СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа «Нить времён»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЦель: формирование у учащихся компетенций понимания окружающего мира, природы и истории своего края и своей малой родины. 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа «Нить времён»»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Нить времён» имеет туристко-краеведческую направленность, разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральным законом от 20 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

  • Федеральным законом № 304-ФЗ от 31 июля 2020 г «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

  • Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29. 05. 2015 № 996-р);

  • Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

  • Распоряжением Министерства образования и науки Хабаровского края от 26.09.2019 г. № 131 об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского края»;

  • Приказом КГАОУ ДО РМЦ № 383 П от 26.09.2019 г. об утверждении Положения о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае,

  • Программой воспитания и социализации обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Хабаровского края, на 2021 - 2025 годы от 29.12.2020 г. № 1282;

  • Муниципальной программой "Развитие воспитания и социализации обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Николаевского муниципального района Хабаровского края" от 14.09.2021 №873-па;

  • Уставом МБОУДОДЦДТ п Маго Николаевского муниципального района Хабаровского края

  • Программой «Воспитание» МБОУДОДЦДТ п Маго Николаевского муниципального района Хабаровского края

  • Положением о дополнительной общеразвивающей программе МБОУДОДЦДТ п Маго Николаевского муниципального района Хабаровского края.

Направления деятельности – краеведение, естествознание и обществознание.

Базовый уровень освоения программы характеризуется более углублённым уровнем изучения краеведческого материала. На данном уровне учащиеся приобретают навыки самостоятельного изучения краеведческого материала, пользуясь научной литературой, публикациями в периодической печати, материалами музеев и ресурсами Интернет. Кроме того, на базовом уровне освоения программы предусмотрены элементы исследовательской деятельности.

Актуальность данной программы состоит в том, что в связи со значительной утратой нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, большое значение приобретает использование сведений о героических событиях отечественной ис­тории, достижениях края, города, посёлка в науке, культуре, производстве, как основы для патриотического воспитания подрастающего поколения. Воспитывая в детях любовь к малой родине, можно воспитать в них нравственность и патриотизм. Чтобы считаться патриотом, мало лю­бить свой край и гордится им, надо глубоко знать его историю. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что ориентирует учащегося на применение полученных знаний, умений и навыков в области краеведения и туризма в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата. Программа призвана помочь педагогу расширить знания учащихся о родном крае, ощутить свою связь с прошлой и настоящей страны.

Новизна программы заключается в том, что она направлена не только на отдельную узкую группу учащихся, заинтересованных в получении краеведческих знаний, а охватывает широкие слои детей разных возрастов и уровня подготовленности. Учащиеся получают краеведческие знания с помощью музейных и мультимедийных средств. В непринужденной обстановке расширяется кругозор, дополняется и развивается комплекс знаний и умений, приобретенных в основной системе образования.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих программ этой направленности является то, что в нее внесены добавления краеведческого характера, раскрывающие специфику многообразия природных условий и богатейшей истории Хабаровского края и Николаевского района.

При составлении данной программы учитывался следующий опыт:

- дополнительная общеобразовательная программа «Краевед», составитель педагог дополнительного образования О.В. Павленко

- дополнительная общеобразовательная программа «Краеведение», составитель педагог дополнительного образования З. К. Галимова

В результате разработана модифицированная программа, изменённая с учётом особенностей организации и формирования групп обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, особенностей индивидуальных результатов образования.

Адресат программы

По возрастному уровню программа предназначена для работы с обучающимися среднего и старшего подросткового возраста 12-18 лет, в дальнейшем желающих продолжить образование в естественнонаучном направлении. Набор осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений. Количество учащихся в группе согласно Устава МБОУДОДЦДТ п. Маго - 12 человек.

Объем и сроки усвоения программы, режим занятий

Программа «Нить времён» рассчитана на 1 год обучения и реализуется в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.


Период

Продолжи-

тельность

занятий

Кол-во

занятий

в неделю

Кол-во

часов

в неделю

Кол-во

недель

Кол-во

часов

в год

1 год обучения

3 часа

2

6

36

216 ч

Режим занятий:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа. Структура занятия предусматривает 15 минут перерыва через каждые 45 минут работы.


ОБУЧЕНИЕ

Цель: формирование у учащихся компетенций понимания окружающего мира, природы и истории своего края и своей малой родины.

Задачи:

- формировать предметные знания в области краеведения;

- научить следующим видам краеведческой деятельности: работа с литературными, историческими и документальными источниками, беседа, интервью, наблюдение, составление краеведческого маршрута;

- способствовать расширению кругозора;

- развить навыки краеведческого мышления;

- формировать пространственно-временные представления и причинно-следственные связи;

- совершенствовать общеучебные, предметные, интеллектуальные, коммуникативные и общекультурные навыки учащихся;

Учебный план

п./п


Разделы программы

Количество часов по годам

Форма аттестации/ контроля

всего

теория

практика

I

Основы краеведения

8

2

6

входная диагностика Опрос,

наблюдение

II

Мой край - Хабаровский

36

10

26

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы

III

Нижнеамурье моё

32

10

12

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы

IV

Маго-Родины начало

68

20

48

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы

V

Воспитание

72

21

51

наблюдение



216

63

153


Содержание программы

Раздел 1. Основы краеведения

1.1 Тема: Введение.

Теория: Знакомство детей с содержанием программы, с предметом изучения. Правила техники безопасности работы Организационные вопросы.

Практика: Первичная диагностика на выявление уровня начальной подготовки учащихся: проведение анкетирования «Мои увлечения» и викторины «Что ты знаешь о родном крае».

