СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фольклор в музыке русских композиторов

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фольклор в музыке русских композиторов»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет________ Музыка_____

Класс__5_____

Урок №____6_________

Тема урока:_«Фольклор в музыке русских композиторов»_с применением сингапурских структур

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания.

Цель: Создание условий для осмысления и освоения обучающимися новой учебной информации о возможностях симфонического оркестра в музыкальном воплощении фольклорного образа. 

Задачи урока:

Обучающие: познакомить с симфонической картинкой А. К. Лядова “Кикимора”, в процессе анализа музыкального произведения Лядова повторить музыкальные инструменты: кларнет, фагот, челеста и английский рожок;

Развивающие: формировать познавательный интерес к симфонической музыке, развивать умение слышать музыку, наблюдать, сравнивать, анализировать, изображать в игровой форме сказочных героев.

Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству посредством симфонической музыки

Планируемы результаты:

Предметные:

  • Определять инструменты симфонического оркестра;

  • Знать определение «программная музыка»;

  • Знать композитора Анатолия Константиновича Лядова;

  • Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к ней.

Метапредметные:

  • Определять инструменты симфонического оркестра;

  • Знать определение «программная музыка»;

  • Знать композитора Анатолия Константиновича Лядова;

  • Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к ней.

Личностные:

  • Осмысленно воспринимать музыкальный образ;

  • Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

  • Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, оценка результатов собственной музыкальной исполнительской деятельности

Формирование УУД:

Личностные действия: проявление эмоциональной отзывчивости, умение слушать и анализировать, выражать свои мысли при восприятии нового музыкального материала и исполнении вокального произведения, умение анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.(самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия :активизация поискового процесса у детей через сравнение образов литературного персонажа и его музыкального изображения, участвуя в коллективном и групповом обсуждении, определяя и формулировать цель урока. (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: знакомство с понятием «программная музыка», с жанром симфонической миниатюры, ведение поиска общих и особенных черт на примере русского фольклорного персонажа и его изображения в музыке А.Лядова, ориентация на собственную систему знаний, осознание необходимости приобретения новых, умение анализировать, сравнивать.(общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: сотрудничество учителя с учениками в форме диалога, сотрудничество и ведение диалога в группах, исполнение песни хором, умение аргументировать свое мнение, понимая взгляды других, наблюдая за музыкой.(планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Методы урока:

Метод межпредметных связей (при сравнении литературного и музыкального произведений);

Наглядный метод- (при подготовке к активной познавательной активности);

Словесный (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, на этапе рефлексии, при подведении итогов урока)

Частично-поисковый (при выполнении заданий) контроля и самоконтроля (при обобщении и рефлексии)

Формы познавательной деятельности:

фронтальная, коллективная, индивидуальная, парная, групповая.

УМК:

Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» - М. Просвещение 2020

Музыкальный материал:

М.Л. Тариверди́ев, Н.Н.Добронравов- песня «Маленький принц» 

А. К. Лядов «Кикимора» - симфоническая миниатюра.

А. К. Лядов «Колыбельная»

Оборудование: фортепиано, синтезатор, проектор, компьютер, музыкальный центр.

Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

№ п/п

Этап урока

        Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Орг. момент

Приветствует  детей, пожелание хорошего настроения, получения новых знаний.

Приветствуют  учителя

Л.-проявление эмоциональной отзывчивости

2.

Мотивационный

момент.

Вокально-хоровая работа

Я хочу начать урок с высказывания А.С. Пушкина. Найдите пропущенное слово в его словах:

Слайд №1,2

______ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Ученики: Это слово сказка.

Учитель: Как вы, ребята, думаете, о чем или о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? Какие музыкальные открытия нас ожидают?

Ученики:

О сказке или сказочных героях в музыке.

Учитель: Конечно, о сказочном герое, изображенном в музыке. -

Какую песню мы выучили на прошлом уроке?

Ученики: Песня «Маленький принц».

Учитель: Вспомните, в каком куплете и в каких строчках там поется про сказку?

Ученики: В третьем куплете - самое главное, сказку не спугнуть.

Учитель: Давайте споем эту песню. Она будет эпиграфом к нашему уроку и поведет нас к новым знаниям и открытиям. Прежде, чем спеть этот куплет, сделаем упражнения распоемся (дыхательные упражнения и распевка на словах о сказке - Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок. (распевание детей и исполнение фрагмента песни).

Читают.

Определяют, что это загадка.

Отгадывают.






Исполняют песню.


Продолжают ряд слов, обосновывают ответ.

