СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии "Движение крови по сосудам"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Движение крови по сосудам»

8 класс

«Спорьте, заблуждайтесь,  ошибайтесь, но ради бога, размышляйте…»

Лессинг

Цели и задачи урока: создать условия для формирования универсальных учебных  действий

Предметные результаты:

1. Формировать умение определять пульс и приемы определения артериального давления.

2. Формировать умение объяснять причины поддержания и нарушения артериального давления, распределения крови в организме, причины движения, скорости кровотока в различных кровеносных сосудах,  оценивать эффективность каждого способа измерения давления, связывать артериальное давление и изменения пульса с образом жизни и состоянием здоровья человека.

3. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: артериальное давление крови, гипертония, юношеская гипертония, гипотония, пульс, кровоснабжение органов, инсульт, инфаркт, миокарда.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему (причины движения крови по сосудам), определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока, поиск способов решений проблемы);

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки (алгоритм самооценки);

3. Сформировать умения планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления: выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий);

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий (перемещение воды по водопроводным трубам), опираться в поиске решений на собственный опыт (наблюдение за собственной работоспособностью, физическим состоянием своего здоровья).

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный печатный материал для групп, презентация.

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии "Движение крови по сосудам"»

Детушева Татьяна Евгеньевна

учитель биологии высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №25.»г.Курска

Тема урока: «Движение крови по сосудам»

8 класс

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте…»

Лессинг

Цели и задачи урока: создать условия для формирования универсальных учебных действий

Предметные результаты:

1. Формировать умение определять пульс и приемы определения артериального давления.

2. Формировать умение объяснять причины поддержания и нарушения артериального давления, распределения крови в организме, причины движения, скорости кровотока в различных кровеносных сосудах, оценивать эффективность каждого способа измерения давления, связывать артериальное давление и изменения пульса с образом жизни и состоянием здоровья человека.

3. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: артериальное давление крови, гипертония, юношеская гипертония, гипотония, пульс, кровоснабжение органов, инсульт, инфаркт, миокарда.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему (причины движения крови по сосудам), определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока, поиск способов решений проблемы);

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки (алгоритм самооценки);

3. Сформировать умения планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления: выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий);

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий (перемещение воды по водопроводным трубам), опираться в поиске решений на собственный опыт (наблюдение за собственной работоспособностью, физическим состоянием своего здоровья).

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный печатный материал для групп, презентация.

Этап

Содержание, приемы деятельности учителя

Формы и виды деятельности об-ся

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

I. Организационный

Настрой на работу: мы непростительно мало знаем о различных особенностях нашего организма и порой от незнания совершаем много ошибок. Сегодня, надеемся , мы расширим знания о своем организме, на их основе сформируем вдумчивое и бережное отношение к своему организму.

Об-ся настраиваются на работу, проверяют наличие письменных принадлежностей

Регулятивные УУД

Умение настроиться на взаимодействие с другими учащимися и учителем. Создание положительной мотивации

Личностные УУД

Умение соблюдать дисциплину на уроке

II. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Определение темы урока.

В течение приблизительно минуты вся наша кровь может сделать одно полное путешествие по телу. В 1628 году английский физиолог, врач, Вильям Гарвей первым доказал, что артериальная кровь должна циркулировать. Им была построена современная схема кровообращения. Не выясненным оставался вопрос о том как кровь попадает из артерии в вены.

1.По каким законам движется кровь в организме? 2.Почему по сосудам она движется непрерывно, хотя сердце выбрасывает кровь в сосуды порциями? 3.Каким образом она будет доставлена против силы тяжести к мозгу?


Обратимся к фактам, которые помогут определить тему нашего урока. Скорость движения крови в аорте 0,5 м/сек в полых венах- 0,2 м/сек, в капиллярах- 0,5 мм/сек


3.Определение темы урока (уч-ся предлагают варианты ответов: работа сердца, пульсовая волна…), тема урока: «Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения»

Обсуждают проблемы урока, выдвигают гипотезы.

















Анализируют данные. Записывают тему урока в тетради







Регулятивные УУД

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, предлагать способы решения проблемы, определять цель учебной деятельности (формулировка вопросов урока).

III. Изучение нового материала

Рабочая гипотеза: если не будет движения крови – она не выполнит свои функции в организме. 4.Томас Юнг, выступая в Лондонском Королевском обществе, говорил, что проблемами движения крови должна заниматься теоретическая гидравлика. Вспомним законы физики. Беседа по вопросам. От чего будет зависеть скорость движения жидкости по сосудам? (поперечного сечения сосудов) У каких кровеносных сосудов самое большое поперечное сечение? (артерий) Самая большая артерия?(аорта).

