СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экзаменационный материал переводного экзамена по обществознанию 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы экзаменационной работы разработаны для проведения промежуточной аттестации по истории обучающихся 8 классов. В связи с тем, что в дальнейшем обучающимся предстоит пройти процедуру ОГЭ по истории, считается целесообразным провести промежуточную аттестацию в форме контрольной работы, включающей в свой состав задания в формате ОГЭ. 

Цель – проверка знаний, умений и навыков обучающихся, выявление уровня качества изученного материала; подготовка к ОГЭ.

Задания контрольной работы носят дифференцированный характер и различаются по форме и уровню сложности: базовый уровень, повышенный уровень, высокий уровень. Выполнение заданий предполагает распознавание, воспроизведение, извлечение информации, систематизации, сопоставления, применения знаний.

Просмотр содержимого документа
«Экзаменационный материал переводного экзамена по обществознанию 8 класс»

Пояснительная записка

Материалы экзаменационной работы разработаны для проведения промежуточной аттестации по истории обучающихся 8 классов. В связи с тем, что в дальнейшем обучающимся предстоит пройти процедуру ОГЭ по истории, считается целесообразным провести промежуточную аттестацию в форме контрольной работы, включающей в свой состав задания в формате ОГЭ. 

Цель – проверка знаний, умений и навыков обучающихся, выявление уровня качества изученного материала; подготовка к ОГЭ.

Задания контрольной работы носят дифференцированный характер и различаются по форме и уровню сложности: базовый уровень, повышенный уровень, высокий уровень. Выполнение заданий предполагает распознавание, воспроизведение, извлечение информации, систематизации, сопоставления, применения знаний.

Время проведения экзаменационной работы: 60 минут.

Структура работы и критерии оценки выполнения заданий:

Работа состоит из 35 заданий по истории России.

К заданиям (базовый уровень), проверяющим знания по содержанию курса предлагается четыре варианта ответов, из которых один является правильным. Задания являются выполненными верно, если записан верный вариант ответа. В том случае, если указана последовательность из двух цифр и одна является верной, задание следует оценить как выполненное не верно.За верный ответ на каждое из заданий 1–23, 25, 27–30 выставляется 1 балл.

За полный правильный ответ на каждое из заданий (повышенный уровень) 24 и 26 ставится 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибок или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов.

Задания 23–35 работы, направленные преимущественно на проверку умений, формируемых в процессе исторического образования. При этомв каждом из заданий 23–35 могут быть рассмотрены разные аспекты истории:экономика и социальные отношения, внутренняя и внешняя политика государства, история материальной и духовной культуры, жизнь и деятельность отдельных исторических личностей.

Задания высокого уровня предполагают свободные ответы, которые записываются на отдельных листах/бланках. С помощью заданий проверяется широкий круг исторических знаний и, главное, умений экзаменуемых, то,насколько они владеют основными видами деятельности, необходимыми для успешного продолжения обучения в старшей школе.

Развёрнутый ответ при выполнении заданий должен показать умение экзаменуемого четко и последовательно изложить свои знания в соответствии с требованием задания. Форма развёрнутого ответа даёт возможность увидеть, наскольк свободно учащиеся владеют историческим материалом. Таким образом, задания этого типа обеспечивают: во-первых, комплексный характер проверки; во-вторых, качественную дифференциацию ответов учащихся; втретьих, проверку наиболее существенных элементов исторической подготовки учеников. Такого рода задания дают возможность в наибольшей степени выявить сильные и слабые стороны подготовки обучающихся, в первую очередь их умение анализировать исистематизировать историческую информацию, рассуждать, обосновывать свою точку зрения и т.д.

Задания высокого уровня оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За выполнение заданий 31, 32, 34 ставится от 0 до 2 баллов, за задания 33 и 35 – от 0 до 3 баллов.

31 задание, предполагающее атрибуцию исторического документа;

32 задание на проверку умения логически анализировать структуру текста;

33 задание - задача на анализ исторической ситуации (проверка умения соотносить общие исторические процессы и отдельные факты);

34 задание на сравнение исторических событий, явлений;

35 задание на составление плана ответа по какой-либо теме.

Отметка по пятибалльной шкале

2

3

4

5

Общий балл

0 – 12

13 – 23

24 – 34

35 – 44




Вариант 1.

1. Какое из названных событий произошло в царствование Екатерины II?