1.1 Тема: Что такое «краеведение»?

Теория: Что изучает краеведение. Какое бывает краеведение (географическое, историческое, экономическое, этнографическое и т.д.). Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.

Практика: Работа с картой Хабаровского края. Геральдика Хабаровского края

1.2 Тема: Краеведение и музееведение

Теория: Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека.

Практика: Деловая игра «Мы создаём музей».

1.3. Тема. В музее оживают яркие мгновения. Из жизни предыдущих поколений - 3 часа

Теория: Знакомство с музеями разных стран

Практика: «В музее оживают яркие мгновения. Из жизни предыдущих поколений» -итоговое занятие

Раздел 2. Мой край - Хабаровский

2.1 Тема: Мой край на карте

Теория: Хабаровский край на карте страны, мира. Площадь территории края по сравнению с другими регионами мира. Особенности географического положения края. Влияние географического положения на климатические особенности края. Муниципалитеты края.

Практика: Игра-викторина «Знатоки Хабаровского края»

2.2 Тема: Символика края

Теория: Знакомство с символикой края, районов края и их значение

Практика: игра «Умники и умницы»

2.3 Тема: Экономическое развитие края

Теория: Знания о природных богатствах, о предприятиях и производствах края.

Практика: создание буклета «Что дает наш край стране?»

2.4 Тема: Русские путешественники, ученые, исследователи Приамурья

Теория: История изучения Приамурья. Известные путешественники, Н.М. Прижевальский, Ф. Нансен. Ученые- исследователи В.К. Ванин, К.И. Максимович, Р.К. Маак, М.И. Венюков, В.К. Арсеньев. И их роль в исследовании Дальнего Востока.

Практика: создание тематической папки

2.5 Тема: Чудеса Хабаровского края

Теория: Знакомство с самыми известными объектами природы и культуры Хабаровского края

Практика: создание тематического стенда «Чудеса Хабаровского края

2.6 Тема: Край замечательных людей

Теория: Знакомство с деятельностью знаменитых земляков Хабаровского края ярких личностей, внесших значительный вклад в развитие науки, культуры и искусства, образования и спорта.

Практика: создание тематической папки «Край замечательных людей»

2.7 Тема: Литературное краеведение

Теория: Жизнь и творчество дальневосточных писателей

Практика: создание тематической папки

2.8 Тема: Страницы истории родного края

Теория: Знакомство с древними культурами, образом жизни древних амурцев – историческим прошлым Хабаровского края.

Практика: «Путешествие по древней истории Хабаровского края» - интеллектуальная игра

2.9 Тема: «Мы вместе и значит мы – сила»

Теория: знакомство с коренными малочисленными народами севера, обычаями, поверьями и их роль в экономике и социальной сфере края 

Практика: создание тематической папки «Коренные малочисленные народности севера, проживающие в Хабаровском крае»

2.10 Тема: Хабаровский край! Он почти бесконечный

Теория: Обобщение знаний о природе, культуре, истории Хабаровского края

Практика: «Знаешь ли ты свой край?» - викторина

Раздел 3. Нижнеамурье моё

3.1 Тема: История развития земли Нижнеамурской

Теория: Кто они первооткрыватели земли Нижнеамурской и каковы результаты их деятельности?

Практика: создание тематической папки

3.2 Тема: Николаевск конца XIX и начала ХХ столетия

Теория: Николаевск конца XIX и начала ХХ столетия (т.е. в очередной свой период подъёма и процветания) представлял собой смешение различных национальностей и религий. 

Практика: Оформление фотовыставки «Старый город»

3.3 Тема: Николаевск-на-Амуре: дальневосточная Хатынь

Теория: Николаевский инцидент. Зачем красные партизаны в 1920 году уничтожили Николаевск-на-Амуре

Практика: создание тематической папки

3.4 Тема: Символы нашего города

Теория: Знакомство с символикой Николаевского района

Практика: создание тематической папки

3.5 Тема: Главные исторические и культурные памятники

Теория: Знакомство с памятными местами, историческими и культурными памятниками Николаевского района

Практика: виртуальная экскурсия

3.6 Тема: Известные люди Николаевска – на- Амуре

Теория: Известные люди города Николаевска – на- Амуре.

Практика: Подбор материала. Создание фото – выставки.

3.7. Тема: Николаевск – на- Амуре вчера, сегодня, завтра

Теория: Обобщение знаний о природе, культуре, истории Нижнего Амура

Практика: создание тематической папки

Раздел 4. Маго-Родины начало

4.1Тема: С чего начинается Родина

Теория: Первоначальные исторические сведения о п. Маго

Практика: создание тематической папки

4.2 Тема: России верные сыны

Теория: исторические сведения о подвигах русских землепроходцев в 16-17 веках, которые каким-то образом связаны с историей открытия, освоения, развития поселения Маго, и близлежащих мест.

Практика: «России верные сыны» - интерактивная игра

4.3 Тема: Тайны Пальвинской протоки

Теория: исторические сведения о Маго, с. Пальво, в развитии которых большую роль сыграла Пальвинская протока.

Практика: «Тайны Пальвинской протоки» - интерактивная игра

4.4 Тема: Что в имени тебе моём

Теория: исторические сведения о названиях жилмассивов п Маго. Кто дал им эти названия, откуда они появились?

Практика: «Что в имени тебе моём» - интерактивная игра

4.5 Тема: Село Гырман

Теория: История села Гырман.

Практика: Создание экспозиции по истории поселка Гырман.

4.6 Тема: Жилмассив Овсяное поле

Теория: История жилмассива Овсяное поле.

