) Рассказ  учителя о своем личном опыте знакомства с этой книгой Вступление должно быть не слишком длинным – не более трех-четырех минут.
  • Б) Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что может произойти в рассказе с таким названием?
  • В) Чтение текста до запланированных учителем остановок. Во время этих остановок учитель задаёт  вопросы, которые побуждали бы учеников к критическому мышлению (« Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»)
Все стадии  Приём «Чтение с остановками». Г)  После окончания работы с текстом предлагается учащимся на выбор две-четыре цитаты (или пословицы, расхожих выражения), связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета.  Детям нужно выбрать одну из них – какая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к тексту.

Все стадии

Приём «Чтение с остановками».

  • Г) После окончания работы с текстом предлагается учащимся на выбор две-четыре цитаты (или пословицы, расхожих выражения), связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета.
  • Детям нужно выбрать одну из них – какая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к тексту.
Все стадии Ромашка Блума или Ромашка вопросов. Этот приём формирует умение ставить различные вопросы к произведению , систематизировать их. 1.Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые  нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию: «Кто из героев сказки посадил репку?» 2.Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов : «То есть ты говоришь, что..?», «Если я правильно понял,  то …?» Целью такого приёма является предоставление ученику возможности для обратной связи, уточнения, убеждения слушателей в своей правоте , иногда для получения информации скрытой, но подразумевающейся.) 3.Интерпретационные (объясняющие)  вопросы.   Начинаются со слова «Почему?» Направлены на установление причинно-следственных связей.

Все стадии

Ромашка Блума или Ромашка вопросов.

Этот приём формирует умение ставить различные вопросы к произведению , систематизировать их.

1.Простые вопросы.

Это вопросы, отвечая на которые  нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию: «Кто из героев сказки посадил репку?»

2.Уточняющие вопросы.

Обычно начинаются со слов : «То есть ты говоришь, что..?», «Если я правильно понял,  то …?» Целью такого приёма является предоставление ученику возможности для обратной связи, уточнения, убеждения слушателей в своей правоте , иногда для получения информации скрытой, но подразумевающейся.)

3.Интерпретационные (объясняющие)  вопросы.  

Начинаются со слова «Почему?» Направлены на установление причинно-следственных связей.

Все стадии Ромашка Блума или Ромашка вопросов. 4.Творческие вопросы. В вопросительном предложении присутствует частица «бы», элементы условности, предположения, прогноз:   «Как вы думаете, как будет поступать герой , если…?» 5.Оценочные вопросы . Вопросы направлены на выяснение критериев оценки событий, поступков, явлений, фактов: «Почему это хорошо, а это плохо?» 6.Практические вопросы. Вопрос направлен на установление связи между теорией и практикой:   «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?

Все стадии

Ромашка Блума или Ромашка вопросов.

4.Творческие вопросы.

В вопросительном предложении присутствует частица «бы», элементы условности, предположения, прогноз:   «Как вы думаете, как будет поступать герой , если…?»

5.Оценочные вопросы .

Вопросы направлены на выяснение критериев оценки событий, поступков, явлений, фактов: «Почему это хорошо, а это плохо?»

6.Практические вопросы.

Вопрос направлен на установление связи между теорией и практикой:   «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?

Применяя приемы ТКРМ на практике, я сделала следующий вывод: При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность». «Читать- это еще ничего не значит;  что  читать и как  понимать прочитанное вот в чем главное». Ушинский К. Д.
  • Применяя приемы ТКРМ на практике, я сделала следующий вывод:

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

«Читать- это еще ничего не значит;

что читать

и как понимать прочитанное

  • вот в чем главное».

Ушинский К. Д.

Для оценки уровня сформированности читательской грамотности предлагаю использовать следующие методики: «Тест на оценку сформированности навыков чтения» (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой); «Тест грамотности чтения художественных текстов», цель которой выявить начальный уровень сформированности аналитических читательских умений младших школьников; анкету «Хороший ли я читатель?» позволяющую увидеть уровень самооценки учащихся.

Для оценки уровня сформированности читательской грамотности предлагаю использовать следующие методики:

  • «Тест на оценку сформированности навыков чтения» (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой);
  • «Тест грамотности чтения художественных текстов», цель которой выявить начальный уровень сформированности аналитических читательских умений младших школьников;
  • анкету «Хороший ли я читатель?» позволяющую увидеть уровень самооценки учащихся.
Литература Гузеев В.В. О скрытом контексте в технологии развития критического мышления.// Педагогические технологии.- 2006,№2.-с.16-22 Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы. // Директор школы,-2007,№3,-с.47-68 Левина И.Г. Формирование когнитивных навыков учащихся на уроке в режиме применения технологии развития критического мышления.// Управление начальной школой.-2006,№3.- с.5-12 Нечаева Н.В. Практикум по методикам начального обучения.// Управление начальной школой.-2008,№1.-с.34-42 Шакирова Д.М. Технология формирования критического мышления младших школьников.//Начальная школа.-2007,№5.-с.25-28

Литература

  • Гузеев В.В. О скрытом контексте в технологии развития критического мышления.// Педагогические технологии.- 2006,№2.-с.16-22
  • Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы. // Директор школы,-2007,№3,-с.47-68
  • Левина И.Г. Формирование когнитивных навыков учащихся на уроке в режиме применения технологии развития критического мышления.// Управление начальной школой.-2006,№3.- с.5-12
  • Нечаева Н.В. Практикум по методикам начального обучения.// Управление начальной школой.-2008,№1.-с.34-42
  • Шакирова Д.М. Технология формирования критического мышления младших школьников.//Начальная школа.-2007,№5.-с.25-28


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!