СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ» 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса "Русский язык в формате ЕГЭ" 10 класс на 34 часа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ» 10 класс»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Свердликовская средняя общеобразовательная школа»

Суджанского района Курской области



Рассмотрена на заседании Согласована

МГ учителей - словесников Заместитель

от 25. 08. 2019 г. директора по УВР

Протокол № 1 _______/Стоянова О. Ф./

Руководитель МГ от 28. 08. 2019 г.

________/Шуличенко О. И./




Принята Утверждаю

на заседании Директор школы

педагогического _________ /Иванов Е.А./

совета Приказ

от 30. 08. 2019 г. от 30. 08. 2019 г.

Протокол № 1 № 1 - 29





Рабочая программа

элективного курса

«Русский язык в формате ЕГЭ»

10 класс

2019 – 2020 уч. год




Учитель:

Шуличенко Ольга Ивановна








с. Свердликово

2019 г.


Пояснительная записка

Данная программа элективного курса по русскому языку составлена на основе:

  • федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку;

  • примерной программы основного общего образования по русскому языку/ Сборник нормативных документов: Русский язык: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по русскому языку. – М: Дрофа, 2017 г.

  • учебного плана школы на 2019 – 2020 г.


Согласно УП школы на изучение элективного курса по русскому языку в 10 классе отводится 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

Актуальность программы «Русский язык в формате ЕГЭ» на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно – методическая функция позволяет всем участникам процесса получить преставление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного элективного курса.

Организационно - планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Элективный курс нацелен на качественную подготовку выпускников к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ по заданию 27.

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования, поскольку задание С1 (сочинение) является заданием повышенного уровня сложности, требующее развернутого ответа и проверяющее умение учащегося создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Программа рассчитана на обучающихся 10 классов и представляет систему поэтапной работы над сочинением, которое предлагается написать на итоговой аттестации по предмету.

Программа учитывает специфику КИМов, в нее включены основные модели задания 27, которая представляет наибольшую трудность для учащихся на ЕГЭ.

Программа позволяет учителю скорректировать основные лингвистические, языковые и коммуникативные компетенции обучающихся.

Цель

Основная цель курса – помочь обучающимся успешно справиться с заданием 27 ЕГЭ: познакомить их с основными требованиями к этому виду работы, изучить модели построения сочинения-рассуждения и успешно применять полученные знания на практике.

Кроме того, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи, продолжить формирование умения работать с текстами художественных произведений; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами.



Задачи

  • Усваивать технологию написания сочинения-рассуждения.

  • Систематизировать основные теоретические сведения о сочинении-рассуждении.

  • Использовать схемы, таблицы для оптимального восприятия и запоминания теоретического материала.

  • Работать над типичными ошибками в задании 27.

Содержание курса

В программе курса рассматриваются основные принципы построения сочинения-рассуждения 27 задания.

Особенностью этого курса является его ориентированность на совершенствование умений учащихся в области письменной речи.

Данный курс позволяет работать над развитием умения воспринимать и понимать первичный текст, умения выражать собственное мнение, доказывать его, используя примеры читательского и жизненного опыта. Обучающимся предлагается система работы, назначение которой помочь научиться писать сочинения по заданию 27 ЕГЭ и овладеть умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. На занятиях предусматривается как индивидуальная, так и групповая, парная деятельность обучающихся. 

Структура курса «Теория и практика написания сочинения»

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится углублению знаний учащихся по теме «Теория и практика написания сочинений разных жанров».

Попутно повторяются и закрепляются трудные случаи правописания, пунктуации. Должное внимание уделяется лингвистическому анализу текста.



Почти на каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

1) Теоретическая часть (изучение требований, разбор трудных вопросов)

2) Практическая часть (отработка необходимых навыков).















Ожидаемые результаты

В результате усвоения курса учащиеся должны:

       Знать:

  • Специфику написания сочинения-рассуждения.

