СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономическое воспитание младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экономическое воспитание младших школьников»

Экономическое воспитание младших школьников

Идея: необходимость экономического воспитания детей, формирование экономического мышления у младших школьников.

Ключевые понятия: экономическое воспитание, цель и задачи экономического воспитания младших школьников, экономическое мышление младших школьников.

Определение: экономическое воспитание – это организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономического сознания детей. В процессе данного воспитания дети усваивают новые экономические знания, получают представления об экономике, о развитии экономических отношений.

Ученые: Е. В. Анкудинова, Г. К. Ахметшина, И. В. Воробьев, А. С. Щукин, А. Ф. Аменд, Ю. К. Васильев, Б. З. Вульфов, А. В. Батько, З. А. Валиева, В. К. Розов, И. А. Барило, Н. П. Кулакова, Г. Д. Глебова, Т. В. Грищенко, О. С. Дайнека, В. В. Давыдов, В. В. Дудников, Л. Ю. Ильина, А. А. Подмазенко, Ф. П. Ефсеенко, Ж. А. Жилина, А. В. Дьячкова, М. А. Дьячкова.

Цель экономического воспитания: формирование и развитие качеств личности на основе экономических знаний, умений и навыков, а также закрепление определенных образцов поведения в экономической системе.

Основными задачами экономического воспитания становятся (в сфере обучения, самосознания, мотивации):

1) изучение основ современной экономики, принципов и закономерностей ее функционирования;

2) понимание индивидуального потенциала ученика для решения экономических проблем;

3) привитие интереса к получению системных экономических знаний и применению их на практике.


Благодаря экономическому воспитанию младшие школьники проникаются бережным, разумным отношением к природе, получают представления о доходах и расходах семьи, разумных тратах, карманных деньгах, стоимости школьного имущества, учебников и т. п.


Учеников начальных классах необходимо знакомить с основами экономики и формировать понимание таких терминов, как: собственность, производство, деньги, торговля, рынок, товар, цена и др. При этом важно акцентировать внимание детей на таких понятиях, как «мое», «наше», «общее», «чужое».


Целенаправленное экономическое воспитание способствует формированию экономического мышления младших школьников, развивает их навык осмысления процессов, явлений экономической жизни и применения экономических знаний в повседневной жизни.


Экономическое мышление – это восприятие человеком сущности экономических процессов, выявление их закономерностей с помощью мыслительных действий.

Поэтому очевидно, что это требует постоянного повышения экономических знаний и навыков.

Значимость преподавания экономики в школе подчеркивают многие исследователи. От системности обучения экономическим процессам, от содержания учебной и внеурочной работы, от возможностей усвоения детьми экономических знаний, от применяемых технологий, обеспечивающих эффективность усвоения изучаемого материала, формирование на их основе экономических умений зависит итог воспитания.


Младший школьник, сам того не понимая, постоянно участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит на рынок, в магазин, иногда самостоятельно делает покупки, тем самым получая первичный экономический опыт.

Отсюда следует, что главная задача, которая стоит перед родителями и педагогом, не просто дать ребенку необходимые экономические знания, а научить его правильно распоряжаться этими знаниями. Школьник должен уметь оценивать свои потребности и возможности, знать базовые экономические понятия и их определения, понимать, что пенсия – это ежемесячное денежное пособие за прошлый труд, заработная плата – это оплата за труд, что бюджет расходов семьи не должен превышать бюджет доходов, что сбережения – это накапливаемые денежные средства семьи, которые предназначены для удовлетворения семейных потребностей в будущем.


Целенаправленное экономическое воспитание в семье и школе – это подготовка к условиям экономической деятельности во взрослой жизни.


Экономически значимые качества личности традиционно включают трудолюбие, деловитость, бережливость, расчетливость, экономность и предприимчивость как наиболее общие.


К началу школьного возраста у детей отмечается значительный интерес к явлениям социально-экономической действительности, к участию в экономической деятельности. В 6–7 лет ребенок преисполнен трудового энтузиазма, особенно его привлекает совместный труд в семье.

Основные формы участия детей этого возраста в экономической деятельности: хозяйственно-трудовая деятельность детей в семье; личный опыт обращения детей с деньгами; практическое участие детей в экономической деятельности по самостоятельному зарабатыванию денег.


