СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. ГО России.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона России.

 

Знать:

  1. Основные задачи, которые решает МЧС России в области защиты населения от ЧС
  2. Определения
  3. Создание и структура РСЧС
  4. Задачи РСЧС
  5. Понятие ГО
  6. Задачи, мероприятия, принципы ГО.

 

Создание РСЧС

Защиту населения от ЧС в определенной степени всегда выполняло государство. Государства формировались как средство организованного противодействия различного рода бедствиям и катастрофам военного, техногенного и природного происхождения.

Под защитой населения в настоящее время принято понимать комплекс мероприятий,  проводимых государством, взаимосвязанных по месту и

времени с целью снижения угрозы для жизни и здоровья людей в случае возникновения экстремальных ситуаций.

В декабре 1999г. был принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», который определил организационно-правовые нормы в области защиты граждан России от ЧС. В 1995г. была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидаций ЧС (РСЧС).

Создавая эту систему, государство решало задачу объединения усилий центральных органов федеральной исполнительной власти субъектов РФ, городов и районов, а также различных организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств по предупреждению и ликвидаций ЧС.

 

Президент Путин Владимир Владимирович

Глава правительства - Мишустин Михаил

Первый заместитель председателя правительства Российской Федерации

по вопросам финансово-экономической политики – Белоусов Андрей

Заместитель председателя правительства Российской Федерации  - Голикова Татьяна

Министр внутренних дел – Колокольцев Владимир

Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – Зиничев Евгений Николаевич

Министр здравоохранения – Мурашко Михаил

Начальник МКУ «Управление по ГОЧС г.Тобольска» - Герасимов Валерий Григорьевич

 

Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей.

Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранения здоровья людей.

 

Основные задачи деятельности РСЧС которые были определены  Федеральным законом:

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС.

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств,  предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

- подготовка населения к действиям в ЧС;

- прогнозирование и оценка последствий ЧС;

- ликвидация ЧС;

- осуществление мероприятий по защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций.

Таким образом, защита населения стала важнейшей задачей деятельности МЧС России и функционирования РСЧС на всех уровнях.

 

Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

- федеральный, охватывающий всю территорию РФ;

- региональный — территорию нескольких субъектов РФ;

- территориальный — территорию субъектов РФ;

- местный — территорию района (города, населенного пункта);

- объектовый — территорию объекта производственного или социального назначения.

 

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ. В субъектах РФ создано 88 территориальных подсистем которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

 

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающий среды и за потенциально опасными объектами.

 

Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя:

- координирующие органы;

- органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);

- органы повседневного управления;

- силы и средства;

- резервы финансовых и материальных ресурсов;

- системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

 

Федеральные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах и организациях федерального подчинения. Действие органов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций координирует МЧС России и органы непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти. (Координирующий орган: Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при правительстве России).

 

Региональный уровень включает районирование России по 6 регионам (Координирующий орган: региональные центры по делам ГОЧС).

Региональный состав РСЧС включает регионы:

Центральный (Москва)

Северо-западный (Санкт-Петербург)

Южный (Ростов-на-Дону)

Приволжско-Уральский (Екатеринбург)

Сибирский (Красноярск)

Дальневосточный (Хабаровск)

 

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ, непосредственное руководство осуществляет МЧС России.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации предусмотрено:

 три режима функционирования РСЧС:

- режим повседневной деятельности

- режим повышенной готовности

- режим чрезвычайной ситуации.

 

Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Министерство чрезвычайных ситуация России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

 

Права и обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС

 

Граждане РФ, согласно существующего законодательства имеют права, а также и обязанности в области безопасности жизнедеятельности.

         Приведем некоторые права граждан области защиты от ЧС.

Граждане РФ имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС; имеют право на использование средств коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от ЧС; имеют право на возмещение ущерба,  причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС, а также быть информированным о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны,  и о мерах необходимой безопасности.

         Вместе с тем  на граждан РФ налагается и ряд обязанностей в области защиты от ЧС.

