СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экзаменационный материал переводного экзамена по обществознанию 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы экзаменационной работы разработаны для проведения промежуточной аттестации по истории обучающихся 8 классов. В связи с тем, что в дальнейшем обучающимся предстоит пройти процедуру ОГЭ по истории, считается целесообразным провести промежуточную аттестацию в форме контрольной работы, включающей в свой состав задания в формате ОГЭ. 

Цель – проверка знаний, умений и навыков обучающихся, выявление уровня качества изученного материала; подготовка к ОГЭ.

Задания контрольной работы носят дифференцированный характер и различаются по форме и уровню сложности: базовый уровень, повышенный уровень, высокий уровень. Выполнение заданий предполагает распознавание, воспроизведение, извлечение информации, систематизации, сопоставления, применения знаний.

Просмотр содержимого документа
«Экзаменационный материал переводного экзамена по обществознанию 8 класс»

Пояснительная записка

Материалы экзаменационной работы разработаны для проведения промежуточной аттестации по истории обучающихся 8 классов. В связи с тем, что в дальнейшем обучающимся предстоит пройти процедуру ОГЭ по истории, считается целесообразным провести промежуточную аттестацию в форме контрольной работы, включающей в свой состав задания в формате ОГЭ. 

Цель – проверка знаний, умений и навыков обучающихся, выявление уровня качества изученного материала; подготовка к ОГЭ.

Задания контрольной работы носят дифференцированный характер и различаются по форме и уровню сложности: базовый уровень, повышенный уровень, высокий уровень. Выполнение заданий предполагает распознавание, воспроизведение, извлечение информации, систематизации, сопоставления, применения знаний.

Время проведения экзаменационной работы: 60 минут.

Структура работы и критерии оценки выполнения заданий:

Работа состоит из 35 заданий по истории России.

К заданиям (базовый уровень), проверяющим знания по содержанию курса предлагается четыре варианта ответов, из которых один является правильным. Задания являются выполненными верно, если записан верный вариант ответа. В том случае, если указана последовательность из двух цифр и одна является верной, задание следует оценить как выполненное не верно.За верный ответ на каждое из заданий 1–23, 25, 27–30 выставляется 1 балл.

За полный правильный ответ на каждое из заданий (повышенный уровень) 24 и 26 ставится 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибок или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов.

Задания 23–35 работы, направленные преимущественно на проверку умений, формируемых в процессе исторического образования. При этомв каждом из заданий 23–35 могут быть рассмотрены разные аспекты истории:экономика и социальные отношения, внутренняя и внешняя политика государства, история материальной и духовной культуры, жизнь и деятельность отдельных исторических личностей.

Задания высокого уровня предполагают свободные ответы, которые записываются на отдельных листах/бланках. С помощью заданий проверяется широкий круг исторических знаний и, главное, умений экзаменуемых, то,насколько они владеют основными видами деятельности, необходимыми для успешного продолжения обучения в старшей школе.

Развёрнутый ответ при выполнении заданий должен показать умение экзаменуемого четко и последовательно изложить свои знания в соответствии с требованием задания. Форма развёрнутого ответа даёт возможность увидеть, наскольк свободно учащиеся владеют историческим материалом. Таким образом, задания этого типа обеспечивают: во-первых, комплексный характер проверки; во-вторых, качественную дифференциацию ответов учащихся; втретьих, проверку наиболее существенных элементов исторической подготовки учеников. Такого рода задания дают возможность в наибольшей степени выявить сильные и слабые стороны подготовки обучающихся, в первую очередь их умение анализировать исистематизировать историческую информацию, рассуждать, обосновывать свою точку зрения и т.д.

Задания высокого уровня оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За выполнение заданий 31, 32, 34 ставится от 0 до 2 баллов, за задания 33 и 35 – от 0 до 3 баллов.

31 задание, предполагающее атрибуцию исторического документа;

32 задание на проверку умения логически анализировать структуру текста;

33 задание - задача на анализ исторической ситуации (проверка умения соотносить общие исторические процессы и отдельные факты);

34 задание на сравнение исторических событий, явлений;

35 задание на составление плана ответа по какой-либо теме.