Практика: Создание экспозиции по истории Овсяного поля

4.7 Тема: Жилмассив Маго - Рейд

Теория: История жилмассива Маго-рейд. История создания Нижнеамурского Рейда

Практика: Создание экспозиции по истории жилмассива Маго- Рейд.

4.8 Тема: Жилмассив Маго

Теория: История жилмассива Маго. История возникновения Магинской библиотеки.

Практика: Создание экспозиции по истории Маго

4.9 Тема: Жилмассив Маго - порт

Теория: Из истории жилмассива Маго – порт. Лесотарный комбинат

Практика: Создание экспозиции по истории Маго – порт.

4.10 Тема: Жилмассив Горный

Теория: История жилмассива Горный.

Практика: Создание экспозиции по истории поселка Горный. (исторический макет 1957-58годы)

4.11 Тема: Маго в период Гражданской войны.

Теория: Из истории: Маго в период Гражданской войны.

Практика: Создание экспозиции. Создание научно-исследовательских работ.

4.12 Тема: «Поселок Маго в годы Великой Отечественной войны»

Теория: Поселок Маго в годы Великой Отечественной войны.

Практика: Подбор материала, создание экспозиций. Создание научно-исследовательских работ.

4.13 Тема: Через всё прошли и победили

Теория: о магинцах Ветеранах Великой Отечественной войны

Практика: «Через всё прошли и победили» -проект

4.14 Тема: Развитие Маго в послевоенные годы

Теория: Застройка, предприятия, инфраструктура поселка

Практика: Подбор материала, создание экспозиции «Маго в старых фотографиях»

4.15Тема: «Извилистый путь реформ»

Теория: Перестройка. Последствия перестройки в п. Маго

Практика: Виртуальное путешествие. Создание экспозиции.

4.16 Тема: Уважаемые люди нашего поселка»

Теория: сведения о знаменитых земляках магинцах

Практика: создание тематической папки «Они прославили п. Маго»

4.17 Тема: Памятный знак в честь воинов-земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Теория: история памятника в честь воинов-земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Практика: проект «Памятный знак в честь воинов-земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

4.18 Тема: Маго сегодня

Теория: Что нового в поселке в наше время.

Практика: Создание экспозиций. Выставка фото – коллажей.

4.19 Тема: История центра детского творчества п. Маго

Теория: История создания центра детского творчества п. Маго

Практика: Оформление стенда «Это уже история!»

4.20 Тема: Нить времен

Теория: закрепление полученных знаний через интеллектуальную игру.

Практика: «Нить времен» - интерактивная игра


Календарный учебный график представлен в Приложении 1


Планируемые результаты



Предметные результаты

Учащиеся будут знать:

- об основных краеведческих понятиях

- историю родного края; события, происходившие в районе;

-экономическое, социальное и культурное развитие района;

- традиции и обычаи Хабаровского края и Николаевского района;

- ветеранов Великой Отечественной войны проживающих в посёлке Маго


Метапредметные результаты

Учащиеся будут уметь:

- использовать ИКТ ресурсы, обеспечивающие доступ к огромному массиву информационных источников, сведения из которых могут быть оптимально использованы для получения новых знаний;

- работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных;

- применить знания на практике;

- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

Формы организации занятий

По особенностям коммуникативного взаимодействия:

- тематические лекции-беседы с элементами самостоятельной работы с литературными, историческими и документальными источниками;

- тематические экскурсии;

- исследовательская деятельность;

- проектная деятельность;

- встречи с интересными людьми (беседа, диалог);

- поисковая деятельность;

- заочная (виртуальная) экскурсия;

- практические занятия (работа с документами, картами, фотоматериалами);

- занятия-викторины;

- мастер-класс;

- оформительская деятельность;

По дидактической цели:

- вводное занятие;

- занятия по углублению знаний;

- практические занятия;

- занятия по систематизации и обобщению знаний;

- занятия по контролю знаний, умений, навыков;

- комбинированные формы занятий.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- частично-поисковый;

- исследовательский;

- традиционные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, диспут);

- наглядные (демонстрация, показ видеоматериалов, иллюстраций);

- практические (викторины, экскурсии, изготовление поделок).

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

- методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха в учении; использование игровых форм организации учебной деятельности; постановка системы перспектив);

- методы развития познавательного интереса (формирование готовности восприятия учебного материала; стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска);

- методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся (творческое задание; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; дискуссия (организация обсуждения материала)


ВОСПИТАНИЕ


Цель воспитательной работы: формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе

Задачи

  • развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах;

  • развивать творческих и организаторских способностей

  • воспитывать желание жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского права;

  • воспитывать уважение к людям, традициям социума;

  • формировать способность к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность.

  • способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни, сознательного отношения к семейным ценностям;

Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания:

  • гражданское воспитание - формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;

  • патриотическое воспитание - воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;

  • духовно-нравственное воспитание - воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;

  • эстетическое воспитание - формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

  • физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;

  • трудовое воспитание - воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;

  • экологическое воспитание - формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;

  • ценности научного познания (познавательное воспитание) - воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.

Планируемые результаты:

У учащихся:

  • будут развиты коммуникативные качества, уверенность в себе, умение работать в команде;

  • произойдёт личностный рост учащихся путём раскрытия творческих и организаторских способностей;

  • будут развиты способности к личностному самоопределению и творческой самореализации;

  • увеличится социальная активность;

  • будут сформированы потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;

  • будут сформированы способности к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность.

