СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Движение крови по сосудам"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока поможет учащимся выяснить природу пульса и перераспределения крови в организме, зависящего от функционирования органов; связать изученный материал о работе сердца и кругах кровообращения с новой темой, выяснить причины движения и изменения скорости крови в сосудах, показать зависимость от интенсивности работы органов кровоснабжения

Просмотр содержимого документа
«"Движение крови по сосудам"»

Дата: 30.11.2018

Открытый урок в 8-м классе

Тема урока: Движение крови по сосудам. Практическая работа №3 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке»


Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

  • обучающие: выяснить природу пульса и перераспределения крови в организме, зависящего от функционирования органов; связать изученный материал о работе сердца и кругах кровообращения с новой темой, выяснить причины движения и изменения скорости крови в сосудах, показать зависимость от интенсивности работы органов кровоснабжения;

  • развивающие:  продолжить формирование у учащихся логики экспериментального доказательства, развить умение работать в группе, делать выводы;

  • воспитательные: воспитание уважительного отношения к профессии физиолога, внимательного отношения к своему здоровью, понимания важности профилактики заболеваний.

Основные термины:

  • Артериальное давление (АД) – это давление которое оказывает кровь на стенки кровеносных сосудов (превышение давления над атмосферным жидкости в кровеносной системе).

  • Гипотония – это снижение артериального давления на 20% от исходных значений или ниже 60 мм ртутного столба среднего артериального давления.

  • Гипертония – это стойкое повышение артериального давления (выше 90 мм ртутного столба среднего АД).

  • Пульс – это толчкообразные колебания стенок артерий, которые связаны с сердечными циклами.

Оборудование: таблица «Кровообращение», муляж сердца человека, презентация, раздаточный материал.

Ход урока:

1.Организационный момент

Что такое сердце? Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе, все земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего ему есть дело.

Эдуардас Меджелайтис.



2.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

А) Самостоятельная работа по карточкам. ( тихо звучит музыка Ф.Шопена, ноктюрн ре-минор)

Б) Фронтальный опрос.


Дайте короткий ответ на вопросы:

1)    Из скольких слоев состоит стенка сердца? Назовите эти слои. (3. Наружный - соединительная ткань, средний – миокард -мышечный слой, внутренний -эпителиальная ткань).

2)    Какая камера сердца имеет самую мощную мышечную стенку? (Левый желудочек).
3)     Какие функции выполняет околосердечная сумка? (жидкость, которая находится в околосердечной сумке, снижает трение сердца).

4)    Под действием чего усиливается ритм работы сердца? (Симпатического нерва).
5)    Под действием чего замедляется ритм работы сердца? (Парасимпатического нерва).


3.Изучение нового материала.

Мы повторили материал о строении и работе сердца и можем сейчас назвать одну из причин движения крови по сосудам.

Причины движения крови по сосудам.

*Ритмичная работа сердца (дети отвечают)

Какая причина способствует движению крови в конечностях?

*Наличие клапанов в венах, исключающих обратный кровоток.

*Сокращение скелетных мышц. ( дети отвечают)

Перейдем к основной причине движения крови – работе сердца, создающей разность давления между концом и началом сосудистого русла. Как и любая другая жидкость, кровь движется из области более высокого давления в область более низкого давления. Наиболее высокое давление в нашем организме – в легочных артериях и аорте, а наиболее низкое – в легочных венах и верхней и нижней полых венах. Следовательно, можно сделать вывод, что кровь движется от артериальной системы сосудов к венозной. Таким образом, снижается давление крови постепенно, однако не равномерно (наиболее высоко оно в артериях, немного ниже – в капиллярах, еще ниже – в венах). Иными словами, на проталкивание крови через систему капилляров затрачивается много энергии, а кровоток испытывает при движении сопротивление, зависящее от вязкости крови и диаметра сосуда.
Другими причинами движения крови по сосудам являются:

•    Разное давление в сосудах в начале и конце пути, поддерживающее сокращение сердца. Чем дальше движется кровь, тем ниже давление. За счет разницы давления в сосудах кровь устремляется в область более низкого давления. Скорость кровотока в вене в 2 раза медленнее, чем в артерии, в капиллярах в 1000 раз медленнее.

•    Присасывающая сила при вдохе.


Чтобы закрепить знания, выскажите свои предположения: какое значение имеет медленно движение крови в капиллярах для организма? Вспомните функции крови и обратите внимание на то, что из крови капилляров в клетки успевают поступать необходимые вещества, удаляются вредные и происходит газообмен.

Знаете ли Вы, что такое инфаркт? Инфаркт – это омертвление органа вследствие недостатка кровоснабжения.

Видите, насколько важно правильное кровоснабжение?

Артериальное давление.


Артериальное давление неодинаково, и чем дальше находится от сердца артериальный сосуд, тем меньше в нем давление. Артериальное давление знать необходимо, т.к. оно является очень важным показателем здоровья человека. Чтобы получать сравнимые результаты ученые решили измерять давление человека в плечевой артерии, выражая его в миллиметрах ртутного столба. Для измерения артериального давления используется тонометр.
 