         Прежде всего, граждане РФ обязаны  соблюдать законы, действующие в РФ в области защиты населения от ЧС. Соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой  деятельности, не допускать нарушений производственной дисциплины, требований безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС.

         Кроме того, гражданам РФ вменяется в обязанности изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медпомощи пострадавшим, правила пользования коллективными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и навыки в области безопасности жизнедеятельности.

 

Мониторинг и прогнозирование ЧС

 

Мониторинг – это наблюдение за состоянием окружающей среды с целью ее контроля, прогноза и охраны. Существует несколько видов мониторинга.

         Контроль за состоянием атмосферы и гидросферы осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, которая рассредоточена по всей территории страны.

         Наблюдения за опасными геологическими  процессами ведут комплексные инженерно-геологические и гидрологические партии Министерства природных ресурсов.  Сейсмические наблюдения осуществляются Федеральной системой сейсмологического наблюдения, в которую входят наблюдательные структуры Российской академии наук, Минобороны, Минприроды. Всего их девять.

         Основной целью прогнозирования ЧС является выявление времени ее возникновения, возможного места и возможной мощности явления, которое может ее вызвать.

         В прогнозировании опасных природных процессов существует 2 подхода.  Первый базируется на изучении предвестников конкретных опасных  природных явлений и анализе информации, полученной от мониторинга. Второй опирается на расчеты с использованием статических данных за несколько лет.

 

Система оповещения населения

 

         Система оповещения о ЧС предназначена для своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения природного стихийного бедствия или  производственной аварии (катастрофы).

         Оповещение – это экстренное доведение до органов управления РСЧС и населения сигналов и соответствующей информации о ЧС, сложившейся на определенной территории.

         Оповещение населения – это заблаговременное предупреждение населения о возможных ЧС и их действиях в условиях ЧС. Оповещение проводится с помощью сирен, радио- и телевещания, а также сети проводного вещания.

         Сигнал оповещения – это сигнал являющейся командой для проведения мероприятий по защите населения от ЧС.

         Звуки сирен, прерывистые гудки предприятий означают сигнал «Внимание всем!» Услышав такой сигнал, необходимо немедленно включить телевизор, радиоприемник или радио и прослушать сообщение местных органов власти или управление по делам ГОЧС. Из сообщения вы узнаете о характере ЧС, а также рекомендации по правилам поведения в сложившейся ситуации.

 

Инженерная защита

Инженерная защита населения и территорий осуществляется путем проведения инженерно-технических мероприятий ГО с целью предупреждения ЧС. Важное место среди них занимает строительство убежищ и укрытий в зонах вероятных разрушений, радиоактивного и химического заражения. По месту расположения, времени приведении в готовность и защитным свойствам эти убежища должны отвечать требованиям защиты людей в соответствующих ЧС природного и техногенного характера.

 

Подготовка  к действиям в ЧС

         Подготовка населения РФ в области защиты от ЧС ведется на предприятиях, в учреждения и организациях независимо от их организационно-правовой формы, а также по месту жительства.

         Порядок подготовки населения к действиям в ЧС определен постановлением Правительства РФ №738 от 24 июля 1995г.

Методическое руководство, координация и контроль за подготовкой населения в области защиты от ЧС возложены на МЧС России.

Основными задачами подготовки населения в области защиты от ЧС являются:

обучение приемам оказания первой медпомощи пострадавшим;

обучение правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты.

Необходимо отметить, что особое внимание МЧС России уделяет организации подготовки учащейся молодежи к действиям в ЧС. Для этого в общеобразовательных учреждениях введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности».

 

Эвакуация из опасных районов

 

         Эвакуация населения – это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в заранее подготовленных безопасных районах.

         Эвакуация в зависимости от времени и сроков ее проведения может быть упреждающей или экстренной.

         Упреждающая эвакуация проводится при получении достоверных данных о возникновении ЧС в определенном районе. Экстренная эвакуация осуществляется при малом времени на упреждение или в условиях быстрого воздействия на людей поражающих факторов.