1) присоединение к России Левобережной Украины

2) присоединение к России Финляндии

3) восстание под предводительством Емельяна Пугачёва

4) Семилетняя война

2.  Какое из пе­ре­чис­лен­ных сра­же­ний про­изо­шло в ходе Се­ми­лет­ней войны?

1) у мыса Гангут 2) у ост­ро­ва Гренгам 3) под Аустерлицем 4) при Кунерсдорфе

3. Что из названного относится к царствованию императрицы Елизаветы Петровны?

1) введено новое летосчисление 2) открыта Петербургская академия наук

3) дана Жалованная грамота городам 4) открыт Московский университет

4. Прочтите отрывок из указа императора и укажите этого императора.

«1. Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной.

3. В Лицее преподаются предметы учения, важным частям Государственной службы приличные и для благовоспитанного юноши необходимо нужные.

14. Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с Российскими Университетами».

1) Пётр III 2) Екатерина II 3) Павел I 4) Александр I

5.  Какое со­бы­тие про­изо­шло рань­ше других?

1) на­ча­ло прав­ле­ния Петра II

2) учре­жде­ние Та­бе­ли о рангах

3) из­да­ние указа о праве по­ме­щи­ков от­да­вать кре­пост­ных кре­стьян на каторгу

4) из­да­ние указа о трёхдневной барщине

6.  Что стало одним из по­след­ствий по­пыт­ки огра­ни­че­ния вла­сти им­пе­ра­три­цы Анны Иоан­нов­ны в 1730 г.?

1) упразднение стре­лец­ко­го войска 2) отмена местничества

3) упразднение Вер­хов­но­го тай­но­го совета 4) замена при­ка­зов коллегиями

7.  Что из пе­ре­чис­лен­но­го стало одним из по­след­ствий русско-турецкой войны 1768–1774 гг.?

1) по­лу­че­ние Рос­си­ей вы­хо­да к Бал­тий­ско­му морю

2) при­со­еди­не­ние к Рос­сии Крыма и Се­вер­но­го Причерноморья

3) по­лу­че­ние Рос­си­ей вы­хо­да к Кас­пий­ско­му морю

4) при­со­еди­не­ние к Рос­сии Эри­ван­ско­го и На­хи­че­ван­ско­го ханств

8.  Прочтите от­ры­вок из сбор­ни­ка распоряжений обер-полицмейстера Санкт-Петербурга и ука­жи­те императора, в прав­ле­ние которого были сде­ла­ны эти распоряжения.

«Февраля 18-го. За­пре­ща­ет­ся танцевать вальс.

Апреля 18-го. За­пре­ща­ет­ся ввозить ино­стран­ные книги и ноты.

Сентября 4-го. Чтоб никто не носил ни не­мец­ких кафтанов, ни сюр­ту­ков с раз­но­цвет­ны­ми воротниками и обшлагами; но чтоб они были од­но­го цвета.

Декабря 15-го. Чтоб вся­кий выезжающий из го­ро­да куда бы то ни было пуб­ли­ко­вал­ся в га­зе­тах 3 раза сряду».

1) Пётр I 2) Пётр II 3) Пётр III 4) Павел I

9.  Русской армией, которая вступила в Крым в ходе русско-турецкой войны 1735−1739 гг., командовал

1) Б. Х. Миних 2) А. Д. Меншиков 3) П. А. Румянцев 4) А. В. Суворов

10. Крупнейшим русским портретистом XVIII в. был

1) Ф. Г. Волков 2) Н. И. Новиков 3) М. Ф. Казаков 4) Д. Г. Левицкий

11. В каком году состоялась Полтавская битва?

1) 1701 г. 2) 1709 г. 3) 1719 г. 4) 1720 г.

12. Кондиции, направленные Анне Иоанновне, предполагали

1) установление абсолютной царской власти

2) уменьшение роли дворянства в политической жизни страны

3) введение представительного органа власти

4) ограничение власти императрицы

13.  В результате проведения военной реформы в первой четверти XVIII в. комплектование войска стало осуществляться на основе

1) набора стрелецкого войска 2) набора рекрутов

3) создания наёмной армии 4) всеобщего обязательного призыва на военную службу

14. Франц Лефорт был сподвижником

1) Елизаветы Петровны 2) Петра I 3) Екатерины II 4) Павла I

15. Прочтите от­ры­вок из ма­ни­фе­ста и ука­жи­те год его издания.

