СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный биолог»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа «Юный биолог»»






Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Юный биолог»

Возраст обучающихся: c 11 лет

Срок реализации: 1 год

Направленность: социально-педагогическая

Уровень: базовый



Автор-составитель программы:

Белякова Наталья Юрьевна –

учитель биологии













Нижний Новгород

2022


Пояснительная записка.


Организационно-педагогические условия.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:

Занятия кружка «Юный биолог» являются практическим курсом и направлены на освоение учащимися навыков организации, планирования и декоративного оформления цветников, основных форм озеленения, правилами создания проектов по озеленению, умением выращивать и ухаживать за наиболее распространенными декоративными культурами растениями, организацией и проведением мероприятий по благоустройству школьной территории.


Этот курс включает теоретический материал, который поможет школьникам узнать много интересного о ландшафтном дизайне, растениях, которые их окружают. В связи с этим возрастает интерес школьников к благоустройству и озеленению мест, в которых они живут. Очень важно, чтобы эти работы проводились грамотно и с любовью. Приобретенные навыки помогут учащимся преображать города и другие населенные пункты нашей страны.


Направленность дополнительной образовательной программы:

Социально -педагогическая, программа создана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г № 1008.


Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих образовательных программ:

Особенность данной программы состоит в том, что развивается интерес к биологии как к науке, успешно усваивается практический опыт по озеленению и декоративному оформлению внутришкольной и пришкольной территории, воплощается приобретенный опыт в жизнь.


Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы:

Программа адресована учащимся 5-11 классов. Возраст детей – с 11 лет. Обучающиеся данного возраста способны на базовом уровне выполнить предлагаемые задания. Ведущей деятельностью детей в этом возрасте является общение со сверстниками в общественно-полезной деятельности (личностное общение и совместная групповая деятельность по интересам). Учебная деятельность, активно сочетаемая с разнообразным трудом, имеет огромное значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Развивается познавательная сфера, происходит познание профессий. Деятельность приобретает элементы исследования, направленность на приобретение профессии, на поиск места в жизни. 1


Цель - организация и проведение мероприятий по благоустройству школьной территории.


Задачи:

Обучающие:

  • научить навыкам выращивания и ухода за наиболее распространенными декоративными культурами растениями;

  • научить правильно спланировать и декоративно оформить школьную территорию

Развивающие:

  • научить успешно реализовать практический опыт по озеленению и декоративному оформлению школьной территории;

  • развить творческие качества личности;

Воспитательные:

  • пробудить интерес к биологии как к науке.


Сроки реализации данной образовательной программы:

Программа «Юный биолог» общим объемом 72 часа изучается в течение 1 года.


Учебный план:

Название курса

Количество часов в неделю

Количество часов в год

«Юный биолог»

2

72


Формы и режим занятий:

Занятия проходят 1 раз в неделю (2 часа). Общее количество часов – 72. По количеству детей, участвующих в занятиях, используются следующие формы: коллективная (все участники объединения), групповая (в соответствии с тематикой научных исследований), индивидуальная.


По особенностям коммуникативного взаимодействия выделяются формы: лекция, практикум, экскурсия, защита проекта. По дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по обобщению и систематизации материала, комбинированные формы занятий.


В течение всего курса обучения сохраняется преемственность образования, как по структуре, так и по содержанию учебного материала.


Работа по программе строится с учетом близких и дальних перспектив. Порядок изучения тем в целом и отдельных блоков, определяется педагогом в зависимости от условий деятельности объединения.


Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов, использованием новейших педагогических методик. Особое место в овладении содержанием программы отводится самостоятельной работе по выбранной учащимся теме.


Планируемые результаты:

В результате изучения курса «Юный биолог» у обучающихся будут сформированы представления:


Обучающие:

  • Учащиеся смогут выращивать и ухаживать за декоративными культурами растениями;

  • Через изучение основ ландшафтного дизайна, у учащихся 8 класса сформирован практический опыт по озеленению и декоративному оформлению территории

Развивающие:

  • Развитие проектно-исследовательской деятельности: учащиеся представят групповые проекты, приобретая при этом практический опыт по озеленению и декоративному оформлению территории

  • Развитие творческих качеств личности: учащиеся развивают творческие, коммуникативные способности в процессе участия в проектах по озеленению школьной территории

Воспитательные:

  • Формирование интереса к биологии.






Учебно-тематический план:


п/п

Наименование тем

Количество часов


Формы промежуточной аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

Общая характеристика растений, их значения для жизни на Земле, в связи с их планетарной ролью.


2

2

-


2

Однолетние, двулетние и многолетние декоративные растения, их многообразие.

11

6

5


3

Декоративные кустарники, деревья, используемые в парковом озеленении. Лианы.

Стили садов и их характеристика.

Виды цветников.

2

1

1


4

Виды газонов.

Уход за газонами.

Подкормка газонов.

7

5

2


5

Требования растений к условиям среды.

Выращивание рассады.

Удобрения.


7

6

1


6

Вредители и болезни декоративных растений.