  • Календарный план воспитательной работы представлен в Приложении 2



Комплекс организационно-педагогических условий

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

  • Кабинет, соответствующий "Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"; (СанПиН 2.4.3648-20) с индивидуальными рабочими местами для учащихся и отдельным рабочим столом для педагога;

  • Формирование групп и расписания занятий в соответствии с требованиями Сан ПиН и программой.

  • Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия, плакаты, дидактические материалы).

  • Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием различных мероприятий;

  • Дидактический материал (раздаточный материал по темам занятий программы, наглядный материал, мультимедийные презентации) ;

  • Медиатека (познавательные игры, музыка, энциклопедии, видео) ;

  • Методические разработки занятий;

  • УМК к программе.

Информационное обеспечение

  • Фото-, видеокамера;

  • Мультимедиа проектор;

  • Экран;

  • Медиатека (познавательные игры, музыка, энциклопедии, видео) ;

  • Архив видео и фотоматериалов

  • Компьютер;

Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования- Панова Елена Ватиславовна;

Образование-высшее;

Квалификационная категория -высшая,

Курсы повышения квалификации по темам:

- «Наставничество в образовательных организациях»;

- «Дополнительное образование: баланс традиций и инноваций в обучении и воспитании детей»

- «Формирование профессиональной компетентности педагога дополнительного образования в контексте концепции развития дополнительного образования детей и профессионального стандарта»

Форма аттестации

Результаты отслеживаются путем проведения входящей диагностики, промежуточного и итогового этапов аттестации

Входящая диагностика проводится в начале учебного года. Его цель – определение уровня подготовки детей в начале цикла обучения, т.е. начальное диагностирование. В ходе проведения этого этапа диагностики осуществляется прогнозирование возможности успешного обучения.

Промежуточная аттестация проводится в конце первого полугодия. Ее цель – подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения воспитанников. Данный этап позволяет оценить успешность выбора технологии и методики, откорректировать учебный процесс.

Цель проведения итогового этапа аттестации – подведение итогов завершающегося года обучения. На этом этапе анализируются результаты обучения, оценивается успешность усвоения воспитанниками учебной программы. Итоговая аттестация проводится в конце учебного года.

Педагогический контроль знаний умений и навыков учащихся осуществляется по трём уровням: низкий, средний и высокий,

Основный принцип контроля – сравнение результатов учащегося с его собственными, предыдущими результатами от темы к теме, от года к году.


Формы представления результатов

Формами предъявления результативности реализации программы (качества образовательной подготовки и развития личности учащихся) являются промежуточная, итоговая аттестация, мониторинг, а также массовые мероприятия различного уровня, участие в конкурсах, проектах, акциях


Оценочные материалы

Для определения уровня освоения предметной области и степени сформированности основных общеучебных компетентностей используется «Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе» (Приложение 3)

Первая группа показателей — теоретическая подготовка ребенка включает:

- теоретические знания по программе – то, что обычно определяется словами «Дети должны знать»;

- владение специальной терминологией по тематике программы — набором основных понятий,

отражающих специфику изучаемого предмета.

Вторая группа показателей – практическая подготовка ребенка включает:

  • Практические умения и навыки, предусмотренные программой – то, что определяется словами “Дети должны уметь”.

  • Владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для освоения курса.

  • Творческие навыки обучающегося – Креативность в выполнении практических заданий

Третья группа показателей — общеучебные умения и навыки ребенка. В этой группе представлены:

  • Учебно-интеллектуальные умения

  • Учебно-коммуникативные умения

Для мониторинга личностных качеств учащихся, применяется психолого-педагогическая методика «Изучение качеств личности воспитанников», разработанная на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой. (Приложение 4). В методике выделены основные качества личности, формирование и развитие которых определено целями и входит в задачи программы:

  • Активность, организаторские способности.

  • Коммуникативные навыки, коллективизм.

  • Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность.

  • Нравственность, гуманность.

  • Креативность, склонность к проектно-исследовательской деятельности.

Данный мониторинг позволяет выявить детей с низким уровнем развития личностных качеств в целом или по отдельным критериям. Это служит базой постановки новых целей и задач, определения дальнейших планов деятельности, механизмов их реализации. В качестве метода диагностики личностных изменений детей используется наблюдение.

Методическое обеспечение программы


Раздел

программы


Формы

занятий


Приемы и методы организации образовательного процесса

Дидактический

материал


Формы подведения итогов

Техническое

оснащение занятия


Основы краеведения

Беседа.

Лекция.

Практическая работа.


Словесный: беседа, инструктаж, объяснение.

Наглядный: демонстрация иллюстраций, образцов работ.

Объяснительно-иллюстративный:

Показ работ с объяснением, экскурсия.

Практический: работа с картой, книгами, справочными данными под наблюдением педагога

Презентации, иллюстрации, музейные предметы, документы, карточки с заданиями

Наблюдение,

опрос, тестирова-

ние

Компьютер

Мультимедийный экран

Фотоаппарат

Принтер

сканер


Мой край - Хабаровский

Беседа.

Лекция.

Практическая работа.


Словесный: беседа, инструктаж, объяснение.

Наглядный: демонстрация иллюстраций, образцов работ.

Объяснительно-иллюстративный:

Показ работ с объяснением, экскурсия.

Практический: работа с картой, книгами, справочными данными под наблюдением педагога

Презентации, иллюстрации, музейные предметы, документы, карточки с заданиями

Наблюде-ние

опрос

тестирова-

ние

Компьютер

Мультимедийный экран

Фотоаппарат

Принтер

сканер


Нижнеамурье моё

Беседа.

Лекция.

Практическая работа.


Словесный: беседа, инструктаж, объяснение.

Наглядный: демонстрация иллюстраций, образцов работ.