«Божию ми­ло­стью мы, Пётр Третий, им­пе­ра­тор и са­мо­дер­жец все­рос­сий­ский .

Объявляется во все­на­род­ное известие.

Жалуем сим имен­ным ука­зом с мо­нар­шим и оте­че­ским нашим ми­ло­сер­ди­ем всех, на­хо­див­ших­ся пре­жде в кре­стьян­стве и в под­дан­стве помещиков, быть вер­но­под­дан­ны­ми ра­ба­ми соб­ствен­ной нашей короне, и на­граж­да­ем древним кре­стом и молитвою, го­ло­ва­ми и бородами, воль­но­стью и сво­бо­дою и вечно казаками, не тре­буя ре­крут­ских наборов, по­душ­ных и про­чих де­неж­ных податей, вла­де­ни­ем землями, лесными, се­но­кос­ны­ми уго­дья­ми и рыб­ны­ми ловлями, и со­ля­ны­ми озёрами без по­куп­ки и без об­ро­ку и осво­бож­да­ем всех пре­жде чи­ни­мых от зло­де­ев дво­рян и град­ских мздоимцев-судей кре­стья­нам и всему на­ро­ду на­ла­га­е­мых по­да­тей и отя­го­ще­ний ».

1) 1727 г. 2) 1741 г. 3) 1764 г. 4) 1774 г

16. Какое из перечисленных событий произошло позже остальных?

1) упразднение Верховного тайного совета

2) провозглашение России империей

3) учреждение Государственного совета

4) издание манифеста о вольности дворянской

17.  Какой документ был создан в эпоху дворцовых переворотов?

1) Табель о рангах 2) Соборное уложение 3) Судебник 4) Кондиции

18. Прочтите отрывок из указа Петра I и укажите, где произошло сражение, о котором идёт речь.

«Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому ж ещё гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем, и поистине оная виною всех благополучных последований России, понеже тут первая проба солдатская была и людей, конечно, ободрила, и «матерью Полтавской баталии» названа как одобрением людей, так и временем».

1) при Гросс-Егерсдорфе 2) у д. Лесной 3) при Цорндорфе 4) у о. Гренгам

19. Народное восстание на Дону в годы правления Петра I возглавил

1) И. И. Болотников 2) К. А. Булавин 3) С. Т. Разин 4) Е. И. Пугачёв

20. Рассмотрите схему и вы­пол­ни­те задание.

 

Кто был участ­ни­ком событий, обо­зна­чен­ных на схеме стрелками?

1) Хлопко Косолап 2) И.И. Болотников 3) С.Т. Разин 4) К.А. Булавин

21. Первая в России печатная газета называлась

1) «Куранты» 2) «Ведомости» 3) «Телескоп» 4) «Живописец»

22.  Рассмотрите изображение.

На рисунке изображено светское мероприятие, появившееся в России

1) во второй половине XVII в.

2) в первой четверти XVIII в.

3) во второй половине XVIII в.

4) в первой четверти XIX в

23.  Расположите в хро­но­ло­ги­че­ском порядке сле­ду­ю­щие события. Ука­жи­те ответ в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр вы­бран­ных элементов:

1) на­ча­ло восстания под пред­во­ди­тель­ством Е. И. Пугачёва

2) из­да­ние жалованной гра­мо­ты дворянству

3) созыв Уло­жен­ной комиссии

4) гу­берн­ская реформа Ека­те­ри­ны II

Ответ: 

24.Установите со­от­вет­ствие между им­пе­ра­три­ца­ми и мероприятиями, проведёнными в пе­ри­од прав­ле­ния этих императриц: к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

 

ИМПЕРАТРИЦЫ

 

МЕРОПРИЯТИЯ

А) Ели­за­ве­та Петровна

Б) Ека­те­ри­на I

В) Анна Иоанновна

 

1) учре­жде­ние Вер­хов­но­го тай­но­го совета

2) огра­ни­че­ние срока служ­бы дво­рян 25 годами

3) про­ве­де­ние гу­берн­ской реформы

4) от­ме­на внут­рен­них та­мо­жен­ных пошлин


Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

 

 

 


25. Какие из пе­ре­чис­лен­ных мероприятий от­но­сят­ся к по­ли­ти­ке «просвещённого абсолютизма» Ека­те­ри­ны II? Най­ди­те в приведённом ниже спис­ке два ме­ро­при­я­тия и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) созыв Уло­жен­ной комиссии

2) учре­жде­ние министерств

3) упразд­не­ние патриаршества

4) со­зда­ние военных поселений

5) из­да­ние жалованной гра­мо­ты городам

Ответ: 

26. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Годовые обороты русских портов

 

Год

Санкт-Петербург

Архангельск

Астрахань

1719

1976 тыс. руб.

