I. Организационный | Настрой на работу: мы непростительно мало знаем о различных особенностях нашего организма и порой от незнания совершаем много ошибок. Сегодня, надеемся , мы расширим знания о своем организме, на их основе сформируем вдумчивое и бережное отношение к своему организму. | Об-ся настраиваются на работу, проверяют наличие письменных принадлежностей | Регулятивные УУД Умение настроиться на взаимодействие с другими учащимися и учителем. Создание положительной мотивации Личностные УУД Умение соблюдать дисциплину на уроке |
II. Проблемная ситуация и актуализация знаний. Определение темы урока. | В течение приблизительно минуты вся наша кровь может сделать одно полное путешествие по телу. В 1628 году английский физиолог, врач, Вильям Гарвей первым доказал, что артериальная кровь должна циркулировать. Им была построена современная схема кровообращения. Не выясненным оставался вопрос о том как кровь попадает из артерии в вены. 1.По каким законам движется кровь в организме? 2.Почему по сосудам она движется непрерывно, хотя сердце выбрасывает кровь в сосуды порциями? 3.Каким образом она будет доставлена против силы тяжести к мозгу? Обратимся к фактам, которые помогут определить тему нашего урока. Скорость движения крови в аорте 0,5 м/сек в полых венах- 0,2 м/сек, в капиллярах- 0,5 мм/сек 3.Определение темы урока (уч-ся предлагают варианты ответов: работа сердца, пульсовая волна…), тема урока: «Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения» | Обсуждают проблемы урока, выдвигают гипотезы. Анализируют данные. Записывают тему урока в тетради | Регулятивные УУД Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, предлагать способы решения проблемы, определять цель учебной деятельности (формулировка вопросов урока). |
III. Изучение нового материала | Рабочая гипотеза: если не будет движения крови – она не выполнит свои функции в организме. 4.Томас Юнг, выступая в Лондонском Королевском обществе, говорил, что проблемами движения крови должна заниматься теоретическая гидравлика. Вспомним законы физики. Беседа по вопросам. От чего будет зависеть скорость движения жидкости по сосудам? (поперечного сечения сосудов) У каких кровеносных сосудов самое большое поперечное сечение? (артерий) Самая большая артерия?(аорта). Следовательно, в аорте должна быть самая большая скорость. Самая маленькая?(в капиллярах). Какое значение имеет медленное течение крови в капиллярах?(обмен питательных в-в между кровью и тканями). Какая сила может препятствовать скорости по мере удаления от аорты?(сила трения). Играет ли роль строение вен?(клапаны препятствуют обратному движения крови). Промежуточный вывод: по мере удаления от крупных сосудов скорость будет уменьшаться(сила трения увеличивается, просвет сосудов уменьшается). С одной частью проблемы мы разобрались, теперь другая 5.В чем причина движения крови? Вновь проанализируем факты: давление в аорте и легочной артерии-150 мм.рт.ст.; капиллярах-20мм.рт.ст.; в венах – (ниже атмосферного). Вновь вспомним законы физики. В каком направлении будет перемещаться? (из области высокого давления в область низкого). Какой орган будет создавать разность давления между началом и концом сосудистого русла? (работа сердца). В каких сосудах давление будет минимальным? Сделайте вывод о причинах движения крови по сосудам. Причина: разница давления в разных отделах кровеносной системы, создаваемая работой сердца. (Кроме того, присасывающая сила при вдохе и выдохе и сокращение скелетных мышц). Можно ли измерить кровяное давление? Сообщение уч-ся «Метод Н.