СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности средствами экологических проектов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологический кризис, вызванный активной и усиливающейся хозяйственной деятельностью человека, стал затрагивать каждого жителя планеты. Экономическая деятельность, направленная на создание необходимых условий существования человека, парадоксальным образом стала представлять угрозу существованию и развитию цивилизации. Человек, получивший разнообразные блага - продукты научно-технического прогресса, - сталкивается с проблемой отсутствия или недостаточности условий, жизненно необходимых для существования его организма и здоровья - обеспечения чистым воздухом, водой, пищей.

Назрела острая необходимость признать охрану природы на глобальном, региональном и локальном уровнях первоочередным направлением жизни человека, принять важность проблемы от каждого человека на личностном уровне, воспитать человека с высоким уровнем воспитание экологической культуры. В таких условиях большое значение приобретает воспитание экологической культуры подрастающего поколения, поэтому решение экологических проблем становится социальной и воспитательной задачей.

Проблема экологического воспитания и образования, в том числе проектирования экологической культуры школьников, является и остается предметом исследования в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике на протяжении многих лет.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности средствами экологических проектов»

50


Содержание


Введение

3

Глава 1. Теоретические аспекты экологического воспитания обучающихся в образовательной организации.............…………………..


5

1.1. Экологическое воспитание: понятие, цели, задачи, формы, методы…………………………………………………………………………


5

1.2. Экологический проект как форма экологического воспитания……..

8

Глава 2. Экологическое воспитание обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности средствами экологических проектов...


17

2.1. Диагностика экологической культуры обучающихся 6 класса МБОУ «СОШ № 10» г. Набережные Челны………………………………….…….


17

2.2. Разработка и реализация экологического проекта «Чистота начинается с меня»…………………………………………………………..


15

2.3. Результаты реализации экопроекта……………………………………

15

Заключение …………………………………………………………………..


Список использованной литературы ………………………………………..


Приложение


















Введение


Экологический кризис, вызванный активной и усиливающейся хозяйственной деятельностью человека, стал затрагивать каждого жителя планеты. Экономическая деятельность, направленная на создание необходимых условий существования человека, парадоксальным образом стала представлять угрозу существованию и развитию цивилизации. Человек, получивший разнообразные блага - продукты научно-технического прогресса, - сталкивается с проблемой отсутствия или недостаточности условий, жизненно необходимых для существования его организма и здоровья - обеспечения чистым воздухом, водой, пищей.

Назрела острая необходимость признать охрану природы на глобальном, региональном и локальном уровнях первоочередным направлением жизни человека, принять важность проблемы от каждого человека на личностном уровне, воспитать человека с высоким уровнем воспитание экологической культуры. В таких условиях большое значение приобретает воспитание экологической культуры подрастающего поколения, поэтому решение экологических проблем становится социальной и воспитательной задачей.

Проблема экологического воспитания и образования, в том числе проектирования экологической культуры школьников, является и остается предметом исследования в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике на протяжении многих лет.

В теории экологического образования разработаны общие подходы к созданию и реализации его технологии с акцентом на формирование экологической культуры у школьников Алексеев, Р. А. Валеева, Г. С. Камерилова, Г. В. Мухаметзянова, З. Г. Нигматов, И. Н. Пономарева, Л. Ю. Сироткин, Р. А. Фахрутдинова, А. Н. Хузиахметов и др.

Объектом исследования выступает экологическое воспитание школьников. Предмет исследования: экологический проект как форма экологического воспитания.

Цель исследования: рассмотреть основные характеристики, структуру, содержание, методы и формы формирования экологической культуры обучающихся 6 классов.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические аспекты экологического воспитания обучающихся в образовательной организации.

2. Рассмотреть особенности экологического проекта как формы экологического воспитания.

3. Разработать и реализовать экологический проект с обучающимися 6 класса.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовался ряд методов исследования: теоретический (изучение аналитической и синтетической литературы по проблеме: индуктивные и дедуктивные методы в моделировании содержания образования), эмпирический (изучение и обобщение передовых образовательных опыт, наблюдение в учебном процессе, беседы со студентами и преподавателями), практические (проведение проектного эксперимента), проективные методики (ассоциативный тест, моделирование, ранжирование), диагностика (статистико-графическая, количественная и качественная обработка данных).

База исследования: учащиеся МБОУ «СОШ №10» города Набережные Челны.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников.





Глава 1. Теоретические аспекты экологического воспитания обучающихся в образовательной организации


1.1. Экологическое воспитание: понятие, цели, задачи, формы, методы

По сей день большое внимание уделяется теме экологического воспитания и обучения детей. Это связано с экологическим состоянием нашей планеты, которое с каждым годом ухудшается, например, с проблемой энергопотребления, ограниченностью природных ресурсов, но прежде всего с загрязнением окружающей среды. Одной из основных причин такого положения является именно экологическая необразованность человечества.

Зверев И.Д., Минаева В.М., Йохансен Б.Г. считают, что предотвратить стихийное бедствие могут не столько специалисты по охране окружающей среды, сколько специально разработанная система экологического образования [10], основным принципом которой является постоянное пропаганда экологической культуры во всем мире. образовательные уровни. Пожалуй, самое важное место в этой системе занимает школа. Это связано с тем, что на этом этапе дети проявляют любознательность, чувствительность и искренность. В школьном возрасте наиболее активно и эффективно усваиваются знания, развиваются умения и навыки [11, c. 54].

Под экологическим образованием понимается процесс обучения, воспитания и развития человека с целью формирования научных знаний и умений, ценностных ориентаций, ответственного поведения в окружающей среде и бережного отношения к природе [7, c.43].

Выделяют следующие аспекты экологического образования:

- научно-познавательный аспект (развивает интерес ребенка к природе и формирует представление о современном научном мировоззрении);

- ценностный аспект (показывает учащимся важность и важность взаимодействия человека с природой. Этот аспект является наиболее важным в формировании экологической культуры);

- нормативный аспект (содержит основные правила поведения человека в природной и социальной среде);

- Практико-деятельностный аспект (определяет и формирует грамотное отношение людей к природе [15, c.13].

Зверев И.Д., Симонова Л.П., Суравегин И.Т. Целью экологического образования является формирование экологической культуры как личности, так и общества в целом. Достижение этой цели во многом зависит от интеллектуальных способностей и возрастных особенностей учащихся. Целью экологического образования может быть, например, на начальном этапе формирование ответственного отношения к природной и социальной среде и собственному здоровью. На этом уровне обучения основное внимание уделяется чувственному и рациональному познанию природы, что оказывает непосредственное влияние на формирование экологической культуры школьников [18, c. 43].