2942 тыс. руб.

961 тыс. руб.

1726

3953 тыс. руб.

245 тыс. руб.

988 тыс. руб.

 

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

A) К 1726 г. более чем в 10 раз упали объёмы торговли, осуществляемые через порт

1) 1726 г.

Б) К 1726 г. главными морскими торговыми воротами страны становится

2) 1719 г.

В) Совокупный годовой оборот трёх портов, представленных в таблице, был выше в

3) Астрахань


4) Архангельск


5) Санкт-Петербург

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

 

 

 


27. Запишите термин, о котором идёт речь.

«Введённый Петром I налог, взимаемый с каждого мужчины, принадлежавшего к податному сословию, независимо от возраста».

28.  Сравните особенности положения российского дворянства в 1720-е и в 1740-е гг. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.

1) обязательность государственной службы

2) прохождение службы согласно Табели о рангах

3) право делить поместье между наследниками

4) ограничение срока службы 25 годами

Черты сходства

Черты различия






29. Запишите слово, пропущенное в схеме.


Ответ: 

30. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, возникли в эпоху Петра I.

1) генерал-прокурор

2) коллегия

3) губерния

4) подушная подать

5) присяжный заседатель

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.

Ответ: 

31.  Укажите десятилетие, когда со­сто­я­лись походы, о ко­то­рых ска­за­но в тексте. Ука­жи­те на­зва­ние мир­но­го договора, про­пу­щен­ное в отрывке.

Из сочинения историка.

«Огромное влияние на характер Петра оказало знакомство с жителями Немецкой слободы в Москве, где селились все иностранцы, и от которых он получил представление о жизни в Европе, развитии её техники, науки и культуры. Особенно выделялся швейцарец Франц Лефорт. С самого раннего детства Пётр проявлял интерес к военному делу, для него специально были созданы так называемые "потешные" полки, Преображенский и Семёновский, ставшие основой русской регулярной армии. Пётр совершает два Азовских похода, в результате чего сильнейшая в устье Дона турецкая крепость Азов пала. Таким образом, у России появляется флот в Азовском море. В 1700 году начинается Северная война, которая длится до 1721 года, когда был заключён ________________________мир. Большая часть царствования Петра Первого, таким образом, прошла в обстановке ведущейся войны, и на проведённых им реформах военная обстановка отражалась самым непосредственным образом. Так, например, начало войны вызвало необходимость организации производства вооружения, снаряжения и обмундирования. Содержание постоянной и многочисленной армии и создание военно-морского флота потребовали регулярного сбора налогов, что влекло за собой необходимость упорядочения системы местного управления. Постоянные отлучки Петра вызвали к жизни учреждение Правительствующего Сената, который решал все текущие дела в отсутствие царя. Нельзя сказать, что у царя с самого начала был конкретный план преобразований, часто он действовал по наитию, но нельзя его преобразованиям отказать во внутренней логике, хотя некоторые нововведения не прижились в России».

32.  Найдите в от­рыв­ке и вы­пи­ши­те предложение, со­дер­жа­щее положение, ко­то­рое под­твер­жда­ет­ся фактами, приведёнными в по­сле­ду­ю­щем тексте. Ука­жи­те не менее двух фактов, приведённых для под­твер­жде­ния этого положения

33.  Будущий рос­сий­ский им­пе­ра­тор волею судь­бы при­хо­дил­ся вну­ком Петру I и вну­ча­тым пле­мян­ни­ком его злей­ше­му врагу — швед­ско­му ко­ро­лю Карлу XII. До 14 лет вос­пи­ты­вал­ся в гер­цог­стве Голь­ш­тейн как на­след­ник швед­ско­го престола, но затем был привезён в Рос­сию и объ­яв­лен на­след­ни­ком рус­ско­го престола. Став рос­сий­ским императором, пра­вил чуть более года, после чего был сверг­нут с пре­сто­ла в ре­зуль­та­те заговора, ор­га­ни­зо­ван­но­го его женой.