  • Основные теоретические положения о структуре, композиции, компонентах сочинения-рассуждения.

        Уметь:

  • Выделять главную проблему текста.

  • Выстраивать комментарий к проблеме текста.

  • Определять позицию автора.

  • Аргументировать свою позицию.













































Содержание

Вводное занятие. О структуре экзаменационного сочинения.

Знакомство с критериями оценивания задания 27.

Тема текста и проблематика текста: в чем отличие? Типы проблем. Составление таблицы.

Способы выявления основных проблем в тексте. Практикум.

Выбор одной проблемы из нескольких.

Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы.

Работа над типичными ошибками при формулировании проблемы. Редактирование.

Практикум по выявлению проблематики текста.

Авторская позиция. Знакомство с информацией об авторе текста.

Способы ее включения в сочинение.

Автор и рассказчик: в чем разница?

Работа над типичными ошибками при формулировании позиции автора.

Практикум по определению позиции автора.

Авторский комментарий к проблеме текста. Поиск доказательств

самого автора в предложенных текстах.

Примеры из текста, смысловая связь между ними.

Отработка умений оформления всех частей сочинения: проблема,

2 примера, смысловая связь, точка зрения автора, собственное мнение, суждение, вывод.

Структура аргумента. Практикум.

Типовые конструкции для выражения собственной точки зрения.

Аргументация собственной точки зрения по проблеме. Практикум.

Композиция сочинения. Основные средства связи между абзацами, предложениями.

Виды и формы вступления. Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении. Практикум.

Анализ ученических сочинений. Коррекция ошибок.

Устранение недочетов.

Практикум по написанию задания 27 ЕГЭ (на материале текстов из вариантов

ЕГЭ 2020).












Учебно-тематический план


п/п

Тема занятия

Кол-во

занятий

1

Вводное занятие. О структуре экзаменационного сочинения.

1

2

Знакомство с критериями оценивания задания 27 ЕГЭ.

1

3

Тема текста и проблематика текста: в чем отличие? Типы проблем. Составление таблицы.

1

4

Способы выявления основных проблем в тексте. Практикум.

Выбор одной проблемы из нескольких.

1

5

Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы.

1

6

Работа над типичными ошибками при формулировании проблемы. Редактирование.

1

7 – 8

Практикум по выявлению проблематики текста.

2

9

Авторская позиция. Знакомство с информацией об авторе текста.

Способы ее включения в сочинение.

1

10

Авторская позиция. Как определить авторскую позицию в

тексте? Типовые конструкции для выражения авторской позиции.

1

11

Автор и рассказчик: в чем разница?

1

12

Работа над типичными ошибками при формулировании позиции автора.

1

13 – 14

Практикум по определению позиции автора.

2

15

Авторский комментарий к проблеме текста. Поиск доказательств

самого автора в предложенных текстах.

1

16

Примеры из текста, смысловая связь между ними.

1

17

Примеры из текста, смысловая связь между ними. Практикум.

1

18 – 19

Отработка умений оформления всех частей сочинения: проблема,

2 примера, смысловая связь, точка зрения автора, собственное мнение, суждение, вывод.

2

20 – 21

Отработка умений оформления всех частей сочинения: проблема,

2 примера, смысловая связь, точка зрения автора, собственное мнение, суждение, вывод.

2

22

Структура аргумента. Практикум.

1

23

Типовые конструкции для выражения собственной точки зрения.

1

24 – 25

Аргументация собственной точки зрения по проблеме. Практикум.

2

26

Композиция сочинения. Основные средства связи между абзацами, предложениями.

1

27 – 28

Виды и формы вступления. Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении. Практикум.

2

29 – 30

Анализ ученических сочинений. Коррекция ошибок.

Устранение недочетов.

2

31 – 34

Практикум по написанию сочинения

(на материале текстов из вариантов ЕГЭ 2020).

4


Всего

34







Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Тема занятия

1



Вводное занятие. О структуре экзаменационного сочинения.

