СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа "Меткий стрелок"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В направлении гражданско-патриотического воспитания кадет немалую роль может сыграть реализация дополнительной образовательной программы «Меткий стрелок», которая направлена на совершенствование разностороннего физического развития подростков, широкое привлечение их к систематическим занятиям пулевой стрельбой и готовности их к службе в Вооружённых Силах РФ. В ходе занятий по огневой подготовке у учащихся воспитывается чувство патриотизма, уверенность в силе и превосходстве отечественного оружия, формируются организованность, бдительность, выносливость, собранность, целеустремлённость, настойчивость, самообладание, совершенствуются внимание, мышление, воображение. Данная программа составлена на основе пособия «Программы для кружков по изучению основ военного дела и овладению военно- техническими знаниями в первичных организациях ДОСААФ» под редакцией Осыко В.В.

Приём подростков осуществляется с начала учебного года без специального отбора. Единственный критерий – желание ребёнка.

Дополнительная образовательная программа «Меткий стрелок» - программа военно-патриотической направленности. Срок обучения 1 год. Годовой курс программы рассчитан на 72 часов (2 часа в неделю).  Группа состоит из детей в возрасте  14-17 лет.

Работа осуществляется по программе согласно  учебно-тематическому плану. Занятия проводятся во внеурочное время в специально оборудованном стрелковом тире, где предусмотрена комната для хранения оружия. Для занятий необходимы: пневматические винтовки ИЖ-38, набор мишеней, прицельные станки, пульки 4,5мм, массогабаритные макеты автомата Калашникова АК74М. Важно иметь: матрацы для стрельбы, валики для стрельбы из упора, столы. В тире обязательно должны находиться плакаты «Меры безопасности при обращении с оружием», «Меры безопасности и правила поведения в тире». В работе следует использовать плакаты, показывающие правила стрельбы из стрелкового оружия. При объяснении тем и при самостоятельной работе детей с литературой следует широко использовать книги, красочные альбомы: «Ручное огнестрельное оружие», «Оружие пехоты», «История советского стрелкового оружия и патронов» и другие, а также журналы на военную тему и др. На занятиях можно использовать видеофильмы по истории оружия, о современном оружии.

Цель программы: военно-патриотическое воспитание детей  и подростков, профессиональное самоопределение учащихся через занятия пулевой стрельбой.

Задачи программы:        

образовательные:

- раскрыть историю развития стрелкового спорта, стрелкового оружия времен Великой Отечественной войны;

 

- дать основные теоретические и практические знания в области  стрелкового спорта,  теоретические основы стрельбы;

- раскрыть меры безопасности при стрельбе (пневматические винтовки, пистолеты и т.п.);

- познакомить с техническими сведениями  стрелкового оружия и особенностями его использования;

- сформировать умения производить стрельбу из пневматической винтовки ИЖ-38 лёжа с упора, без упора на кучность и результат, неполную разборку и сборку автомата Калашникова АК74М;

 воспитательные:

-  способствовать военно-патриотическому воспитанию учащихся;

- воспитывать чувство гордости за достижения Российского стрелкового спорта, дисциплину, чувство ответственности  за порученное дело;

- способствовать укреплению психического и физического здоровья учащихся,  выработке устойчивой мотивации на ведение  здорового образа жизни;

- осуществлять профилактику асоциального поведения подростков;

  развивающие:

- способствовать расширению кругозора  и эрудиции детей в области стрелкового спорта,   военного дела.

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

-  демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, выбор вида деятельности  по интересу);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

-  учет индивидуальных  и возрастных особенностей детей и подростков.

Предполагаемые результаты  реализации дополнительной образовательной программы «Меткий стрелок»:

учащиеся  должны знать:

- историю развития стрелкового спорта;

- теоретические основы стрельбы;

- устройство и взаимодействие частей пневматической винтовки ИЖ-38;

- историю стрелкового оружия времен Великой Отечественной войны;

- устройство и взаимодействие частей автомата Калашникова АК74;

- порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова;

- правила поведения в тире;

- меры безопасности при обращении с оружием;

- правила выполнения выстрела;

учащиеся  должны уметь:

- производить стрельбу из пневматической винтовки ИЖ-38 стоя с упора, без упора на кучность и результат;

- производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова АК74М.

     Проверить результаты обучения позволяют текущая (конец четверти) и итоговая (конец учебного года) аттестации слушателей. Дополнительные показатели – результаты участия ребят в городских и школьных  военно-спортивных играх («Тропой испытаний», «Зарница», «Школа безопасности», «Десант», спартакиады молодёжи допризывного возраста и др.).  

