Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Юный биолог»
Возраст обучающихся: c 11 лет
Срок реализации: 1 год
Направленность: социально-педагогическая
Уровень: базовый
Автор-составитель программы:
Белякова Наталья Юрьевна –
учитель биологии
Нижний Новгород
2022
Пояснительная записка.
Организационно-педагогические условия.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
Занятия кружка «Юный биолог» являются практическим курсом и направлены на освоение учащимися навыков организации, планирования и декоративного оформления цветников, основных форм озеленения, правилами создания проектов по озеленению, умением выращивать и ухаживать за наиболее распространенными декоративными культурами растениями, организацией и проведением мероприятий по благоустройству школьной территории.
Этот курс включает теоретический материал, который поможет школьникам узнать много интересного о ландшафтном дизайне, растениях, которые их окружают. В связи с этим возрастает интерес школьников к благоустройству и озеленению мест, в которых они живут. Очень важно, чтобы эти работы проводились грамотно и с любовью. Приобретенные навыки помогут учащимся преображать города и другие населенные пункты нашей страны.
Направленность дополнительной образовательной программы:
Социально -педагогическая, программа создана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г № 1008.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих образовательных программ:
Особенность данной программы состоит в том, что развивается интерес к биологии как к науке, успешно усваивается практический опыт по озеленению и декоративному оформлению внутришкольной и пришкольной территории, воплощается приобретенный опыт в жизнь.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы:
Программа адресована учащимся 5-11 классов. Возраст детей – с 11 лет. Обучающиеся данного возраста способны на базовом уровне выполнить предлагаемые задания. Ведущей деятельностью детей в этом возрасте является общение со сверстниками в общественно-полезной деятельности (личностное общение и совместная групповая деятельность по интересам). Учебная деятельность, активно сочетаемая с разнообразным трудом, имеет огромное значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Развивается познавательная сфера, происходит познание профессий. Деятельность приобретает элементы исследования, направленность на приобретение профессии, на поиск места в жизни. 1
Цель - организация и проведение мероприятий по благоустройству школьной территории.
Задачи:
Обучающие:
научить навыкам выращивания и ухода за наиболее распространенными декоративными культурами растениями;
научить правильно спланировать и декоративно оформить школьную территорию
Развивающие:
научить успешно реализовать практический опыт по озеленению и декоративному оформлению школьной территории;
развить творческие качества личности;
Воспитательные:
Сроки реализации данной образовательной программы:
Программа «Юный биолог» общим объемом 72 часа изучается в течение 1 года.
Учебный план:
Название курса | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
«Юный биолог» | 2 | 72 |
Формы и режим занятий:
Занятия проходят 1 раз в неделю (2 часа). Общее количество часов – 72. По количеству детей, участвующих в занятиях, используются следующие формы: коллективная (все участники объединения), групповая (в соответствии с тематикой научных исследований), индивидуальная.
По особенностям коммуникативного взаимодействия выделяются формы: лекция, практикум, экскурсия, защита проекта. По дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по обобщению и систематизации материала, комбинированные формы занятий.
В течение всего курса обучения сохраняется преемственность образования, как по структуре, так и по содержанию учебного материала.
Работа по программе строится с учетом близких и дальних перспектив. Порядок изучения тем в целом и отдельных блоков, определяется педагогом в зависимости от условий деятельности объединения.
Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов, использованием новейших педагогических методик. Особое место в овладении содержанием программы отводится самостоятельной работе по выбранной учащимся теме.
Планируемые результаты:
В результате изучения курса «Юный биолог» у обучающихся будут сформированы представления:
Обучающие:
Учащиеся смогут выращивать и ухаживать за декоративными культурами растениями;
Через изучение основ ландшафтного дизайна, у учащихся 8 класса сформирован практический опыт по озеленению и декоративному оформлению территории
Развивающие:
Развитие проектно-исследовательской деятельности: учащиеся представят групповые проекты, приобретая при этом практический опыт по озеленению и декоративному оформлению территории
Развитие творческих качеств личности: учащиеся развивают творческие, коммуникативные способности в процессе участия в проектах по озеленению школьной территории
Воспитательные:
Учебно-тематический план:
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Формы промежуточной аттестации |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Общая характеристика растений, их значения для жизни на Земле, в связи с их планетарной ролью. | 2 | 2 | - | |
2 | Однолетние, двулетние и многолетние декоративные растения, их многообразие. | 11 | 6 | 5 | |
3 | Декоративные кустарники, деревья, используемые в парковом озеленении. Лианы. Стили садов и их характеристика. Виды цветников. | 2 | 1 | 1 | |
4 | Виды газонов. Уход за газонами. Подкормка газонов. | 7 | 5 | 2 | |
5 | Требования растений к условиям среды. Выращивание рассады. Удобрения. | 7 | 6 | 1 | |
