Пояснительная записка
Материалы экзаменационной работы разработаны для проведения промежуточной аттестации по истории обучающихся 8 классов. В связи с тем, что в дальнейшем обучающимся предстоит пройти процедуру ОГЭ по истории, считается целесообразным провести промежуточную аттестацию в форме контрольной работы, включающей в свой состав задания в формате ОГЭ.
Цель – проверка знаний, умений и навыков обучающихся, выявление уровня качества изученного материала; подготовка к ОГЭ.
Задания контрольной работы носят дифференцированный характер и различаются по форме и уровню сложности: базовый уровень, повышенный уровень, высокий уровень. Выполнение заданий предполагает распознавание, воспроизведение, извлечение информации, систематизации, сопоставления, применения знаний.
Время проведения экзаменационной работы: 60 минут.
Структура работы и критерии оценки выполнения заданий:
Работа состоит из 35 заданий по истории России.
К заданиям (базовый уровень), проверяющим знания по содержанию курса предлагается четыре варианта ответов, из которых один является правильным. Задания являются выполненными верно, если записан верный вариант ответа. В том случае, если указана последовательность из двух цифр и одна является верной, задание следует оценить как выполненное не верно.За верный ответ на каждое из заданий 1–23, 25, 27–30 выставляется 1 балл.
За полный правильный ответ на каждое из заданий (повышенный уровень) 24 и 26 ставится 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибок или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов.
Задания 23–35 работы, направленные преимущественно на проверку умений, формируемых в процессе исторического образования. При этомв каждом из заданий 23–35 могут быть рассмотрены разные аспекты истории:экономика и социальные отношения, внутренняя и внешняя политика государства, история материальной и духовной культуры, жизнь и деятельность отдельных исторических личностей.
Задания высокого уровня предполагают свободные ответы, которые записываются на отдельных листах/бланках. С помощью заданий проверяется широкий круг исторических знаний и, главное, умений экзаменуемых, то,насколько они владеют основными видами деятельности, необходимыми для успешного продолжения обучения в старшей школе.
Развёрнутый ответ при выполнении заданий должен показать умение экзаменуемого четко и последовательно изложить свои знания в соответствии с требованием задания. Форма развёрнутого ответа даёт возможность увидеть, наскольк свободно учащиеся владеют историческим материалом. Таким образом, задания этого типа обеспечивают: во-первых, комплексный характер проверки; во-вторых, качественную дифференциацию ответов учащихся; втретьих, проверку наиболее существенных элементов исторической подготовки учеников. Такого рода задания дают возможность в наибольшей степени выявить сильные и слабые стороны подготовки обучающихся, в первую очередь их умение анализировать исистематизировать историческую информацию, рассуждать, обосновывать свою точку зрения и т.д.
Задания высокого уровня оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За выполнение заданий 31, 32, 34 ставится от 0 до 2 баллов, за задания 33 и 35 – от 0 до 3 баллов.
31 задание, предполагающее атрибуцию исторического документа;
32 задание на проверку умения логически анализировать структуру текста;
33 задание - задача на анализ исторической ситуации (проверка умения соотносить общие исторические процессы и отдельные факты);
34 задание на сравнение исторических событий, явлений;
35 задание на составление плана ответа по какой-либо теме.
Отметка по пятибалльной шкале | 2 | 3 | 4 | 5 |
Общий балл | 0 – 12 | 13 – 23 | 24 – 34 | 35 – 44 |
Вариант 1.
1. Какое из названных событий произошло в царствование Екатерины II?
1) присоединение к России Левобережной Украины
2) присоединение к России Финляндии
3) восстание под предводительством Емельяна Пугачёва
4) Семилетняя война
2. Какое из перечисленных сражений произошло в ходе Семилетней войны?
1) у мыса Гангут 2) у острова Гренгам 3) под Аустерлицем 4) при Кунерсдорфе
3. Что из названного относится к царствованию императрицы Елизаветы Петровны?
1) введено новое летосчисление 2) открыта Петербургская академия наук
3) дана Жалованная грамота городам 4) открыт Московский университет
4. Прочтите отрывок из указа императора и укажите этого императора.