 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа "Меткий стрелок"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Морская кадетская школа имени адмирала Котова Павла Григорьевича» города Северодвинска Архангельской области



Утверждаю Рассмотрено на заседании

Директор школы педагогического совета школы __________А.А.Шубин протокол №

__________________







Дополнительная образовательная программа

«Меткий стрелок»




Возраст учащихся: 14 – 17 лет

Срок реализации: 1 год






Составитель:
Рогачёв Сергей Витальевич,

преподаватель – организатор ОБЖ

1 квалификационной категории













г.Северодвинск

2014г.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В направлении гражданско-патриотического воспитания кадет немалую роль может сыграть реализация дополнительной образовательной программы «Меткий стрелок», которая направлена на совершенствование разностороннего физического развития подростков, широкое привлечение их к систематическим занятиям пулевой стрельбой и готовности их к службе в Вооружённых Силах РФ. В ходе занятий по огневой подготовке у учащихся воспитывается чувство патриотизма, уверенность в силе и превосходстве отечественного оружия, формируются организованность, бдительность, выносливость, собранность, целеустремлённость, настойчивость, самообладание, совершенствуются внимание, мышление, воображение. Данная программа составлена на основе пособия «Программы для кружков по изучению основ военного дела и овладению военно- техническими знаниями в первичных организациях ДОСААФ» под редакцией Осыко В.В.

Приём подростков осуществляется с начала учебного года без специального отбора. Единственный критерий – желание ребёнка.

Дополнительная образовательная программа «Меткий стрелок» - программа военно-патриотической направленности. Срок обучения 1 год. Годовой курс программы рассчитан на 72 часов (2 часа в неделю). Группа состоит из детей в возрасте 14-17 лет.

Работа осуществляется по программе согласно  учебно-тематическому плану. Занятия проводятся во внеурочное время в специально оборудованном стрелковом тире, где предусмотрена комната для хранения оружия. Для занятий необходимы: пневматические винтовки ИЖ-38, набор мишеней, прицельные станки, пульки 4,5мм, массогабаритные макеты автомата Калашникова АК74М. Важно иметь: матрацы для стрельбы, валики для стрельбы из упора, столы. В тире обязательно должны находиться плакаты «Меры безопасности при обращении с оружием», «Меры безопасности и правила поведения в тире». В работе следует использовать плакаты, показывающие правила стрельбы из стрелкового оружия. При объяснении тем и при самостоятельной работе детей с литературой следует широко использовать книги, красочные альбомы: «Ручное огнестрельное оружие», «Оружие пехоты», «История советского стрелкового оружия и патронов» и другие, а также журналы на военную тему и др. На занятиях можно использовать видеофильмы по истории оружия, о современном оружии.

Цель программы: военно-патриотическое воспитание детей  и подростков, профессиональное самоопределение учащихся через занятия пулевой стрельбой.

Задачи программы:

образовательные:

- раскрыть историю развития стрелкового спорта, стрелкового оружия времен Великой Отечественной войны;


- дать основные теоретические и практические знания в области  стрелкового спорта, теоретические основы стрельбы;

- раскрыть меры безопасности при стрельбе (пневматические винтовки, пистолеты и т.п.);

- познакомить с техническими сведениями стрелкового оружия и особенностями его использования;

- сформировать умения производить стрельбу из пневматической винтовки ИЖ-38 лёжа с упора, без упора на кучность и результат, неполную разборку и сборку автомата Калашникова АК74М;

 воспитательные:

- способствовать военно-патриотическому воспитанию учащихся;

- воспитывать чувство гордости за достижения Российского стрелкового спорта, дисциплину, чувство ответственности  за порученное дело;

- способствовать укреплению психического и физического здоровья учащихся, выработке устойчивой мотивации на ведение здорового образа жизни;

- осуществлять профилактику асоциального поведения подростков;

  развивающие:

- способствовать расширению кругозора  и эрудиции детей в области стрелкового спорта,   военного дела.

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, выбор вида деятельности  по интересу);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

- учет индивидуальных  и возрастных особенностей детей и подростков.

Предполагаемые результаты реализации дополнительной образовательной программы «Меткий стрелок»:

учащиеся должны знать:

- историю развития стрелкового спорта;

- теоретические основы стрельбы;

- устройство и взаимодействие частей пневматической винтовки ИЖ-38;

- историю стрелкового оружия времен Великой Отечественной войны;

- устройство и взаимодействие частей автомата Калашникова АК74;

- порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова;

- правила поведения в тире;

- меры безопасности при обращении с оружием;

- правила выполнения выстрела;

учащиеся должны уметь:

- производить стрельбу из пневматической винтовки ИЖ-38 стоя с упора, без упора на кучность и результат;

- производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова АК74М.

