Фольклор в музыке русских композиторов
А.Лядов Симфоническая картина «Баба-Яга»
Программная музыка
Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесного текста (то есть чисто инструментальная), однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. Программой может служить заглавие, указывающее на к.-л. явление действительности, которое имел в виду композитор, или на вдохновившее его литературное, живописное или пластическое произведение.
Лядов Анатолий Константинович
Анатолий Константинович Лядов -русский композитор XIX века, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории.
Лядов Анатолий Константинович
Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.
Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен» А.К.Лядова, в основу которых легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.
Лядов Анатолий Константинович
Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки вдохновлял композитора. Автор говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».
А.Лядов. «Баба-Яга» Op. 56
«Баба-Яга» (орus 56) — симфоническая поэма композитора Анатолия Лядова.
Подзаголовок: «картинка к русской народной сказке».
Время создания: 1904 год.
Период: Романтизм.
Произведение посвящено Владимиру Стасову, музыкальному критику и историку искусств.
История создания
«Баба-Яга» — первая из сказочных пьес для оркестра Анатолия Константиновича Лядова. Потом появились и другие («Волшебное озеро», «Кикимора», «Танец Амазонки», «Скорбная песнь», составившие определенный цикл.
Сюжет был явно заимствован из «Народных русских сказок» А. Н. Афанасьева, которые завоевывали все большее внимание и много издавались на стыке веков (19 — 20 вв.) уже после смерти А.Афанасьева .
История создания
К этому же времени появляются произведения художника Ивана Билибина, нашедшего свой стиль отображения русского фольклор. Билибинская Баба-Яга появилась в 1900 году именно как иллюстрация к опубликованной тогда сказке «Василиса Прекрасная».
Об этом влиянии на композитора говорит тот факт, что он свою музыкальную пьесу назвал «картинкой к русской народной сказке». И действительно — невозможно отделить музыкальную часть — А. Лядова от изобразительной — И.Билибина.
Билибин И.Я., Баба-Яга и Иван, поповский сын.
Сюжет
Для своей «картинки» Лядов выбрал лишь один эпизод (из названного выше издания «Василиса Прекрасная»):
«…Баба-Яга вышла во двор, свистнула, — перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает… Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели…» .
По сюжету произведение представляет собой полет Бабы-Яги, данный в непрерывном ритмическом движении и постепенно набирающим силу. Гротесковость и ирреальность придает музыке низкий тембр фагота, сменяемый звучанием бас-кларнета, а струнные словно подхлестывают этот полет. Быстрый ритм создает ощущение скорости: вот с шумом и свистом пронеслась Баба-Яга — и исчезла.
Инструменты
Инструменты: оркестр, пикколо, 2 флейты, 2 гобоя, английский горн, 2 кларнета , бас кларнет , 2 фагота, контрафагот/4 горна , 2 трубы , 3 тромбона, туба/литавры, перкуссия (тарелки, бас-барабан), струнные.
Премьера
Первое исполнение «Бабы-Яги» состоялось 18 марта 1904 года в концерте симфонического собрания под управлением Ф. Блуменфельда и прошло с огромным успехом. Как писал рецензент «Русской музыкальной газеты», это сочинение стояло «вне конкурса».
А.Лядов Симфоническая картина «Баба-Яга»