«1. Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной.
3. В Лицее преподаются предметы учения, важным частям Государственной службы приличные и для благовоспитанного юноши необходимо нужные.
14. Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с Российскими Университетами».
1) Пётр III 2) Екатерина II 3) Павел I 4) Александр I
5. Какое событие произошло раньше других?
1) начало правления Петра II
2) учреждение Табели о рангах
3) издание указа о праве помещиков отдавать крепостных крестьян на каторгу
4) издание указа о трёхдневной барщине
6. Что стало одним из последствий попытки ограничения власти императрицы Анны Иоанновны в 1730 г.?
1) упразднение стрелецкого войска 2) отмена местничества
3) упразднение Верховного тайного совета 4) замена приказов коллегиями
7. Что из перечисленного стало одним из последствий русско-турецкой войны 1768–1774 гг.?
1) получение Россией выхода к Балтийскому морю
2) присоединение к России Крыма и Северного Причерноморья
3) получение Россией выхода к Каспийскому морю
4) присоединение к России Эриванского и Нахичеванского ханств
8. Прочтите отрывок из сборника распоряжений обер-полицмейстера Санкт-Петербурга и укажите императора, в правление которого были сделаны эти распоряжения.
«Февраля 18-го. Запрещается танцевать вальс.
Апреля 18-го. Запрещается ввозить иностранные книги и ноты.
Сентября 4-го. Чтоб никто не носил ни немецких кафтанов, ни сюртуков с разноцветными воротниками и обшлагами; но чтоб они были одного цвета.
Декабря 15-го. Чтоб всякий выезжающий из города куда бы то ни было публиковался в газетах 3 раза сряду».
1) Пётр I 2) Пётр II 3) Пётр III 4) Павел I
9. Русской армией, которая вступила в Крым в ходе русско-турецкой войны 1735−1739 гг., командовал
1) Б. Х. Миних 2) А. Д. Меншиков 3) П. А. Румянцев 4) А. В. Суворов
10. Крупнейшим русским портретистом XVIII в. был
1) Ф. Г. Волков 2) Н. И. Новиков 3) М. Ф. Казаков 4) Д. Г. Левицкий
11. В каком году состоялась Полтавская битва?
1) 1701 г. 2) 1709 г. 3) 1719 г. 4) 1720 г.
12. Кондиции, направленные Анне Иоанновне, предполагали
1) установление абсолютной царской власти
2) уменьшение роли дворянства в политической жизни страны
3) введение представительного органа власти
4) ограничение власти императрицы
13. В результате проведения военной реформы в первой четверти XVIII в. комплектование войска стало осуществляться на основе
1) набора стрелецкого войска 2) набора рекрутов
3) создания наёмной армии 4) всеобщего обязательного призыва на военную службу
14. Франц Лефорт был сподвижником
1) Елизаветы Петровны 2) Петра I 3) Екатерины II 4) Павла I
15. Прочтите отрывок из манифеста и укажите год его издания.
«Божию милостью мы, Пётр Третий, император и самодержец всероссийский .
Объявляется во всенародное известие.
Жалуем сим именным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короне, и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей, владением землями, лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озёрами без покупки и без оброку и освобождаем всех прежде чинимых от злодеев дворян и градских мздоимцев-судей крестьянам и всему народу налагаемых податей и отягощений ».
1) 1727 г. 2) 1741 г. 3) 1764 г. 4) 1774 г
16. Какое из перечисленных событий произошло позже остальных?
1) упразднение Верховного тайного совета
2) провозглашение России империей
3) учреждение Государственного совета
4) издание манифеста о вольности дворянской
17. Какой документ был создан в эпоху дворцовых переворотов?
1) Табель о рангах 2) Соборное уложение 3) Судебник 4) Кондиции
18. Прочтите отрывок из указа Петра I и укажите, где произошло сражение, о котором идёт речь.
«Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому ж ещё гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем, и поистине оная виною всех благополучных последований России, понеже тут первая проба солдатская была и людей, конечно, ободрила, и «матерью Полтавской баталии» названа как одобрением людей, так и временем».
