Философия, наука и образование
- Философия
- История
- Образование
I. Философия
VI век до н.э. – появление философии в малоазийских греческих полисах.
Философия – с греческого дословно означает « любовь к мудрости » и представляет собой особую систему познания мира.
Задачи философии:
1). Изучение всеобщих законов развития мира и общества.
2). Изучение самого процесса познания и мышления.
3). Изучение нравственных категорий и ценностей.
Скульптура «Мыслитель» Огюста Родена
« Вечные вопросы » философии
« Познаваем ли мир? »
« Существует ли Бог? »
« Что такое истина? »
« Что такое хорошо? »
« Что есть Человек? »
« Что первично — материя или сознание? »
Картина Алмейды Жуниора «Девушка с книгой», XIX век
1). Появлению философии в Греции способствовала религия , не подавляющая свободную мысль .
2). Греческие мифы побуждали людей к размышлению о том, как устроен мир и какое место занимает в нем человек.
Знаменитым философом и математиком был Пифагор с острова Самос . До сих пор в школах изучается его знаменитая теорема .
Фалес Милетский ( 625 – 545 гг. до н.э. )
Милет – родина философии
Фалес - основоположник греческой философии и основатель Милетской философской школы . Фалес был торговцем и путешественником, жил в Египте , служил военным инженером у царя Креза. Его труды относятся к геометрии, физике, астрономии и философии.
1). Фалес полагал, что всё рождается из воды и в неё превращается.
2). Начало элементов , сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной — вода.
3). Всё образуется из воды путём её затвердевания или замерзания , а также испарения.
4). Причина образования и движения — дух , « гнездящийся » в воде.
Космос един и одушевлен, а душа является активной силой и носителем разумности и причастна божественному строю вещей.
Космология Фалеса
Милет. Турция
Сократ 469 – 399 гг. до н.э.
Афинянин Сократ считал, что « для человека важнее всего познать самого себя » . Он перешел от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.
Сократ отличился как как храбрый ополченец-гоплит , но в мирное время не покидал пределов Аттики .
Жизнь свою он проводил в добровольной нищете и бесконечных беседах с прохожими людьми.
Сократ спасает Алкивиада
« … Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения. Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания » , — писал Аристотель .
Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память . А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог , где задавал общий вопрос , получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа .
В поиске истины
Цикута
Сократа обвинили в оскорблении богов и « плохом влиянии на молодежь » . Афинский суд вынес ему смертный приговор . Великий философ вынужден был принять яд.
Жак-Луи Давид. «Смерть Сократа»
Платон 427-345 гг. до н.э.
Афины. Вид с Акрополя
Платон – великий греческий мыслитель, был учеником Сократа и учеником Аристотеля . Он был первым философом, чьи сочинения сохранились полностью и дошли до наших дней. Наследие Платона огромно. Оно вошло в Платоновский корпус – сочинения, представляющие собой по большей части диалоги. В Афинах он основал собственную школу – Академию .
1). Платон создал стройное учение об устройстве мира и об идеальном государстве .
2). Особое место в учении Платона занимает « Учение о душе »
- Противопоставление бессмертной души и смертного тела
- Душа состоит из трех частей – разумной, яростной и страстной.
- Платон приводит четыре аргумента в пользу идеи бессмертия души
- За земные свершения человека его душа может понести наказание или обрести награду после смерти
Рафаэль Санти. Афинская школа. 1511
Аристотель
Фундамент Ликея а Афинах
Аристотель - древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 года до н. э. — воспитатель Александра Македонского .
Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию , философию , политику , логику , физику .
Он основал Ликей – школу, в которой учились будущие выдающиеся греческие философы, ученые и государственные деятели.
384 – 322 гг. до н.э.
II. История
Геродот - древнегреческий историк, по крылатому выражению Цицерона « отец истории » — автор первого сохранившегося значительного трактата « История » . Геродот посетил Вавилон, Ассирию, Египет, Малую Азию, Геллеспонт, Северное Причерноморье, Балканский полуостров от Пелопоннеса до Македонии и Фракии. Около 446 года до н. э. он поселился в Афинах , где познакомился с Периклом .
484 – 425 гг. до н.э.
История Геродота - первое полностью сохранившееся историческое и вообще прозаическое произведение в европейской литературе. История в 9 -ти книгах повествует о греко-персидских войнах , рассказы о возвышении Персидского царства , о Вавилонии , Ассирии , Египте , Скифии , Ливии .
Выдающимся греческим историком был Ксенофонт .
Ксенофонт был не только историком, но философом-мыслителем и отважным воином-наемником . Его самое знаменитое произведение « Анабасис Кира » , в котором он от третьего лица описал военный поход Кира Младшего, его убийство и легедарное отступление 10 -ти тысяч греков.
Ксенофонт
430-354 гг. до н.э.
III. Образование
1). Образование было доступно только мужчинам .
С 7 лет мальчиков отправляли в школу , где их обучали письму, чтению, арифметике. Главным было заучивание наизусть поэм Гомера « Илиады » и « Одиссеи » . Поэмы давали молодым людям понятие чувства прекрасного и учили доблести и отваге.
Лира
2). Детей также обучали музыке и пению .
Греки делили музыкальные произведения на полезные , которые укрепляли дух и тело и вредные , приводившие изнеженности и дурному воспитанию.
3). Физическое воспитание .
Для занятий спортом существовали специальные площадки или помещения – палестры .
Бег, прыжки, метание диска или копья, борьба делали мальчиков сильными и ловкими .
4). После окончания школы можно было продолжить образование в гимнасии .
5). Военная подготовка .
Обучение военному ремеслу для юношей было обязательным. Во время подготовки их называли эфебами .
Получив военные навыки и умения, юноши должны были продемонстрировать их при несении военного дежурства на границах полиса.
После этого они становились полноправными гражданами .
6). Женское образование .
Девочки получали домашнее воспитание . Их прежде всего учили рукоделию , ткачеству и ведению домашнего хозяйства .
Знаменитым греческим врачом был Гиппократ , живший на острове Кос .
Гиппократ утверждал, что не боги насылают болезни , а люди заболевают от естественных причин . Он разработал методы лечения многих болезней.
Сегодня каждый, кто получает диплом врача произносит клятву:
« Я направлю режим больных им на пользу, сообразно моим силам и разумению, воздерживаясь от причинения какого-либо вреда или несправедливости » .
Рубрика « Это интересно »
Руины косского асклепиона
Домашнее задание
1). § 38 читать и уметь пересказывать.
2). Ответить письменно на вопрос № 3 на стр. 103