Следовательно, в аорте должна быть самая большая скорость. Самая маленькая?(в капиллярах). Какое значение имеет медленное течение крови в капиллярах?(обмен питательных в-в между кровью и тканями). Какая сила может препятствовать скорости по мере удаления от аорты?(сила трения). Играет ли роль строение вен?(клапаны препятствуют обратному движения крови). Промежуточный вывод: по мере удаления от крупных сосудов скорость будет уменьшаться(сила трения увеличивается, просвет сосудов уменьшается). С одной частью проблемы мы разобрались, теперь другая 5.В чем причина движения крови? Вновь проанализируем факты: давление в аорте и легочной артерии-150 мм.рт.ст.; капиллярах-20мм.рт.ст.; в венах – (ниже атмосферного). Вновь вспомним законы физики. В каком направлении будет перемещаться? (из области высокого давления в область низкого). Какой орган будет создавать разность давления между началом и концом сосудистого русла? (работа сердца). В каких сосудах давление будет минимальным? Сделайте вывод о причинах движения крови по сосудам. Причина: разница давления в разных отделах кровеносной системы, создаваемая работой сердца. (Кроме того, присасывающая сила при вдохе и выдохе и сокращение скелетных мышц). Можно ли измерить кровяное давление? Сообщение уч-ся «Метод Н.С. Короткова». Что такое тоны Короткова? Кровь выталкивается из желудочков - давление в артериях максимально. Максимальное давление называют верхним. Минимальное – нижним. Момент появления в фонендоскопе пульсирующих звуков соответствует верхнему давлению, а их исчезновение – нижнему. Существует автоматический метод. Основан на том же принципе. Тоны записываются с помощью микрофона, установленного в локтевой ямке, на ленте осциллографа с помощью электронного устройства. Что такое пульс? О чем можно судить по пульсу? (1-4) В местах, где крупные артерии расположены близко к поверхности тела, пульс легко прощупывается (виски, лучевая артерия, на шее, около запястья). Исследуйте эти места своего организма. Почему колебания гасятся в капиллярах? Проведем аналогию. Представьте брошенный в воду камень. Круги на воде близкие к месту, падения – широкие, мощные, а по мере удаления – мельче.


Какова скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа и с чем связан пульс? Ответим на вопросы, выполнив задания по парам. Стр. учебника


1. Работа в парах
1-я группа пар. «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа», 2-я группа пар. «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при работе сердца»

2. Отчёт
Вывод (выполнение расчетов и оценка результатов) Установите причинно-следственную связь: Если в течение длительного времени держится высокое давление, то может произойти инсульт или инфаркт.


(Учащиеся предлагают варианты ответов, в результате сужения мелких кровеносных сосудов повышается АД, нарушается кровоснабжение тканей и возникает угроза разрывов стенок сосудов, питание тканей нарушается. Кровоизлияние в головной мозг называют – инсульт, в сердечную мышцу, приведшую к омертвлению его участка – инфаркт. Вывод: 120/80. Важнейшая гомеостатическая константа – значение нормального давления для человека – залог его здоровья).

4. Физкультминутка

Используя имеющиеся знания, отвечают на вопросы. Делают промежуточный вывод. Анализируют данные.




















Делают вывод.





Слушают.


















Сообщение (мини-проект)







Рассматривают автоматический аппарат, демонстрируемый учителем.



















Работают с учебником. Читают текст стр. 118. «Пульс». Отвечают на вопросы.


Устный отчет.










Делают вывод, записывают его в тетрадь.

Коммуникативные УУД

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, умение воспринимать информацию на слух.
Познавательные УУД
Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий (камень брошенный в воду), опираться в поиске решений на собственный опыт


Регулятивные УУД

Умение вести диалог с учителем, аргументировать свою точку зрения, оценивать свои результаты

IV.Самостоятельное применение знаний.

Учитель предлагает выполнить тестовые задания и ответить на вопросы (возможно, в диалоге с учителем или в оценочный листах).


1. Расположите кровеносные сосуды в порядке уменьшения в них кровяного давление: 1)вены; 2) аорта; 3) артерии; 4) капилляры.

2. Кровь проходит оба круга кровообращения примерно за: 1) 0,4 мин. ; 2) 1 мин.; 3) 3 мин.;

3. Кровяное давление измеряется: 1)тонометром; 2) термометром; 3) спирометром; 4) спидометром.

4. Пульсом называют: 1) Ритмические колебания стенок кровеносных сосудов; 2) Давление крови на стенки сосудов; 3) Сокращения предсердий; 4) Сокращение желудочков.

5. Окисление органических веществ происходит в: 1) Легочных пузырьках; 2) Капиллярах; 3) Лейкоцитах; 4) Клетках тела.


Ответьте на вопросы:

1. Что такое кровяное давление?

2. Каково значение кровяного давления?

3. Какая часть кровеносного русла является самой узкой?

4. Как ширина кровяного русла влияет на скорость движения в нем?

5. Каков механизм саморегуляции кровяного давления?

6. Когда доктор А.А. Кулябко впервые оживил изолированное сердце ребенка, он направил питательную жидкость, обогащенную кислородом в аорту против естественного хода крови. Попал ли питательный раствор в левых желудочек? Если нет, то куда он был направлен?

7. Почему при реанимации человека обогащенную кислородом кровь донора направляют в аорту против естественного тока крови?

Устно решают задания или выполняют задания в оценочных листах. (Слайд на доске)

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УДД

Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

Обмен мнениями: что я узнал на уроке. Учащиеся выставляют самооценку, выполняют рефлексивные действия по алгоритму (ответы на вопросы: а) для меня это важно и интересно…; б) я получил конкретные рекомендации…; в) мне было трудно…; г) для меня было недостаточно…

Записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные УДД

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки.

VI.Окончание урока.

-Я желаю вам, чтобы новые знания повысили образовательный уровень, научили бережному отношению к собственному здоровью.

Слайд.

Личностные УДД

Формирование установок на здоровый образ жизни, мотивация к познанию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!