Отсюда следует, что целью экологического образования в школе является модель выпускника школы. Этот процесс предполагает решение некоторых задач:

- Экологическое образование - передача знаний об экосистеме Земли; Развитие практических навыков адекватной оценки и улучшения состояния здоровья человека и окружающей природы;

- экологическое воспитание – формирование потребности в ведении здорового образа жизни и заботе о благополучии окружающей среды;

- развитие умения анализировать существующую и возможную экологическую ситуацию; Развитие желания защищать окружающую среду.

Как уже было сказано, деятельность современной школы направлена ​​на экологическую компетентность подрастающего поколения, т.е. на воспитание экологической культуры учащихся [12, c. 176].

С педагогической точки зрения экологическая культура представляет собой гармоничную связь человека и природы. Экологически образованный человек – это тот, кто не только имеет представление о рациональном использовании природных ресурсов, но и заботится о благополучии окружающей среды [13, c.32].

Для достижения экологического образования необходимо овладение определенными научными знаниями и навыками в области экологии. По мнению некоторых педагогов, школьный возраст является наиболее ценным в формировании экологической культуры человека.

У школьника формируется ценностное отношение к окружающему, накапливается личный опыт общения с природой, способствующий развитию образного мировоззрения [17, c. 32].

И. В. Цветкова выделяет три этапа формирования экологической культуры:

- первый уровень включает в себя умение выражать словами отношение к явлениям природы; здесь большую роль играет беседа учителя и ученика во время экскурсии на природу;

- второй этап включает в себя наблюдение и осмысление всего, что ребенок видел и слышал в природе; На этом этапе важно, чтобы ребенок интересовался своей естественной средой.

- третий этап проявляется в сознательной деятельности учащегося по решению экологических проблем в стремлении обогатить природные ресурсы; в этот момент студент уже применяет полученные знания и умения на практике [23].

Успешное развитие экологической культуры личности учащихся можно оценить, если:

- уважает нормы поведения в окружающей среде и это вошло в его привычку;

- чувствует и выражает желание заботиться о растениях или животных;

- ребенок проявляет доброту, любовь, заботу и готовность помочь [17, c. 48].

Как было сказано ранее, таких результатов можно добиться при условии усвоения ребенком экологических знаний в контексте школьного обучения. Однако в конце ХХ в. Начало XXI. Века. Некоторые специалисты в области экологического образования (А.Н. Захлебный, Н.В. Мамедов, А.Ю. Либеров, Н.В. Добрецова, Н.Н. . Поэтому они считают необходимым уделять больше времени внеклассной и внеучебной деятельности [16].

Таким образом, анализ основ экологического воспитания показал, что содержание экологического образования должно существенно измениться. Ученые только ищут пути воспитания и воспитания людей в окружающей среде, чтобы развить в них такие качества и умения, как чувство взаимосвязи с окружающей средой, способность анализировать изменения окружающего мира и их последствия и прогнозировать, и т.д. Наиболее эффективны интерактивные методы обучения, например проекты, в которых учащиеся рассматривают разные аспекты той или иной экологической проблемы; групповая работа, желательно участие детского самоуправления.


1.2. Экологический проект как форма экологического воспитания

Экологическое воспитание обучающихся средней школы в образовательной организации сегодня происходит за счет различных средств, форм и методов, как представлено на рис. 1.

Рис. 1. Методы экологического воспитания

Среди многообразия используемых в общеобразовательной школе форм и методов воспитания традиционные продолжают сохранять ведущее значение.

В современном обществе происходят существенные изменения общего образования: меняется содержание воспитания, понимание целей, представление о результатах и направлениях развития. Считается, что целями воспитания должно стать не только формирование знаний, умений и навыков, но и развитие у учащихся самостоятельности, способности к самоорганизации, к созидательной деятельности, готовности к сотрудничеству и диалогу. В этой связи говорится о необходимости изменения методов и форм в направлении обеспечения активности ребенка, стимулирования самообучения, самовоспитания, самоорганизации, творчества, развития учебной самостоятельности.

В ходе работы уделим внимание методу проектов, который относится к разряду инновационных, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Раскрывая педагогическую значимость этого метода, И. В. Цветкова подчеркивает, что метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен образовательного учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду. Проекты могут быть кратковременными и долгосрочными. Метод проектов используется на уроке и во внеурочное время. Метод проектов – педагогическая технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

Главное в этом методе то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты.

Метод проектов позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

Рассмотрим основные понятия, касающиеся данной темы.

Метод - способ достижения цели, решение какой-либо задачи; совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности [10].

Проект - это детально описанный прообраз будущего объекта или способа деятельности [48].

Целью метода проектов является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач; развивают коммуникативные и исследовательские умения; развивают системное мышление.

С помощью метода проектов достигается основная цель воспитания – развитие личности ребёнка как непрерывная перестройка его опыта. Воспитание – это приобретение жизненного опыта. Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Данный метод приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка.

Метод проектов, как способ преобразования реальности в соответствии с поставленной целью, оказывается адекватным средством в ситуациях, когда сформировалась или выявлена в ближайшем окружении новая потребность, для которой в опыте обучающегося нет отработанной технологии целеполагания и построения способа достижения целей или имеется противоречие между представлениями о должном, в котором выявленная потребность

удовлетворяется, и реальной ситуацией [19].

Метод проектов ориентирован на творческую самореализацию личности в процессе самостоятельной работы учащихся над проектом под руководством учителя от идеи до ее воплощения.

В настоящее время метод проектов - это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который широко используется при организации учебной, внеурочной и воспитательной работы школьников через интеграцию естественных дисциплин и предмета «Экология» и должен занять свое достойное место в экологическом воспитании обучающихся средней школы.

Экологический проект выступает как направление реализации метода проектов и одной из популярных форм экологического воспитания обучающихся средней школы в образовательной организации.

Формы воспитания - это варианты организации конкретного внеклассного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания [62].

Экологический проект направлен на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.

Таким образом, экологический проект – детально описанный прообраз будущего объекта или способа деятельности, направленный на разрешение какой либо экологической проблемы.

Основная цель экологических проектов – развитие у детей чувства причастности к решению экологических проблем через включение их в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки в школе, в районе, по привлечению внимания общественности к местным экологическим проблемам.