Уровни экономической воспитанности младших школьников:

Высокий уровень: младшие школьники могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о профессии отца и матери, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в учебе, играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; помогают взрослым и сверстникам в труде, осознанно относятся к выполнению трудовых действий, бережно относятся к предметам труда, способны правильно оценить результаты своего труда и своих сверстников; рационально используют материалы; своевременно выполняют поручения; способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; в процессе продуктивной деятельности деловиты, находчивы, изобретательны, активно поддерживают и развивают творческий поиск сверстников; стремятся и умеют проявить инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень: младшие школьники имеют представления об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, неконкретные, поверхностные, учащиеся задают вопросы об окружающих явлениях только после активизации педагогом познавательного интереса посредством игровых ситуаций, упражнений, творческих заданий; они имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания в игре; под руководством взрослого способны организовать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют к вещам личного пользования; энергичны, инициативны, умеют творчески подходить к работе, но порученную работу выполняют добросовестно, своевременно только под руководством взрослого; активность они проявляют не всегда, однако способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий уровень: младшие школьники не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного социума, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя только как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, не умеют договариваться в процессе выполнения совместных трудовых действий, быстро теряют интерес к труду и оставляют свою работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результатах; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.


Формы экономического воспитания детей младшего школьного возраста:

 используются различные сюжетно-ролевые и дидактические игры;

 урок должен включать разнообразные типы деятельности учащихся;

 предполагается активное использование художественного слова, деловых, ролевых, имитационных игр, изобразительной деятельности;

 применяются тексты знакомых сказок, решаются задачи, в которых принимают участие знакомые литературные герои;

 задаваемые вопросы ставятся с опорой на опыт детей;

 обсуждаются проблемы, ситуации и явления, с которыми дети уже встречались.


Формы экономического образования:

 в ходе изучения предметов, предусмотренных учебным планом школы, в первую очередь, основ наук, а также курсов, вводимых в процесс обучения по интересам учащихся;

 на уроках трудового обучения;

 во внеклассной (внешкольной) работе с учениками;

 в различных видах экономической деятельности и производительного труда учащихся;

 приобщение родителей к экономическому воспитанию детей в семье;

 руководство экономическим самообразованием учащихся.


Наиболее главные организационные меры, способствующие непрерывному экономическому воспитанию школьников:

 принятие государственной программы введения экономического образования;

 четкое установление органов и лиц, отвечающих за разработку и проведение в жизнь программы, круга их функций и обязанностей;

 разработка на основе программы координационного плана мероприятий и действий с указанием сроков и исполнителей;

 периодический контроль за ходом выполнения программы.

Способы развития экономического мышления, как основной цели экономического воспитания:

1. Последовательное формирование у учащихся экономического сознания.

2. Формирование разумных потребностей, способностей соизмерять их с материальными возможностями, воспитание у детей трудовой направленности в поиске наиболее полного удовлетворения своих потребностей.

3. Вооружение умениями экономического анализа, формирование привычек бережливости и экономии, воспитание культуры умственного и физического труда, овладение основами научной организации труда.

4. Воспитание нетерпимого отношения к безответственности, неорганизованности в труде, к иждивенчеству, бесхозяйственности, расточительности, беззаботности и т.д.


Пример реализации воспитательной проблемы: сюжетно – дидактическая игра.

«Дети, представьте, что вы уже выросли, создали свою семью, которая состоит из 3 человек (двое взрослых и ребенок). Перед вами лежит список, в который внесен перечень продуктов с ценами на них. Постарайтесь создать свою продуктовую корзину, на которую вы можете потратить не более 5 000 рублей, чтобы прокормить свою семью на неделю. Не забывайте о том, что питание должно быть сбалансированным, полезным и разнообразным!».

Когда списки будут составлены, каждый из них будет проработан с ребенком. Благодаря этой исследовательской игре у детей появится понимание ценности денег, важности умения копить.

Педагог же, в свою очередь, проанализирует и поймет, у каких детей выработано умение откладывать и правильно распоряжаться деньгами, а с кем еще нужно будет позаниматься.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!