Р.-планирование учебной цели,

Побуждение к активности

Л.-умение слушать и анализировать

К.-формулировать собственное мнение

3.

Актуализация знаний

-- Продолжите ряд слов: сказка, загадка, русская народная песня, …. Что общего у этих слов, что их объединяет?

- Что такое фольклор? Вы получали д\з дать определение фольклору.

Фольклор – устное народное творчество. Самая важная его черта - то, что фольклор является искусством народного слова.

- Какие жанры фольклорного творчества мы знаем?

- Могут ли быть связаны между собой музыка и литература в фольклоре?

Русские композиторы часто в своем творчестве обращаются к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям. Слайд №3

Итак назовём тему нашего урока: «Фольклор в музыке русских композиторов». Слайд №4.

Сегодня мы познакомимся с симфонической миниатюрой «Кикимора» русского композитора А. К. Лядова, которая появилась на свет только благодаря фольклору – сказанию русского народа.

Опираясь на тему урока, построим план действий, используя опорные фразы на доске:


познакомиться с …


узнать, что такое,


сравнить образ Кикиморы в …


выявить в чём взаимосвязь музыки и литературы в произведении…

Отвечают.


Ответы учащихся


(используется сингапурская структура Релли Робин, (два участника обмениваются ответами в течение 30 секунд)





Ответы учащихся






Формулируют тему урока







Предполагают и формулируют задачи урока.



новым музыкальным произведением о Кикиморе.

симфоническая миниатюра

литературе и в музыке.

А. Лядова

П.- понимание истоков музыки

К.-Умение формулировать тему урока

Л.-развитие интереса к

музыкальным произведениям

Р.- участие в групповом коллективном обсуждении,

Л.-умение выражать свои мысли

Р.-планирование учебных задач,


4.

Первичная проверка понимания.

Работа над образом «Кикиморы»



















Расскажите, кто такая кикимора? Что вы знаете о ней?

Кикимора – злой дух, нечиста сила в женском обличье. Чаще всего в народных преданиях встречается Кикимора болотная - злое коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека. Слайд №5.

Ребята, если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы создали по характеру?

Музыку симфонической миниатюры написал Анатолий Константинович Лядов (1855- 1914г.г.) - ученик русского композитора сказочника Н. А. Римского-Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес) на фольклорные сюжеты, среди них «Баба-яга», «Волшебное озеро». Слайд № 6.

Анатолий Лядов говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте, чего нет, только тогда я счастлив». Слайд № 7

Новое понятие: Симфоническая миниатюра- небольшая пьеса для симфонического оркестра. Слайд №8.



Ответы детей. Это сказочный персонаж. Живёт в болоте. Зелёного цвета и очень вредная.










Предположения детей















Запись в тетрадь.

К.-расширение музыкального кругозора, эмоциональное восприятие

Р.-участвовать в коллективном обсуждении, договариваться и приходить к общему решению

5.

Музыкально-ритмическая минутка.

Я прошу, давайте встанем, возьмем в свою руку звук и поведем его, строго следуя за движением главной героини произведения (прием «слушание рукой» или «визуализации). Если мы будем говорить о музыке ее же языком, то она нам станет понятней и ближе.

Дети «рисуют» рукой движение музыки. Они улавливают движение, ритмический рисунок, рельефность музыкальной ткани. Дети с легкостью выполняют задание, а некоторые ребята высказывались о том, что трудно было идти за мелодией.

П.-умение анализировать.

Л.-умение двигаться под музыку

6.

Раскрытие темы

Работа в группах.

Полное прослушивание произведения

«Кикимора» А. К. Лядова


Литературной основой музыки А.Лядова стало одно народное сказание, записанное собирателем фольклора И. Сахаровым. Давайте прочитаем его. Слайд №9,10

Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения. Это музыкальное произведение называется программным, так как в его основе лежит программа, конкретный образ, либо литературный сюжет (текст понятия).Слайд№11

Сейчас прослушаем «Кикимору» А. К. Лядова. Во время звучания музыки симфонической миниатюры, прочитайте пожалуйста народное сказание о кикиморе и ответьте каждый письменно на задания в виде таблиц, которые лежат у вас на столах. Они будут разными. Для 1-2 команды это будет первое задание, для 2-3- второе задание, а для 4-5 команды – третье задание. После слушания вы обсудите ответы в командах.

