СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фольклор в музыке русских композиторов.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фольклор в музыке русских композиторов.»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ в 5 классе

с элементами формирующего оценивания

Потапова С.Г., учителя музыки


Тема урока «Фольклор в музыке русских композиторов»


Цель урока:

Создать содержательные и организационные условия для выявления особенностей программно – изобразительной музыки, написанной для симфонического оркестра.

Задачи:

А) Личностные:

-формирование художественного вкуса, способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем его разнообразии;

-формирование навыков самостоятельной работы при работе с учебником и выполнении творческих заданий.

Б) Метапредметные:

-умение понимать музыкальное произведение через разнообразные формы и образы;

-умение работать с разными источниками информации (учебником, словарём);

-способность аргументировать свою точку зрения;

-умение определять цели и задачи своей деятельности, находить пути их достижения.

В) Предметные:

-различать особенности музыкального языка, средства художественной выразительности;

-умение наблюдать и анализировать смысл художественного образа;

-структурировать и систематизировать изученный материал;

-определять зависимость художественно формы от цели творческого замысла;

-воспитание любви к устному народному творчеству посредством симфонической музыки.

Тип урока. Урок «открытия нового знания»

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование:

-фортепиано; компьютер; проектор; экран.





Структура и ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Активизация внимания. Введение в тему урока.




















Подготовка к основному этапу урока

Звучит песня «Сказки гуляют по свету». Учитель исполняет ее вместе с детьми.

-Удивительно добрая песня открыла наш урок, и это совсем неслучайно. Пусть она будет эпиграфом к нашему разговору. А о чем пойдет речь, вы, наверное, уже догадались.


-Совершенно верно. Скажите, а только ли в сказках мы встречаемся со сказочными персонажами?


-Было бы странно, если бы мы на уроке музыки не поговорили о …


-Вы практически точно озвучили тему нашего урока «Фольклор в музыке русских композиторов».


-Давайте вспомним, что же такое фольклор.




-Какие жанры фольклорного творчества мы знаем? Может кто-то приведет пример?

Молодцы, а теперь обратите внимание в кроссворде, под общим объединяющим словом Фольклор, спрятались жанры народного творчества, давайте разгадаем кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

По-горизонтали:

1. Песня, исполняемая во время обряда коляды. (Колядка)

2. Русские народные куплеты, шутливого содержания. (Частушка)

3. Краткое народное, поучительное изречение. (Пословица)

По-вертикали:

1. Поэтическое предание об исторических событиях. (Легенда)

2. Народное творчество, которое учит, как дурака, превратить в царевича. (Сказка)

Молодцы! Правильно разгадали кроссворд. Остановимся на последней загадке - сказка.

Поют песню с учителем.


-О сказках.





-Сказочные образы создают художники, скульпторы, музыканты…

-О сказочных героях в музыкальном искусстве.





-Фольклор – устное народное творчество. Самая важная его черта- то, что фольклор является искусством народного слова.

Ответы учащихся



Разгадывание кроссворда

2.

Основная часть урока.

Усвоение новых знаний и способов действий

Мы с вами отправляемся в путешествие, а именно в сказку, прослушайте фрагмент музыкального произведения и скажите, куда мы с вами попали? Как можно описать это место? Каких сказочных героев вы услышали в этом произведении?

Первое прослушивание произведения

Это сказочное место, скорей всего это сказочный лес, который наполнен сказочными героями. И, герои, прежде всего, разные, вначале мы можем услышать много завораживающих звуков, но они нейтрального характера, в середине произведения появляется герой, довольно с отрицательными чертами характера, и это нам подсказывают музыкальные звуки.


Давайте выделим этот появившийся образ отдельно и попробуем дать ему характеристику.




Первое прослушивание произведения

Звучит «Кикимора» А. К. Лядова


Дети описывают место действия и образы, какие возникают в сознании при прослушивании данного произведения.








Учащиеся дают характеристику, поведение героя можно разделить на 2 этапа (выход и действие):

- выход: приглушенно, скрыто, маскируясь, сумрачно, робко, таинственно, колдовски;

- действие: взволнованно, тревожно, стремительно, буйно, нетерпеливо, кипуче, пламенно, рассержено, дерзко (словарь эстетических эмоций).

3.

Первичная проверка понимания.

Работа над образом «Кикиморы»


Давайте попробуем угадать, какому сказочному персонажу соответствует данная характеристика?

Правильно, молодцы! Этот персонаж - Кикимора.

Кикимора – злой дух, нечиста сила в женском обличье. Чаще всего в народных преданиях встречается Кикимора болотная - злое коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.

А написал это яркое произведение Анатолий Константинович Лядов (1855- 1914г.г.)- ученик русского композитора сказочника Н. А. Римского - Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес) на фольклорные сюжеты. Запись в тетрадь

Новое понятие: Симфоническая миниатюра - небольшая пьеса для симфонического оркестра.

Литературной основой стало одно народное сказание, записанное собирателем фольклора И. Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения.

Откройте учебники «Музыка» 5 класс на стр. 19.

Чтение текста учебника.


Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот - Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым - малешенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.

Вот такую Кикимору нам «рисует» народное сказание. Как вы думаете, совпал ли «литературный образ» с нашим «музыкальным образом»?

Дети активно угадывают, и называют имя персонажу.













Запись в тетрадь.


Работа с учебником. Чтение сказания И. Сахарова.



