В ходе создания проектов дети осваивают способ планирования своей деятельности; организация проекта осуществляется самими детьми. В качестве поддержки каждый участник получает материалы, в которых содержится все необходимое для работы, включая описание методик. Защиту проектов, опирающихся на практико-исследовательские материалы, проводят на обобщающих уроках, олимпиадах и конференциях [32].

При разработке экологического проекта, как и любого другого проекта, необходимо ориентироваться на следующую структуру (см. рис. 2):

Рис. 2. Структура экологического проекта

Для реализации проектов экологической направленности в образовательном учреждении вполне достаточно ресурса одного учителя, так как он преимущественно носит предметный характер. Как правило, проект разворачивается в рамках тех целей, которые были поставлены. Для обучающихся главным компонентом в структуре проектной деятельности является реализация. Предметом оценивания реализованного проекта всегда становятся качество, полнота итогового продукта и креативность участников. Участие в проектах интересно не только ученикам, которые получают продукт своей деятельности достаточно быстро, но и педагогам, так как подготовка и планирование проектов позволяет им постоянно заниматься самообразованием, как в рамках своего предмета, так и в рамках смежных.

По продолжительности проведения проекты различаются по следующим типам: краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Проекты могут быть реализованы как внутри одной группы или класса, так и объединять несколько групп (классов), а также охватывать всю школу в комплексе. Проект ориентирован на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:

  • совместная деятельность педагога и ребёнка по реализации проекта;

  • совместная деятельность обучающихся;

  • совместная деятельность обучающихся с родителями.

Использование метода проектов в системе экологического воспитания обучающихся средней школы является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников, а также имеет большое значение для развития познавательных интересов обучающихся средней школы. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа обучающихся средней школы дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности [19, с. 198].

В экологическом воспитании возможно применение разных видов учебных проектов: практико-ориентированного, исследовательского, информационного, творческого. Представим их наиболее существенные характеристики в таблице Приложения 1.

Важно отметить, что использование метода проектов в экологическом воспитании обучающихся средней школы способствует формированию многих личностных качеств, как представлено в таблице 1.


Таблица 1.

Формирование личностных качеств при использовании метода проектов в экологическом воспитании

Личностное качество

Условие формирования

Самостоятельность

При реализации проекта происходит предварительное планирование с детьми своих действий и своего времени, ученик учится считаться с интересами других людей, что уменьшает количество противоречий и споров. Ученик учится осуществлять свой выбор конкретных действий, своего поведения на основе прогнозирования его последствий

Креативность

Креативность ученика зависит от уровня развития его мышления, воображения, произвольности, а также широты ориентировки в окружающем и осведомленности

Инициативность

В ходе проекта ученик выстраивает свое общение со сверстниками, взрослыми, экспериментирует

Лидерство

Развитию лидерского потенциала ученика способствует не только содержательная составляющая, но и способы взаимодействия детей, взрослых в процессе реализации проекта, в том числе и различные формы коммуникации (деловая, познавательная, личностная).



Большую роль применения экологических проектов в экологическом воспитании обучающихся средней школы играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные ученики имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Однако для успешной реализации метода проектов в воспитательном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение. Применение метода проектов требует от педагогов поиска инновационных форм, методов, средств и приемов, предполагает наличие деятельностно-процессуального подхода к реализации проектов.

Соблюдение представленной структуры проекта способствует формированию у обучающихся средней школы ряда важнейших умений, что представлено в таблице 2.

Таблица 2.

Результаты проектной деятельности обучающихся средней школы

Наименование

Результат

Учатся

организовывать свою деятельность, т.е. определять цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые

Умеют

- объяснять явления действительности, т.е. выделять их признаки, устанавливать связи, систематизировать и обобщать;

- ориентироваться в мире ценностей (социальных, нравственных, эстетических), т.е. различать и сравнивать факты и оценки с системой ценностей, занимать собственную позицию и обосновывать ее;

- решать проблемы, связанные с выполнением определенной социальной роли; анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать определенные способы поведения, применимые к этим ситуациям.


Опыт работы по методу проектов позволяет сделать вывод о необходимости выделения ряда принципов в определении критериев оценивания проектов обучающихся (см. рис. 3):

Рис. 3. Принципы в определении критериев оценивания проектов обучающихся

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости использования метода проектов в целом и экологического проекта в частности как формы экологического воспитания, так как именно он помогает связать процесс обучения и воспитания с реальной жизнью, при этом развивая самостоятельность и активность ребенка.

Проект представляет собой мощное средство, позволяющее увлечь новое поколение по пути саморазвития, самосовершенствования, самопознания и самовоспитания. Создание условий для практической исследовательской деятельности учащихся позволяет реализовать право на получение качественного образования, реализовать их жизненные цели.

Проект как форма экологического воспитания обучающихся средней школы – это реалии современности. Без применения подобных технологий невозможно воспитать яркую, творчески одаренную личность, способную знания, полученные в школе, применить на практике с получением положительного результата, то есть человека, готового работать на благо Отечества.

Использование проектов в экологическом воспитании обучающихся средней школы способствует формированию многих личностных качеств: самостоятельности; креативности; инициативности; лидерства; ответственности.

Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

Экологическое воспитание в рамках проекта – это решение определенных экологических задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями обучающихся, содержанием воспитания. Экологическое воспитание через проекты способствует не только актуализации у школьников знаний, умений, навыков, а также их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром. Стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности.

Глава 2. Экологическое воспитание обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности средствами экологических проектов


2.1. Диагностика экологической культуры обучающихся 6 класса МБОУ «СОШ № 10» г. Набережные Челны

В целях определения состояния экологического воспитания школьников и уровня экологической культуры обучающихся средней школы нами проведено исходное диагностическое исследование, в котором принимали участие обучающиеся 6 классов МБОУ «СОШ № 10» г. Набережные Челны. В ходе исследования нами выявлено состояние экологического воспитания в МБОУ «СОШ № 10» г. Набережные Челны, а также показатели и методика оценки экологической культуры обучающихся. Для выявления уровня экологической культуры обучающихся средней школы были использованы диагностические методики, представленные в таблице 2.

Таблица 2.

Диагностические методики определения уровня экологической культуры обучающихся 6 класса МБОУ «СОШ № 10» г. Набережные Челны

Компоненты экологической культуры обучающихся средней школы

Диагностические методики

Когнитивный

С.С. Кашлев, С.Н. Глазачев «Диагностика уровня экологической культуры личности» (комплексная)

Аксиологический

Методика диагностики личностного роста школьников, разработанная П.В.Степановым, Д.В.Григорьевым,

И.В.Степановой

Мониторинг уровня воспитанности школьников Капустина Н.П.