Основные принципы цветочно-декоративного оформления.

Работа по

определению комнатных растений.

Подбор и приобретение комнатных растений.

Многообразие комнатных растений.

39

33

6

Защита индивидуальных проектов

7

Защита проекта.

2


2

Защита групповых проектов

8

Подведение итогов работы объединения

2

2



Всего:

72

55

17



Содержание программы:


занятия

Название темы

Тема занятия

Количество часов

1

Вводное занятие.

Ознакомление с планом работы кружка, с видами общественно-полезного труда, с массовыми мероприятиями.

Правила техники безопасности.

1

2

Общая характеристика растений, их значения для жизни на Земле, в связи с их планетарной ролью.


1

3-13

Однолетние, двулетние и многолетние декоративные растения, их многообразие.



Общие сведения об однолетних растениях.

Практическая работа: «Сбор семян однолетних культур»

Выращивание рассады однолетников.

Двулетние декоративные растения.

Многолетние растения, их биологические особенности.

Преимущество многолетников перед однолетниками.

Сроки посадки многолетников, правила хранения многолетников, убираемых на зиму.

Практическая работа: «Высадка луковичных многолетних растений (тюльпанов, нарциссов)

Практическая работа: «Формирование крон у кустарников, деревьев»

Практическая работа: «Посев семян под зиму»

Практическая работа: «Подготовка многолетних растений открытого грунта к зиме»

11

14

Декоративные кустарники, деревья, используемые в парковом озеленении. Лианы.

Экскурсия в парк.

1

15

Стили садов и их характеристика.

Регулярные сады.

Пейзажные сады.

1

16-18

Виды газонов.

Партерные, парковые, мавританские газоны.

Закладка газонов.

Подбор газонных трав.

Уход за газонами.

3

19-20

Уход за газонами.


Газонная стрижка.

Полив газона.

Покрытие почвы.

2

21-22

Подкормка газонов.

Практическая работа: «Подкормка газонов».

Практическая работа: «Аэрация и подсев газона».

2

23

Требования растений к условиям среды.

Требования растений к свету, теплу, воде, состоянию воздуха, питанию.

1

24-26

Выращивание рассады.

Предпосевная обработка семян.

Сроки посева.

Пикировка.

Черенкование.

Практическая работа: «Посадка растений в грунт».

3

27-29

Удобрения.


Дозы, сроки и способы внесения удобрений.

Органические удобрения.

Неорганические удобрения.

Удобрения для комнатных растений.

Удобрения для огорода.

Удобрения для балконных растений.

3

30-32

Вредители и болезни декоративных растений.

Меры борьбы с вредителями декоративных растений.

Биологические средства борьбы с вредителями.

Химические средства борьбы с вредителями.

Природные средства борьбы с вредителями.

Повышение иммунитета у растений открытого грунта.

3

33-37

Работа по определению комнатных растений.

Приемы определения комнатных растений с использованием научно-популярной литературы, энциклопедии комнатных растений.

Приемы составления этикеток и паспортов.

Практическая работа: «Работа по этикетированию и паспортизации комнатных растений».

5

37-39

Подбор и приобретение комнатных растений.

Где можно приобрести комнатное растение? Значение возраста растения для быстрейшей адаптации к новым условиям обитания.

Транспортировка комнатных растений, ее приемы.

Практическая работа: «Экскурсия в цветочный магазин с целью приобретения растений в фондовую коллекцию кружка».

3

40-52

Комнатные растения.

История возникновения комнатного цветоводства.

Знакомство с литературой комнатном цветоводстве.

Происхождение комнатных растений. Многообразие комнатных растений.

Покупка комнатных растений.

Экскурсия в цветочный магазин.

Декоративнолиственные и красивоцветущие растения.

Практическая работа: «Паспортизация растений».

Неприхотливые комнатные растения.

Комнатные растения, цветущие зимой.

Комнатные растения с пестрыми листьями.

Практическая работа: «Пересадка комнатных растений».

Размножение комнатных растений.

Полив и подкормка комнатных растений.

13

52-67

Многообразие комнатных растений.

Семейство Бромелиевых – общая характеристика, уход за растениями.

Семейство Кактусов – общая характеристика, уход за растениями.

Семейство Бегониевых – общая характеристика, уход за растениями.

Семейство Пальмовых – общая характеристика, уход за растениями.

Семейство Малочайных – общая характеристика, уход за растениями.

Практическая работа: «Паспортизация комнатных растений».

Семейство Ароидных – общая характеристика, уход за растениями.

Семейство Амариллисовых – общая характеристика, уход за растениями.

Семейство Орхидных – общая характеристика, уход за растениями.

Семейство Рутовых – общая характеристика, уход за растениями.

Семейство Марантовых – общая характеристика, уход за растениями.

Практическая работа: «Паспортизация комнатных растений».

Семейство Росянковых – общая характеристика, уход за растениями.

Семейство Аралиевых, семейство Драценовых – общая характеристика, уход за растениями.

Защита индивидуальных проектов.