6 | Вредители и болезни декоративных растений. Основные принципы цветочно-декоративного оформления. Работа по определению комнатных растений. Подбор и приобретение комнатных растений. Многообразие комнатных растений. | 39 | 33 | 6 | Защита индивидуальных проектов |
7 | Защита проекта. | 2 | | 2 | Защита групповых проектов |
8 | Подведение итогов работы объединения | 2 | 2 | | |
Всего: | 72 | 55 | 17 | |
Содержание программы:
№ занятия | Название темы | Тема занятия | Количество часов |
1 | Вводное занятие. | Ознакомление с планом работы кружка, с видами общественно-полезного труда, с массовыми мероприятиями. Правила техники безопасности. | 1 |
2 | Общая характеристика растений, их значения для жизни на Земле, в связи с их планетарной ролью. | | 1 |
3-13 | Однолетние, двулетние и многолетние декоративные растения, их многообразие. | Общие сведения об однолетних растениях. Практическая работа: «Сбор семян однолетних культур» Выращивание рассады однолетников. Двулетние декоративные растения. Многолетние растения, их биологические особенности. Преимущество многолетников перед однолетниками. Сроки посадки многолетников, правила хранения многолетников, убираемых на зиму. Практическая работа: «Высадка луковичных многолетних растений (тюльпанов, нарциссов) Практическая работа: «Формирование крон у кустарников, деревьев» Практическая работа: «Посев семян под зиму» Практическая работа: «Подготовка многолетних растений открытого грунта к зиме» | 11 |
14 | Декоративные кустарники, деревья, используемые в парковом озеленении. Лианы. | Экскурсия в парк. | 1 |
15 | Стили садов и их характеристика. | Регулярные сады. Пейзажные сады. | 1 |
16-18 | Виды газонов. | Партерные, парковые, мавританские газоны. Закладка газонов. Подбор газонных трав. Уход за газонами. | 3 |
19-20 | Уход за газонами. | Газонная стрижка. Полив газона. Покрытие почвы. | 2 |
21-22 | Подкормка газонов. | Практическая работа: «Подкормка газонов». Практическая работа: «Аэрация и подсев газона». | 2 |
23 | Требования растений к условиям среды. | Требования растений к свету, теплу, воде, состоянию воздуха, питанию. | 1 |
24-26 | Выращивание рассады. | Предпосевная обработка семян. Сроки посева. Пикировка. Черенкование. Практическая работа: «Посадка растений в грунт». | 3 |
27-29 | Удобрения. | Дозы, сроки и способы внесения удобрений. Органические удобрения. Неорганические удобрения. Удобрения для комнатных растений. Удобрения для огорода. Удобрения для балконных растений. | 3 |
30-32 | Вредители и болезни декоративных растений. | Меры борьбы с вредителями декоративных растений. Биологические средства борьбы с вредителями. Химические средства борьбы с вредителями. Природные средства борьбы с вредителями. Повышение иммунитета у растений открытого грунта. | 3 |
33-37 | Работа по определению комнатных растений. | Приемы определения комнатных растений с использованием научно-популярной литературы, энциклопедии комнатных растений. Приемы составления этикеток и паспортов. Практическая работа: «Работа по этикетированию и паспортизации комнатных растений». | 5 |
37-39 | Подбор и приобретение комнатных растений. | Где можно приобрести комнатное растение? Значение возраста растения для быстрейшей адаптации к новым условиям обитания. Транспортировка комнатных растений, ее приемы. Практическая работа: «Экскурсия в цветочный магазин с целью приобретения растений в фондовую коллекцию кружка». | 3 |
40-52 | Комнатные растения. | История возникновения комнатного цветоводства. Знакомство с литературой комнатном цветоводстве. Происхождение комнатных растений. Многообразие комнатных растений. Покупка комнатных растений. Экскурсия в цветочный магазин. Декоративнолиственные и красивоцветущие растения. Практическая работа: «Паспортизация растений». Неприхотливые комнатные растения. Комнатные растения, цветущие зимой. Комнатные растения с пестрыми листьями. Практическая работа: «Пересадка комнатных растений». Размножение комнатных растений. Полив и подкормка комнатных растений. | 13 |
52-67 | Многообразие комнатных растений. | Семейство Бромелиевых – общая характеристика, уход за растениями. Семейство Кактусов – общая характеристика, уход за растениями. Семейство Бегониевых – общая характеристика, уход за растениями. Семейство Пальмовых – общая характеристика, уход за растениями. Семейство Малочайных – общая характеристика, уход за растениями. Практическая работа: «Паспортизация комнатных растений». Семейство Ароидных – общая характеристика, уход за растениями. Семейство Амариллисовых – общая характеристика, уход за растениями. Семейство Орхидных – общая характеристика, уход за растениями. Семейство Рутовых – общая характеристика, уход за растениями. Семейство Марантовых – общая характеристика, уход за растениями. Практическая работа: «Паспортизация комнатных растений». Семейство Росянковых – общая характеристика, уход за растениями. Семейство Аралиевых, семейство Драценовых – общая характеристика, уход за растениями. Защита индивидуальных проектов. | 15 |
68-70 | Защита проекта по озеленению территории. | Защита групповых проектов | 2 |
71-72 | Подведение итогов работы объединения. | Итоговое собеседование | 2 |
Календарный учебный график по программе «Юный биолог»:
Месяц | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
Недели | 1-4 | 7-11 | 14-18 | 21-25 | 28-2 | 5-9 | 12-16 | 19- 23 | 26-30 | 2- 6 | 9-13 | 16-20 | 23-27 | 30-4 | 7-11 | 14-18 | 21-25 |
Часы | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
11-15 | 18-22 | 25-29 | 1-5 | 8-12 | 15-19 | 22- 26 | 1- 5 | 9-12 | 15-19 | 22- 26 | 29-2 | 5-9 | 12- 16 | 19- 23 | 26-30 | 3-7 | 10- 14 | 17- 21 |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Формы аттестации. Формы подведения итогов и способы определения результативности.
