Дополнительная образовательная программа
Гилоева И.А,
МКОУ ДО «ИМЦ»
г. Олонец
Лекция на курсы для педагогов дополнительного образования
Нормативно -правовые и экономические основания проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
- ПИСЬМО Минобразования РФ от 18.06.2003 N 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования»
- Федеральный Закон от 29.12.2012 No 273 ФЗ «Об образовании в РФ».
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. No 1726-р).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 No 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. No 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. No 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.15. 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных обшеразвивающих программ»
Дополнительное образование
- процесс освоения свободно избранного человеком вида деятельности (или области знаний), выходящего, как правило, за рамки основного (общего, профессионального) образования, что обеспечивает: 1) или компенсацию отсутствующих в основном образовании тех или иных интересующих видов и направлений деятельности, 2) или максимально и существенно обновляет, дополняет (углубляет, расширяет) основное образование, и создает наиболее благоприятные условия самоактуализации, самореализации личности, ее социализации .
- Сегодня дополнительное образование может обеспечить необходимую «связность» единому образовательному пространству, помочь в реализации основной цели образования – развитию личности.
Программа
— документ , определяющий цели, участников, содержание, результаты деятельности, а также порядок ее реализации, то есть это документ, отражающий содержательно-организационная модель определенной деятельности
Программа (от греческого «programma»-объявление, распоряжение) рассматривается как 1) содержание и план деятельности, работ, 2) изложение основных положений и целей деятельности отдельной организации, 3) краткое изложение содержания деятельности
273-ФЗ о программе
« комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий», представленных « в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов » (гл. 1, ст. 2, п. 9).
Обучающиеся (ст. 33 ФЗ № 273)
- Учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы (п.п. 2., п. 1. ст. 33 ФЗ № 273)
Основания для проектирования и реализации ДОП
- свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
- соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
- разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
- модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;
- ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
- творческий и продуктивный характер образовательных программ;
- открытый и сетевой характер реализации.
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. No 1726-р), разделIV
Классификация дополнительных общеобразовательных программ
- по степени авторства - типовая (примерная), модифицированная, экспериментальная, авторская;
- по уровню усвоения - общекультурный, углубленный, профессионально-ориентированный уровень;
- по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности - интегрированная, комплексная, модульная.
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г № 06- 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Примерная программа – это программа, рекомендованная государственным органом управления образованием (например, Министерством образования и науки РФ) в качестве примерной в той или иной образовательной области или направлению деятельности.
Модифицированная программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа или программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом какого-либо фактора (или факторов). В неё могут вноситься, например изменения:
- в объем материала, порядок изучения тем, в распределение часов по темам и др.;
- в режим и временные параметры осуществления деятельности;
- с учётом особенностей набора, организации, формирования разновозрастных и разноуровневых групп детей;
- с учётом нестандартности индивидуальных результатов обучения, воспитания и развития детей и др.
Экспериментальная программа – это целенаправленная и контролируемая программа,
-которая разрабатывается с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе;
Авторская программа – это существенно новая программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной замысла, отличающаяся собственной концептуальной основой и новыми методическими идеями.
-целью которой является создание и апробация нового содержания, новых технологий дополнительного образования или управления педагогическим процессом (или изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения), предложение новых областей знаний.
ЭП является действительной только на срок реализации даной программы.
Объем освоения содержания (классификация ДОП по разнообразию тематической направленности содержания)
- Предметная программа - программа, в основе которой лежит один предмет или одна предметная область.
- Интегрированная программа - программа, объединяющая в целое различные образовательные области на основе того или иного единства (выделяют это единое основание в образовательной системе как ключевой момент оценки её содержания и эффективности функционирования).
- Комплексная программа - соединение самостоятельных образовательных, досуговых, социально-ориентированных, оздоровительных, летних и других программ в единую программу. Она интегрирует отдельные области, профили, виды деятельности, процессы в единое целое, подчиняя себе общие цели, задачи, содержательные модули и другие части (чаще всего это программы школ, студий с многоступенчатым обучением и наборами разных предметов, курсов
Особенности организации педагогической деятельности (классификация ДОП по наличию различных самостоятельных содержательных и организационных компонентов в программе)
- Модульная программа составлена из самостоятельных целостных блоков (модулей).
- Образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо основании, затем составляется карта-схема («навигатор»), в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от целей деятельности.
- Сквозная программа – программа, «поперечно» проходящая через несколько образовательных программ коллективов и объединений для решения общеучрежденческих, общевозрастных и других проблем, для реализации общей цели.
Принцип разноуровневости
- соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми
- предполагет реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углублённости, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных обшеразвивающих программ – 09-3242 от 18.11.15.
Принцип дифференциации
1. «Стартовый уровень»
2. «Базовый уровень»
3. «Продвинутый уровень»
Методические рекомендации по проектированию дополнительных обшеразвивающих программ – 09-3242 от 18.11.15.