Деятельностный

Методика С.Н. Глазачева, С.С. Кашлева, А. А. Марченко «Проективный тест»


Также учитывалось творческое вовлечение детей в деятельность по охране природы, просветительская деятельность, изготовление общественно - полезных и экологоориентированных творческих продуктов (посадка деревьев, участие в экологическом десанте, в экологических акциях, изготовление скворечников, кормушек, оформление плакатов, декоративно-прикладных поделок из природного материала). Оценивалась степень участия в экологических конкурсах, олимпиадах, НПК.

Для изучения когнитивного компонента экологической культуры ученика использовались методики С.С. Кашлева, С.Н. Глазачева (приложение 2), направленные на определение уровня экологических, экономических и социальных знаний о способах устойчивого развития, сформированности представлений о собственных возможностях в сохранении и развитии окружающей среды, о способах получения и переработки необходимой информации

Диагностика проводилась среди обучающихся 6 классов в декабре 2021 года. Всего приняло участие в анкетировании 50 человек.

Анализ результатов свидетельствует, что уровень развитости когнитивного компонента экологической культуры обучающихся средней школы выражен следующим образом, (см табл. 3)

Таблица 3.

Показатели и уровни когнитивного компонента диагностики экологической культуры обучающихся 6 класса МБОУ «СОШ № 10»

Показатели компонента


Уровни когнитивного компонента экологической воспитанности ученика(%)


Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

Средний показатель уровня

14

48,17

32,21

5,62


Для изучения ценностно-смыслового компонента экологической культуры ученика использовались диагностические методики, направленные на присвоение экокультурных ценностей, осознание себя как части природы и общества: диагностика личностного роста школьников, разработанная П.В.Степановым, Д.В.Григорьевым, И.В.Степановой, как показано в таблице Приложения 3, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе.

Таблица 4.

Результаты диагностики экологической культуры обучающихся 6 класса МБОУ «СОШ № 10» в рамках критерия «Отношение ученика к Земле (природе)», в%

Устойчиво-позитивное

Ситуативно-позитивное

Ситуативно-негативное

Устойчиво-негативное

69



14



17



0



Таким образом, данные таблицы 4 демонстрируют, что у 69% обучающихся средней школы вполне развитое экологическое сознание. Для них естественно чувство жалости и сопереживания любым животным; они готовы убирать лес и чистить водоемы, находя эти занятия увлекательными и важными лично для себя. И уж точно подберут и накормят брошенного щенка, не забудут полить цветы (совсем не из желания получить похвалу от взрослого, а из потребности ощущать гармонию мира, в котором живет). Заботятся о животных, цветах, но главным образом о тех, которые принадлежат непосредственно им - 14% обучающихся средней школы. Экологические проблемы воспринимаются ими как объективно важные, но при этом не зависящие от них лично. Они не будут сорить в лесу, если этого не делают другие. Примут вместе с классом участие в субботнике, но если есть возможность отказаться, то они ею, скорее всего, воспользуется.

Проведенная диагностика показала, что наличие недостаточно высокий уровень экологической культуры учащихся (таблица 5). Был отмечен у школьников низкий уровень экологических знаний, недостаточно высокий уровень развитости учебно – исследовательских, рефлексивно – оценочных, проектно – созидательных действий, однако уровень ценностно-смыслового компонента оказался вполне достаточным.

Таблица 5.

Уровень экологической культуры обучающихся 6 класса МБОУ «СОШ № 10» г. Набережные Челны

Этапы

Компонент

Уровни развитости компонентов

экологической культуры ученика

очень низкий

низкий

средний

высокий

Начало исследования

Когнитивный

14

48,17

32,21

5,62

Ценностно-смысловой

6,75

10,25

43,25

39,75

Деятельностный

11

45

38,5

5,5

Средний показатель уровня

10,58

34,47

37,99

16,96

Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что общий показатель экологической культуры обучающихся находится на среднем уровне и составляет 37,99 % от общего числа исследуемых. Диагностика показала, что наиболее развиты у обучающихся ценностные ориентации. Это дает повод предположить, что дальнейшая работа по экологическому воспитанию, а в частности по формированию познавательных и практических умений, может дать положительные результаты. Для того чтобы определить динамику развития уровня экологической культуры у обучающихся средней школы необходимо будет проведение итоговой диагностики по этим же показателям по окончании работы над проектом.

Воспитание в современном мире выступает как практика социализации человека и преемственности поколений, т.е. оно является стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Поэтому одной из главных задач экологического воспитания сегодня является формирование образа будущего и нарастание ответственности за него. Экологическое воспитание признано приоритетным направлением в гармонизации отношений общества и природы.

Суммируя вышесказанное, мы видим, что, несмотря на многообразие методов и форм экологического воспитания, используемых в МБОУ «СОШ № 10», результаты диагностики уровня экологической культуры показали, что небольшой процент детей имеет высокий уровень экологической культуры. Это говорит о необходимости поиска новых форм экологического воспитания, способных повышать этот уровень, соответствующих реалиям современной жизни, способствует изменению данных показателей, что также видно из результатов диагностического исследования отношения учащихся к природе.


2.2. Разработка и реализация экологического проекта «Чистота начинается с меня»

Результаты проведенного диагностического исследования показали, что уровень экологической культуры обучающихся средней школы не совсем высокий. Возникла необходимость повысить уровень экологической культуры у учащихся, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. И сделать это, в первую, очередь через развитие мышления, творческих способностей учащихся и взаимодействия школьников с природными объектами, включение их в такое взаимодействие посредством приобщения учащихся к реализации экологических проектов.

Исходя из этого разработан экологической проект «Чистота начинается с меня» как современная форма экологического воспитания и повышения экологической культуры школьников.

Содержание проекта направлено на повышение уровня экологической воспитанности, т.е. на воспитание гуманного отношения к природе, на формирование практических навыков и умений разнообразной деятельности в ней, а также на сохранение и укрепление здоровья детей. В основе работы кружка лежит краеведческий принцип. Исследование школьниками реальной жизни в процессе занятий дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций о состоянии природной среды, поведении людей в природе. Это позволяет детям извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решения в соответствии с убеждениями.

Цель проекта: поддержание чистоты и благоустройство школьной территории.

Цель воспитания проекта как одной из форм экологического воспитания обучающихся средней школы: повысить уровень экологической культуры у обучающихся средней школы ее когнитивной, ценностной и деятельностной составляющей; расширить кругозор учащихся об экологических проблемах села на примере проблемы не благоустроенной школьной территории, воспитание экологически грамотной, творческой, активной, социально ответственной личности, прилагающей все силы для развития и процветания малой родины.