Отметка по пятибалльной шкале

2

3

4

5

Общий балл

0 – 12

13 – 23

24 – 34

35 – 44




Вариант 2.

1. Какое событие произошло в правление Екатерины II?

1) присоединение к России Левобережной Украины

2) присоединение к России Финляндии

3) восстание под предводительством Емельяна Пугачёва

4) Семилетняя война

2.  В каком веке проходила Семилетняя война?

1) XVI в. 2) XVII в. 3) XVIII в. 4) XIX в.

3. Как назывались сформированные в первой четверти XVIII в. центральные учреждения, ведавшие отдельными отраслями государственного управления?

1) ассамблеи 2) приказы 3) министерства 4) коллегии

4. Прочтите отрывок из указа и укажите этого императора.

«1. Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной.

3. В Лицее преподаются предметы учения, важным частям Государственной службы приличные и для благовоспитанного юноши необходимо нужные.

14. Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с Российскими Университетами».

1) Пётр III 2) Екатерина II 3) Павел I 4) Александр I

5.  Укажите год, когда Рос­сия была про­воз­гла­ше­на империей.

1) 1700 г. 2) 1703 г. 3) 1721 г. 4) 1725 г.

6.  Создание Святейшего Синода и упразднение патриаршества было результатом реформы

1) Павла I 2) Александра I 3) Екатерины II 4) Петра I

7.  К какому привело последствию под­пи­са­ние Ништадт­ско­го мир­но­го договора?

1) про­воз­гла­ше­ние Рос­сии империей

2) вве­де­ние ре­крут­ской си­сте­мы ком­плек­то­ва­ния армии

3) на­ча­ло про­ве­де­ния гу­берн­ской реформы

4) Азов­ские по­хо­ды Петра I

8.  Прочтите от­ры­вок из сбор­ни­ка распоряжений обер-полицмейстера Санкт-Петербурга и ука­жи­те императора, в прав­ле­ние которого были сде­ла­ны эти распоряжения.

«Февраля 18-го. За­пре­ща­ет­ся танцевать вальс.

Апреля 18-го. За­пре­ща­ет­ся ввозить ино­стран­ные книги и ноты.

Сентября 4-го. Чтоб никто не носил ни не­мец­ких кафтанов, ни сюр­ту­ков с раз­но­цвет­ны­ми воротниками и обшлагами; но чтоб они были од­но­го цвета.

Декабря 15-го. Чтоб вся­кий выезжающий из го­ро­да куда бы то ни было пуб­ли­ко­вал­ся в га­зе­тах 3 раза сряду».

1) Пётр I 2) Пётр II 3) Пётр III 4) Павел I

9.  Продвижение по службе согласно принятой Петром I «Табели о рангах» зависело от

1) личных заслуг 2) знатности рода 3) чинов предков 4) размеров поместий

10. Кто из перечисленный художников был крупнейшим русским портретистом XVIII в.?

1) Ф. Г. Волков 2) Н. И. Новиков 3) М. Ф. Казаков 4) Д. Г. Левицкий

11. В каком году был основан г. Санкт-Петербург?

1) 1703 г. 2) 1710 г. 3) 1715 г. 4) 1723 г.

12. Что из перечисленного было одним из итогов дворцового переворота 1741 г.?

1) установление нового порядка престолонаследия

2) возведение на престол дочери Петра I

3) ограничение самодержавной власти монарха

4) ссылка А. Д. Меншикова в Сибирь

13. Что из перечисленного стало одной из причин обострения социальной напряжённости в годы правления Петра I?

1) разрешение помещикам ссылать неугодных крестьян в Сибирь

2) освобождение дворян от обязательной государственной службы

3) установление бессрочного сыска беглых крестьян

4) рост налогов и увеличение повинностей

14. 1700, 1709, 1714 гг. относятся к событиям

1) Семилетней войны 2) городских восстаний

3) Северной войны 4) Русско-турецких войн

15. Прочтите отрывок из указа и укажите год, когда этот указ был издан.

