Элективный курс по литературе
9 класс
«Художественно- выразительные средства»
Всего-17 ч теория-11 ч практика-6 ч
Пояснительная записка
Данный элективный курс направлен на углубление и расширение знаний учащихся о тексте,на формирование речетворческих способностей, на совершенствование навыков определения художественно-выразительных средств языка.
Цели курса - расширить и углубить знания учащихся о законах языка, художественно-выразительных средствах; помочь сориентироваться для успешной сдачи экзамена в условиях обновленной системы государственной аттестации учащихся 9 классов по русскому языку, помочь определиться с профилем для обучения в старших классах. Курс разбит на два модуля: теоретический и практический. В модуле №1 учащиеся получают более глубокие представления о средствах выразительности речи, их формах, многообразии, а в модуле №2 учащиеся учатся самостоятельно анализировать различные тексты,давать характеристику предметов и явлений с помощью художественных средств.
Курс рассчитан на 17 часов .Занятия проходят в различных формах: лекции с элементами беседы, анализ литературных произведений, практикумы, тренинги по определению художественно-выразительных средств. По окончании курса учащимся предлагается сдать зачёт.
Задачи курса:
№урока | Дата проведения | Тема модуля, занятия | Примечание |
| | Модуль 1.Теоретический курс «Средства языковой выразительности.» | |
1 | | Введение. Художественно-выразительные средства. Обзор. | |
2 | | Функции художественно-выразительных средств. | |
3,4 | | Специальные лексические средства выразительности(тропы) | |
5,6 | | «Неспециальные» лексические средства языка. | Риторический вопрос,восклицание,обращение.. |
7 | | Приёмы создания звуковой выразительности. | Аллитерация,ассонанс.. |
8 | | Индивидуально-авторские слова | На примерах произ-ий В.Маяковского,В.Высоцкого.. |
9 | | Фразеологизмы как средства языковой выразительности. | |
10 | | Функциональные стили в их отношении к выразительности | |
11 | | Стихотворные размеры. Рифма. | |
| | Модуль 2. Практический курс «Речевая выразительность на примере текстов различных стилей» | |
12 | | Изобразительно-выразительные средства в языке художественной литературы. | |
13 | | Тропы в произведении А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | |
14 | | Анализ публицистической статьи. | |
15 | | Работа с фрагментом рецензии. | По заданию ЕГЭ В-8 |
16 | | Разбор поэтического текста. Лермонтов М.Ю. «Молитва» | |
17 | | Изобразительно-выразительные средства | Тест в формате ГИА |
Список литературы:
1. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Справочные и дидактические материалы. – Ростов/Д: Легион, 2008.
2. Литература: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа,2001.
3. Воронина Н.В. Русский язык. Готовимся к экзаменам и олимпиадам.- М.: Дрофа, 2006.
4. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы.- М.: Дрофа,2001.
5. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М.: Просвещение,1999.
.
Данный элективный курс выстраивается на уровне межпредметных связей (русский язык и литература), рассчитан на 17 часов. Элективный курс направлен на углубление и расширение знаний учащихся о тексте, на формирование речетворческих способностей, на совершенствование навыков определения художественно-выразительных средств языка на уровне компетенции.
Цели курса - расширить и углубить знания учащихся о законах языка, художественно- выразительных средствах; помочь сориентироваться для успешной сдачи экзамена в условиях обновленной системы государственной аттестации учащихся 9 классов по русскому языку, помочь определиться с профилем для обучения в старших классах.
Задачи курса:
1) Расширить знания об изобразительно-выразительных средствах языка.
2) Совершенствовать речевую культуру учащихся.
3) Воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи.
4) Подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме.
Форма занятий:
Лекции с элементами беседы.
Тренинги по определению средств и приемов создания выразительной речи.
Анализ художественных текстов.
Практикум.
5. Зачёт.
Учебно-тематический план
п/п
Тема урока
Количество часов
1.
Введение. Что делает нашу речь выразительной
1
2.
Как простые слова становятся образными. Эпитет
1
3.
Образные сравнения
1
4.
Метафоры
2
5.
Метонимия и синекдоха
2
6.
Олицетворение.Тест №1
1
7.
Гипербола и литота
1
8.
Перифраза
1
9.
Звукопись в художественной речи. Тест №2
1
10.
Фразеология. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи
1
11.
Стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, парцелляция. Тест №3
3
12.
Практикум по определению роли художественно-изобразительных средств в речи
2
13.
Зачёт по выявлению художественно-изобразительных средств в тексте
1
Список литературы:
1. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Справочные и дидактические материалы. – Ростов/Д: Легион, 2008.
2. Литература: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа,2001.
3. Воронина Н.В. Русский язык. Готовимся к экзаменам и олимпиадам.- М.: Дрофа, 2006.
4. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы.- М.: Дрофа,2001.
5. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М.: Просвещение,1999.
6. Калганова Т.А.Сочинения различных жанров.- М.: Просвещение, 1997.
7.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. - М.: Вербум - М, 2003.