Чтение текста, слушание музыкального произведения выполнение заданий. (Приложение №1)

Структура ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (Think-Write-Round Robin) – «подумай-запиши-обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники ОБДУМЫВАЮТ высказывание или ответ на какой-либо вопрос, ЗАПИСЫВАЮТ и по очереди ОБСУЖДАЮТ свои ответы в команде. При обсуждении даётся определенный промежуток времени каждому учащемуся, чтобы он за это время успел высказать свою точку зрения по вопросу.

Задания см. Приложение

П.-умение анализировать.

Л.-умение выражать свои мысли.

Р.-участвовать в коллективном обсуждении, договариваться и приходить к общему решению

Р.-активизация поискового процесса через сравнение текста и музыки

К.-аргументируем свое мнение

П.-проводить сравнение.

К.-наблюдение за музыкой, эмоциональное восприятие

П.- познавательный интерес к новому

7.

Закрепление знаний и способов действий


Мы с вами прослушали произведение. Теперь я хочу услышать ваши ответы на задания, которые вам были даны при прослушивании музыкального произведения.

Кто исполняет это произведение?

Как музыка и литература (народное сказание) передает нам образ и характер Кикиморы?

Какую Кикимору и других героев нам «рисует» народное сказание и музыка?

Вступают скрипки, гобой и английский рожок – это кот-Баюн рассказывает свою сказку, она напоминает колыбельную. (прослушивание фрагмента)


Тема хрустальной колыбельки –

Это образ хрустальной колыбельки, а исполняет эту тему музыкальный инструмент челеста (прослушивание фрагмента)


Тема Кикиморы –

Раздел начинается с темы Кикиморы. Её суетливый бег не прекращается до конца пьесы – скачущий ритм, колючие акценты – всё это создаёт образ маленького злого существа.

(прослушивание фрагмента)

Заканчивается наша сказка жалобным писком флейты. Оказывается, что весь шум да гам – это сон. Спит Кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная. Эта героиня с отрицательными чертами характера и об этом нам рассказали музыкальные звуки (прослушивание фрагмента).

Какие средства муз. выразительности использовал композитор, создавая образы?

Как вы думаете, совпал ли «литературный образ» с нашим «музыкальным образом»?

- О музыке и образах говорить трудно, мы с вами хорошо справились.


Ответы детей из разных команд.






Музыканты симфонического оркестра.




Кикимору, Кота-баюна, хрустальную колыбельку







Музыкальные инструменты: флейты, гобои, деревянные духовые - образ Кикиморы, тема колыбельной – английский рожок деревянный духовой инструмент,образ хрустальной колыбельки-челеста












Темп, динамика, характер, мелодия,

регистр, тембр
















К.-находить аналогии, формулировать собственное мнение.

Р.-активизация работы через сравнение.

Л.-ориентация на понимание успеха в учебной деятельности.

8.

Обобщение. Выводы.

Итог.

Смогла бы появиться эта музыка, если бы не было литературы? Почему?

Образовательная игра «Магический кристалл»

(учитель даёт в руки уч-ся кристалл и задаёт вопрос. Ученик отвечает, если затрудняется передаёт кристалл другому).


Вопросы к игре:

1.Миниатюра – это….

2. Музыкальный инструмент который играл главную роль в исполнении образа Кикиморы

3.Автор симфонических картинок «Баба яга», «Кикимора»……

4.Музыкальное произведение, в основе которого лежит программа, образ, или сюжет называют....

5.Болото – дом её родной, к ней в гости ходит водяной….

6.Музыкальный инструмент челеста рисовала образ….

7.Тема нашего урока называлась…

Итак, ребята, достигли ли мы целей, которые ставили на уроке?

Ответы детей




Ответы детей

Дети отвечают на поставленные вопросы, оценивают свою работу на уроке.




  1. Небольшая пьеса для симфонического оркестра.

  2. Флейта-пикколо


  1. Лядов.


  1. Программная музыка.



  1. Кикимора.



  1. Хрустальной колыбельки

7. Фольклор в музыке русских композиторов

П.- понимание истоков музыки

К.-Умение формулировать собственное мнение

Л.-развитие интереса к

музыкальным произведениям

П.- строить сообщение в устной форме, устанавливать аналогии

Л.-умение выражать свои мысли, П.-умение строить речевое высказывание, устанавливают аналогии

Р.-участвовать в коллективном обсуждении, договариваться и приходить к общему решению

К.-аргументируем свое мнение

К.-наблюдение за музыкой, эмоциональное восприятие

П.-умение анализировать.

Л.-умение выражать свои мысли.

П.- познавательный интерес к новому

Р.-активизация работы через сравнение.