«за благо Мы рассудили и повелели с нынешнего времени, при Дворе Нашем, как для внешних, так и для внутренних Государственных важных дел, учредить Верховный Тайный Совет, при котором Мы будем Сами присутствовать. Быть при Нас в Тайном Верховном Совете нижеписанным персонам: Генерал-Фельдмаршал и Тайный Действительный Советник Светлейший князь Меншиков, Генерал-Адмирал и Тайный Действительный Советник граф Апраксин, Государственный Канцлер и Тайный Действительный Советник граф Головкин, Тайный Действительный Советник Граф Толстой, Тайный Действительный Советник князь Голицын, Вице-Канцлер и Тайный Действительный Советник барон Остерман. А для слушания дел определены будут нарочные дни в каждой неделе».

1) 1711 г. 2) 1726 г. 3) 1730 г. 4) 1740 г.

16. Какое событие произошло раньше других?

1) начало правления Петра II

2) учреждение Табели о рангах

3) издание указа о праве помещиков отдавать крепостных крестьян на каторгу

4) издание указа о трёхдневной барщине

17.  Какое из перечисленных событий относится к первой четверти XVIII в.?

1) Чесменское сражение 2) битва у деревни Лесной

3) Синопское сражение 4) оборона Севастополя

18. Прочтите отрывок из указа Сената и укажите, кому из государей российских был пожалован названный в документе титул.

«В 20 день сего октября, по совету в Сенате обще с духовным Синодом, намерение воспринято, Его Величество, в оказание своего должного благодарения за его высокую милость и отеческое попечение и старание, которое он о благополучии государства во все время своего славнейшего государствования, и особливо во время прошедшия Шведские войны, явить изволил, и Всероссийское государство в такое сильное и доброе состояние, и народ свой подданный в такую славу у всего света чрез единое токмо свое руковождение привел... именем всего народа российского просить, дабы изволил принять... от них титло: Отца Отечествия, императора Всероссийского».

1) Петру I 2) Алексею Михайловичу 3) Павлу I 4) Михаилу Романову

19. Кто возглавил народное восстание в период правления Петра I?

1) И. И. Болотников 2) К. А. Булавин 3) С. Т. Разин 4) Е. И. Пугачёв

20. Рассмотрите схему и вы­пол­ни­те задание.

 

Кто был участ­ни­ком событий, обо­зна­чен­ных на схеме стрелками?

1) Хлопко Косолап 2) И.И. Болотников 3) С.Т. Разин 4) К.А. Булавин

21. Стремление ближайших сподвижников Петра I сохранить власть в своих руках после смерти императора стало причиной

1) передачи власти юному Петру II 2) возведения на престол Елизаветы Петровны

3) учреждения Сената 4) создания Верховного тайного совета

22. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.

Кто из русских монархов изображён на этой картине?

1) Пётр I 2) Пётр II 3) Пётр III 4) Павел I

23.  Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

1) провозглашение России империей

2) издание указа о наследовании престола строго по мужской линии

3) издание манифеста о вольности дворянской

4) основание Санкт-Петербурга

Ответ: 

24. Установите соответствие между событиями и датами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

СОБЫТИЯ

 

ДАТЫ

А) открытие Московского университета

Б) учреждение Академии наук

В) издание первой печатной газеты «Ведомости»

 

1) 1703 г.

2) 1725 г.

3) 1741 г.

4) 1755 г.

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

 

 

 

25. Какие реформы государственного управления были проведены в годы правления Петра I? Найдите в приведённом ниже списке две реформы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) отмена местничества

2) создание коллегий

3) упразднение губерний

4) учреждение Сената

5) отделение церкви от государства


Ответ: 

26. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Годовые обороты русских портов

 

Год

Санкт-Петербург

Архангельск

Астрахань

1719

1976 тыс. руб.

2942 тыс. руб.

961 тыс. руб.

1726

3953 тыс. руб.

245 тыс. руб.

988 тыс. руб.

 

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

A) К 1726 г. более чем в 10 раз упали объёмы торговли, осуществляемые через порт

1) 1726 г.