Объяснительно-иллюстративный:

Показ работ с объяснением, экскурсия.

Практический: работа с картой, книгами, справочными данными под наблюдением педагога

Презентации, иллюстрации, музейные предметы, документы, карточки с заданиями

Наблюдение

опрос

тестирова-

ние

Компьютер

Мультимедийный экран

Фотоаппарат

Принтер

сканер


Маго-Родины начало

Беседа.

Лекция.

Практическая работа.


Словесный: беседа, инструктаж, объяснение.

Наглядный: демонстрация иллюстраций, образцов работ.

Объяснительно-иллюстративный:

Показ работ с объяснением, экскурсия.

Практический: работа с картой, книгами, справочными данными под наблюдением педагога

Презентации, иллюстрации, музейные предметы, документы, карточки с заданиями

Наблюдение

опрос

тестирова-

ние

Компьютер

Мультимедийный экран

Фотоаппарат

Принтер

сканер



Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в своей работе использую следующие современные образовательные технологии:

Здоровьесберегающие технологии позволяют соблюдать охранительный режим обучения, равномерно во время занятий распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, что способствует сокращению числа пропусков занятий кружка по болезни.

Игровые технологии способствуют непосредственной эмоциональной включенности в ситуацию, состязательности и коллективизму в поиске лучших решений, возможности широкого варьирования ситуаций, овладению новыми методиками непосредственно в деле, в процессе делового общения, тренировке интуиции и фантазии, развитию импровизационных возможностей и умению быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства.

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Технологии личностно ориентированного обучения направлена на максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта. Технологии проблемного обучения организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению.

Технология коллективной творческой деятельности предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Технология педагогической поддержки. Оказываю поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей – умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся в свою очередь базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и само-реабилитации.

Технология проектного обучения — при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс.

Информационно-коммуникационные технологии. Применение данных технологий интенсифицирует процесс образования и воспитания.















Список литературы для педагога:

1. Белоусова, И.Я. Программа «Музейное дело». Омск.: ОмГПУ, 2007.

2. Вансалова, Е. Музейная педагогика. Воспитание школьников №5, 2000.

3. Великовская, Г.В. Мы моделируем музей. Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М.: 1997.

4. Попова, И.В. Музейная экспозиция. Из опыта создания. Краеведческие записки. Выпуск 3, Барнаул, 1999.

5. Сивцова, Т. И. Программа курса «Музейное дело», 2007.

6. Скрипкина, Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческого музея в свете современных теорий научного познания. Музей в современном мире: традиционализм и новаторство. Труды ГИМ. Вып.104. М.:1999.

7. Степанищева, Н.П. К вопросу о методике подготовке музейной экскурсии. Краеведческие записки. Выпуск 3. Барнаул.: 1999.

8. Столяров, Б. Музейная педагогика: история и современность. Народное образование, №5, 2001.


Литература для учащихся:

1. Дик, Н. Е. Географическая экспозиция школьного краеведческого музея/ Н. Е. Дик, Ю. И. Валишин – М.:1979.

2. Кудрина, Т. А. Музей и школа. М.: 1985.

3. Левыкин, К. Г. Музееведение/ К. Г. Левыкин, В.Хербс – М.: 1988.

4. Михайловская, А. И. Музейная экспозиция, организация и техника. М.: 1964.

5. Сейненский, А. Е. Музей воспитывает юных. М.: 1988.

6. Столетов, В. Н. Школьные музеи/ В. Н. Столетов, М. П. Кашин – Москва.: 1977.

7. Туманов, В. Е. Школьный музей

Приложение 1

Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы

«Нить времён»

занятия



Дата



Тема занятия

Количество часов



Форма занятия


Форма

контроля

всего

теория

практика


Основы краеведения

8

4

4


1

10.09.23

Введение

2

1

1

Беседа

Входная диагностика

2

15.09.23

Что такое «краеведение»?

2

1

1

Беседа

Беседа. Опрос.

3

17.09.23

Краеведение и музееведение

2

1

1

Беседа

Беседа. Опрос.

4

22.09.23

В музее оживают яркие мгновения. Из жизни предыдущих поколений

2

1

1

итоговое занятие

Беседа. Опрос.


Мой край - Хабаровский

36

18

18


5

24.09.23

Мой край на карте

2

1

1

Виртуальная экскурсия

Опрос.

6

29.09.23

Символика края

2

1

1

Беседа

Беседа. Опрос.

7

01.10.23

Экономическое развитие края

2

1

1

Беседа

Беседа. Наблюдения.

8

06.10.23

Русские путешественники, ученые, исследователи Приамурья.

2

1

1

Беседа

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы.

9

08.10.23

Русские путешественники, ученые, исследователи Приамурья

2

1

1

Практическое занятие

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы.

10

13.10.23

Русские путешественники, ученые, исследователи Приамурья

2

1

1

Практическое занятие

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы.

11

15.10.23

Русские путешественники, ученые, исследователи Приамурья

2

1

1

Практическое занятие

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы.

12

20.10.23

Чудеса Хабаровского края

2

1

1

Виртуальная экскурсия

Беседа по содержанию. Фотовыставка

13

22.10.23

Чудеса Хабаровского края

2

1

1

Виртуальная экскурсия

Беседа по содержанию. Фотовыставка

14

27.10.23

Край замечательных людей

2

1

1

Беседа

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы.

15

29.1023

Край замечательных людей

2

1

1

Практическое занятие

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы.

16

03.11.23

Край замечательных людей

2

1

1

Практическое занятие

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы.