С. Короткова». Что такое тоны Короткова? Кровь выталкивается из желудочков - давление в артериях максимально. Максимальное давление называют верхним. Минимальное – нижним. Момент появления в фонендоскопе пульсирующих звуков соответствует верхнему давлению, а их исчезновение – нижнему. Существует автоматический метод. Основан на том же принципе. Тоны записываются с помощью микрофона, установленного в локтевой ямке, на ленте осциллографа с помощью электронного устройства. Что такое пульс? О чем можно судить по пульсу? (1-4) В местах, где крупные артерии расположены близко к поверхности тела, пульс легко прощупывается (виски, лучевая артерия, на шее, около запястья). Исследуйте эти места своего организма. Почему колебания гасятся в капиллярах? Проведем аналогию. Представьте брошенный в воду камень. Круги на воде близкие к месту, падения – широкие, мощные, а по мере удаления – мельче. Какова скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа и с чем связан пульс? Ответим на вопросы, выполнив задания по парам. Стр. учебника 1. Работа в парах 1-я группа пар. «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа», 2-я группа пар. «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при работе сердца» 2. Отчёт Вывод (выполнение расчетов и оценка результатов) Установите причинно-следственную связь: Если в течение длительного времени держится высокое давление, то может произойти инсульт или инфаркт. (Учащиеся предлагают варианты ответов, в результате сужения мелких кровеносных сосудов повышается АД, нарушается кровоснабжение тканей и возникает угроза разрывов стенок сосудов, питание тканей нарушается. Кровоизлияние в головной мозг называют – инсульт, в сердечную мышцу, приведшую к омертвлению его участка – инфаркт. Вывод: 120/80. Важнейшая гомеостатическая константа – значение нормального давления для человека – залог его здоровья). 4. Физкультминутка | Используя имеющиеся знания, отвечают на вопросы. Делают промежуточный вывод. Анализируют данные. Делают вывод. Слушают. Сообщение (мини-проект) Рассматривают автоматический аппарат, демонстрируемый учителем. Работают с учебником. Читают текст стр. 118. «Пульс». Отвечают на вопросы. Устный отчет. Делают вывод, записывают его в тетрадь. | Коммуникативные УУД Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, умение воспринимать информацию на слух. Познавательные УУД Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий (камень брошенный в воду), опираться в поиске решений на собственный опыт Регулятивные УУД Умение вести диалог с учителем, аргументировать свою точку зрения, оценивать свои результаты |
IV.Самостоятельное применение знаний. | Учитель предлагает выполнить тестовые задания и ответить на вопросы (возможно, в диалоге с учителем или в оценочный листах). 1. Расположите кровеносные сосуды в порядке уменьшения в них кровяного давление: 1)вены; 2) аорта; 3) артерии; 4) капилляры. 2. Кровь проходит оба круга кровообращения примерно за: 1) 0,4 мин. ; 2) 1 мин.; 3) 3 мин.; 3. Кровяное давление измеряется: 1)тонометром; 2) термометром; 3) спирометром; 4) спидометром. 4. Пульсом называют: 1) Ритмические колебания стенок кровеносных сосудов; 2) Давление крови на стенки сосудов; 3) Сокращения предсердий; 4) Сокращение желудочков. 5. Окисление органических веществ происходит в: 1) Легочных пузырьках; 2) Капиллярах; 3) Лейкоцитах; 4) Клетках тела. Ответьте на вопросы: 1. Что такое кровяное давление? 2. Каково значение кровяного давления? 3. Какая часть кровеносного русла является самой узкой? 4. Как ширина кровяного русла влияет на скорость движения в нем? 5. Каков механизм саморегуляции кровяного давления? 6. Когда доктор А.А. Кулябко впервые оживил изолированное сердце ребенка, он направил питательную жидкость, обогащенную кислородом в аорту против естественного хода крови. Попал ли питательный раствор в левых желудочек? Если нет, то куда он был направлен? 7. Почему при реанимации человека обогащенную кислородом кровь донора направляют в аорту против естественного тока крови? | Устно решают задания или выполняют задания в оценочных листах. (Слайд на доске) Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные УДД Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
V. Подведение итогов. Рефлексия. | Обмен мнениями: что я узнал на уроке. Учащиеся выставляют самооценку, выполняют рефлексивные действия по алгоритму (ответы на вопросы: а) для меня это важно и интересно…; б) я получил конкретные рекомендации…; в) мне было трудно…; г) для меня было недостаточно… | Записывают домашнее задание в дневник. | Регулятивные УДД Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки. |