Ответы детей


4


Закрепление знаний и способов действий.

Практическая

деятельность

учащихся.


Повторное прослушивание произведения

«Кикимора» А. К. Лядова. Перед вами таблица, которую вы заполните после прослушивания произведения. Отметьте то, что, по вашему мнению, соответствует музыкальному портрету Кикиморы.

В своей симфонической картинке А.К. Лядов изобразил не только портрет кикиморы, но и ее зловредный характер.

Работа с таблицей

Слушание.

Работа с таблицей

«Музыкальный портрет Кикиморы»

5

Заключительная часть.

Обобщение и систематизация знаний.




Тест-викторина. Осуществление

Контроля.

В основе «Кикиморы» лежит народное сказание. Музыкальное произведение, в основе которого есть определенный сюжет или название называется программным. Здесь видно, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный, сказочный образ. Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может.

Поставьте стрелочки против тех терминов, которые соответствуют словам.

Тест









Выполнение теста.

6

Оценивание

учащихся. Итог урока

Сегодня на уроке мы с вами узнали много нового, побывали в сказке, познакомились с новыми персонажами, «нарисовали» этот образ с помощью слова.

Все молодцы, хорошо справились с заданиями!

Наш урок подошел к концу и мне хочется поблагодарить вас за сотрудничество, за вашу фантазию, за творческое решение всех задач, которые мы ставили в начале урока.

Как вы сами оцениваете, что у вас получилось и что осталось непонятным?

Что нужно сделать для того, чтобы знак вопроса стал восклицательным «Все отлично и понятно»?

Самооценка результатов деятельности своей и класса



Рефлексия.

Сегодня я узнал… Было интересно…

Было трудно… Я понял, что…

Теперь я могу…Я научился…

У меня получилось … Я смог… Я попробую…

Меня удивило… Мне захотелось…





7

Домашнее

Задание. Вокально-хоровая работа.


Выполнить иллюстрацию понравившегося фрагмента симфонической картинки “Кикимора».

-Было бы здорово, если бы мы с вами вспомнили песню из кинофильма «Приключения Маши и Вити» и на этой доброй ноте закончили урок.





Приложение 1

Кроссворд «Жанры народного творчества»












1















Л















Е















Г















Е












Ф



Н







2



1

К

О

Л

Я

Д

К

А





С





Л



А







К





Ь








2

Ч

А

С

Т

У

Ш

К

А









З





Л










К



3

П

О

С

Л

О

В

И

Ц

А



А





Р








вопросы к кроссворду:

По-горизонтали:

  1. Песня, исполняемая во время обряда коляды. (Колядка)

  2. Русские народные куплеты, шутливого содержания. (Частушка)

  3. Краткое народное, поучительное изречение. (Пословица)


По-вертикали:

  1. Поэтическое предание об исторических событиях. (Легенда)

  2. Народное творчество, которое учит, как дурака, превратить в царевича. (Сказка)








Приложение 2




Музыкальный портрет Кикиморы

Характер

Настроение

Мелодия

Темп

Тембр

Жанр
























Словарик

Задыхающийся

Проникновенно

Нежно

Мягко

Свистяще


Весело

Грустно

Печально

Игриво

Резво



Прерывисто

Зловеще

Прыгающая

Резко

Просто

Напевно

Глухо

Ползущая


Медленно

Быстро

Стремительно

Прерывисто



Низкий

Средний

Высокий

Струнные

Духовые

Ударные


Колыбельная

Плясовая

Хороводная

Трудовая

Лирическая

Героическая







Приложение 3




ТЕСТ

Программная музыка –


злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах.

Колыбельная–

инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ.

Кто композитор произведения «Кикимора» -

устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности.

Кикимора –


народное сказание

Что лежит в основе «Кикиморы» А.Лядова?-

А.К. Лядов

Фольклор –


тихая, плавная, певучая мелодия















Материал для учителя

Анатолий Лядов. «Кикимора», Op. 63

Народное сказание для оркестра (1909)

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, литавры, челеста, ксилофон, струнные.

История создания

В начале 80-х годов Лядов задумал написать несколько программных симфонических картин, использующих образы русских сказок. Воплощение этого замысла, как почти всегда у композитора, растянулось на долгие годы. Лишь в начале XX века появляется первая из задуманных пьес — «Баба-Яга», через несколько лет возникает «Волшебное озеро», и в 1909 году — «Кикимора», помеченная опусом 63. Ее первое исполнение состоялось 12 декабря 1909 года под управлением А. Зилоти.

В славянской мифологии Кикимора относится к злым богам. «Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей; все бы ей губить, да крушить, все бы ей на зло идти, все бы миром мутить...» Очень подробно рассказывается о ней в «Сказаниях русского народа» И. Сахарова. В отличие от предшествующих пьес, этой предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».

Анализ музыкального материала

Медленное вступление (адажио) рисует сказочный пейзаж — низкое звучание струнных басов с сурдинами, глухое тремоло литавр и ползучее хроматическое движение деревянных духовых с выделяющейся мелодией бас-кларнета. Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает простой колыбельный напев в проникновенном тембре английского рожка, прерываемый, однако, зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно передающая образ хрустальной колыбельки. Основной раздел пьесы — presto — открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Стремительно мелькают отдельные фразы, неудержимо скерцообразное движение, подхлестываемое остинатным ритмом. Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.





3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!