17

05.11.23

Литературное краеведение

2

1

1

Беседа

Беседа. Опрос.

18

10.11.23

Литературное краеведение

2

1

1

Беседа

Беседа. Опрос.

19

12.11.23

Страницы истории родного края

2

1

1

Беседа

Беседа. Опрос.

20

17.11.23

Мы вместе и значит мы – сила

2

1

1

Беседа

Беседа. Наблюдения.

21

19.11.23

Мы вместе и значит мы – сила

2

1

1

Беседа

Беседа. Наблюдения.

22

24.11.23

Хабаровский край! Он почти бесконечный… - итоговое занятие

2

1

1

итоговое занятие

Опрос


Нижнеамурье моё

32

16

16


23


История развития земли Нижнеамурской

2

1

1

Беседа

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы.

24


История развития земли Нижнеамурской

2

1

1

Практическое занятие

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы.

25


История развития земли Нижнеамурской

2

1

1

Практическое занятие

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы.

26


Николаевск конца XIX и начала ХХ столетия

2

1

1

Виртуальная экскурсия

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы.

27


Николаевск конца XIX и начала ХХ столетия

2

1

1

Виртуальная экскурсия

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы.

28


Николаевск конца XIX и начала ХХ столетия

2

1

1

Виртуальная экскурсия

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы.

29


Николаевск-на-Амуре: дальневосточная Хатынь

2

1

1

Беседа

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы.

30


Николаевск-на-Амуре: дальневосточная Хатынь

2

1

1

Практическое занятие

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы.

31


Николаевск-на-Амуре: дальневосточная Хатынь

2

1

1

Практическое занятие

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы.

32


Символы нашего города

2

1

1

Беседа

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы.

33


Главные исторические и культурные памятники

2

1

1

Виртуальная экскурсия

Заочное путешествие по городу. Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа

34


Главные исторические и культурные памятники

2

1

1

Виртуальная экскурсия

Заочное путешествие по городу. Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа

35


Известные люди Николаевска – на- Амуре

2

1

1

Беседа

Беседа по содержанию. Фотовыставка

36


Известные люди Николаевска – на- Амуре

2

1

1

Практическое занятие

Беседа по содержанию. Фотовыставка

37


Известные люди Николаевска – на- Амуре

2

1

1

Практическое занятие

Беседа по содержанию. Фотовыставка

38


Николаевск – на- Амуре вчера, сегодня, завтра

2

1

1

итоговое занятие

Опрос


Маго-Родины начало

68

34

34


39


С чего начинается Родина

2

1

1

Беседа

Беседа. Наблюдения.

40


России верные сыны

2

1

1

Беседа

Беседа. Наблюдения.

41


Тайны Пальвинской протоки

2

1

1

Интерактивная игра

Беседа. Наблюдения

42


Что в имени тебе моём

2

1

1

Интерактивная игра

Беседа. Наблюдения

43


Село Гырман

2

1

1

Беседа

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы.

44


Село Гырман

2

1

1

Беседа

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы.

45


Жилмассив Овсяное поле


2

1

1

Беседа

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы.

46


Жилмассив Овсяное поле


2

1

1

Беседа

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы.

47


Жилмассив Маго - Рейд


2

1

1

Беседа

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы.

48


Жилмассив Маго - Рейд


2

1

1

Беседа

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы.

49


Жилмассив Маго

2

1

1

Беседа

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы.

50


Жилмассив Маго

2

1

1

Беседа

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы.

51


Жилмассив Маго - порт

2

1

1

Беседа

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы.

52


Жилмассив Горный

2

1

1

Беседа

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы.

53


Жилмассив Горный

2

1

1

Беседа.

Опрос, написание рефератов, исследовательские работы.

54


Маго в период Гражданской войны

2

1

1

Проектная деятельность

написание рефератов, исследовательские работы.

55


Поселок Маго в годы Великой Отечественной войны

2

1

1

Проектная деятельность

написание рефератов, исследовательские работы.

56


Через всё прошли и победили

2

1

1

Проектная деятельность

написание рефератов, исследовательские работы.

57


Через всё прошли и победили

2

1

1

Проектная деятельность

написание рефератов, исследовательские работы.

58


Через всё прошли и победили

2

1

1

Проектная деятельность

«Через всё прошли и победили» -проект

59


Через всё прошли и победили

2

1

1

Проектная деятельность

«Через всё прошли и победили» -проект

60


Через всё прошли и победили

2

1

1

Проектная деятельность

«Через всё прошли и победили» -проект

61


Через всё прошли и победили

2

1

1

Проектная деятельность

«Через всё прошли и победили» -проект

62


Через всё прошли и победили

2

1

1

Проектная деятельность

«Через всё прошли и победили» -проект

63


Через всё прошли и победили

2

1

1

Проектная деятельность

«Через всё прошли и победили» -проект

64


Развитие Маго в послевоенные годы

2

1

1

Беседа

Беседа. Наблюдения

65


Извилистый путь реформ

2

1

1

Беседа.

Беседа. Наблюдения

66


Уважаемые люди нашего поселка

2

1

1

Беседа.