1) при Гросс-Егерсдорфе 2) у д. Лесной 3) при Цорндорфе 4) у о. Гренгам
19. Народное восстание на Дону в годы правления Петра I возглавил
1) И. И. Болотников 2) К. А. Булавин 3) С. Т. Разин 4) Е. И. Пугачёв
20. Рассмотрите схему и выполните задание.
Кто был участником событий, обозначенных на схеме стрелками?
1) Хлопко Косолап 2) И.И. Болотников 3) С.Т. Разин 4) К.А. Булавин
21. Первая в России печатная газета называлась
1) «Куранты» 2) «Ведомости» 3) «Телескоп» 4) «Живописец»
22. Рассмотрите изображение.
На рисунке изображено светское мероприятие, появившееся в России
1) во второй половине XVII в.
2) в первой четверти XVIII в.
3) во второй половине XVIII в.
4) в первой четверти XIX в
23. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
1) начало восстания под предводительством Е. И. Пугачёва
2) издание жалованной грамоты дворянству
3) созыв Уложенной комиссии
4) губернская реформа Екатерины II
Ответ:
24.Установите соответствие между императрицами и мероприятиями, проведёнными в период правления этих императриц: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ИМПЕРАТРИЦЫ | | МЕРОПРИЯТИЯ |
А) Елизавета Петровна Б) Екатерина I В) Анна Иоанновна | | 1) учреждение Верховного тайного совета 2) ограничение срока службы дворян 25 годами 3) проведение губернской реформы 4) отмена внутренних таможенных пошлин |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
25. Какие из перечисленных мероприятий относятся к политике «просвещённого абсолютизма» Екатерины II? Найдите в приведённом ниже списке два мероприятия и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) созыв Уложенной комиссии
2) учреждение министерств
3) упразднение патриаршества
4) создание военных поселений
5) издание жалованной грамоты городам
Ответ:
26. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Годовые обороты русских портов
Год | Санкт-Петербург | Архангельск | Астрахань |
1719 | 1976 тыс. руб. | 2942 тыс. руб. | 961 тыс. руб. |
1726 | 3953 тыс. руб. | 245 тыс. руб. | 988 тыс. руб. |
НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ | ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ |
A) К 1726 г. более чем в 10 раз упали объёмы торговли, осуществляемые через порт | 1) 1726 г. |
Б) К 1726 г. главными морскими торговыми воротами страны становится | 2) 1719 г. |
В) Совокупный годовой оборот трёх портов, представленных в таблице, был выше в | 3) Астрахань |
| 4) Архангельск |
| 5) Санкт-Петербург |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
27. Запишите термин, о котором идёт речь.
«Введённый Петром I налог, взимаемый с каждого мужчины, принадлежавшего к податному сословию, независимо от возраста».
28. Сравните особенности положения российского дворянства в 1720-е и в 1740-е гг. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.
1) обязательность государственной службы
2) прохождение службы согласно Табели о рангах
3) право делить поместье между наследниками
4) ограничение срока службы 25 годами
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
29. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ответ:
30. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, возникли в эпоху Петра I.
1) генерал-прокурор
2) коллегия
3) губерния
4) подушная подать
5) присяжный заседатель
Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.
Ответ:
31. Укажите десятилетие, когда состоялись походы, о которых сказано в тексте. Укажите название мирного договора, пропущенное в отрывке.
Из сочинения историка.