Б) К 1726 г. главными морскими торговыми воротами страны становится

2) 1719 г.

В) Совокупный годовой оборот трёх портов, представленных в таблице, был выше в

3) Астрахань


4) Архангельск


5) Санкт-Петербург

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

 

 

 

27. Запишите термин, о котором идёт речь.

«К концу правления Екатерины II основная административно-территориальная единица, управляемая чиновником, наделённым широкими полномочиями, и делившаяся на 10−15 уездов».

28.  Сравните особенности экономического развития Российского государства в XVI в. и во второй половине XVIII в. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.

1) существование внутренних таможенных барьеров

2) существование мануфактурного производства

3) отсутствие перевозки грузов по железным дорогам

4) преобладающее значение сельского хозяйства

Черты сходства

Черты различия





29. Запишите слово, пропущенное в схеме.


Ответ: 

30. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, возникли в эпоху Петра I.

1) генерал-прокурор

2) коллегия

3) губерния

4) подушная подать

5) присяжный заседатель

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.

Ответ: 

31.  Назовите русскую императрицу, о которой идёт речь в отрывке, и укажите название, которое получила проводимая ею политика

Из сочинения историка

«С первых лет жизни в России будущая императрица вела уединённый образ жизни, рано пристрастилась к чтению, которое стало её подлинными университетами. Она не любила мужа, была честолюбива и мечтала сама занять престол. Её желание стать русской императрицей осуществилось благодаря заговору, во главе которого стояли гвардейские офицеры, пользовавшиеся огромным влиянием в обществе.

После своего прихода к власти она вступила в переписку с видными французскими философами. Общение с ними существенно сказалось на её личности, а многие усвоенные ею идеи вошли в её программу преобразований, превратились в законы. Вместе с тем она оставалась самодержицей, ничем не ограниченной в своей власти. И первые реформы новой императрицы усилили эту власть ещё больше. Сенат был преобразован. Он лишился законодательной основы. В Украине ликвидировано гетманство, что укрепило империю. Кроме того, церковные земли отошли к государству, а почти миллион монастырских крестьян стали государственными. Церковь окончательно утратила экономические и нравственные рычаги влияния на политику».

32.  Во втором абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где содержится вывод, подтверждения которого приводятся в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений указанного вывода.

33.  В феврале 1730 г. российская императрица в присутствии приближенных надорвала подписанные ею ранее бумаги, которые ограничивали её права. Так провалилась попытка ограничения самодержавия.

1) Укажите имя императрицы, упомянутой в описании исторической ситуации.

2) Укажите название документа, о котором идёт речь.

3) Почему попытка ограничения монархии в России в 1730 г. потерпела неудачу?

34.  Существует точка зрения, что, несмотря на наличие общих черт, народные восстания под предводительством С. Т. Разина и под предводительством Е. И. Пугачёва имели различия. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эти различия.

35.  Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Внутренняя политика Екатерины II». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с внутренней политикой Екатерины II.






























Ответы: Вариант 2.


задания

Правильный ответ

Максимальный балл

1

3

1

2

3

1

3

4

1

4

4

1

5

3

1

6

4

1

7

1

1

8

4

1

9

1

1

10

4

1

11

1

1

12

2

1

13

4

1

14

3

1

15

2

1

16

2

1

17

2

1

18

1

1

19

2

1

20

3

1

21

4

1

22

1

1

23

4132

1

24

421

2 – верно все.

Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибок или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов.

25

24

1

26

452

2 - верно все.

Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибок или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов.

27

Губерния

1

28

3412

1

29

Полтава.

1

30

5

1

31.

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Правильно указаны год и руководитель Правительства

2

Правильно указан год.

ИЛИ

Правильно указан руководитель Правительства

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

Назовите русскую императрицу, о которой идёт речь в отрывке, и укажите название, которое получила проводимая ею политика

Из сочинения историка

«С первых лет жизни в России будущая императрица вела уединённый образ жизни, рано пристрастилась к чтению, которое стало её подлинными университетами. Она не любила мужа, была честолюбива и мечтала сама занять престол. Её желание стать русской императрицей осуществилось благодаря заговору, во главе которого стояли гвардейские офицеры, пользовавшиеся огромным влиянием в обществе.