Задачи:

  • создание команды единомышленников из школьников, выпускников, учителей и родителей для реализации проекта по благоустройству школьной территории;

  • проведение организационных мероприятий по подготовке к реализации проекта (разбивка на группы, распределение обязанностей между группами, проведение всеобуча участников групп, проведение Круглого стола с обсуждением идеи и плана реализации проекта и т.д.);

  • создание единого плана работы по благоустройству территории школы;

  • ведение экологического мониторинга отдельных участков школьной территории, анализ и оценка экологического состояния;

  • ведение подготовительной работы в зимние месяцы: изучение особенностей ландшафтного дизайна, особенностей и технологии выращивания цветочных и садовых культур, разработка планов размещения основных элементов благоустройства, поиск и сбор необходимых материалов (автомобильные шины, камни, коряги), выращивание рассады, привлечение к участию в проекте спонсоров и неравнодушных граждан села и т.п.;

  • организация и проведение конкурса «Лучший классный цветник»;

  • проведение основных этапов работы в соответствии с планом;

  • сохранение и развитие позитивных народных традиций школы и села;

  • усиление творческой составляющей содержания воспитательной работы;

  • представление публичного отчета о проделанной работе;

  • проведение итоговой диагностики уровня экологической культуры обучающихся средней школы.

Главные участники проекта – ученики 6-х классов и педагоги школы, помощники - выпускники, родители.

Сроки реализации проекта. Проект будет реализован в несколько этапов: начало – декабрь 2021 г., окончание – январь 2022 г.

Ожидаемые результаты экологического воспитания:

  • знание: правил экологического поведения, норм и правил экологической этики, современных методов исследования в области экологии; их практическое и нравственно-этическое значение; взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений; о влиянии экологически чистых природных факторов и природных компонентов на человека; законодательства в области экологии;

  • ценностное отношение: к экологическому состоянию окружающей среды (в частности школьной территории) как фактору здорового, безопасного, позитивного образа жизни человека, к жизни во всех её проявлениях, к экологической, эстетической привлекательности территории родной школы; экологическое сознание.

  • умение: наблюдать, сравнивать, характеризовать изучаемые объекты, устанавливать взаимосвязь между исследуемыми компонентами; выполнять практические работы в соответствии с поставленной задачей под руководством учителя; участвовать в совместной, индивидуальной, групповой деятельности по реализации проекта; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности; выделять ценность экологических знаний, навыков деятельности; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на экологическое состояние природы; участвовать в дискуссиях, открыто защищать результаты своей деятельности.

Научатся выявлять экологические проблемы, аргументировать их актуальность, ставить цель, задачи исследования и предлагать пути их решения; планировать и организовывать свою деятельность в рамках предусмотренного плана; собирать и систематизировать информацию об экологическом состоянии отдельных зон школьного двора, проводить экологический мониторинг; обобщать понятия и характеризовать систему взглядов человека на природу и место в ней самого человека; работать в команде, учитывая интересы остальных членов группы, доказывать и отстаивать свою точку зрения; представлять результаты своей деятельности.

Овладеют: приемами экологического проектирования, основами позитивного коммуникативного общения.

Приобретут опыт участия: в создании и экологически грамотном благоустройстве отдельных территориальных зон школьного двора с учетом правил и требований ландшафтного дизайна; в общественно значимых делах по охране природы и сохранении традиций школы и села; в разработке и реализации комплексного экологического проекта с выявлением проблем экологии и путей их решения.

Результат проекта – ухоженная, благоустроенная с учетом правил ландшафтного дизайна территория МБОУ «ООШ № 11», проведение ежегодного конкурса «Лучший классный цветник». На территории школы появятся две зоны отдыха:

  • «Сад на горке» + «Скамейки желаний», на которых выпускники школы на выпускном вечере могут загадывать свои желания и мечты на дальнейшую жизнь, а на вечере встречи выпускников собираться здесь же и обсуждать задуманные мечты. Мы считаем, что это заставит выпускников школы с трепетом относиться к памяти о прошедших школьных годах, а молодое поколение с гордостью, ответственностью и уважением относиться к родной школе.

  • «Полянка досуга». Территория школы большая, а присесть, отдохнуть, поиграть и пообщаться места нет. Поэтому в результате проекта на заднем дворе школы появится «Полянка досуга» с песочницами, лавочками, игровыми фигурами из старых автомобильных шин, а также классные цветники.

Особенность проекта – практическое отсутствие материальных средств,

расчет на собственные силы, объединение в ходе реализации проекта родителей и сельской общественности.

Положительные предпосылки проекта:

  • опыт по благоустройству колодцев и памятника с. Писанец силами учащихся и с наименьшими финансовыми затратами;

  • опыт ведения последовательной и целенаправленной работы по экологическому образованию и деятельности;

  • в селе существуют добрые традиции сельчан: взаимопомощь, поддержка, дружелюбные отношения.

Содержание проекта и план реализации представлены в таблице (приложение 9,10)

Ресурсы: методические; информационные (приложение 11); кадровые: классные руководители 5-9 классов, учителя биологии, химии, географии, технологии; материально-финансовые. Проанализировав состояние объекта, запланированные мероприятия и реальные возможности школы, мы пришли к нескольким выводам:

  1. школьная территория нуждается в срочных и объемных работах по благоустройству;

  2. основное направление работы – борьба с ненужными растениями и высаживание новых;

  3. многие виды работ осуществимы при правильной и системной организации общественно-полезного труда учащихся и работников школы;

  4. осуществлять проект можно поэтапно: главное – выстроив

стратегическую линию, не сбиваться с графика;

  1. благоустроить школьную территорию надо в жестких финансовых условиях;

  2. так как стартовое (и дальнейшее) финансовое обеспечение проекта минимально, главный расчет – на собственные силы (в основном физические); 7) для осуществления некоторых видов работ необходимы

материальные ресурсы и транспортные средства;

  1. если привлечь к работе и родителей – дело пойдет гораздо быстрее;

  2. без спонсорской помощи не обойтись;

  3. школа срочно нуждается в ограждении территории.

В школе обучается 44 ученика и работает 18 сотрудников. На территории, к которой относится наше село, есть 1 депутат городской Думы, в селе работает 3 предпринимателя, способных оказать материальную и (или) финансовую помощь, работает птицефабрика, 90% родителей учащихся – наши выпускники, многие из которых систематически добровольно помогают школе материально и профессионально. Если учесть все трудности и правильно настроить всех и организовать взаимодействие всех участников проекта (схема 1), то невыполнимая, на первый взгляд, задача превращения школьной территории в цветущий сад выполнима за 3 года.