«Огромное влияние на характер Петра оказало знакомство с жителями Немецкой слободы в Москве, где селились все иностранцы, и от которых он получил представление о жизни в Европе, развитии её техники, науки и культуры. Особенно выделялся швейцарец Франц Лефорт. С самого раннего детства Пётр проявлял интерес к военному делу, для него специально были созданы так называемые "потешные" полки, Преображенский и Семёновский, ставшие основой русской регулярной армии. Пётр совершает два Азовских похода, в результате чего сильнейшая в устье Дона турецкая крепость Азов пала. Таким образом, у России появляется флот в Азовском море. В 1700 году начинается Северная война, которая длится до 1721 года, когда был заключён ________________________мир. Большая часть царствования Петра Первого, таким образом, прошла в обстановке ведущейся войны, и на проведённых им реформах военная обстановка отражалась самым непосредственным образом. Так, например, начало войны вызвало необходимость организации производства вооружения, снаряжения и обмундирования. Содержание постоянной и многочисленной армии и создание военно-морского флота потребовали регулярного сбора налогов, что влекло за собой необходимость упорядочения системы местного управления. Постоянные отлучки Петра вызвали к жизни учреждение Правительствующего Сената, который решал все текущие дела в отсутствие царя. Нельзя сказать, что у царя с самого начала был конкретный план преобразований, часто он действовал по наитию, но нельзя его преобразованиям отказать во внутренней логике, хотя некоторые нововведения не прижились в России».
32. Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в последующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых для подтверждения этого положения
33. Будущий российский император волею судьбы приходился внуком Петру I и внучатым племянником его злейшему врагу — шведскому королю Карлу XII. До 14 лет воспитывался в герцогстве Гольштейн как наследник шведского престола, но затем был привезён в Россию и объявлен наследником русского престола. Став российским императором, правил чуть более года, после чего был свергнут с престола в результате заговора, организованного его женой.
1) Назовите императора, о судьбе которого идёт речь.
2) Назовите императора (императрицу), при котором (ой) будущий император был привезён в Россию.
3) Какие поступки (взгляды) императора способствовали лёгкости осуществления дворцового переворота его женой?
34. Существует точка зрения, что, несмотря на наличие общих черт, народные восстания под предводительством С. Т. Разина и под предводительством Е. И. Пугачёва имели различия. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эти различия.
35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Внутренняя политика Екатерины II». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с внутренней политикой Екатерины II.
Ответы: Вариант 1.
№ задания | Правильный ответ | Максимальный балл |
1 | 3 | 1 |
2 | 4 | 1 |
3 | 4 | 1 |
4 | 4 | 1 |
5 | 2 | 1 |
6 | 3 | 1 |
7 | 2 | 1 |
8 | 4 | 1 |
9 | 1 | 1 |
10 | 4 | 1 |
11 | 2 | 1 |
12 | 4 | 1 |
13 | 2 | 1 |
14 | 2 | 1 |
15 | 4 | 1 |
16 | 3 | 1 |
17 | 4 | 1 |
18 | 2 | 1 |
19 | 2 | 1 |
20 | 3 | 1 |
21 | 2 | 1 |
22 | 2 | 1 |
23 | 3142 | 1 |
24 | 412 | 2 – верно все. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибок или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов. |
25 | 15 | 1 |
26 | 452 | 2 - верно все. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибок или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов. |
27 | Подушная подать. | 1 |
28 | 1234 | 1 |
29 | Полтава. | 1 |
30 | 5 | 1 |
31.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Правильно указан руководитель правительства и название политики | 2 |
Правильно назван только руководитель правительства. ИЛИ Правильно указано только название политики | 1 |
Ответ неверный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Укажите десятилетие, когда состоялись походы, о которых сказано в тексте. Укажите название мирного договора, пропущенное в отрывке.
Из сочинения историка.
«Огромное влияние на характер Петра оказало знакомство с жителями Немецкой слободы в Москве, где селились все иностранцы, и от которых он получил представление о жизни в Европе, развитии её техники, науки и культуры. Особенно выделялся швейцарец Франц Лефорт. С самого раннего детства Пётр проявлял интерес к военному делу, для него специально были созданы так называемые "потешные" полки, Преображенский и Семёновский, ставшие основой русской регулярной армии. Пётр совершает два Азовских похода, в результате чего сильнейшая в устье Дона турецкая крепость Азов пала. Таким образом, у России появляется флот в Азовском море. В 1700 году начинается Северная война, которая длится до 1721 года, когда был заключён ________________________мир. Большая часть царствования Петра Первого, таким образом, прошла в обстановке ведущейся войны, и на проведённых им реформах военная обстановка отражалась самым непосредственным образом. Так, например, начало войны вызвало необходимость организации производства вооружения, снаряжения и обмундирования. Содержание постоянной и многочисленной армии и создание военно-морского флота потребовали регулярного сбора налогов, что влекло за собой необходимость упорядочения системы местного управления. Постоянные отлучки Петра вызвали к жизни учреждение Правительствующего Сената, который решал все текущие дела в отсутствие царя. Нельзя сказать, что у царя с самого начала был конкретный план преобразований, часто он действовал по наитию, но нельзя его преобразованиям отказать во внутренней логике, хотя некоторые нововведения не прижились в России».
В ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) десятилетие — 1690-е гг.;
2) название договора — Ништадтский.
32. Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в последующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых для подтверждения этого положения
В ответе должно быть указано предложение: «Большая часть царствования Петра Первого, таким образом, прошла в обстановке ведущейся войны, и на проведённых им реформах военная обстановка отражалась самым непосредственным образом».
Могут быть указаны следующие факты:
1) начало войны вызвало необходимость организации производства вооружения, снаряжения и обмундирования;
2) содержание постоянной и многочисленной армии и создание военно-морского флота потребовали регулярного сбора налогов, что влекло за собой необходимость упорядочения системы местного управления;
3) постоянные отлучки Петра вызвали к жизни учреждение Правительствующего Сената, который решал все текущие дела в отсутствие царя.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Правильно указаны предложение (или в иных формулировках верно передан его смысл) и две причины | 2 |
Правильно указаны предложение (или в иных формулировках верно передан его смысл) и одна причина | 1 |
Правильно указано только предложение (или в иных формулировках верно передан его смысл). ИЛИ Правильно указаны только причины (любое количество). ИЛИ Ответ неверный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
33.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Верно названы император, императрица, и один поступок (взгляд) | 3 |
Верно названы любые два элемента ответа | 2 |
Верно назван любой один элемент ответа | 1 |
Ответ неверный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Будущий российский император волею судьбы приходился внуком Петру I и внучатым племянником его злейшему врагу — шведскому королю Карлу XII. До 14 лет воспитывался в герцогстве Гольштейн как наследник шведского престола, но затем был привезён в Россию и объявлен наследником русского престола. Став российским императором, правил чуть более года, после чего был свергнут с престола в результате заговора, организованного его женой.
1) Назовите императора, о судьбе которого идёт речь.
2) Назовите императора (императрицу), при котором (ой) будущий император был привезён в Россию.
3) Какие поступки (взгляды) императора способствовали лёгкости осуществления дворцового переворота его женой?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) император — Пётр III:
2) императрица, при которой будущий император был привезён в Россию — Елизавета Петровна:
3) поступки (взгляды), например:
а) Пётр III прекратил военные действия против Пруссии (Семилетняя война) и заключил с Фридрихом II Петербургский мир на крайне невыгодных для России условиях:
б) Пётр III, будучи поклонником прусского короля Фридриха II, ввёл прусские порядки в армии:
в) Пётр III пренебрегал русскими национальными и религиозными традициями, чем вызвал недовольство среди дворян и гвардии.
34.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Верно приведены два факта | 2 |
Верно приведён один факт | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Могут быть приведены факты:
1) Е. И. Пугачёв выдавал себя за царя (императора ПетраIII);
2) Е. И. Пугачёв заимствовал государственные атрибуты, существовавшие в Российской империи (Военная коллегия, графские титулы для приближённых и т. д.);
3) в восстании под предводительством Е. И. Пугачёва приняли участие горнозаводские рабочие;
4) восстание под предводительством Е. И. Пугачёва было более масштабным по численности участников и охвату территории (могут быть приведены другие факты).