         В зависимости от характера развития ЧС и численности эвакуированного населения, эвакуация может быть локальной, местной или региональной.

         Локальная эвакуация ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов. Численность эвакуированных при этом не превышает несколько тысяч человек.

         Местная эвакуация проводится, когда в зону ЧС попадают средние города (50-100 тыс. человек), отдельные районы крупных городов.

         Региональная эвакуация проводится при условии распространения зоны ЧС на территорию одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающих крупные города.

         Размещение эвакуированного населения проводится в безопасных районах. Для кратковременного размещения могут использоваться здания и помещения общественных учреждений и заведений.

 

Аварийно-спасательные работы

         Организация аварийно-спасательных работ нацелена на спасение жизни людей и ликвидацию потенциальной опасности ЧС, а также обеспечение жизнедеятельности  населения в ЧС.

К наиболее распространенным видам аварийно-спасательных работ относятся: извлечение пострадавших из обрушившихся зданий, подземных сооружений, транспортных средств; тушение пожаров и эвакуация пострадавших из очагов поражения; поиск и спасение людей в экстремальных природных ситуациях  и другие.

 

Гражданская оборона

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. (1 марта отмечается всемирный день Гражданской обороны).

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО.

В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне».

Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики.

Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля. 

 

Основные задачи гражданской обороны

 Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

1. защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д.);

2. координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;

3. создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;

4. повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

5. поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;

6. специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

7. накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;

8. обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;

9. эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;

10. организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;

11. обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. 

 

         Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:

1. своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;

2. укрытие населения в защитных сооружениях;

3. использование средств индивидуальной защиты;

4. эвакуация, рассредоточение, а также [переброс] населения в безопасные районы;

5. защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;

6. обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях;

7. защита населения на всей территории страны;

8. дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;

9. заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;

10. необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения. 

 

Принципы организации и ведения Гражданской Обороны

 1. Подготовка государства к ведению Гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники, средств защиты населения;

2. Ведение Гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, либо введения президентом военного положения. 

 

Система гражданской обороны

 Систему гражданской обороны составляют:

1. органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;

2. силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;

3. фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;

4. системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).

Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях. 

 

Просмотр содержимого документа
«Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. ГО России.»

ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС) .  ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА РОССИИ.

ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС) . ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА РОССИИ.

   В декабре 1994г. был принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», который определил организационно-правовые нормы в области защиты граждан России от ЧС. В 1995г. была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидаций ЧС (РСЧС).

 

В декабре 1994г. был принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», который определил организационно-правовые нормы в области защиты граждан России от ЧС. В 1995г. была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидаций ЧС (РСЧС).

Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей.  Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранения здоровья людей.

Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей.

Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранения здоровья людей.

разработка и реализация правовых и экономических норм по  обеспечению защиты населения и территорий от ЧС. обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС; подготовка населения к действиям в ЧС; прогнозирование и оценка последствий ЧС; ликвидация ЧС; осуществление мероприятий по защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций. разработка и реализация правовых и экономических норм по  обеспечению защиты населения и территорий от ЧС. обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС; подготовка населения к действиям в ЧС; прогнозирование и оценка последствий ЧС; ликвидация ЧС; осуществление мероприятий по защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций.  Таким образом, защита населения стала важнейшей задачей деятельности МЧС России и функционирования РСЧС на всех уровнях.
  • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС. обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС; подготовка населения к действиям в ЧС; прогнозирование и оценка последствий ЧС; ликвидация ЧС; осуществление мероприятий по защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций.
  • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС.
  • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
  • подготовка населения к действиям в ЧС;
  • прогнозирование и оценка последствий ЧС;
  • ликвидация ЧС;
  • осуществление мероприятий по защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций.

Таким образом, защита населения стала важнейшей задачей деятельности МЧС России и функционирования РСЧС на всех уровнях.