1) Назовите императора, о судь­бе ко­то­ро­го идёт речь.

2) Назовите им­пе­ра­то­ра (императрицу), при ко­то­ром (ой) бу­ду­щий им­пе­ра­тор был привезён в Россию.

3) Какие по­ступ­ки (взгляды) им­пе­ра­то­ра спо­соб­ство­ва­ли лёгкости осу­ществ­ле­ния двор­цо­во­го пе­ре­во­ро­та его женой?

34.  Существует точка зрения, что, несмотря на наличие общих черт, народные восстания под предводительством С. Т. Разина и под предводительством Е. И. Пугачёва имели различия. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эти различия.

35.  Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Внутренняя политика Екатерины II». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с внутренней политикой Екатерины II.













Ответы: Вариант 1.


задания

Правильный ответ

Максимальный балл

1

3

1

2

4

1

3

4

1

4

4

1

5

2

1

6

3

1

7

2

1

8

4

1

9

1

1

10

4

1

11

2

1

12

4

1

13

2

1

14

2

1

15

4

1

16

3

1

17

4

1

18

2

1

19

2

1

20

3

1

21

2

1

22

2

1

23

3142

1

24

412

2 – верно все.

Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибок или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов.

25

15

1

26

452

2 - верно все.

Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибок или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов.

27

Подушная подать.

1

28

1234

1

29

Полтава.

1

30

5

1

31.

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Правильно ука­зан ру­ко­во­ди­тель пра­ви­тель­ства и на­зва­ние политики

2

Правильно на­зван толь­ко ру­ко­во­ди­тель правительства.

ИЛИ

Правильно ука­за­но толь­ко на­зва­ние политики

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

Укажите десятилетие, когда со­сто­я­лись походы, о ко­то­рых ска­за­но в тексте. Ука­жи­те на­зва­ние мир­но­го договора, про­пу­щен­ное в отрывке.

Из сочинения историка.

«Огромное влияние на характер Петра оказало знакомство с жителями Немецкой слободы в Москве, где селились все иностранцы, и от которых он получил представление о жизни в Европе, развитии её техники, науки и культуры. Особенно выделялся швейцарец Франц Лефорт. С самого раннего детства Пётр проявлял интерес к военному делу, для него специально были созданы так называемые "потешные" полки, Преображенский и Семёновский, ставшие основой русской регулярной армии. Пётр совершает два Азовских похода, в результате чего сильнейшая в устье Дона турецкая крепость Азов пала. Таким образом, у России появляется флот в Азовском море. В 1700 году начинается Северная война, которая длится до 1721 года, когда был заключён ________________________мир. Большая часть царствования Петра Первого, таким образом, прошла в обстановке ведущейся войны, и на проведённых им реформах военная обстановка отражалась самым непосредственным образом. Так, например, начало войны вызвало необходимость организации производства вооружения, снаряжения и обмундирования. Содержание постоянной и многочисленной армии и создание военно-морского флота потребовали регулярного сбора налогов, что влекло за собой необходимость упорядочения системы местного управления. Постоянные отлучки Петра вызвали к жизни учреждение Правительствующего Сената, который решал все текущие дела в отсутствие царя. Нельзя сказать, что у царя с самого начала был конкретный план преобразований, часто он действовал по наитию, но нельзя его преобразованиям отказать во внутренней логике, хотя некоторые нововведения не прижились в России».

В от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие элементы:

1) де­ся­ти­ле­тие — 1690-е гг.;

2) на­зва­ние до­го­во­ра — Ништадтский.

32. Найдите в от­рыв­ке и вы­пи­ши­те предложение, со­дер­жа­щее положение, ко­то­рое под­твер­жда­ет­ся фактами, приведёнными в по­сле­ду­ю­щем тексте. Ука­жи­те не менее двух фактов, приведённых для под­твер­жде­ния этого положения

В от­ве­те долж­но быть ука­за­но предложение: «Большая часть цар­ство­ва­ния Петра Первого, таким образом, про­шла в об­ста­нов­ке ве­ду­щей­ся войны, и на проведённых им ре­фор­мах во­ен­ная об­ста­нов­ка от­ра­жа­лась самым не­по­сред­ствен­ным образом».

Могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие факты:

1) на­ча­ло войны вы­зва­ло не­об­хо­ди­мость ор­га­ни­за­ции про­из­вод­ства вооружения, сна­ря­же­ния и обмундирования;

2) со­дер­жа­ние по­сто­ян­ной и мно­го­чис­лен­ной армии и со­зда­ние военно-морского флота по­тре­бо­ва­ли ре­гу­ляр­но­го сбора налогов, что влек­ло за собой не­об­хо­ди­мость упо­ря­до­че­ния си­сте­мы мест­но­го управления;

3) по­сто­ян­ные от­луч­ки Петра вы­зва­ли к жизни учре­жде­ние Пра­ви­тель­ству­ю­ще­го Сената, ко­то­рый решал все те­ку­щие дела в от­сут­ствие царя.

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Правильно ука­за­ны пред­ло­же­ние (или в иных фор­му­ли­ров­ках верно пе­ре­дан его смысл) и две причины

2

Правильно ука­за­ны пред­ло­же­ние (или в иных фор­му­ли­ров­ках верно пе­ре­дан его смысл) и одна причина

1

Правильно ука­за­но толь­ко пред­ло­же­ние (или в иных фор­му­ли­ров­ках верно пе­ре­дан его смысл).

ИЛИ

Правильно ука­за­ны толь­ко при­чи­ны (любое количество).

ИЛИ

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

33.

Критерии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния задания

Баллы

Верно на­зва­ны император, императрица, и один по­сту­пок (взгляд)

3

Верно на­зва­ны любые два эле­мен­та ответа

2

Верно на­зван любой один эле­мент ответа

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

3

Будущий рос­сий­ский им­пе­ра­тор волею судь­бы при­хо­дил­ся вну­ком Петру I и вну­ча­тым пле­мян­ни­ком его злей­ше­му врагу — швед­ско­му ко­ро­лю Карлу XII. До 14 лет вос­пи­ты­вал­ся в гер­цог­стве Голь­ш­тейн как на­след­ник швед­ско­го престола, но затем был привезён в Рос­сию и объ­яв­лен на­след­ни­ком рус­ско­го престола. Став рос­сий­ским императором, пра­вил чуть более года, после чего был сверг­нут с пре­сто­ла в ре­зуль­та­те заговора, ор­га­ни­зо­ван­но­го его женой.

1) Назовите императора, о судь­бе ко­то­ро­го идёт речь.

2) Назовите им­пе­ра­то­ра (императрицу), при ко­то­ром (ой) бу­ду­щий им­пе­ра­тор был привезён в Россию.

3) Какие по­ступ­ки (взгляды) им­пе­ра­то­ра спо­соб­ство­ва­ли лёгкости осу­ществ­ле­ния двор­цо­во­го пе­ре­во­ро­та его женой?

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы:

1) император — Пётр III:

2) императрица, при ко­то­рой бу­ду­щий им­пе­ра­тор был привезён в Рос­сию — Ели­за­ве­та Петровна:

3) по­ступ­ки (взгляды), например:

а) Пётр III пре­кра­тил во­ен­ные дей­ствия про­тив Прус­сии (Семилетняя война) и за­клю­чил с Фри­дри­хом II Пе­тер­бург­ский мир на край­не не­вы­год­ных для Рос­сии условиях:

б) Пётр III, бу­дучи по­клон­ни­ком прус­ско­го ко­ро­ля Фри­дри­ха II, ввёл прус­ские по­ряд­ки в армии:

в) Пётр III пре­не­бре­гал рус­ски­ми на­ци­о­наль­ны­ми и ре­ли­ги­оз­ны­ми традициями, чем вы­звал не­до­воль­ство среди дво­рян и гвардии.

34.

Критерии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния задания

Баллы

Верно при­ве­де­ны два факта

2

Верно приведён один факт

1

Приведены рас­суж­де­ния об­ще­го характера, не со­от­вет­ству­ю­щие тре­бо­ва­нию задания

ИЛИ

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

Могут быть приведены факты:

1) Е. И. Пугачёв выдавал себя за царя (императора ПетраIII);

2) Е. И. Пугачёв заимствовал государственные атрибуты, существовавшие в Российской империи (Военная коллегия, графские титулы для приближённых и т. д.);

3) в восстании под предводительством Е. И. Пугачёва приняли участие горнозаводские рабочие;

4) восстание под предводительством Е. И. Пугачёва было более масштабным по численности участников и охвату территории (могут быть приведены другие факты).

