СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе (А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В файле представлены конспект урока по родной русской литературе для 7 класса "Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе" (А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»)

Просмотр содержимого документа
«Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе (А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»)»

Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе

(А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»)

Тип урока: урок открытия знаний.

Цели урока:

Образовательная: получить представление о личности и мировоззрении А.К. Толстого, об основных темах, мотивах и образах творчества поэта. Увидеть уникальность таланта художника слова.

Развивающая: содействовать проявлению личностного отношения учащихся к историческим и лирическим народным песням, самостоятельной оценки услышанного и прочитанного. Объяснить теоретические понятия «белый стих» и «образные параллелизмы», научить находить их в лирических произведениях.

Воспитательная: помочь учащимся осмыслить социальную линию народных и литературных песен, утверждение в них идеалов Любви и Правды.

Планируемые результаты:

Личностные:

Метапредметные:

Предметные:

Воспитание уважения к русскому фольклору и истории. Развитие эстетического созна-ния через освоение художественного наследия русского народа.

Развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач.

Понимание фольклора как особого способа познания русской истории; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять свое мнение в устных и письменных высказываниях, сопоставлять фольклор с произведениями других искусств.



Оборудование: учебник, мультимедийная доска, тетрадь.

Ход урока



1.       Организационный этап.

2.       Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания: выразительно читать «Песни о Стеньке Разине» (песню 1) А. С. Пушкина, отвечать на вопросы по композиции, содержанию и художественным особенностям.

3.       Мотивация и целеполагание.

Многие русские поэты воспевали и славили природу родного края, и каждый находил что-то свое очень личное: ассоциации, образы из детства, только ему знакомые аккорды, завораживающие краски. Многие произведения А. К. Толстого строятся на описании своих родных мест, своей Родины, вскормившей и вырастившей поэта. В нем очень сильна любовь ко всему «земному», к окружающей природе, он тонко ощущает её красоту в разное время года.

4.       Первичное усвоение новых знаний.

Детство Алексей Константинович провел в Черниговской губернии в имении своего дяди Алексея Перовского (известного в литературе под псевдонимом Антония Погорельского). Первое в русской литературе авторское произведения для детей – волшебная повесть «Чёрная курица, или Подземные жители», - было написано специально для А. К. Толстого его дядей. А. Перовский поощрял рано пробудившиеся у мальчика литературные интересы и регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, а однажды представил его самому И. В. Гёте. Толстой всю жизнь помнил эту встречу и хранил подарок великого поэта – кусок бивня мамонта.

В 9-летнем возрасте его перевозят в Санкт-Петербург, где он вскоре познакомился и сблизился с юным цесаревичем Александром (будущим императором Александром II). Они были ровесниками, и дружба, завязавшаяся между ними в раннем возрасте, с годами окрепла и сохранилась на всю жизнь.

Впоследствии А. К. Толстой использовал привилегию друга императора: «говорить во что бы то ни стало правду», оказать помощь своим собратьям по перу. Благодаря хлопотам А. Толстого состоялось возвращение из ссылки И. Тургенева, Т. Шевченко. Летом 1862 года вступился за Ивана Аксакова, которому было запрещено редактировать газету «День».

В 1864 году А. Толстой делает попытку смягчить участь Чернышевского, хотя не испытывал симпатий ни к взглядам Чернышевского, ни к его личности. В литературе Толстой дебютировал не как поэт, а как писатель.

В 1841 году была напечатана мистическая повесть на вампирскую тему «Упырь».

В тридцатисемилетнем возрасте А. Толстой начал публиковать свои лирические стихотворения, простые и задушевные – о любви ко всему «земному», к родине, родному краю, к окружающей природе, тонко ощущая её красоту.

А.К. Толстой с раннего детства любил и понимал родную природу. Глубоко русский человек, граф, он сумел подметить в скромных пейзажах именно то, что составляет тайну их неизъяснимого очарования, сумел найти поэзию даже в прозе русской природы.

На протяжении всего творческого пути Алексей Константинович обращался к картинам русского пейзажа. Наверное, поэтому его стихи так проникновенны и лиричны. В более позднем его творчестве мы видим величественные картины южной природы Крыма. Многие произведения А. К. Толстого строятся на описании своих родных мест, своей родной Брянщины- села Красный Рог, вскормившей и вырастившей поэта. В нем очень сильна любовь ко всему «земному», к окружающей природе, он тонко ощущает её красоту. В лирике Толстого преобладают стихотворения пейзажного типа.  

Из письма А.К. Толстого к Я.П. Полонскому видим: «А вот это хорошо, что Вы, может быть, приедете к нам в Красный Рог. Если бы Вы знали, какое это великолепие летом и осенью: леса кругом на 50 верст и более, луга и лощины такие красивые, каких я никогда не видал, а осенью, особенно в эту осень, не выезжаешь из золота и пурпура».

5.       Первичная проверка понимания.

1)      Прочитать выразительно стихотворение:

Моя душа летит приветом...

...Моя душа летит приветом

Навстречу вьюге снеговой,

Люблю я тройку удалую

И свист саней на всем бегу,

Гремушки, кованую сбрую

И золоченую дугу.

 

Люблю тот край, где зимы долги,

Но где весна так молода,

Где вниз по матушке по Волге

Идут бурлацкие суда.

 

Люблю пустынные дубравы,

Колоколов призывный гул,

И нашей песни величавой

Тоску, свободу и разгул.

 

Она, как Волга, отражает

Родные степи и леса,

Стесненья мелкого не знает,

Длинна, как девичья коса.

 

Как синий вал, звучит глубоко,

Как белый лебедь, хороша,

И с ней уносится далеко

Моя славянская душа.

1862

2)      Определить тему и основную мысль произведения.

6.       Первичное закрепление. Работа над идейно-художественным содержанием.

В стихах о зиме в творчестве русские поэты восхищаются её суровостью, передают уют народного быта русской избы и жизни крестьянина в долгое морозное время. Стихи повествуют о сказках, созданных самим очарованием зимней природы.

Так что же привлекало поэта в данном времени года? Да, пожалуй, всё: и долгая снежная зима, и удалая тройка, несущаяся со свистом «на всём бегу», и пустынные зимние дубравы:

Моя душа летит приветом

Навстречу вьюги снеговой,

Люблю я тройку удалую

И свист саней на всём бегу…

(«Моя душа летит приветом…», 1862)

Выдающемуся русскому лирику Алексею Константиновичу Толстому свойственно необычайно тонкое ощущение красоты родной природы. Он умел уловить самое характерное в формах и красках природы, ее звуках и запахах.

- Повторим термины:

Инверсия - необычная последовательность слов в предложении.

Анафора - единоначатие; повторение слова или группы слов в конце нескольких фраз или строф.

Параллелизм - один из видов повтора (синтаксического, лексического, ритмического); композиционный прием, подчеркивающий связь нескольких элементов художественного произведения.

 7.       Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Выразительно читать стихотворение, устно отвечать на вопросы по композиции, содержанию и художественным особенностям. 

8.       Рефлексия (подведение итогов занятия).

Особенное внимание А.К. Толстой уделял временам года. В произведениях поэта найдут отражение все времена года, и, хотя они не оформлены в самостоятельную тему и часто являются символическим фоном для размышлений поэта в определённый период жизни, можно говорить о том, что они составляют важную часть всего творчества поэта. 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!