Беседа. Наблюдения

67


Памятный знак в честь воинов-земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

2

1

1

Проектная деятельность

Мини-проект «Памятный знак в честь воинов-земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

68


Маго сегодня

2

1

1

Беседа

Беседа. Наблюдения

69


История центра детского творчества п. Маго

2

1

1

Практическое занятие

Беседа. Наблюдения

70


История центра детского творчества п. Маго

2

1

1

Практическое занятие

Беседа. Наблюдения

71


История центра детского творчества п. Маго

2

1

1

Практическое занятие

Беседа. Наблюдения

72


«Нить времен»

2

1

1

Интерактивная игра

опрос



Приложении 2

Календарный план воспитательной работы

по дополнительной образовательной программе «Нить времён»



Срок проведения

Направление

воспитательной деятельности

Название мероприятия, события

Форма проведения мероприятия,

события

Количество часов

Сентябрь

Гражданское

воспитание

«Патриотизм без экстремизма»

тематический час

1

Духовное и

Нравственное

воспитание

«Ты и твои друзья»

разговор о дружбе

1

Эстетическое воспитание

«Золотая осень»

фотовыставка

1

Физическое воспитание

«Здоровый образ жизни - твоя главная победа -

выпуск стенгазеты

1

Трудовое воспитание

«Твой профессиональный выбор» -

оформление стенда

1

Экологическое воспитание

«Природа ждёт героев»

экологическая акция

1

Познавательное воспитание

«Самый умный»

викторина

1

Октябрь

Гражданское

воспитание

«Ты не прав, если ты не знаешь прав»

информационный час

1

Духовное и

Нравственное

воспитание

«Мой папа – самый лучший»

видеопрезентация, посвященная дню отца России

1

Эстетическое воспитание

«Осень в гости к нам пришла»


конкурсно-развлекательная программа

3

Физическое воспитание

«Идем в поход»

выход на природу

3

Экологическое воспитание

«Картонный мир» -

творческая мастерская по переработке б/у картона

1

Ноябрь

Гражданское

воспитание

«Осторожно, подозрительный предмет!»

Учебная тренировка

1

Патриотическое

воспитание

«Мы вместе!»


игровая программа, посвященная Дню народного единства

1

Духовное и

Нравственное

воспитание

«Пусть всегда будет мама»

Концерт, посвященный Дню матери

3

Физическое воспитание

«АЙКОС или смертельный обман курильщиков» -

обсуждение

1

Экологическое воспитание

«Экологическая кругосветка»


эколого-познавательная игра

1

Познавательное

«Брейн-ринг»

интеллектуальная игра

1

Декабрь

Гражданское

воспитание

«По страницам Конституции»

квиз- игра

1

Патриотическое

воспитание

«Есть мужество, доступное немногим»

патриотический час, посвященный Дню Неизвестного Солдата


1

Духовное и

Нравственное

воспитание

«Помним! Славим! Гордимся!»

оформление стенда посвященный Дню Героев Отечества

1

Эстетическое воспитание

«С Новым годом!»

конкурсно-развлекательная программа

3

Экологическое воспитание

«Пластиковая фантазия»

творческая мастерская по изготовлению поделок из б/у пластика

1

Познавательное

«Пришел, увидел, победил» -

познавательная игра

1

Январь

Гражданское

воспитание

«Терроризм и безопасность человека»

урок безопасности

1

Патриотическое

воспитание

«Право на Память»

урок мужества, посвященный ко дню прорыва блокады Ленинграда

1

Духовное и

Нравственное

воспитание

«Рождественские посиделки»

игровая программа

3

Эстетическое воспитание

«Застывшие мгновения зимы»

видеопрезентация

1

Физическое воспитание

«Вейп- паровое разрушение организма»

обсуждение

1

Познавательное

«Хочу все знать»

Интеллектуальная игра

1

Февраль

Гражданское

воспитание

«Буду Родине служить»

конкурсная программа, посвященная Дню защитника Отечества

3

Патриотическое

воспитание

«Февральский свет Победы»


Вечер славы приуроченный 81 годовщине со дня победы Вооруженных сил СССР над армией гитлеровской

Германии в 1943 году в Сталинградской битве

1

Физическое воспитание

«Держите ракетку крепче!»

Соревнования по настольному теннису, посвященные Дню защитника Отечества

3

Познавательное

«Всё обо всём» -

интеллектуальная игра

1

Март

Гражданское

воспитание

«Терроризм угроза обществу»

Оформление стенгазеты

1

Духовное и

Нравственное

воспитание

«Встречаем Масленицу!»

Игровая программа

3

Эстетическое воспитание

«Весенние фантазии»

Конкурсно-развлекательная программа, посвященная 8 марта

3

Трудовое воспитание

«Профессии будущего – миссия выполнима»

Профориентационный квест

1

Экологическое воспитание

«За природу в ответе и взрослые, и дети»

экологический час

1

Апрель

Патриотическое

воспитание

«Пыль космических дорог»

Игровая программа

1

Эстетическое воспитание

"Весна идет навстречу"-

фотовыставка

1

Физическое воспитание

«Кальян- убийство за компанию» -

информационный час

1

Трудовое воспитание

«Значение профессионального выбора в дальнейшей жизни»

Урок - профпросвещение

1

Экологическое воспитание

«Кто в лесу живет, и что в лесу растет»

урок экологии


1

Май

Гражданское

воспитание

«Дружба народов - оружие против террора»

Информационный час

1

Патриотическое

воспитание

«Георгиевская ленточка»

«Окна Победы»

всероссийская акция

1


1

Духовное и

Нравственное

воспитание

«Пасха - светлый праздник»

Игровая программа

3


Трудовое воспитание

«Праздник Весны и Труда»

субботник

1

Экологическое воспитание

«Чистый багульник»

«Экологическая акция

3





72







































Приложение 3

Мониторинг результатов обучения

по дополнительной образовательной программе «Нить времён»



Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Число баллов

Методы диагностики

Теоретическая подготовка

Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

  • практически не усвоил теоретическое содержание программы;

  • овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой;