35.

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

План содержит не менее трёх пунктов, к двум из которых даны пояснения.

Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы (выбранного вопроса); в пояснениях без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана

3

План содержит не менее трёх пунктов, к одному из которых дано пояснение.

Формулировки пунктов плана и пояснения отражают содержание темы (выбранного вопроса); в пояснении без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пункта плана.

ИЛИ

План содержит два пункта, к обоим даны пояснения.

Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы (выбранного вопроса); в пояснениях без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана.

ИЛИ

План содержит не менее трёх пунктов, к двум из которых даны пояснения.

Формулировки пунктов плана отражают содержание темы (выбранного вопроса).

В пояснениях к одному-двум пунктам плана наряду с верными позициями содержатся фактические ошибки, существенно не искажающие ответа; ИЛИ в пояснениях к одному-двум пунктам плана представлены верные, но не основные, а только частные факты, не в полной мере раскрывающие содержание пунктов плана

2

План содержит не менее трёх пунктов без пояснений; ИЛИ в качестве пояснений приведены рассуждения общего характера, не содержащие конкретной информации по теме.

Формулировки пунктов плана отражают содержание темы (выбранного вопроса) и не содержат фактических ошибок.

ИЛИ

План содержит два пункта, к одному из которых дано пояснение.

Формулировки пунктов плана и пояснения отражают содержание темы (выбранного вопроса); без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана.

ИЛИ

План содержит не менее трёх пунктов, к одному из которых дано пояснение.

Формулировки пунктов плана отражают содержание темы (выбранного вопроса).

В пояснении к пункту плана наряду с верными позициями содержатся фактические ошибки, существенно не искажающие ответа; ИЛИ в пояснениях к пункту плана представлены верные, но не основные, а только частные факты, не в полной мере раскрывающие содержание пунктов плана

ИЛИ

План содержит не менее двух пунктов, к обоим дано пояснение.

Формулировки пунктов плана и пояснений в целом отражают содержание темы (выбранного вопроса), но допущена одна фактическая ошибка, значительно искажающая её содержание.

ИЛИ

Пункты плана имеют общий характер и не отражают содержания темы (выбранного вопроса), но приведённые к трем (или более) пунктам пояснения не содержат фактических ошибок и раскрывают

некоторые аспекты темы (выбранного вопроса).

1

План содержит два пункта без пояснений; ИЛИ в качестве пояснений приведены рассуждения общего характера, не

содержащие конкретной информации по теме.

ИЛИ

План содержит менее двух пунктов независимо от качества пояснений.

ИЛИ

Пункты плана не отражают содержания темы (выбранного вопроса). Приведённые к одному-двум пунктам пояснения не содержат фактических ошибок и раскрывают некоторые аспекты темы.

ИЛИ

В пунктах плана и пояснениях допущено две или более фактические ошибки, искажающие содержание темы (выбранного вопроса)

ИЛИ

план отражает вопрос (раздел, направление, проблему), который не является составной частью темы, указанной в задании

0

Максимальный балл

3


Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Внутренняя политика Екатерины II». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с внутренней политикой Екатерины II.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы «Внутренняя политика Екатерины II».

1. Влияние идей Просвещения на внутреннюю политику Екатерины II.

Екатерина, воспитанная на идеях французского Просвещения, в первый период своего царствования пыталась смягчить нравы российского общества, упорядочить обветшалое законодательство, ограничить крепостное право. С этой целью она задумала разработать новые законы на основе философии Просвещения. Ею был написан «Наказ», который должен был служить руководством для будущего законодательного собрания. Для того времени этот документ носил весьма радикальный характер. Достаточно сказать, что в «Наказе» проводилась мысль о разделении властей и создании элементов правового государства, т. е. он отражал самые передовые идеи европейской мысли того времени. Хотя нужно отметить, что в нем не было речи о ликвидации самодержавия. Наоборот, самодержавие из-за огромной территории страны признавалось благом для России. Робко говорилось в «Наказе» только о смягчении крепостного права.

2. Деятельность Уложенной Комиссии.