федеральный, охватывающий всю территорию РФ; региональный — территорию нескольких субъектов РФ; территориальный — территорию субъектов РФ; местный — территорию района (города, населенного пункта); объектовый — территорию объекта производственного или социального назначения.
  • федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
  • региональный — территорию нескольких субъектов РФ;
  • территориальный — территорию субъектов РФ;
  • местный — территорию района (города, населенного пункта);
  • объектовый — территорию объекта производственного или социального назначения.
  Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ.

 Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающий среды и за потенциально опасными объектами.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающий среды и за потенциально опасными объектами.

Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя: - координирующие органы; - органы управления по делам  гражданской обороны  и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС); - органы повседневного управления; - силы и средства; - резервы финансовых и материальных ресурсов; - системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя:

- координирующие органы;

- органы управления по делам  гражданской обороны  и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);

- органы повседневного управления;

- силы и средства;

- резервы финансовых и материальных ресурсов;

- системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

 Федеральные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах и организациях федерального подчинения. Действие органов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций координирует МЧС России и органы непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти. (Координирующий орган: Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при правительстве России).

Федеральные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах и организациях федерального подчинения. Действие органов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций координирует МЧС России и органы непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти. (Координирующий орган: Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при правительстве России).

 Региональный уровень  включает районирование России по 6 регионам (Координирующий орган: региональные центры по делам ГОЧС). Региональный состав РСЧС включает регионы: Центральный (Москва) Северо-западный (Санкт-Петербург) Южный (Ростов-на-Дону) Приволжско-Уральский (Екатеринбург) Сибирский (Красноярск) Дальневосточный (Хараровск)

Региональный уровень  включает районирование России по 6 регионам (Координирующий орган: региональные центры по делам ГОЧС).

  • Региональный состав РСЧС включает регионы:
  • Центральный (Москва)
  • Северо-западный (Санкт-Петербург)
  • Южный (Ростов-на-Дону)
  • Приволжско-Уральский (Екатеринбург)
  • Сибирский (Красноярск)
  • Дальневосточный (Хараровск)
Защита населения от ЧС предусматривает применение различных средств и способов защиты, которые должны осуществляться на всех уровнях действия РСЧС. Комплекс таких мероприятий может включать в себя: мониторинг и прогнозирование ЧС оповещение населения об угрозе возникновения ЧС; инженерную защиту населения и территорий; подготовку населения к действиям в ЧС; эвакуацию населения из опасных районов; организацию аварийно-спасательных работ. мониторинг и прогнозирование ЧС оповещение населения об угрозе возникновения ЧС; инженерную защиту населения и территорий; подготовку населения к действиям в ЧС; эвакуацию населения из опасных районов; организацию аварийно-спасательных работ.

Защита населения от ЧС предусматривает применение различных средств и способов защиты, которые должны осуществляться на всех уровнях действия РСЧС.

Комплекс таких мероприятий может включать в себя:

  • мониторинг и прогнозирование ЧС оповещение населения об угрозе возникновения ЧС; инженерную защиту населения и территорий; подготовку населения к действиям в ЧС; эвакуацию населения из опасных районов; организацию аварийно-спасательных работ.
  • мониторинг и прогнозирование ЧС
  • оповещение населения об угрозе возникновения ЧС;
  • инженерную защиту населения и территорий;
  • подготовку населения к действиям в ЧС;
  • эвакуацию населения из опасных районов;
  • организацию аварийно-спасательных работ.

Мониторинг – это наблюдение за состоянием окружающей среды с целью ее контроля, прогноза и охраны. Существует несколько видов мониторинга.

Контроль за состоянием атмосферы и гидросферы осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, которая рассредоточена по всей территории страны.

Наблюдения за опасными геологическими процессами ведут комплексные инженерно-геологические и гидрологические партии Министерства природных ресурсов. Сейсмические наблюдения осуществляются Федеральной системой сейсмологического наблюдения, в которую входят наблюдательные структуры Российской академии наук, Минобороны, Минприроды. Всего их девять.

