Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения через технологию развития критического мышления
Жукова Валентина Павловна МБОУ Большинская СОШ
2016
В образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.
Овладение читательской грамотностью - основа общекультурного уровня человека, способного в дальнейшем заниматься самообразованием.
Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.
«Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». авторы PISA
К сожалению, уровень развития читательской грамотности у обучающихся не высок, часто выводы и логические связи, которые выстраивает ученик, схватывают лишь часть содержания текста, текст понимается фрагментарно и неточно, ребенок испытывает трудности с формулированием собственных суждений.
Те ученики, которые начинают испытывать трудности чтения в 3–4 классе, в дальнейшем обречены на серьезные учебные проблемы.
Таким образом, возникает проблема:
современное образование требует развития читательской грамотности, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая.
Все педагогии нацелены на поиск педагогических технологий, наиболее надежно обеспечивающих переход:
Обучение чтению
Чтение для обучения
- Среди многих технологий меня заинтересовала «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП) , наиболее удачно позволяющая осуществить переход от обучения чтению к чтению для обучения, формировать ученика, способного к активной самостоятельной деятельности.
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий):
1 стадия:
Актуализация
ВЫЗОВ
2 стадия:
Пробуждение интереса к получению новой информации
Получение и
имеющихся знаний
3 стадия:
ОСМЫСЛЕНИЕ
РЕФЛЕКСИЯ
Соотнесение новой информации с собственными знаниями;
осмысление новой
Целостное осмысление,
Постановка собственных целей обучения
Корректировка учеником поставленных целей обучения
присвоение и
Выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного - тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»)
информации
Анализ всего процесса изучения материала
обобщение полученной
информации
Приемы стадии
Вызов
- 1.1.Таблица «Знаю – хочу знать - узнал».
- Перед учащимися ставятся вопросы:
- Что вы знаете об этом писателе?
- Какие знаете его произведения?
- Особенности произведений этого писателя?
- Что узнали нового?
- Что вы считаете нужным узнать?
- Ответы вписываются в первые две колонки таблицы.
- Поработав в парах, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение: совпало ли первоначальное представление с последующим. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
ЗНАЮ
ХОЧУ УЗНАТЬ
УЗНАЛ
Приемы стадии
Вызов
- 1.2.Прием прогнозирование по иллюстрации
- Учащиеся рассматривают иллюстраций и
высказывают свои предположения.
- Наводящие вопросы учителя:
- 1.Посмотрите на иллюстрацию и
- определите тему. Что может произойти?
- 2.Опишите героя, определите черты его характера.
- Применяется для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения. Он дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию. Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает: Почему именно так называется? Что может произойти в произведении с таким названием?
Приемы стадии
Осмысления
- Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.
- 2.2. «Работа с вопросником».
- Самостоятельная работа с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт.
- После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
- После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.
Приемы стадии
Осмысления
- При характеристике одного из героев класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.
- 2.4.«Взаимоопрос»
- Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
Приемы стадии
Рефлексии
- После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.
- Проводится после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего – «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.
Приемы стадии
Рефлексии
- Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
- 1. В первой строчке тема называется одним словом
- (обычно существительным).
- 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах
- (двумя прилагательными).
- 3. Третья строчка - это описание действия в рамках
- этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
- 4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
- 5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Приемы стадии
Рефлексии
- 3.4. «Написание творческих работ»
- Детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу.
- Дети выделяют смысловые единицы текста и графически их оформляют в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.
- Выделяем центр – это тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия.
- Например, центр – название текста, смысловые единицы – деление текста на части, озаглавливание частей, нахождение ключевых слов или фраз
Все стадии
Приём «Чтение с остановками».
- 1. Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. Размер текста не должен превышать пяти-семи страниц.
- Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки.
- Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.
- Данный прием содержит все стадии технологии.
Все стадии
Приём «Чтение с остановками».
- Схема реализации:
- А) Рассказ учителя о своем личном опыте знакомства с этой книгой Вступление должно быть не слишком длинным – не более трех-четырех минут.
- Б) Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что может произойти в рассказе с таким названием?
- В) Чтение текста до запланированных учителем остановок. Во время этих остановок учитель задаёт вопросы, которые побуждали бы учеников к критическому мышлению (« Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»)
Все стадии
Приём «Чтение с остановками».
- Г) После окончания работы с текстом предлагается учащимся на выбор две-четыре цитаты (или пословицы, расхожих выражения), связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета.
- Детям нужно выбрать одну из них – какая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к тексту.
Все стадии
Ромашка Блума или Ромашка вопросов.
Этот приём формирует умение ставить различные вопросы к произведению , систематизировать их.
1.Простые вопросы.
Это вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию: «Кто из героев сказки посадил репку?»
2.Уточняющие вопросы.
Обычно начинаются со слов : «То есть ты говоришь, что..?», «Если я правильно понял, то …?» Целью такого приёма является предоставление ученику возможности для обратной связи, уточнения, убеждения слушателей в своей правоте , иногда для получения информации скрытой, но подразумевающейся.)
3.Интерпретационные (объясняющие) вопросы.
Начинаются со слова «Почему?» Направлены на установление причинно-следственных связей.
Все стадии
Ромашка Блума или Ромашка вопросов.
4.Творческие вопросы.
В вопросительном предложении присутствует частица «бы», элементы условности, предположения, прогноз: «Как вы думаете, как будет поступать герой , если…?»
5.Оценочные вопросы .
Вопросы направлены на выяснение критериев оценки событий, поступков, явлений, фактов: «Почему это хорошо, а это плохо?»
6.Практические вопросы.
Вопрос направлен на установление связи между теорией и практикой: «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?
- Применяя приемы ТКРМ на практике, я сделала следующий вывод:
При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
«Читать- это еще ничего не значит;
что читать
и как понимать прочитанное
Ушинский К. Д.
Для оценки уровня сформированности читательской грамотности предлагаю использовать следующие методики:
- «Тест на оценку сформированности навыков чтения» (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой);
- «Тест грамотности чтения художественных текстов», цель которой выявить начальный уровень сформированности аналитических читательских умений младших школьников;
- анкету «Хороший ли я читатель?» позволяющую увидеть уровень самооценки учащихся.
Литература
- Гузеев В.В. О скрытом контексте в технологии развития критического мышления.// Педагогические технологии.- 2006,№2.-с.16-22
- Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы. // Директор школы,-2007,№3,-с.47-68
- Левина И.Г. Формирование когнитивных навыков учащихся на уроке в режиме применения технологии развития критического мышления.// Управление начальной школой.-2006,№3.- с.5-12
- Нечаева Н.В. Практикум по методикам начального обучения.// Управление начальной школой.-2008,№1.-с.34-42
- Шакирова Д.М. Технология формирования критического мышления младших школьников.//Начальная школа.-2007,№5.-с.25-28