35.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
План содержит не менее трёх пунктов, к двум из которых даны пояснения. Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы (выбранного вопроса); в пояснениях без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана | 3 |
План содержит не менее трёх пунктов, к одному из которых дано пояснение. Формулировки пунктов плана и пояснения отражают содержание темы (выбранного вопроса); в пояснении без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пункта плана. ИЛИ План содержит два пункта, к обоим даны пояснения. Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы (выбранного вопроса); в пояснениях без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана. ИЛИ План содержит не менее трёх пунктов, к двум из которых даны пояснения. Формулировки пунктов плана отражают содержание темы (выбранного вопроса). В пояснениях к одному-двум пунктам плана наряду с верными позициями содержатся фактические ошибки, существенно не искажающие ответа; ИЛИ в пояснениях к одному-двум пунктам плана представлены верные, но не основные, а только частные факты, не в полной мере раскрывающие содержание пунктов плана | 2 |
План содержит не менее трёх пунктов без пояснений; ИЛИ в качестве пояснений приведены рассуждения общего характера, не содержащие конкретной информации по теме. Формулировки пунктов плана отражают содержание темы (выбранного вопроса) и не содержат фактических ошибок. ИЛИ План содержит два пункта, к одному из которых дано пояснение. Формулировки пунктов плана и пояснения отражают содержание темы (выбранного вопроса); без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана. ИЛИ План содержит не менее трёх пунктов, к одному из которых дано пояснение. Формулировки пунктов плана отражают содержание темы (выбранного вопроса). В пояснении к пункту плана наряду с верными позициями содержатся фактические ошибки, существенно не искажающие ответа; ИЛИ в пояснениях к пункту плана представлены верные, но не основные, а только частные факты, не в полной мере раскрывающие содержание пунктов плана ИЛИ План содержит не менее двух пунктов, к обоим дано пояснение. Формулировки пунктов плана и пояснений в целом отражают содержание темы (выбранного вопроса), но допущена одна фактическая ошибка, значительно искажающая её содержание. ИЛИ Пункты плана имеют общий характер и не отражают содержания темы (выбранного вопроса), но приведённые к трем (или более) пунктам пояснения не содержат фактических ошибок и раскрывают некоторые аспекты темы (выбранного вопроса). | 1 |
План содержит два пункта без пояснений; ИЛИ в качестве пояснений приведены рассуждения общего характера, не содержащие конкретной информации по теме. ИЛИ План содержит менее двух пунктов независимо от качества пояснений. ИЛИ Пункты плана не отражают содержания темы (выбранного вопроса). Приведённые к одному-двум пунктам пояснения не содержат фактических ошибок и раскрывают некоторые аспекты темы. ИЛИ В пунктах плана и пояснениях допущено две или более фактические ошибки, искажающие содержание темы (выбранного вопроса) ИЛИ план отражает вопрос (раздел, направление, проблему), который не является составной частью темы, указанной в задании | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Внутренняя политика Екатерины II». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с внутренней политикой Екатерины II.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы «Внутренняя политика Екатерины II».
1. Влияние идей Просвещения на внутреннюю политику Екатерины II.
Екатерина, воспитанная на идеях французского Просвещения, в первый период своего царствования пыталась смягчить нравы российского общества, упорядочить обветшалое законодательство, ограничить крепостное право. С этой целью она задумала разработать новые законы на основе философии Просвещения. Ею был написан «Наказ», который должен был служить руководством для будущего законодательного собрания. Для того времени этот документ носил весьма радикальный характер. Достаточно сказать, что в «Наказе» проводилась мысль о разделении властей и создании элементов правового государства, т. е. он отражал самые передовые идеи европейской мысли того времени. Хотя нужно отметить, что в нем не было речи о ликвидации самодержавия. Наоборот, самодержавие из-за огромной территории страны признавалось благом для России. Робко говорилось в «Наказе» только о смягчении крепостного права.
2. Деятельность Уложенной Комиссии.
30 июля 1767 г. в Грановитой палате Кремля Екатериной торжественно были открыты заседания Комиссии для сочинения проекта нового уложения (законодательное собрание). 565 депутатов представляли все сословия России, кроме частновладельческих крестьян и духовенства. Однако деятельность депутатов, главным образом из-за организационной неразберихи, потерпела полный крах. Уже на следующий год Комиссия была фактически распущена. Но, несмотря на неудачу Комиссии, ее деятельность имела некоторые положительные последствия. Депутаты разных сословий привезли с собой более тысячи наказов с мест, и эти наказы оказали определенное влияние на дальнейшую внутреннюю политику Екатерины.