  • объем усвоенных знаний составляет более ½;

  • освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период

0

1

2

3

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

  • не употребляет специальные термины;

  • знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять;

  • сочетает специальную терминологию с бытовой;

  • специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

0

1

2

3

Наблюдение, собеседование

Практическая подготовка

Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематич. плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

  • практически не овладел умениями и навыками;

  • овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков;

  • объем усвоенных умений и навыков составляет более ½;

  • овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период

0

1

2

3

Наблюдение, контрольное задание

Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

  • не пользуется специальными приборами и инструментами;

  • испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием;

  • работает с оборудованием с помощью педагога;

  • работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей

0

1

2

3

Наблюдение, контрольное задание

Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

  • начальный (элементарный) уровень развития креативности- ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога;

  • репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца;

  • творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога;

  • творческий уровень (II) - выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно.

0


1


2


3

Наблюдение, контрольное задание

Основные компетентности

Учебно-интеллектуальные


Подбирать и анализировать специальную литературу




Самостоятельность в подборе и работе с литературой





  • учебную литературу не использует, работать с ней не умеет;

  • испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога;

  • работает с литературой с помощью педагога или родителей;

  • работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей.


0

1


2

3

Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ

Пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации


Уровни и баллы - по аналогии пунктом выше




Осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить учебные исследования, работать над проектом и пр.)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

Уровни и баллы - по аналогии с пунктом выше


Коммуникативные

Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей





Адекватность восприятия информации, идущей от педагога






  • объяснения педагога не слушает, учебную информацию не воспринимает;

  • испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом

воспринимает учебную информацию;

  • слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании

и контроле, иногда принимает во внимание мнение других;

  • сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает

информацию, уважает мнении других.


0

1


2


3


Выступать перед аудиторией


Свобода владения и подачи ребенком подготовленной информации


  • перед аудиторией не выступает;

  • испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации;

  • готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога;

  • самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию.

0

1

2

3

Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения

Самостоятельность в дискуссии, логика в построении доказательств

  • участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не защищает;

  • испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога;

  • участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога;

  • самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения.

0

1



2

3

Организационные


Организовывать свое рабочее (учебное) место




Способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой


  • рабочее место организовывать не умеет;

  • испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;

  • организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога;

  • самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой


0

1


2

3

Наблюдение




















Наблюдение, собеседование

Планировать и организовать работу, распределять учебное время



Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время

  • организовывать работу и распределять время не умеет;

  • испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога и родителей;

  • планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога и родителей;

  • самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время.

0

1



2


3

Аккуратно, ответственно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

  • безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится;

  • испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;

  • работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога;

  • аккуратно, ответственно выполняет работу, контролирует себя сам.

0

1

2

3

Соблюдения в процессе деятельности правила безопасности


Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

  • правила ТБ не запоминает и не выполняет;

  • овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой;

  • объем усвоенных навыков составляет более ½;

  • освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы.

0

1


2

3

Приложение 4

Мониторинг развития качеств личности учащихся

по дополнительной образовательной программе «Нить времён»

Качества

личности

Признаки проявления качеств личности

ярко проявляются

3 балла

проявляются

2 балла

слабо проявляются

1 балл

не проявляются

0 баллов

1. Активность,

организаторские способности

Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, целеустремлен, трудолюбив и прилежен, добивается выдающихся результатов, инициативен, организует деятельность других.

Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов.

Мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая.

Пропускает занятия, мешает другим.

2. Коммуникативные навыки, коллективизм

Легко вступает и поддерживает контакты, разрешает конфликты, дружелюбен со всеми, инициативен, по собственному желанию успешно выступает перед аудиторией.

Вступает и поддерживает контакты, не вступает в конфликты, дружелюбен со всеми, по инициативе руководителя или группы выступает перед аудиторией.

Поддерживает контакты избирательно, чаще работает индивидуально, публично не выступает.

Замкнут, общение затруднено, адаптируется в коллективе с трудом, является инициатором конфликтов.

3. Ответственность, самостоятельность,

дисциплинированность

Выполняет поручения охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других. Всегда дисциплинирован, везде соблюдает правила поведения, требует того же от других.

Выполняет поручения охотно, ответственно. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует этого от других.

Неохотно выполняет поручения.

Начинает работу, но часто не доводит ее до конца.

Справляется с поручениями и соблюдает правила поведения только при наличии контроля и требовательности преподавателя или товарищей.

Уклоняется от поручений, безответственен. Часто недисциплинирован, нарушает правила поведения, слабо реагирует на воспитательные воздействия.

4. Нравственность,

гуманность

Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, пресекает грубость, недобрые отношения к людям,

Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, но не требует этих качеств от других.

Помогает другим по поручению преподавателя, не всегда выполняет обещания, в присутствии старших чаще скромен, со сверстниками бывает груб.

Недоброжелателен, груб, пренебрежителен, высокомерен с товарищами и старшими, часто обманывает, неискренен.

5. Креативность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности

Имеет высокий творческий потенциал.

Самостоятельно выполняет исследовательские, проектировочные работы. Является разработчиком проекта, может создать проектировочную команду и организовать ее деятельность. Находит нестандартные решения, новые способы выполнения заданий.

Выполняет исследовательские, проектировочные работы, может разработать свой проект с помощью преподавателя. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы.


Может работать в исследовательско-проектировочной группе при постоянной поддержке и контроле. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы.


В проектно-исследовательскую деятельность не вступает. Уровень выполнения заданий репродуктивный.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!