СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по русскому языку 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс по русскому языку

11 класс

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по русскому языку 11 класс»





«Рассмотрено»

руководитель МО

_________/Ринчинова С.Ф./

Протокол № 1

от 25. 08. 2021 г.

«Согласовано»

заместитель директора по УВР

_________/_Жанаева Т. З./

30.08.2021 г.

«Утверждаю»

Директор

 _________/Красикова Н. Г./
Приказ №1

от «01» сентября 2021 г.












Рабочая программа

Элективный курс по русскому языку

11 класс





учитель русского языка и литературы

Ринчинова Сэсэг Фёдоровна

высшая квалификационная категория













Хоронхой

2021 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа «Русский язык» 11 класс составлена в соответствии:

  1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013г. № 240 –V «Об образовании в Республике Бурятия».

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577).

  4. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской федерации от 20.05.2020 № 254 (с изм. от 23.12.2020 № 766).

  5. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования по русскому языку (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 г. № 2/16-з).

  6. Русский язык. Примерная рабочая программа. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/Л.М Рыбченкова, И.Л. Добротина. – М.: Просвещение, 2020.

  7. Приказ Министерства просвещения РФ 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».

  8. Концепции единого учебно-методического комплекса по русскому языку и литературе.

  9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  10. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 22.03.2021 № 115.

  11. Рабочая программа к учебнику Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Нарушевич А.Г.: Русский язык. 10-11 класс. Учебник. Базовый уровень. ФГОС. - М.: «Просвещение», 2021

Количество часов: по программе за год — 34 часа, в т.ч. контрольные работы - 3

Цель обучения - подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку
  • развитие связной монологической речи

  • овладение учащимися свободной письменной речью;

Задачи:

  • развивать умение конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

  • формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

  • развивать умение понимать прочитанное, анализировать содержание текстов разных функциональных стилей;

  • развивать умение передавать в письменной форме индивидуальное восприятие, понимание поставленных в тексте проблем, оценки фактов и явлений;

  • развивать умение подбирать аргументы, органично вводить их в текст.


Рабочая программа разработана к УМК: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Нарушевич А.Г. и др. Русский язык (базовый уровень) 10-11класс. М.: «Просвещение», 2021. – 272 с.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию, к получению высшего филологического образования от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

  • представление о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

  • представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

  • существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

Метапредметные результаты:

  • владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

  • разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;

  • умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

  • умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;

  • разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки; совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

  • готовность к получению профильного высшего образования, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

  • овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

Предметные результаты:

  • представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

  • осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • освоение основных сведений о лингвистике как науке, о роли старославянского языка в развитии русского языка, о формах существования русского национального языка; освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения, литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка, основные аспекты культуры речи, требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

  • понимание системного устройства языка, взаимосвязи его уровней и единиц; проведение различных видов анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания;

  • владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

  • осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

  • владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

говорение и письмо:

  • создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;

  • применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

  • соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;

  • осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами.


В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего

образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

  • использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

  • создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определённой функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определённых жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчёты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

  • выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

  • подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

  • правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

  • создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

  • сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

  • использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

  • преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

  • выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

  • соблюдать культуру публичной речи;

  • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

  • использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

  • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

  • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

  • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

  • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

  • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

  • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

  • владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

  • создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль;

  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

  • использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).


2. Содержание учебного предмета

Базовый уровень

Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.

Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.

Речь. Речевое общение

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.

Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка.

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.

Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.

Основные изобразительно-выразительные средства языка.

Текст. Признаки текста.

Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Культура речи

Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.

Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.

Культура речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.

Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.

Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.


3. Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количество часов

1.

Язык как знаковая система и общественное явление

5

2.

Язык и речь. Культура речи

11

3.

Функциональная стилистика и культура речи

14

4.

Повторение

4


Итого:

34


Мероприятия воспитывающего и познавательного характера

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского

1

2

200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова

1

3

Международный день родного языка

1

4

День славянской письменности и культуры

1


























Приложение

Календарно-тематический план


урока

Наименование раздела, темы, урока

Количество часов

Дата проведения

По плану

Факт

1

Требования к творческой части

(сочинению) ЕГЭ по русскому

языку. Знакомство с критериями оценки сочинения. Структура сочинения.

1

06.09


2

Текст. Тема текста. Основная мысль

текста. Стили речи.

1

13.09


3

Учимся формулировать проблему.

Что такое проблема текста? Категории (виды) проблем

1

20.09


4

Как выявить проблему (проблемы)

текста?

1

27.09


5

Как сформулировать проблему

текста?

1

04.10


6

Выполнение заданий, связанных с

выявлением и формулировкой

проблемы текста.

1

11.10


7

Учимся комментировать

Что такое комментарий. Типы комментариев

1

18.10


8

Как оформить комментарий.

Отличие комментария от пересказа

1

25.10



9

Как оформить комментарий.

Отличие комментария от пересказа

1

08.11


10

Как оформить цитаты. 200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского (ВР)

1

15.11


11

Задания, связанные с

формулированием и комментированием проблемы текста

1

22.11


12

Позиция автора. Что такое позиция

автора? Как выявить позицию автора?

1

29.11


13

Как сформулировать позицию

автора?

1

06.12


14

Автор или рассказчик? 200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова (ВР)

1

13.12


15

Учимся аргументировать

1

20.12


16

Что такое аргументация? Основные типы аргументов

1

27.12


17

Искусственные доказательства. Логические аргументы.

Чувственные аргументы

1

10.01


18

Задания на аргументацию

1

17.01


19

Что такое композиция сочинения?

С чего начать и чем закончить?

1

24.01


20

Работа над вступительной и заключительной частями сочинения

1

31.01


21

Ошибки в сочинении. Фактические ошибки. Логические ошибки

1

07.02


22

Грамматические ошибки

1

14.02


23

Речевые ошибки. Типы речевых ошибок. Международный день родного языка (ВР)

1

21.02


24

Обобщение изученного.

Основные этапы работы над сочинением. Практика

1

28.02


25

Этические проблемы в сочинении

1

14.03


26

Сочинения с проблемой гуманизма, гуманного отношения ко всему

живому

1

21.03


27

Сочинение о духовном развитии нации

1

04.04


28

Работа над сочинением с проблемой выбора гражданской позиции

1

11.04


29

Философские проблемы в сочинении

1

18.04


30

Проблема истинных и мнимых ценностей в сочинении

1

25.04


31

«Человек и война» как проблема сочинения на ЕГЭ.

1

16.05


32

Проблема отношения человека к природе в сочинении. Другие проблемы в сочинении на ЕГЭ. День славянской письменности и культуры (ВР)

1

23.05


33

Резерв (Повторение курса)

1



34

Резерв (Повторение курса)

1




Итого

34









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!