2



Знакомство с критериями оценивания задания 27 ЕГЭ.

3



Тема текста и проблематика текста: в чем отличие? Типы проблем. Составление таблицы.

4



Способы выявления основных проблем в тексте. Практикум.

Выбор одной проблемы из нескольких.

5



Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы.

6



Работа над типичными ошибками при формулировании проблемы. Редактирование.

7



Практикум по выявлению проблематики текста.

8



Практикум по выявлению проблематики текста.

9



Авторская позиция. Знакомство с информацией об авторе текста.

Способы ее включения в сочинение.

10



Авторская позиция. Как определить авторскую позицию в

тексте? Типовые конструкции для выражения авторской позиции.

11



Автор и рассказчик: в чем разница?

12



Работа над типичными ошибками при формулировании позиции автора.

13



Практикум по определению позиции автора.

14



Практикум по определению позиции автора.

15



Авторский комментарий к проблеме текста. Поиск доказательств

самого автора в предложенных текстах.

16



Примеры из текста, смысловая связь между ними.

17



Примеры из текста, смысловая связь между ними. Практикум.

18



Отработка умений оформления всех частей сочинения: проблема,

2 примера, смысловая связь, точка зрения автора, собственное мнение, суждение, вывод.

19



Отработка умений оформления всех частей сочинения: проблема,

2 примера, смысловая связь, точка зрения автора, собственное мнение, суждение, вывод.

20



Отработка умений оформления всех частей сочинения: проблема,

2 примера, смысловая связь, точка зрения автора, собственное мнение, суждение, вывод.

21



Отработка умений оформления всех частей сочинения: проблема,

2 примера, смысловая связь, точка зрения автора, собственное мнение, суждение, вывод.

22



Структура аргумента. Практикум.

23



Типовые конструкции для выражения собственной точки зрения.

24



Аргументация собственной точки зрения по проблеме.

25



Аргументация собственной точки зрения по проблеме. Практикум.

26



Композиция сочинения. Основные средства связи между абзацами, предложениями.

27



Виды и формы вступления. Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении.

28



Виды и формы вступления. Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении. Практикум.

29



Анализ ученических сочинений. Коррекция ошибок.

Устранение недочетов.

30



Анализ ученических сочинений. Коррекция ошибок.

Устранение недочетов.

31



Практикум по написанию сочинения (на материале текстов из вариантов ЕГЭ 2020).

32



Практикум по написанию сочинения (на материале текстов из вариантов ЕГЭ 2020).

33



Практикум по написанию сочинения (на материале текстов из вариантов ЕГЭ 2020).

34



Практикум по написанию сочинения (на материале текстов из вариантов ЕГЭ 2020).













Ресурсное обеспечение рабочей программы

1. «ЕГЭ. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами» / Г.Т. Егораева. – М., 2020.

2. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2020 году единого государственного экзамена по русскому языку. (Электронный ресурс). - Электрон. текст дан. - Москва: ФИПИ, 2020.

3. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене. М.: Айрис-пресс, 2019.

4. Егораева Г.Т. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Часть 3 (С). М. «Экзамен», 2019.

5. Максимович Т.И., Пугачев И.А. Русский язык: Выполнение задания 27 ЕГЭ. М.: «Астрель», 2017.

6. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинения на ЕГЭ. Ростов-на-Дону.: Легион-М, 2019.

7. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Сочинение» ООО «Издательство Астрель», 2019.

8. Трошева Т.Б. Русский язык: ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. Пермь, 2015.

9. Д. Архарова, Т. Долинина, А. Чудинов. «Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задание 27). М., 2019.

10. Г.Т. Егораева. Русский язык. ЕГЭ. ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ. М., 2019.

11. Русский язык. ЕГЭ. Материалы для экспертов. ФИПИ. М., 2019, 2020.

12. «ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к написанию сочинения)» / Г.Т. Егораева. – М., 2019.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!