Проверить результаты обучения позволяют текущая (конец четверти) и итоговая (конец учебного года) аттестации слушателей. Дополнительные показатели – результаты участия ребят в городских и школьных военно-спортивных играх («Тропой испытаний», «Зарница», «Школа безопасности», «Десант», спартакиады молодёжи допризывного возраста и др.).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ

«МЕТКИЙ СТРЕЛОК»

Рассчитан на 72 учебных часа (2 часа в неделю)

п\п


Тема


Количество часов

Всего

теор.

практ.

1.


История развития стрелкового спорта


4


-


4


2.


Теоретические основы стрельбы


4


-


4


3.


Устройство и взаимодействие частей пневматической винтовки

2


2


4


4.


История стрелкового оружия   времен Великой Отечественной войны

4

-

4

5.

Устройство и взаимодействие частей автомата Калашникова

2

2

4

6.

Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова

2

2

4

7.

Правила поведения в тире

2

-

2

8.

Меры безопасности при обращении с оружием

2

-

2

9.

Техника выполнения выстрела

2

6

8

10

Тренировка в изготовке к стрельбе

2

2

4

11

Тренировка в стрельбе с упора

2

6

8

12

Тренировка в стрельбе на кучность и результат

3

11

14

13

Классификационные соревнования по стрельбе

-

4

4

14

Соревнования по неполной разборке и сборке автомата Калашникова

-

4

4

15

Итоги обучения. Подведение итогов соревнований

2

-

2


Итого

34

38

72

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема №1. История развития стрелкового спорта - 4ч.

История развития стрелкового спорта. Развитие стрелкового оружия в России (просмотр видеофильма «История оружия).

Тактико-технические данные пневматических винтовок ИЖ-38 и малокалиберных спортивных винтовок ТОЗ-8 или ТОЗ-12 и их применение в стрелковом спорте. Боеприпасы, используемые в стрелковом оружии России и их характеристики.

Тема № 2. Теоретические основы стрельбы – 4ч.

Общие понятия о внешней и внутренней баллистике. Понятие о взрывчатом веществе и порохах. Устройство патрона. Явление выстрела. Отдача оружия, образование угла вылета, его зависимость от изготовки стрелка. Элементы траектории полёта пули. Силы, действующие на пулю при полёте. Рассеивание, разброс пуль и их устранение. Понятие о кучности и меткости стрельбы. Расчёт и внесение поправок в установку прицела.

Тема №3. Устройство и взаимодействие частей пневматической винтовки – 4ч.

Материальная часть винтовки. Назначение, устройство  и взаимодействие  частей и механизмов винтовки. Порядок разборки и сборки винтовки (плакат  «Малокалиберная винтовка ИЖ-38»). Характерные неисправности, их устранение. Уход за оружием, хранение.

Тема №4. История стрелкового оружия   времен Великой Отечественной войны - 4 ч.

История стрелкового оружия   времен Великой Отечественной войны (с   использованием видеофильма «История оружия»).   Стрелковое оружие Красной Армии.    Стрелковое оружие Германской Армии.

Тема №5. Устройство и взаимодействие частей автомата Калашникова – 4 ч.

Материальная часть автомата Калашникова АК74М. Наименование, назначение, основные технические характеристики. Взаимодействие частей автомата Калашникова.

Тема №6. Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова (массогабаритного макета) – 4 ч.

Теория и практика неполной разборки и сборки автомата.

Тема №7. Правила поведения в тире – 4ч.

Правила поведения в тире и на линии огня. Обязанности дежурного по тиру.

Тема №8. Меры безопасности при обращении с оружием – 4 ч.

Порядок обращения с оружием во  время переноса и стрельбы. Меры обеспечения безопасности во время соревнований.

Тема №9. Техника выполнения выстрела –4ч.

Основные элементы техники выполнения выстрела: изготовка, прицеливание, спуск курка, дыхание. Характерные ошибки, допускаемые при нажиме на спусковой крючок и их устранение. Практические занятия: стрельба с упора: 3 пробных, 5 зачетных выстрелов.

Тема № 10. Тренировка в изготовке к стрельбе – 4ч.

Тренировка в изготовке  для стрельбы  лежа. Тренировка в стрельбе без пуль.

Тема №11. Тренировка в стрельбе с упора – 8ч.