15

68-70

Защита проекта по озеленению территории.

Защита групповых проектов

2

71-72

Подведение итогов работы объединения.

Итоговое собеседование

2



Календарный учебный график по программе «Юный биолог»:


Месяц

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Недели

1-4

7-11

14-18

21-25

28-2

5-9

12-16

19- 23

26-30

2- 6

9-13

16-20

23-27

30-4

7-11

14-18

21-25

Часы

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2


Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

11-15

18-22

25-29

1-5

8-12

15-19

22- 26

1- 5

9-12

15-19

22- 26


29-2

5-9

12- 16

19- 23

26-30

3-7

10- 14

17- 21

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2


Формы аттестации. Формы подведения итогов и способы определения результативности.


Методическое обеспечение программы:


Тема

Форма занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие.

Общая характеристика растений, их значения для жизни на Земле, в связи с их планетарной ролью.

Традиционное занятие


Эвристический


Беседа с элементами занимательности


Таблицы, схемы, плакаты,

презентации

Интерактивная доска

Опрос

2

Однолетние, двулетние и многолетние декоративные растения, их многообразие.

Практическое занятие

Беседа, исследовательская работа

Презентации

Оборудование для исследования

Защита мини - проектов

3

Декоративные кустарники, деревья, используемые в парковом озеленении. Лианы.

Стили садов и их характеристика.

Виды цветников.

Комбинированное занятие

Исследовательский

Беседа с элементами занимательности


Презентации, раздаточный материал

Интерактивная доска

Коллективная работа

4

Виды газонов.

Уход за газонами.

Подкормка газонов.

Занятие – семинар с элементами занимательности

Эвристический

Объяснительно-иллюстративный

Беседа с элементами игры

Презентации, раздаточный материал

Интерактивная доска

Защита творческих работ

5

Требования растений к условиям среды.

Выращивание рассады.

Удобрения.


Занятие – исследование


Исследовательский

Индивидуальные выступления

Презентации, раздаточный материал

Оборудование для исследования, интерактивная доска

Презентация творческих работ

6

Вредители и болезни декоративных растений.

Основные принципы цветочно-декоративного оформления.

Работа по

определению комнатных растений.

Подбор и приобретение комнатных растений.

Комнатные растения.

Практическое занятие




Эвристический

Беседа с элементами занимательности

Раздаточный материал

Интерактивная доска

Коллективный анализ работ


Многообразие комнатных растений

Семинар

Уроки - исследования


Эвристический

Беседа с элементами занимательности Исследовательский

Презентации, раздаточный материал

Интерактивная доска

Защита индивидуальных проектов

7

Защита проекта

Урок-исследование

Беседа, исследовательская работа

Презентации

Интерактивная доска

Защита групповых проектов

8

Подведение итогов работы объединения

Собеседование

Беседа

Презентации, раздаточный материал

Интерактивная доска

Коллективная рефлексия





















Условия реализации программы:

Описание материально-технического обеспечения: кабинет с интерактивным оборудованием и возможностью работать в интернете, оборудование для исследовательских и практических работ.


Каждый учащийся представляет индивидуальный проект по общей характеристике и уходу за выбранной группой декоративных растений, представляет в виде презентации и наглядного материала.


Работая в группах учащиеся представляют проекты по озеленению школьной территории.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: разнообразные формы работы в рамках школьной территории (подготовка многолетних растений открытого грунта к зиме, сбор семян однолетних культур, посадка растений в грунт, работа по этикетированию и паспортизации комнатных растений, пересадка комнатных растений).


Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов: защита индивидуальных и групповых проектов.


Текущий контроль осуществляется с помощью собеседования, устного опроса, практических и исследовательских заданий.


Формы аттестации: итоговое собеседование по итогам освоения программы.

















Список литературы:


  1. Александрова М.С., Крестникова А.Д. Озеленение балконов Москва «Лесная промышленность», 1991.

  2. Комнатные растения. - М.: АСТ: Астрель, 2001.

  3. Крестникова А.Д. Декоративные многолетники, Москва «Россельхозиздат», 1987.

  4. Лявер Н.С. Азбука цветовода, Минск «Парадокс», 1999.

  5. Родина В.А. Цветоводство в школе. Москва, «Просвещение», 1974.

  6. Сергеенко Ю.В., Хворостухина С.В. Садовые растения от А до Я. Москва «ОЛМА-ПРЕСС Гранд», 2006.

  7. Справочник цветовода/Под редакцией кандидата биологических наук Федорука А.Т. - Минск, «Ураджай», 1984

  8. Тавлинова Г.К. Приусадебное цветоводство, Ленинград ВО «Агропромиздат», 1989.

  9. Тимошин И.В. Цветы в вашем доме. – СПб.: Издательство «Паритет», 2006.

  10. Цитович О.Н., Бурова Э.А., Ботяновский И.Е. и др. В помощь цветоводу любителю Минск, «Полымя», 1985.

























1 Возрастная психология. Шаповаленко И.В. М.: Гардарики, 2005 - 349 с.

17




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!