Направленность
- Направленность (профиль) образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая её предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (п.25. ст.2. ФЗ № 273)
Направленность ДОП
определяется в рамках следующих направленностей:
- техническая,
- естественнонаучная,
- физкультурно-спортивная,
- художественная,
- туристско-краеведческая,
- социально-педагогическая
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», п.9
Условия реализации
- язык образования,
- формы реализации образовательных программ,
- формы получения образования и обучения, печатные и электронные образовательные ресурсы,
- информационные ресурсы
ФЗ-273, гл.2, ст.13-19
Цели
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
- Формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- Удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья учащихся;
- Обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
- Выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
Цели ( продолжение)
- Профессиональную ориентацию учащихся;
- Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
- Подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
- Социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
- Формирование общей культуры учащихся;
- Удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству РФ, осуществляемых за пределами ФГОС и ФГТ
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. No 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка…»
нормативные затраты
- определяются в расчете на человеко-час по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных Законом об образовании особенностей организации и осуществления образовательных услуг (для различных категорий обучающихся).
Приказ Минобрнауки России от 22.09. 2015 г. № 1040 «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением»
нормативные затраты
- Минобрнауки России считает, что ребенок, завершивши й обучение по программе, разработанной образовательной организацией, является охваченным услугой дополнительного образования детей.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.15. 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных обшеразвивающих программ»
Содержание и сроки
- обучения по дополнительным общеобразовательными программам определяются и утверждаются организацией , осуществляющей по ним образовательную деятельность ( № 273-ФЗ гл. 2, ст. 12, п. 5; гл. 10, ст. 75, п. 4)
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Содержание программы
- оформляется в учебном плане -документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся
273-ФЗ, ст.2, п. 22; ст. 47, п. 5)
Реализация программ
- могут реализовываться как самостоятельно, так и в формате сетевого взаимодействия
- могут осуществляться на основе использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного обучения
- могут использовать форму организации образовательной деятельности, основанную на «модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов»
- посредством разработки индивидуальных учебных планов могут обеспечивать «освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося»
- могут обеспечивать обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы, что осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность
- могут способствовать решению задач инклюзивного образования, направленного на «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» ( при создании специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, «без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»
- с учетом особенностей обучающихся могут осуществляться в очной, очно-заочной или заочной форме , а также «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения»
Приказ Минобрнауки России от 29.09. 2013 г. № 1008 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП»
- организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют ДОП в течение всего календарного года, включая каникулярное время (п.6);
- организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально (п.7);
- занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения (п. 9);
- особенности организации образовательного процесса для обучающихся детей с ОВЗ и детей-инвалидов (пп. 18-22)
СанПиН 2.4.4.3172-14
- «занятия в объединениях проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения» (п. 8.2);
- Продолжительность занятий и их кратность в неделю в объединениях устанавливаются локальным нормативным актом организации (п. 8.2);
- Режим занятий (пп. 8.3, 8.4), в т.ч. с использованием информационных средств (пп. 8.7, 8.8) и их продолжительность (п. 8.5);
- Максимальный объем нагрузки (п. 8.6);
- Особенности зачисления (п. 8.10)
Структура
- Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты) , организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана , календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. (п.9. ст.2. ФЗ №273)
Структура ДОП (1)
- Титульный лист.
- Информационная карта.
- Пояснительная записка (направленность программы, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, цель и задачи, отличительные особенности, срок реализации, формы и режим занятий, основные формы работы, ожидаемые результаты и способы определения их результативности, контроль и учёт успеваемости, формы подведения итогов реализации программы)
Структура ДОП (продолжение)
- Календарный учебный график (п.9 ст.2; п.5 ст.47 Федеральный Закон №273-ФЗ).
- Учебный план (п.9,22 ст.2; п.5 ст.47 Федеральный Закон №273-ФЗ).
- Рабочая программа (учебно-тематический план) (п.9 ст.2; п.5 ст.47 Федеральный Закон №273-ФЗ).
- Содержание деятельности.
- Методические материалы (п.9 ст.2; п.5 ст.47 Федеральный Закон №273-ФЗ).
Структура ДОП (продолжение)
- Воспитательная деятельность.
- Система работы с родителями.
- Список литературы.
- Приложение:
- - Оценочные материалы (п.9 ст.2; п.5 ст.47 Федеральный Закон №273-ФЗ); перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов
- - Диагностики личностного роста;
- - Мониторинг образовательного процесса и т.д.
Структура рабочей программы ДОП
Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин, которые
- входят в состав образовательной программы
- Порядок создания рабочей программы и ее структура должны быть закреплены локальным актом образовательной организации.
Рабочие программы
- В соответствии с п.1. ст.48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» ФЗ №273 педагогические работники обязаны «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объёме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утверждённой рабочей программой ». Рабочая программа подлежит утверждению на уровне образовательной организации.
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года №1897
- Пункт 18.2.2
- Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать: 1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; 2) содержание учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
- Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать: 1) результаты освоения курса внеурочной деятельности; 2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
Вариант Красноярского краевого Дворца пионеров и школьников
- титульный лист, пояснительная записка, календарный учебно-тематический план, учебно-методические средства обучения
- Рабочая программа педагога в системе дополнительного образования
Спасибо за внимание!