Схема 1

Взаимодействие участников проекта

Учащиеся и работники

Родители

Спонсоры

Население

Метут, пилят, рубят, копают, выращивают рассаду, делают

разметку, оформляют композиции, белят, красят.

Предоставляют

транспорт и

оказывают помощь в вывозе мусора, завозе чернозема, камней и песка, делятся саженцами домашних растений.

Выделяют

финансовые

средства и

оказывают материальную помощь, предоставляют транспорт.

Спиливает на дрова крупные старые деревья, вывозит оставшиеся ветки.

« Цветоград»

Администрация

села

ЖКХ

Молодежь села

Депутат, Управление образования района

Организует работу ЖКХ, спонсорскую помощь.

Вывозит мусор, ремонтирует водопровод, освещает

спортивную площадку и хоккейный корт, обеспечивает рабочими и транспортом для выкорчевки пней.

Своими силами благоустраивают спортивную площадку, помогают в строительстве хоккейного корта.

Добиваются выделения средств на строительство капитального ограждения школьного участка.

Проект управляется его руководителем через контроль за фактическим проведением мероприятий и обратную связь – собеседования, включенное наблюдение, интервьюирование, анкетирование, опросы. Результаты анализируются руководителем проекта в рабочем порядке и выставляются на общее обсуждение.

Среди задач, которые определены проектом, не только озеленение территории школы и ее благоустройство. Это и реализация задач экологического воспитания учащихся эстетическими средствами. Оригинальность и привлекательность оформления, единство архитектурного ансамбля и элементов озеленения – соответствие этим критериям задача и сложная и интересная. Чтобы этот проект осуществился, предстоит очень много потрудиться. Но всем нам хочется, чтобы школьный двор был красивым и уютным, чтобы в нем было приятно прогуляться, отдохнуть. Еще одна задача, которая решается благодаря этому проекту - занятость детей в селе, в котором практически нечем детей развлекать.

В настоящее время мы достигли определенных конкретных результатов.

Проект разработан в сентябре 2016 года и распланирован на три года, до сентября 2019 года. Первостепенной являлась задача демонтажа старого деревянного школьного здания, которое находилось на школьной территории.

Администрация школы приняла меры по привлечению к этой проблеме жителей села, которые своими силами произвели демонтаж старого здания и распилку его на дрова для собственных нужд. Встал вопрос о возможности реализации данного проекта в полной мере: средств на благоустройство территории нет, а объемы запланированы огромные. Принято решение выполнять работы по частям, распределив рабочие зоны между классами. В первую очередь, не- или малозатратные объекты, которые можно сделать своими силами, то есть силами школьников и учителей. Начало работы по зонам сдвинуло дело с мертвой точки.

Проведены все работы организационного этапа, приступили к реализации основного плана. Провели конкурс «Лучший классный цветник» (приложение

13).

С весны 2016 года началась работа по приведению территории в порядок. Начали с газонов у входа на территорию и цветочных клумб у фасада: убрали старое ограждение, которое не отвечало ни эстетическим, ни санитарным нормам, подстригли кустарники, очистили от молодой поросли кленовую аллею. Это была работа учащихся 5-9 классов. Директор школы добилась выделения денег на ограждение, и осенью этого года по периметру территории школы был построен железный забор. На следующий год запланированы работы по возведению такого же железного забора вокруг территории спортивной площадки. Начались работы на Поляне досуга: разбили клумбы, установили скамейки и игровые фигуры (приложение 14).

В работе принимал участие каждый из 44 учащихся школы, все учителя и сотрудники. Но главное мы смогли сконцентрировать вокруг своей идеи тех, кто может помочь. Откликнулись неравнодушные граждане села, бывшие выпускники, которые на сегодняшний день стали успешными людьми. Привлечены незначительные материальные средства, оказывается помощь в вывозе мусора, подборе материалов.

Для дальнейшего развития проекта мы определили следующие

перспективы.

Дело «садотворчества» нельзя остановить, закончить. Невозможно «облагородить» участок земли на много лет. Эта работа постоянна, системна, может только отличаться качеством и разнообразием. Допустим, если в этом году здесь у нас растут флоксы, то на следующий давайте попробуем лютики!.. Ресурс для этого нужен только один – людской. А в том, как из ничего сделать сказку, творчества и энергии сельскому учителю не занимать.

Таким образом, данный экологический проект практико-

ориентированный, долгосрочный, коллективный, направлен, в первую очередь, на повышение уровня экологической культуры обучающихся средней школы, применение инновационных форм экологического воспитания обучающихся средней школы.

Реализация данного проекта поможет школе украсить двор, привести его в соответствие нормам, а также использовать его в работе летнего школьного

лагере.


2.3. Результаты реализации экопроекта

Для выявления эффективности работы разработанного нами кружка «Юный эколог» мы провели эксперимент с учащимися контрольной (3 «В») и экспериментальной (3 «Е») групп. Он состоял в выборе ответа на вопросы той же анкеты, которая использовалась в констатирующем эксперименте.

Нами были получены следующие результаты:

учащихся с высоким уровнем в контрольной группе 1 человек, в экспериментальной группе – 5 человек;

количество учащихся со средним уровнем в контрольной группе 6 человек, в экспериментальной – 10 человек;

учащихся с низким уровнем в контрольной группе 8 человек, в экспериментальной – 0 человек.

Данные экспериментального изучения уровня сформированности экологической воспитанности учащихся на заключительном этапе эксперимента представим в таблице 2.


Таблица 2. Уровень сформированности экологической воспитанности учащихся на заключительном этапе исследования

Уровень сформированности

экологической воспитанности

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество учащихся, %

низкий (1 – 3)

0 / 0%

8 / 53,3%

средний (4 – 6)

9 / 60%

6 / 40%

высокий (7 – 8)

6 / 40%

1 / 6,7%


Сравнивая уровень сформированности экологической воспитанности младших школьников в контрольной и экспериментальной группах, мы выявили, что в экспериментальной группе уровень экологической воспитанности детей намного выше, чем в контрольной группе. Для выявления эффективности разработанных нами занятий кружка сравним результаты анкетирования на начальном и заключительном этапах эксперимента (табл. 3).