 Тренировка в изготовке  для стрельбы  лежа с упора. Стрельба из пневматической винтовки по мишени спортивной «П», три пробных, пять зачетных выстрелов.

Тема №12. Тренировка в стрельбе на кучность и результат – 14ч. Тренировка в технике стрельбы из пневматической винтовки и контроль с помощью учебных приборов. Тренировка в изготовке, наводке, прицеливании и спуске курка. Определение средней точки попадания. Стрельба на 5м или 10м по заданию. Подготовка к соревнованиям – стрельба на 5м или 10м. Три – пробных, десять – зачётных, стрельба по заданию. Тема №13.  Классификационные соревнования по стрельбе – 4ч.

Участие в соревнованиях. Сдача норматива «Меткий стрелок».

Тема №14. Соревнования по неполной разборке и сборке автомата Калашникова – 4ч. Участие в соревнованиях. Сдача норматива по неполной разборке-сборке массогабаритного макета автомата Калашникова АК74М. Тема №15. Подведение итогов соревнований. Итоги обучения – 2ч.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Формы учебных занятий. Теоретические занятия: ознакомление с новым материалом, включает в себя беседы и демонстрацию. Практические занятия: обучающие и практические занятия.

Формы контроля работы. Устный опрос, тестирование, выполнение практических заданий, соревнования, сдача нормативов.

Педагогические методы и приёмы. Объяснительно-иллюстративный: рассказ, объяснение, иллюстрирование, показ наглядных пособий, видеофильмов. Словесный: беседа, обсуждение, консультации, комментарии педагога, выступления учащихся. Репродукция, наблюдение. Частично-поисковый: ответы на вопросы, поиск информации, «мозговой штурм». Практический: выполнение заданий, практических (упражнения в стрельбе из пневматической винтовки, сборка-разборка автомата Калашникова) и творческих работ, работа в группах. Критический анализ. Самооценка.

Дидактический материал: книги, красочные альбомы: «Ручное огнестрельное оружие», «Оружие пехоты», «История советского стрелкового оружия и патронов» и другие, журналы на военную тему, плакаты и др. На занятиях можно использовать видеофильмы по истории оружия, о современном оружии.

Условия выполнения упражнения «Меткий стрелок»: Упражнение выполняется из пневматических винтовок типа ИЖ-38. Дистанция стрельбы - 5м. Мишень – спортивная «П»: чёрный круг диаметром 29мм, «десятка» - диаметром 2мм, расстояние между зонами – 4,5мм. Положение для стрельбы – с руки, с опорой на стол или стойку. Количество выстрелов – 3 пробных, 5 зачётных. Время на стрельбу – неограниченное. Норматив – выбить не менее 40 очков.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Тир, комната для хранения оружия, пневматические винтовки ИЖ-38, набор мишеней, прицельные станки, пульки 4,5мм, массогабаритные макеты автомата Калашникова АК74М. Важно иметь: матрацы для стрельбы, валики для стрельбы из упора, столы.

Количество пуль на одного занимающегося: На учебные стрельбы – 74 шт. На соревнования – 16 шт. Резерв инструктора – 10 шт.


















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверин А.И., Выдрин И.Ф., Ендовицкий Н.К. и др. Начальная военная подготовка: Учебник для средних учебных заведений. - М.: Просвещение, 1987.      

2. Болотин Д.Н. История советского стрелкового оружия и патронов. - С- П.: Полигон, 1987.

3. Болотин Д.Н. Советское стрелковое оружие. - М.: Военное издательство, 1986.

4. Катуков А.М., Цветаев Е.Н. Военно – патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальной военной подготовке. - М.: Просвещение, 1988.

5. Максимов А.А. Обучение и тренировка стрелка – спортсмена. - М.: ДОСААФ, 1966.

6. Маркевич В.Е. Ручное огнестрельное оружие. - С-П.: Полигон, 1990.

7. Методические разработки по начальной военной подготовке: Сборник. - М.: ДОСААФ, 1977.

8. Мураховский В.И., Федосеев С.Л. Оружие пехоты. - М.: Арсенал- Пресс, 1992.

9. Назимка И.Г., Штыкало Ф.Е. Методика начального военного обучения. - М.: Просвещение, 1987.

10. Наставления по стрелковому делу. Министерство обороны СССР. - М.: Военное издательство, 1985.

11. Потапов И.Г. Соревнования по стрельбе. - М.: ДОСААФ, 1972.

12. Программа для кружков по изучению основ военного дела и овладению военно- техническими знаниями в первичных организациях ДОСААФ под.ред.Осыко В.В. - М.: ДОСААФ, 1986.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!