Основной целью прогнозирования ЧС является выявление времени ее возникновения, возможного места и возможной мощности явления, которое может ее вызвать.

В прогнозировании опасных природных процессов существует 2 подхода. Первый базируется на изучении предвестников конкретных опасных природных явлений и анализе информации, полученной от мониторинга. Второй опирается на расчеты с использованием статических данных за несколько лет.

 Оповещение – это экстренное доведение до органов управления РСЧС и населения сигналов и соответствующей информации о ЧС, сложившейся на определенной территории.   Оповещение населения – это заблаговременное предупреждение населения о возможных ЧС и их действиях в условиях ЧС. Оповещение проводится с помощью сирен, радио- и телевещания, а также сети проводного вещания.   Сигнал оповещения – это сигнал являющейся командой для проведения мероприятий по защите населения от ЧС.   Звуки сирен, прерывистые гудки предприятий означают сигнал «Внимание всем!» Услышав такой сигнал, необходимо немедленно включить телевизор, радиоприемник или радио и прослушать сообщение местных органов власти или управление по делам ГОЧС. Из сообщения вы узнаете о характере ЧС, а также рекомендации по правилам поведения в сложившейся ситуации.

Оповещение – это экстренное доведение до органов управления РСЧС и населения сигналов и соответствующей информации о ЧС, сложившейся на определенной территории.

Оповещение населения – это заблаговременное предупреждение населения о возможных ЧС и их действиях в условиях ЧС. Оповещение проводится с помощью сирен, радио- и телевещания, а также сети проводного вещания.

Сигнал оповещения – это сигнал являющейся командой для проведения мероприятий по защите населения от ЧС.

Звуки сирен, прерывистые гудки предприятий означают сигнал «Внимание всем!» Услышав такой сигнал, необходимо немедленно включить телевизор, радиоприемник или радио и прослушать сообщение местных органов власти или управление по делам ГОЧС. Из сообщения вы узнаете о характере ЧС, а также рекомендации по правилам поведения в сложившейся ситуации.

  Инженерная защита населения и территорий осуществляется путем проведения инженерно-технических мероприятий ГО с целью предупреждения ЧС. Важное место среди них занимает строительство убежищ и укрытий в зонах вероятных разрушений, радиоактивного и химического заражения. По месту расположения, времени приведении в готовность и защитным свойствам эти убежища должны отвечать требованиям защиты людей в соответствующих ЧС природного и техногенного характера.

Инженерная защита населения и территорий осуществляется путем проведения инженерно-технических мероприятий ГО с целью предупреждения ЧС. Важное место среди них занимает строительство убежищ и укрытий в зонах вероятных разрушений, радиоактивного и химического заражения. По месту расположения, времени приведении в готовность и защитным свойствам эти убежища должны отвечать требованиям защиты людей в соответствующих ЧС природного и техногенного характера.

Подготовка населения РФ в области защиты от ЧС ведется на предприятиях, в учреждения и организациях независимо от их организационно-правовой формы, а также по месту жительства Порядок подготовки населения к действиям в ЧС определен постановлением Правительства РФ №738 от 24 июля 1995г. Методическое руководство, координация и контроль за подготовкой населения в области защиты от ЧС возложены на МЧС России. Основными задачами подготовки населения в области защиты от ЧС являются: обучение приемам оказания первой медпомощи пострадавшим; обучение правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты. обучение приемам оказания первой медпомощи пострадавшим; обучение правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты. Необходимо отметить, что особое внимание МЧС России уделяет организации подготовки учащейся молодежи к действиям в ЧС. Для этого в общеобразовательных учреждениях введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности».

Подготовка населения РФ в области защиты от ЧС ведется на предприятиях, в учреждения и организациях независимо от их организационно-правовой формы, а также по месту жительства

Порядок подготовки населения к действиям в ЧС определен постановлением Правительства РФ №738 от 24 июля 1995г.

Методическое руководство, координация и контроль за подготовкой населения в области защиты от ЧС возложены на МЧС России.