3. Развитие крепостнических отношений.
В царствование Екатерины II крепостное право достигло наивысшего развития. Хотя сама императрица понимала вред и безнравственность рабского положения значительной части крестьянства, страх потерять поддержку дворянства заставлял ее проводить политику прежде всего в интересах дворян. В этом направлении развивалось и законодательство о крестьянах, происходило дальнейшее усиление власти помещиков над крепостными. Так, в 1766 г. помещики получили право не только ссылать своих крепостных в Сибирь (такой закон уже действовал при Елизавете), но и отправлять их на каторгу. Помещик мог отдать своего крепостного в солдаты. В 1767 г. под страхом наказания крестьянам было запрещено жаловаться на своего помещика. Также следует отметить, что одновременно шел процесс распространения крепостного права на территории, где раньше его не было. Вскоре последовал и ответ крестьянства: бунт, переросший в мощное крестьянское выступление — восстание под руководством Е. И. Пугачева (1773—1775 гг.). Правительству пришлось приложить максимум усилий для подавления восстания, охватившего восточные районы страны и Поволжье. Спешно был заключен мир с Турцией (1774 г.), и войска с турецкой кампании были направлены на борьбу с восставшими. О серьезности положения свидетельствует и такой факт: один из лучших екатерининских полководцев А. В. Суворов на последнем этапе принимал участие в подавлении восстания.
4. Изменение характера внутренней политики после Пугачевского бунта.
После подавления пугачевского движения политика Екатерины стала носить более консервативный характер. Проведенная в 1775 г. областная реформа, увеличив число губерний в России до 50, передала власть на местах полностью в руки дворянства, усилила административный контроль над крестьянством. Через десять лет (1785 г.) была издана Жалованная грамота дворянству, которая еще больше расширила его привилегии. Одновременно была издана грамота городам, предоставлявшая ряд льгот купцам и ремесленникам.
5. Экономическая политика.
Правление Екатерины II характеризовалось экстенсивным развитием экономики и торговли, при сохранении «патриархальной» промышленности и сельского хозяйства.
Развитию и оживлению торговли способствовало появление новых кредитных учреждений (государственного банка и ссудной кассы) и расширение банковских операций (с 1770 года введён приём вкладов на хранение). Был учреждён государственный банк и впервые налажен выпуск бумажных денег — ассигнаций.
Введено государственное регулирование цен на соль, которая являлась одним из жизненно важных в стране товаров.
Возросла роль России в мировой экономике — в Англию стало в больших количествах экспортироваться российское парусное полотно, в другие европейские страны увеличился экспорт чугуна и железа
В сфере внешней торговли политика Екатерины заключалась в постепенном переходе от протекционизма, характерного для Елизаветы Петровны, к полной либерализации экспорта и импорта
Сельское хозяйство, как и промышленность, развивалось в основном за счет экстенсивных методов (увеличение количества пахотных земель); пропаганда интенсивных методов сельского хозяйства созданным при Екатерине Вольным экономическим обществом не имела большого результата.
6. Фаворитизм и коррупция.
К началу царствования Екатерины в России глубоко укоренилась система мздоимства, произвола и прочих злоупотреблений со стороны чиновников, о чём она сама громко заявила вскоре после вступления на трон. Но именно в ее правление эта система достигла своего расцвета, бдагодаря ее фаворитам.
Имеется ряд упоминаний о злоупотреблениях со стороны фаворита Екатерины Григория Потемкина.
7. Итоги.
Екатерининская эпоха ознаменовалась максимальным закрепощением крестьян и всесторонним расширением привилегий дворянства. Система государственного управления впервые со времени Петра I подвергнута реформированию. В культурном отношении Россия окончательно вошла в число великих европейских держав, чему немало способствовала сама императрица, увлекавшаяся литературной деятельностью, собиравшая шедевры живописи и состоявшая в переписке с французскими просветителями. В целом политика Екатерины и её реформы вписываются в русло просвещённого абсолютизма XVIII века