Л.-ориентация на понимание успеха в учебной деятельности.


9.

Домашнее задание

Я предлагаю вам самим побыть в роли сказочников.

Д/з: (по выбору) 1. Попробуйте дома нарисовать Кикимору, Кота-Баюна или хрустальную колыбельку.

2. Сочините свою сказку о любом фольклорном герое.


Р.-активизация поискового процесса

К.- сотрудничество учителя с учениками в форме диалога.

10-11

Знакомство и слушание новой песни «Емеля».

Рефлексия деятельности

Ученицы вашего класса приготовили для вас музыкальный подарок. Сейчас вы услышите новую песню в их исполнении. Разучивать ее мы будем на следующем уроке. Послушайте песню и найдите связь с темой нашего урока. Во время исполнения песни оцените свою работу на уроке. Вы можете заполнить стикеры, кратко написав, что можно сделать с полученными знаниями на этом уроке. После урока прикрепите стикеры к определенному изображению на доске. Чемодан - все, что пригодится в дальнейшем, мясорубка - информацию переработаю, корзина с мусором - все выброшу.

Наш урок подошел к концу и мне хочется поблагодарить вас за сотрудничество, за вашу фантазию, за творческое решение всех задач, которые мы ставили в начале урока. (Слайд 16)

Исполнение песни группой ребят. Ответы детей. Дети оценивают свою работу на уроке.


К.-исполнение песни в ансамбле,

Л.- оценивание качества своей и общей учебной деятельности оценка деятельности на уроке

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Команда 1,3

Народное сказание о Кикиморе.

Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.

По каким признакам можно понять, что это старинное народное сказание? Найди и подчеркни в тексте примеры.

Опиши Кикимору - какая она?

Вид искусства

Внешний вид

Характер

Литература

(краткое словесное описание)



Музыка

характер музыки, темп, динамика, регистр (средства музыкальной выразительности)



Симфоническая миниатюра- небольшая пьеса для симфонического оркестра.

Программным называют произведение, в основе которого лежит программа, конкретный образ либо сюжет.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Команда 2,5

Народное сказание о Кикиморе.

Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.


Определите и выпишите героев народного сказания о Кикиморе. Как описывает их музыка и литература?

Герои и образы произведений

Как изображает их симфоническая миниатюра А.Лядова (средства музыкальной выразительности: темп, динамика, характер, музыкальные инструменты) и народное сказание:









Симфоническая миниатюра- небольшая пьеса для симфонического оркестра.

Программным называют произведение, в основе которого лежит программа, конкретный образ либо сюжет.




ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Команда 4,6

Названия музыкальных инструментов

Тембровые характеристики инструментов

Выпиши музыкальные инструменты, которые ты услышишь в симфонической миниатюре А.Лядова

Скрипка

Нежный, светлый, яркий, певучий, ясный, тёплый

Начало произведения:






Середина произведения:






Конец (финал) произведения:

Альт

Матовый, мягкий

Виолончель

Насыщенный, густой

Контрабас

Глуховатый, суровый, мрачный, густой

Флейта

Свистящий, холодный

Гобой

Носовой, гнусавый

Кларнет

Английский рожок

Матовый, носовой

Густой, мягкий,теплый

Труба

Блестящий, яркий, светлый, металлический

Валторна

Округлый, мягкий

Тромбон

Металлический, резкий, мощный

Туба

Суровый, густой, тяжёлый

Челеста

Нежный, «серебристый»



Симфоническая миниатюра- небольшая пьеса для симфонического оркестра.

Программным называют произведение, в основе которого лежит программа, конкретный образ либо сюжет.

Литература:

1. Сергеева  Г.П. Музыка: учеб. для  учащихся 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская.  - 5  издание. М.: Просвещение, 2008.

2.Алпарова Н.  Знакомство с оперой. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2010.

3.Груздова И.В., Лютаева Е.К., Никитина Е.В.  Навстречу музыке. Музыкальные игры и занятия для детей. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2011.

4.Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. – М.: Айрис - Пресс, 2008.

5.Рачина Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. – Санкт-Петербург: Композитор, 2007.

6.Кудряшов А. Песни для детей. Настольная книга музыкального руководителя. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2010.

7.Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Программа для общеобразовательных учреждений  «Музыка» под руководством Кабалевского  Д.Б. - М.: Просвещение, 2007.

8.Сокольникова Н.П.  Методическое пособие в помощь учителю музыки «Планирование уроков  музыки в общеобразовательной школе»  -    Новокузнецк: 2003.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!