После своего прихода к власти она вступила в переписку с видными французскими философами. Общение с ними существенно сказалось на её личности, а многие усвоенные ею идеи вошли в её программу преобразований, превратились в законы. Вместе с тем она оставалась самодержицей, ничем не ограниченной в своей власти. И первые реформы новой императрицы усилили эту власть ещё больше. Сенат был преобразован. Он лишился законодательной основы. В Украине ликвидировано гетманство, что укрепило империю. Кроме того, церковные земли отошли к государству, а почти миллион монастырских крестьян стали государственными. Церковь окончательно утратила экономические и нравственные рычаги влияния на политику».

В ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Екатерина II;

2) Политика «просвещенного абсолютизма».

32. Во втором абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где содержится вывод, подтверждения которого приводятся в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений указанного вывода.

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Правильно указаны предложение (или в иных формулировках верно передан его смысл) и два факта

2

Правильно указаны предложение (или в иных формулировках верно передан его смысл) и один факт

1

Правильно указано только предложение (или в иных формулировках верно передан его смысл).

ИЛИ

Правильно указаны только факты (любое количество).

ИЛИ

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

В ответе должно быть указано предложение: «Вместе с тем она оставалась самодержицей, ничем не ограниченной в своей власти. И первые реформы новой императрицы усилили эту власть ещё больше.»

Могут быть указаны следующие подтверждения:

1. Сенат был преобразован. Он лишился законодательной основы.

2. В Украине ликвидировано гетманство, что укрепило империю.

3. Кроме того, церковные земли отошли к государству, а почти миллион монастырских крестьян стали государственными.

4. Церковь окончательно утратила экономические и нравственные рычаги влияния на политику.

33.

Критерии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния задания

Баллы

Верно на­зва­ны императрица,название документа и причина (взгляд)

3

Верно на­зва­ны любые два эле­мен­та ответа

2

Верно на­зван любой один эле­мент ответа

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

3

В феврале 1730 г. российская императрица в присутствии приближенных надорвала подписанные ею ранее бумаги, которые ограничивали её права. Так провалилась попытка ограничения самодержавия.

1) Укажите имя императрицы, упомянутой в описании исторической ситуации.

2) Укажите название документа, о котором идёт речь.

3) Почему попытка ограничения монархии в России в 1730 г. потерпела неудачу?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) имя императрицы — Анна Иоанновна (Ивановна);

2) документ — Кондиции;

3) причина, например: дворянство не поддержало «затейку верховников», опасаясь всевластия аристократов(может быть названа другая верная причина).

34.

Критерии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния задания

Баллы

Верно при­ве­де­ны два факта

2

Верно приведён один факт

1

Приведены рас­суж­де­ния об­ще­го характера, не со­от­вет­ству­ю­щие тре­бо­ва­нию задания

ИЛИ

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

Могут быть приведены факты:

1) Е. И. Пугачёв выдавал себя за царя (императора ПетраIII);

2) Е. И. Пугачёв заимствовал государственные атрибуты, существовавшие в Российской империи (Военная коллегия, графские титулы для приближённых и т. д.);

3) в восстании под предводительством Е. И. Пугачёва приняли участие горнозаводские рабочие;

4) восстание под предводительством Е. И. Пугачёва было более масштабным по численности участников и охвату территории (могут быть приведены другие факты).

35.

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

План содержит не менее трёх пунктов, к двум из которых даны пояснения.

Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы (выбранного вопроса); в пояснениях без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана

3

План содержит не менее трёх пунктов, к одному из которых дано пояснение.

Формулировки пунктов плана и пояснения отражают содержание темы (выбранного вопроса); в пояснении без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пункта плана.

ИЛИ

План содержит два пункта, к обоим даны пояснения.

Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы (выбранного вопроса); в пояснениях без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана.

ИЛИ

План содержит не менее трёх пунктов, к двум из которых даны пояснения.