Таблица 3. Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента

Уровень сформированности

экологической культуры

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Количество учащихся, %

низкий (1 – 4)

11 / 66,7%

0 / 0%

средний (5 – 7)

4 / 33,3%

8 / 60%

высокий (8 – 9)

0 / 0%

7 / 40%


Из таблицы видно, что не было выявлено ни одного человека с низким уровнем экологической культуры, средний уровень составил 60%, а высокий 40%. После внеклассных занятий заметно выросло количество полных ответов и снизилось количество неправильных. У большинства детей изменилось отношение к окружающему миру, поведение стало осмысленным и адекватным. Таким образом, разработанные внеклассные занятия и апробированные на практике в рамках кружка «Юный эколог» значительно повлияли на процесс формирования экологической воспитанности младших школьников. Уровень сформированности одного из компонентов экологической культуры младших школьников – экологической воспитанности, стал значительно выше. Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, творческой, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала. При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также изменились интересы. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках кружка «Юный эколог», способствует значительному повышению уровня сформированности компонента экологической культуры – экологической воспитанности школьников.


Заключение

Ухудшение планетарной экологической ситуации влечет за собой необходимость формирования экологическое воспитание каждого человека. Это, в свою очередь, порождает особую ответственность для учебных заведений, призванных готовить педагога, способного решать такие задачи.

Новая экологическая политика нашла свое отражение в принятом Законе «Об охране окружающей среды», который, в частности, гласит: «В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов создана система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования и воспитания. устанавливается, что охватывает весь процесс дошкольного, школьного воспитания и обучения, повышает их квалификацию…».

Практика показывает, что учитель может иметь знания в определенной области и не может их применять, имеет свои методы и приемы и не может применять их на практике. Но именно повышение педагогической компетентности в целом поднимает воспитателя на новый уровень сознания, культуры и отношений, что меняет поведение не только в педагогической работе, но и в повседневной жизни.

Деревня Писанец, как и большинство населенных пунктов России, имеет экологические проблемы. В МБОУ «Школа № 11» проводится серьезная работа по экологическому воспитанию и воспитанию учащихся. Через различные экологические мероприятия в этой школе дети не только знакомятся с экологическими проблемами села и района, но и пытаются решить их сами.

Учащиеся школы совместно с учителями принимают участие в школьных и районных экологических мероприятиях: спартакиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, мероприятиях. Чтобы получить награды.

Экологическое воспитание школьников включает в себя не только участие в соревновательном движении, но и обучение на родине. С этой целью школьная команда юных экологов принимает участие в районных краеведческих мероприятиях.

С помощью студентов и преподавателей начата реализация экологического проекта «Цветоград». Целью этого проекта является благоустройство школьной территории. Профессорско-преподавательский состав имеет большой опыт экологического образования и подготовил студентов к его реализации.

Уже осенью 2016 года начались работы по приведению территории в порядок. Проведены мероприятия организационного этапа, начата реализация мероприятий основного этапа проекта. Оригинальность и привлекательность дизайна, единство архитектурного ансамбля и элементов ландшафтного дизайна – соответствие этим критериям является сложной и интересной задачей. Чтобы этот проект стал реальностью, предстоит проделать большую работу.

В задачи, обозначенные в проекте, входит не только благоустройство и озеленение школьной территории. Это предполагает реализацию задач эколого-трудового воспитания школьников через экологический проект, повышение уровня экологического образования школьников, что было определено при первичной диагностике. Диагностика показала необходимость совершенствования познавательного и деятельностного компонентов экологического образования, а также необходимость проведения повторной диагностики после завершения проекта.

Следует отметить, что социально-экологический проект направлен на развитие экологического воспитания молодежи, а также воспитание патриотизма, поскольку предусматривает сохранение и соблюдение сложившихся школьных традиций и традиций села.

Реализация проекта «Цветоград» рассчитана на длительный период времени, в течение которого школьный двор будет реконструирован и приведен в соответствие с экологическими и эстетическими стандартами.

А также будет реализована возможность использования педагогами и отдыхающими летнего школьного лагеря.

Резюмируя, можно сказать, что в сфере экологического воспитания учащихся МБОУ «Школа № 11» произошло многое, педагоги планируют продолжить работу над проектом и запланированными мероприятиями по экологическому воспитанию учащихся с интересными, инновационными направлениями. методы и формы обучения и воспитания Непрерывное образование...

Педагоги считают, что роль природы в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостережении от бессмысленного зла, хищнического отношения к природе.

Список использованной литературы


1. Анисимова М.М., Гильфанова Н.Г. Экологическое воспитание младших школьников. Разработка занятий/ под ред. Р.Ф. Бабыненой.- Набережные Челны, 2009.

2.Витер В.Н. «Фруктовая батарейка».Журнал «Химия и химики». 2009. №8. С.134-137.

3. Глебова В.Д., Лёшина Л.А. Создание условий для развития нравственно-волевых качеств личности в системе экологического образования в сельской национальной школе. // Эксперимент и инновации в школе 2011. № 2. С. 43–47.

4.Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя.– М.:Просвещение, 2010 г.

5.Гурин Ю. В. Школа занимательных наук. – “ОЛМА Медиа Групп” 2007.

6. Дереполенко М.А. Формирование положительной мотивации к охране окружающей среды у младших школьников средствами экологического воспитания. // Инновационные программы и проекты в образовании 2011. № 1.С. 76–80.

7. Иванов С.А. Новые горизонты экологического образования: от ноосферного мировоззрения к ноосферной этике //Образование и наука. 2015. № 3. с. 29–46

8. Игнатов С.Б. Использование технологии «кейс-стади»в формировании экологической компетенции обучающихся. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 1.С.30–35.

9.Кириллова С. Н. Формирование экологической культуры младших школьников // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 124-126.

10. Кондратьева Н.С. Экологизация на обществознании как фактор повышения познавательной активности учащихся.// Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2014. № 5. С. 25–31.

 11. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Технология определения уровня подготовки детей по экологии (поиски оснований). В сб.: Экологическое образование: концепции и технологии / под ред. Н. Глазачева. - Волгоград: Перемена, 1996. - С. 127-138

12. Марцинковская Т.Д. Возрастная психология: учебник / Т.Д. Марцинковская. М.: Академия, 2011. 336 с.

13. Столяренко А.М. Общая педагогика: учебное пособие / А.М. Столяренко. М.: Юнити-Дана, 2006. 479 с.

14. Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников: учебник / Г.Н. Каропа. Мн.: НМО, 2005. 170 с.

15.  Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. - М. Новая школа. 2009.

16. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие / С.Н. Николаева. М.: «Академия», 2012. 336 с.