Измерение артериального давления с помощью тонометра.

(Ученица 8-а класса измеряет артериальное давление у одноклассницы и комментирует свои действия)
Давление крови измеряется тонометром. Прибор надевают на руку; давление в нём увеличивают примерно до 200 миллиметров ртутного столба. Затем из сфигмоманометра медленно выпускают воздух, непрерывно прослушивая пульс. Таким образом, последовательно находят сначала артериальное давление, а затем венозное.
Артериальное давление зависит от цикла сердечных сокращений. Когда из желудочков выталкивается кровь, давление в артериях максимально; перед открытием же полулунных клапанов - давление минимально. Минимальное давление называют нижним, а максимальное – верхним. Артериальное давление записывается в виде дроби (числитель является верхним давлением, а знаменатель – нижним). Например, если у человека записано АД=140/70, то у него верхнее давление составляет 140 мм ртутного столба, а нижнее – 70 мм ртутного столба. 

•    Почему каждый человек должен следить за изменением своего АД?

•    Какие вам известны заболевания, связанные с нарушением АД?

•    Что Вы знаете о гипертонии и гипотонии?

Пульс. После каждого сокращения сердца быстро распространяется пульсовая волна по сосудам (как от камня, брошенного в воду) – колебания стенок артерии. Это и называют пульсом.

В местах, где крупные артерии расположены близко к поверхности тела, пульс легко прощупывается. Виски, лучевая артерия, около запястья, артерия на шее. Пульсовые колебания гасятся в капиллярах

 
Прощупывание пульса на шее.

Пульс – ритмичное сокращение (колебания) стенок сосудов артерий.

 
Частота ударов пульса в минуту.

Обычно пульс в спокойном состоянии равен 60-80 ударов в минуту в зависимости от возраста. Используя секундомер, подсчитывают пульс в течение 15 секунд, и умножают на 4. Так мы узнаем пульс за минуту.

Если Вы посчитаете пульс в состоянии покоя, после физических упражнений и через 10 минут, то сможете сделать вывод, что пульс повышается при физической нагрузке, стрессе, болезни, через некоторое время восстанавливается.  У тренированных людей повышение небольшое, и восстановление показателей - быстрое.

Опыт А. Моссо. В конце XIX в итальянский физиолог Анджело Моссо (1846—1910) уравновесил спокойно лежащего человека на специальных, очень чувствительных весах, так, что обе половины туловища были строго параллельны полу  

Опыт А. Моссо.

Ученый предложил испытуемому  решить математическую задачу, затем попросил пошевелить пальцами ног.

1)    Когда этот человек начал решать умственные задачи, активизировалась активность головного мозга, кровь перераспределилась к голове, и она стала тяжелее, вес увеличился, весы потеряли равновесие.

2)    Затем физическая активность пальцев ног направила кровь к конечностям, т.е. другой работающий орган получил больше крови, чем покоящийся, это увеличило вес той части тела, и весы опустились вниз  в области ног.

Так ученый доказал, что прилив крови идет к работающему органу, он больше получает крови, чем покоящийся и, следовательно, повышается его жизнедеятельность. Значит, количество крови может перераспределяться.

Практическая работа №3. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке. (Учащиеся выполняют практическую работу согласно инструкции одновременно, под руководством учителя и самостоятельно делают вывод о причине изменения частоты пульса при физической нагрузке).


Физкультминутка.

Дружно встали, потянулись,

Вправо, влево повернулись.

Руки в стороны и вверх

И присядем разов шесть. (выполняется во время выполнения практической работы)


4. Закрепление и обобщение знаний.

1.    К причинам движения крови относятся: работа сердца, разное давление в сосудах, сокращение скелетных мышц, наличие клапанов в венах и присасывающая сила грудной клетки при вдохе.
2.    Артериальное давление (АД) – это давление, которое оказывает кровь на стенки кровеносных сосудов. Артериальное давление неодинаково, и чем дальше находится от сердца артериальный сосуд, тем меньше в нем давление.
3.    Для измерения артериального давления используют тонометр.

4.    Пульс – это толчкообразные колебания стенок артерий, которые связаны с сердечными циклами.

5.    Легче всего пульс прощупывается на висках, лучевой артерии, артерии на шее и около запястья.

6.    Пульс повышается при физической нагрузке, стрессе, болезни, через некоторое время восстанавливается.


•    В каких сосудах скорость кровотока максимальна?
•    В каких сосудах скорость кровотока минимальна?
•    Что такое артериальное давление?
•    Что такое гипертония?
•    Что такое гипотония?
•    Какие существуют правила измерения пульса?


5.Домашнее задание.

1.    Измерьте артериальное давление у членов Вашей семьи. Сделайте выводы о наличии или отсутствии нарушений..
2.    Решите задачу: Площадь поперечного сечения аорты в 500 раз меньше общей площади поперечного сечения капилляров. Какова суммарная площадь капилляров, если известно, что площадь аорты равна 10 кв. см.?
3.    Подготовьте сообщение о профилактике нарушений артериального давления.

6.Итог урока. Оценивание. Рефлексия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!