Формулировки пунктов плана отражают содержание темы (выбранного вопроса).

В пояснениях к одному-двум пунктам плана наряду с верными позициями содержатся фактические ошибки, существенно не искажающие ответа; ИЛИ в пояснениях к одному-двум пунктам плана представлены верные, но не основные, а только частные факты, не в полной мере раскрывающие содержание пунктов плана

2

План содержит не менее трёх пунктов без пояснений; ИЛИ в качестве пояснений приведены рассуждения общего характера, не содержащие конкретной информации по теме.

Формулировки пунктов плана отражают содержание темы (выбранного вопроса) и не содержат фактических ошибок.

ИЛИ

План содержит два пункта, к одному из которых дано пояснение.

Формулировки пунктов плана и пояснения отражают содержание темы (выбранного вопроса); без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана.

ИЛИ

План содержит не менее трёх пунктов, к одному из которых дано пояснение.

Формулировки пунктов плана отражают содержание темы (выбранного вопроса).

В пояснении к пункту плана наряду с верными позициями содержатся фактические ошибки, существенно не искажающие ответа; ИЛИ в пояснениях к пункту плана представлены верные, но не основные, а только частные факты, не в полной мере раскрывающие содержание пунктов плана

ИЛИ

План содержит не менее двух пунктов, к обоим дано пояснение.

Формулировки пунктов плана и пояснений в целом отражают содержание темы (выбранного вопроса), но допущена одна фактическая ошибка, значительно искажающая её содержание.

ИЛИ

Пункты плана имеют общий характер и не отражают содержания темы (выбранного вопроса), но приведённые к трем (или более) пунктам пояснения не содержат фактических ошибок и раскрывают

некоторые аспекты темы (выбранного вопроса).

1

План содержит два пункта без пояснений; ИЛИ в качестве пояснений приведены рассуждения общего характера, не

содержащие конкретной информации по теме.

ИЛИ

План содержит менее двух пунктов независимо от качества пояснений.

ИЛИ

Пункты плана не отражают содержания темы (выбранного вопроса). Приведённые к одному-двум пунктам пояснения не содержат фактических ошибок и раскрывают некоторые аспекты темы.

ИЛИ

В пунктах плана и пояснениях допущено две или более фактические ошибки, искажающие содержание темы (выбранного вопроса)

ИЛИ

план отражает вопрос (раздел, направление, проблему), который не является составной частью темы, указанной в задании

0

Максимальный балл

3


Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Внутренняя политика Екатерины II». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с внутренней политикой Екатерины II.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы «Внутренняя политика Екатерины II».

1. Влияние идей Просвещения на внутреннюю политику Екатерины II.

Екатерина, воспитанная на идеях французского Просвещения, в первый период своего царствования пыталась смягчить нравы российского общества, упорядочить обветшалое законодательство, ограничить крепостное право. С этой целью она задумала разработать новые законы на основе философии Просвещения. Ею был написан «Наказ», который должен был служить руководством для будущего законодательного собрания. Для того времени этот документ носил весьма радикальный характер. Достаточно сказать, что в «Наказе» проводилась мысль о разделении властей и создании элементов правового государства, т. е. он отражал самые передовые идеи европейской мысли того времени. Хотя нужно отметить, что в нем не было речи о ликвидации самодержавия. Наоборот, самодержавие из-за огромной территории страны признавалось благом для России. Робко говорилось в «Наказе» только о смягчении крепостного права.

2. Деятельность Уложенной Комиссии.

30 июля 1767 г. в Грановитой палате Кремля Екатериной торжественно были открыты заседания Комиссии для сочинения проекта нового уложения (законодательное собрание). 565 депутатов представляли все сословия России, кроме частновладельческих крестьян и духовенства. Однако деятельность депутатов, главным образом из-за организационной неразберихи, потерпела полный крах. Уже на следующий год Комиссия была фактически распущена. Но, несмотря на неудачу Комиссии, ее деятельность имела некоторые положительные последствия. Депутаты разных сословий привезли с собой более тысячи наказов с мест, и эти наказы оказали определенное влияние на дальнейшую внутреннюю политику Екатерины.