30 июля 1767 г. в Грановитой палате Кремля Екатериной торжественно были открыты заседания Комиссии для сочинения проекта нового уложения (законодательное собрание). 565 депутатов представляли все сословия России, кроме частновладельческих крестьян и духовенства. Однако деятельность депутатов, главным образом из-за организационной неразберихи, потерпела полный крах. Уже на следующий год Комиссия была фактически распущена. Но, несмотря на неудачу Комиссии, ее деятельность имела некоторые положительные последствия. Депутаты разных сословий привезли с собой более тысячи наказов с мест, и эти наказы оказали определенное влияние на дальнейшую внутреннюю политику Екатерины.

3. Развитие крепостнических отношений.

В царствование Екатерины II крепостное право достигло наивысшего развития. Хотя сама императрица понимала вред и безнравственность рабского положения значительной части крестьянства, страх потерять поддержку дворянства заставлял ее проводить политику прежде всего в интересах дворян. В этом направлении развивалось и законодательство о крестьянах, происходило дальнейшее усиление власти помещиков над крепостными. Так, в 1766 г. помещики получили право не только ссылать своих крепостных в Сибирь (такой закон уже действовал при Елизавете), но и отправлять их на каторгу. Помещик мог отдать своего крепостного в солдаты. В 1767 г. под страхом наказания крестьянам было запрещено жаловаться на своего помещика. Также следует отметить, что одновременно шел процесс распространения крепостного права на территории, где раньше его не было. Вскоре последовал и ответ крестьянства: бунт, переросший в мощное крестьянское выступление — восстание под руководством Е. И. Пугачева (1773—1775 гг.). Правительству пришлось приложить максимум усилий для подавления восстания, охватившего восточные районы страны и Поволжье. Спешно был заключен мир с Турцией (1774 г.), и войска с турецкой кампании были направлены на борьбу с восставшими. О серьезности положения свидетельствует и такой факт: один из лучших екатерининских полководцев А. В. Суворов на последнем этапе принимал участие в подавлении восстания.

4. Изменение характера внутренней политики после Пугачевского бунта.

После подавления пугачевского движения политика Екатерины стала носить более консервативный характер. Проведенная в 1775 г. областная реформа, увеличив число губерний в России до 50, передала власть на местах полностью в руки дворянства, усилила административный контроль над крестьянством. Через десять лет (1785 г.) была издана Жалованная грамота дворянству, которая еще больше расширила его привилегии. Одновременно была издана грамота городам, предоставлявшая ряд льгот купцам и ремесленникам.

5. Экономическая политика.

Правление Екатерины II характеризовалось экстенсивным развитием экономики и торговли, при сохранении «патриархальной» промышленности и сельского хозяйства.

Развитию и оживлению торговли способствовало появление новых кредитных учреждений (государственного банка и ссудной кассы) и расширение банковских операций (с 1770 года введён приём вкладов на хранение). Был учреждён государственный банк и впервые налажен выпуск бумажных денег — ассигнаций.

Введено государственное регулирование цен на соль, которая являлась одним из жизненно важных в стране товаров.

Возросла роль России в мировой экономике — в Англию стало в больших количествах экспортироваться российское парусное полотно, в другие европейские страны увеличился экспорт чугуна и железа

В сфере внешней торговли политика Екатерины заключалась в постепенном переходе от протекционизма, характерного для Елизаветы Петровны, к полной либерализации экспорта и импорта

Сельское хозяйство, как и промышленность, развивалось в основном за счет экстенсивных методов (увеличение количества пахотных земель); пропаганда интенсивных методов сельского хозяйства созданным при Екатерине Вольным экономическим обществом не имела большого результата.

6. Фаворитизм и коррупция.

К началу царствования Екатерины в России глубоко укоренилась система мздоимства, произвола и прочих злоупотреблений со стороны чиновников, о чём она сама громко заявила вскоре после вступления на трон. Но именно в ее правление эта система достигла своего расцвета, бдагодаря ее фаворитам.

Имеется ряд упоминаний о злоупотреблениях со стороны фаворита Екатерины Григория Потемкина.

7. Итоги.

Екатерининская эпоха ознаменовалась максимальным закрепощением крестьян и всесторонним расширением привилегий дворянства. Система государственного управления впервые со времени Петра I подвергнута реформированию. В культурном отношении Россия окончательно вошла в число великих европейских держав, чему немало способствовала сама императрица, увлекавшаяся литературной деятельностью, собиравшая шедевры живописи и состоявшая в переписке с французскими просветителями. В целом политика Екатерины и её реформы вписываются в русло просвещённого абсолютизма XVIII века




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!