СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе"Мои ученики - мои учителя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе для конкурса "Мои ученики - мои учителя"

Просмотр содержимого документа
«Эссе"Мои ученики - мои учителя"»

Мои ученики - мои учителя

(эссе)

В жизни учителя ничего не происходит случайно. Начинаешь об этом задумываться, анализируя собственный профессиональный путь, когда участвуешь в конкурсах педагогического мастерства. Иногда одна фраза может стать мотивом для осмысления профессиональных ценностей и смыслов.

Не исключением стала тема конкурсного эссе «Мои ученики - мои учителя». Известная цитата! Она возвращает меня в небольшую «советскую» школу в поселке Таежный, в которой происходило мое становление. Вспоминаю слова Елены Вячеславовны Сальниковой, учителя начальных классов, после успешного выступления нашего детского коллектива на школьном празднике. «Мои ученики - мои учителя»! – произнесла она. В этой фразе мы почувствовали искреннюю гордость нашего учителя за успехи своих учеников. Гордость!

Сегодня, спустя много лет, возвращаясь к знакомой фразе, скажу, что вкладываю в нее несколько иной смысл. Почему? Хочется поделиться эпизодом из собственной педагогической практики.

Несколько лет назад на одном из классных часов Артемка К. предложил нам сыграть в игру, которая называлась «Ангел-хранитель». Суть ее состояла в том, что каждый ученик класса тайно выбирал Ангела-хранителя. Предварительно ребята написали свои имена на карточках и положили их в тайный сундучок. Затем поочередно вытягивали «заветные карточки» с именем опекаемого одноклассника, для которого кто-то становился Ангелом. Множество активностей придумывали ребята, но все они (активности) были направлены на заботу о своем однокласснике. Форму и вид действия ребята выбирали самостоятельно. Например, тайно писали послания с комплементами и добрыми пожеланиями, дарили маленькие сюрпризы, сделанные своими руками. Опекаемые ребята имели возможность написать своим Ангелам письмо с просьбой или пожеланием, словами благодарности. Таким образом, каждый ребенок получил возможность одновременно находиться и в позиции Ангела, и позиции опекаемого. Через обозначенное игрой время тайна раскрывалась. Кто-то из ребят с самого начала игры догадывался о том, кто скрывается за образом Ангела, но были и те, для которых имя Ангела становилось приятным сюрпризом. На рефлексии после события слушала учеников, которые делились своими впечатлениями от произошедшего, и понимала, что именно инициатива Артемки К. подсказала мне интересный ход в работе с классом, вскоре распространилась на сотрудничество с родителями, а позже стала практикой в организации деятельности методического объединения учителей начальных классов, которое возглавляю два года. Да! Мои ученики - мои учителя! Что чувствую, когда произношу эту фразу? Счастье! Почему?

Мои ученики - субъекты деятельности. Они спрашивают мое мнение, отстаивают свою позицию и открыто рассказывают о своих чувствах. Они счастливы, и учат меня быть счастливым учителем!

Рассматривая учебное занятие как социокультурное пространство, где взаимодействуют субъекты образовательной деятельности в лице учителя, учащихся и других возможных участников образовательных отношений, признаю, что его пространство – это встреча множества индивидуальных образовательных пространств. Смысл деятельности учителя в такой ситуации – организовать соответствующие условия (принцип индивидуализации, открытости, непрерывности образования) для проектирования, осмысления и проживания учениками их индивидуальных образовательных маршрутов. Работа по маршрутизации обучения алгоритмизируется, чтобы ученик мог точнее спланировать собственную деятельность в рамках обустраивания пространства развития.

В качестве способа проектирования и модерирования социокультурной среды выступает – навигация. Её базовые стратегии видятся в изменении ресурсного обеспечения учебных занятий. Открытая, вариативная («избыточная») образовательная среда. Три типа ресурсов: предметные, социальные, антропологические. Системы навигации (буклеты, карты, диспетчеры). Среда меняется под запросы обучающихся. Запросы улавливаются, фиксируются. Учащиеся активно включают дополнительные ресурсы: ЭОР, электронные сервисы, соцсети; позиционируют себя в качестве экспертов, организуют групповую работу. Доска в классе – для сбора вопросов, открытого списка погружений; наработки обучающихся - на стенах. Смело воплощается идея педагогического бриколажа (использование для учёбы всего, что угодно, кроме специально созданных инструментов вроде учебников).

При использовании образовательной навигации предоставляю образовательные выборы и поощряю пробы. Мои ученики свободны в смене активности: чтение переходит в беседу, письмо - в образовательную игру. Даю возможность каждому ребенку проявить инициативу, попробовать воплотить ее здесь и сейчас.

Как организуется проба? Вначале стоит запрос ребенка, то есть его интерес, потребность, инициатива. Тема и содержание пробы, ее длительность и интенсивность определяется ребенком. Пространство пробы организуется так, чтобы исключить необратимые социальные последствия в действии ученика. Проба не направлена на внешнюю диагностику ребенка, он сам оценивает ее результаты.

Мои ученики знают, что сегодня учиться можно по-разному: рисуя в тетради, пересказывать текст; слушая музыку , корректировать произношение; в театральной постановке открыть законы человеческой жизни, наконец, создавая инсталляции из подручных средств, познавать законы физики.

В реализации образовательной навигации важным является организация образовательных событий - соответствующих культурному образцу (прототипу) деятельности. Какие образовательные условия необходимы? Связь с другими элементами и историей жизни школьного сообщества, участников. Наличие привлекательной перспективы. Развернутый этап подготовки. Системная многослойная структура, включающая коммуникацию. Участие интересного, привлекательного, успешного взрослого. Возможность выбора форм и характера личного участия. Возможность и уместность импровизации, порождения новых смыслов в ходе события.

Особая позиция педагога («кто знает, что случится?»). Использование трех групп ресурсов: культурных, социальных, антропологических. Главный метод - погружение.

Почему мои ученики - мои учителя? Они поддерживают динамику урока, умеют управлять своим развитием, знают, что форматов обучения множество, учат меня быть личностью, готовой стать «учителем самому себе», наконец, они понимают, что человеку, в первую очередь, нужно быть счастливым! И тогда профессия учителя становится призванием всей жизни!









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!