3. Развитие крепостнических отношений.

В царствование Екатерины II крепостное право достигло наивысшего развития. Хотя сама императрица понимала вред и безнравственность рабского положения значительной части крестьянства, страх потерять поддержку дворянства заставлял ее проводить политику прежде всего в интересах дворян. В этом направлении развивалось и законодательство о крестьянах, происходило дальнейшее усиление власти помещиков над крепостными. Так, в 1766 г. помещики получили право не только ссылать своих крепостных в Сибирь (такой закон уже действовал при Елизавете), но и отправлять их на каторгу. Помещик мог отдать своего крепостного в солдаты. В 1767 г. под страхом наказания крестьянам было запрещено жаловаться на своего помещика. Также следует отметить, что одновременно шел процесс распространения крепостного права на территории, где раньше его не было. Вскоре последовал и ответ крестьянства: бунт, переросший в мощное крестьянское выступление — восстание под руководством Е. И. Пугачева (1773—1775 гг.). Правительству пришлось приложить максимум усилий для подавления восстания, охватившего восточные районы страны и Поволжье. Спешно был заключен мир с Турцией (1774 г.), и войска с турецкой кампании были направлены на борьбу с восставшими. О серьезности положения свидетельствует и такой факт: один из лучших екатерининских полководцев А. В. Суворов на последнем этапе принимал участие в подавлении восстания.

4. Изменение характера внутренней политики после Пугачевского бунта.

После подавления пугачевского движения политика Екатерины стала носить более консервативный характер. Проведенная в 1775 г. областная реформа, увеличив число губерний в России до 50, передала власть на местах полностью в руки дворянства, усилила административный контроль над крестьянством. Через десять лет (1785 г.) была издана Жалованная грамота дворянству, которая еще больше расширила его привилегии. Одновременно была издана грамота городам, предоставлявшая ряд льгот купцам и ремесленникам.

5. Экономическая политика.

Правление Екатерины II характеризовалось экстенсивным развитием экономики и торговли, при сохранении «патриархальной» промышленности и сельского хозяйства.

Развитию и оживлению торговли способствовало появление новых кредитных учреждений (государственного банка и ссудной кассы) и расширение банковских операций (с 1770 года введён приём вкладов на хранение). Был учреждён государственный банк и впервые налажен выпуск бумажных денег — ассигнаций.

Введено государственное регулирование цен на соль, которая являлась одним из жизненно важных в стране товаров.

Возросла роль России в мировой экономике — в Англию стало в больших количествах экспортироваться российское парусное полотно, в другие европейские страны увеличился экспорт чугуна и железа

В сфере внешней торговли политика Екатерины заключалась в постепенном переходе от протекционизма, характерного для Елизаветы Петровны, к полной либерализации экспорта и импорта

Сельское хозяйство, как и промышленность, развивалось в основном за счет экстенсивных методов (увеличение количества пахотных земель); пропаганда интенсивных методов сельского хозяйства созданным при Екатерине Вольным экономическим обществом не имела большого результата.

6. Фаворитизм и коррупция.

К началу царствования Екатерины в России глубоко укоренилась система мздоимства, произвола и прочих злоупотреблений со стороны чиновников, о чём она сама громко заявила вскоре после вступления на трон. Но именно в ее правление эта система достигла своего расцвета, бдагодаря ее фаворитам.

Имеется ряд упоминаний о злоупотреблениях со стороны фаворита Екатерины Григория Потемкина.

7. Итоги.

Екатерининская эпоха ознаменовалась максимальным закрепощением крестьян и всесторонним расширением привилегий дворянства. Система государственного управления впервые со времени Петра I подвергнута реформированию. В культурном отношении Россия окончательно вошла в число великих европейских держав, чему немало способствовала сама императрица, увлекавшаяся литературной деятельностью, собиравшая шедевры живописи и состоявшая в переписке с французскими просветителями. В целом политика Екатерины и её реформы вписываются в русло просвещённого абсолютизма XVIII века




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!