Основными задачами подготовки населения в области защиты от ЧС являются:

обучение приемам оказания первой медпомощи пострадавшим;

обучение правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты.

  • обучение приемам оказания первой медпомощи пострадавшим; обучение правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты.

Необходимо отметить, что особое внимание МЧС России уделяет организации подготовки учащейся молодежи к действиям в ЧС. Для этого в общеобразовательных учреждениях введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности».

Эвакуация населения – это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в заранее подготовленных безопасных районах.

Упреждающая эвакуация проводится при получении достоверных данных о возникновении ЧС в определенном районе. Экстренная эвакуация осуществляется при малом времени на упреждение или в условиях быстрого воздействия на людей поражающих факторов.

Эвакуация может быть локальной, местной или региональной.

Локальная эвакуация ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов. Численность эвакуированных при этом не превышает несколько тысяч человек.

Местная эвакуация проводится, когда в зону ЧС попадают средние города (50-100 тыс. человек), отдельные районы крупных городов.

Региональная эвакуация проводится при условии распространения зоны ЧС на территорию одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающих крупные города.

Размещение эвакуированного населения проводится в безопасных районах. Для кратковременного размещения могут использоваться здания и помещения общественных учреждений и заведений.

Организация аварийно-спасательных работ нацелена на спасение жизни людей и ликвидацию потенциальной опасности ЧС, а также обеспечение жизнедеятельности населения в ЧС. К наиболее распространенным видам аварийно-спасательных работ относятся: извлечение пострадавших из обрушившихся зданий, подземных сооружений, транспортных средств; тушение пожаров и эвакуация пострадавших из очагов поражения; поиск и спасение людей в экстремальных природных ситуациях и другие .

Организация аварийно-спасательных работ нацелена на спасение жизни людей и ликвидацию потенциальной опасности ЧС, а также обеспечение жизнедеятельности населения в ЧС.

К наиболее распространенным видам аварийно-спасательных работ относятся: извлечение пострадавших из обрушившихся зданий, подземных сооружений, транспортных средств; тушение пожаров и эвакуация пострадавших из очагов поражения; поиск и спасение людей в экстремальных природных ситуациях и другие .

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА   Гражданская оборона  — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

Гражданская оборона  — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1. защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д.); 2. координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф; 3. создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой; 4. повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; …

1. защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д.);

2. координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;

3. создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;

4. повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

5 . поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов; 6. специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; 7. накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения; 8. обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;…

5 . поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;

6. специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

7. накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;

8. обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;…

9. эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления; 10. организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях; 11. обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. 

9. эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;

10. организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;

11. обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. 

  Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны: 1. своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации; 2. укрытие населения в защитных сооружениях; 3. использование средств индивидуальной защиты; 4. эвакуация, рассредоточение, а также [переброс] населения в безопасные районы; 5. защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами; …..

  Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:

1. своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;

2. укрытие населения в защитных сооружениях;

3. использование средств индивидуальной защиты;

4. эвакуация, рассредоточение, а также [переброс] населения в безопасные районы;

5. защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами; …..

6. обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях; 7. защита населения на всей территории страны; 8. дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации; 9. заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий; 10. необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения. 

6. обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях;

7. защита населения на всей территории страны;

8. дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;

9. заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;

10. необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения. 

Принципы организации и ведения Гражданской Обороны 1. Подготовка государства к ведению Гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники, средств защиты населения; 2. Ведение Гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, либо введения президентом военного положения. 

Принципы организации и ведения Гражданской Обороны

1. Подготовка государства к ведению Гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники, средств защиты населения;

2. Ведение Гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, либо введения президентом военного положения. 

Систему гражданской обороны составляют: 1. органы повседневного управления по обеспечению защиты населения; 2. силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны; 3. фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации; 4. системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Систему гражданской обороны составляют:

1. органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;

2. силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;

3. фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;

4. системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!