17. Психология и педагогика: учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред.В.М. Николаенко. М.: ИНФРА М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2009. 175 с.

18. Разенкова Д.Ф. Экологическая культура: социально-философские аспекты формирования: Дис. канд. филос. наук: 24.00.01 - М., 2001. - 162 с.

 19. Симоненко, Н. И. Экологическая культура в современном социокультурном дискурсе: к определению онтологической сущности экологической культуры // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – № 29. – С.

20. Сластенин В.А. Педагогика: учебник / В.А. Сластенин. М.: Академия, 2005. 512 с.

21. Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 207 с.

Приложение 1

Характеристики учебных проектов

Вид проекта

Цель


Результат

Структура

Ценность


Практикоориентированный

(прикладной)

Решение социальных задач,

отражающих интересы

участников

проекта

Четко обозначен с самого начала

деятельности

который может быть

использован в реальной жизни

Требует хорошо

продуманной структуры

Реальность использования

продукта на практике,

возможность

самостоятельного решения проблемы

Исследовательский

Формирован ие навыков учебного

исследовани

я

Не всегда известен с

самого начала исследования,

выдвигается гипотеза,

подвергается проверке

Имеет четкую структуру,

приближен к

структуре

научного исследования

Развитие навыков научного

исследования

учащихся

Информационный

Сбор, анализ,

обобщение

информации

о каком-либо

объекте или явлении

Четко обозначен с

самого начала деятельности

Не имеет четкой

структуры, она лишь

намечается и далее развивается

Реальность использования

продукта на практике,

возможность

самостоятельного

решения проблемы обучающимися

Творческий

Развитие творческого потенциала личности

Остается открытым до конца проекта

Структура хорошо продумана

Реальность использования

продукта на практике,

возможность

самостоятельного

решения проблемы обучающимися


Приложение 2

Личностный тест методики С.С. Кашлева, С.Н. Глазачева

(Попробуй оценить свое отношение к природе по ответам на предлагаемые вопросы. Это отношение во многом зависит от того, насколько ты его осознаешь).

Задание: прочесть вопрос, три ответа на него, выбрать один из ответов и  отметить оценку в баллах. Баллы по выбранным ответам сложить.

Вопросы

Да

Нет

По-разному

1

2

3

4

1.Хорошо ли относишься к природе?

2

0

1

2. Умеешь ли ты отличать красивые явления от некрасивых?

2

0

1

3. Всегда ли ты бережешь красоту вокруг себя?

0

2

1

4. Заслуживают ли внимания явления природы?

1

0

2

5. всегда ли ты относишься к природе внимательно?

1

2

0

6. Все ли явления природы тебя интересуют?

0

1

2

7. Проявляется ли этот интерес в поступках?

1

2

0

8. Ценишь ли ты новизну в природе?

1

2

0

9. Влияет ли природа на твои переживания?

0

1

2

10. Пользуешься ли ты оценками красоты природы, когда рассматриваешь её явления?

1

0

2

11. Всегда ли выступаешь против тех, кто приносит природе ущерб?

0

2

1

12. Любишь ли ты читать описания природы в книгах?

0

2

1

13. Влияет ли природа на твое поведение?

1

0

2

14. Влияет ли окружающая природа на твои мысли?

2

0

1

15. Часто ли ты бываешь на природе?

1

2

0

16. Приходилось ли тебе чем-то вредить природе?

2

0

1

17.Любишь ли ты чем-либо заниматься среди природы?

1

0

2

18. Часто ли ты равнодушен к окружающей природе?

2

1

0

19. Начались ли твои выступления против вреда, наносимого природе нерадивыми людьми, в младших классах?

0

2

1

20. Или они возникли в подростковых классах – с 4-го по 7-ой?

2

0

1

21. Часто ли рассматриваешь природу, изображенную художниками?

0

2

1

22. Знаешь ли музыкальные произведения, в которых изображена природа?

1

2

0

23. Приходилось ли тебе сочинять стихи о природе?

2

0

1

24. Участвуешь ли в экологических акциях?

1

2

0

25. Помогли ли тебе уроки и другие учебные занятия познакомиться с красотой природы?

1

0

2

 Количество полученных баллов__________







Приложение 2

Личностный рост (методика Д. В. Григорьева, И. В. Кулешовой, П. В. Степанова) Опросный лист для учащихся 6 – 8-х классов

1. Мне нравится, когда вся наша семья идет в гости, отмечает какой-нибудь праздник или просто собирается за общим столом.

2. Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.

3. Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны.

4. Любые ссоры можно уладить, не прибегая к дракам.

5. Я способен с радостью выполнять разную работу.

6. То, что взрослые называют культурными ценностями прошлого, на самом деле часто оказывается старой рухлядью.

7. Даже если мне что-то непонятно на уроке, я не стану задавать уточняющие вопросы учителю – ведь это не так уж и важно.

8. Человек, совершивший преступление, в будущем никогда не сможет стать хорошим.

9. Глупо рисковать ради другого человека.

10. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями должны иметь право защищать себя и свои взгляды.

11. Спортивные занятия – необходимость для здоровья каждого человека.

12. Большинство моих сверстников предпочитает общаться с красивыми людьми.

13. Свои проблемы я стремлюсь решать самостоятельно, собственными силами.

14. Когда я стану взрослым, то смогу прожить счастливо и не создавая собственной семьи.

15. Мне повезло, что я живу именно в России.

16. За новогодней елкой лучше сходить в лес, потому что там можно выбрать самую пушистую.

17. Люди, выступающие против войны, наверное, просто трусы. 18.Физическим трудом занимаются одни неудачники.

19. Внешний вид – показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.

20. Я люблю узнавать значения незнакомых мне слов.

21. Наша страна станет лучше, если мы избавимся от всех психически больных людей.

22. Мне жаль беспомощных людей и хочется им помочь.

23. Есть такие народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.

24. Я думаю, что курение и алкоголь помогают людям расслабиться, снять напряжение после трудной работы.

25. Я часто недоволен тем, как я живу.

26. Я не боюсь сделать ошибку, когда выбираю что-то в своей жизни.

27. Хорошо, когда у человека нет семьи и детей – так он чувствует себя более свободным.

28. Когда вырасту, я буду стараться защищать свою Родину от врагов.

29. Держать животных в передвижных зверинцах – бесчеловечно.

30. Фильмы-боевики со стрельбой и кровью помогают детям стать смелыми и мужественными.

31. Работа дворника не менее важна, чем любая другая работа.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!