ВВЕДЕНИЕ
Нравственность и духовность - неразрывно взаимосвязаны. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты. Нравственность – компонент духовности, это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом. Духовно-нравственное воспитание - целенаправленный организованный процесс, результатом которого должна стать система духовно-нравственных представлений, взглядов, убеждений, ценностей и мотивов поведения личности.
(СЛ.2) Ожегов С.И. так толковал это понятие: "Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами".
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: "из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра".(СЛ.3)
Вопросы духовно-нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности неотделимо от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников связана с такими положениями:
- во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей;
- во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности;
- в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, т.к. воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека отношение к другим людям
- в-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения в обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
&am