Методическое обеспечение программы:
№ | Тема | Форма занятий | Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие. Общая характеристика растений, их значения для жизни на Земле, в связи с их планетарной ролью. | Традиционное занятие | Эвристический Беседа с элементами занимательности | Таблицы, схемы, плакаты, презентации | Интерактивная доска | Опрос |
2 | Однолетние, двулетние и многолетние декоративные растения, их многообразие. | Практическое занятие | Беседа, исследовательская работа | Презентации | Оборудование для исследования | Защита мини - проектов |
3 | Декоративные кустарники, деревья, используемые в парковом озеленении. Лианы. Стили садов и их характеристика. Виды цветников. | Комбинированное занятие | Исследовательский Беседа с элементами занимательности | Презентации, раздаточный материал | Интерактивная доска | Коллективная работа |
4 | Виды газонов. Уход за газонами. Подкормка газонов. | Занятие – семинар с элементами занимательности | Эвристический Объяснительно-иллюстративный Беседа с элементами игры | Презентации, раздаточный материал | Интерактивная доска | Защита творческих работ |
5 | Требования растений к условиям среды. Выращивание рассады. Удобрения. | Занятие – исследование | Исследовательский Индивидуальные выступления | Презентации, раздаточный материал | Оборудование для исследования, интерактивная доска | Презентация творческих работ |
6 | Вредители и болезни декоративных растений. Основные принципы цветочно-декоративного оформления. Работа по определению комнатных растений. Подбор и приобретение комнатных растений. Комнатные растения. | Практическое занятие | Эвристический Беседа с элементами занимательности | Раздаточный материал | Интерактивная доска | Коллективный анализ работ |
| Многообразие комнатных растений | Семинар Уроки - исследования | Эвристический Беседа с элементами занимательности Исследовательский | Презентации, раздаточный материал | Интерактивная доска | Защита индивидуальных проектов |
7 | Защита проекта | Урок-исследование | Беседа, исследовательская работа | Презентации | Интерактивная доска | Защита групповых проектов |
8 | Подведение итогов работы объединения | Собеседование | Беседа | Презентации, раздаточный материал | Интерактивная доска | Коллективная рефлексия |
Условия реализации программы:
Описание материально-технического обеспечения: кабинет с интерактивным оборудованием и возможностью работать в интернете, оборудование для исследовательских и практических работ.
Каждый учащийся представляет индивидуальный проект по общей характеристике и уходу за выбранной группой декоративных растений, представляет в виде презентации и наглядного материала.
Работая в группах учащиеся представляют проекты по озеленению школьной территории.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: разнообразные формы работы в рамках школьной территории (подготовка многолетних растений открытого грунта к зиме, сбор семян однолетних культур, посадка растений в грунт, работа по этикетированию и паспортизации комнатных растений, пересадка комнатных растений).
Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов: защита индивидуальных и групповых проектов.
Текущий контроль осуществляется с помощью собеседования, устного опроса, практических и исследовательских заданий.
Формы аттестации: итоговое собеседование по итогам освоения программы.
Список литературы:
Александрова М.С., Крестникова А.Д. Озеленение балконов Москва «Лесная промышленность», 1991.
Комнатные растения. - М.: АСТ: Астрель, 2001.
Крестникова А.Д. Декоративные многолетники, Москва «Россельхозиздат», 1987.
Лявер Н.С. Азбука цветовода, Минск «Парадокс», 1999.
Родина В.А. Цветоводство в школе. Москва, «Просвещение», 1974.
Сергеенко Ю.В., Хворостухина С.В. Садовые растения от А до Я. Москва «ОЛМА-ПРЕСС Гранд», 2006.
Справочник цветовода/Под редакцией кандидата биологических наук Федорука А.Т. - Минск, «Ураджай», 1984
Тавлинова Г.К. Приусадебное цветоводство, Ленинград ВО «Агропромиздат», 1989.
Тимошин И.В. Цветы в вашем доме. – СПб.: Издательство «Паритет», 2006.
Цитович О.Н., Бурова Э.А., Ботяновский И.Е. и др. В помощь цветоводу любителю Минск, «Полымя», 1985.
1 Возрастная психология. Шаповаленко И.В. М.: Гардарики, 2005 - 349 с.
17