Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Морская кадетская школа имени адмирала Котова Павла Григорьевича» города Северодвинска Архангельской области
Утверждаю Рассмотрено на заседании
Директор школы педагогического совета школы __________А.А.Шубин протокол №
__________________
Дополнительная образовательная программа
«Меткий стрелок»
Возраст учащихся: 14 – 17 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Рогачёв Сергей Витальевич,
преподаватель – организатор ОБЖ
1 квалификационной категории
г.Северодвинск
2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В направлении гражданско-патриотического воспитания кадет немалую роль может сыграть реализация дополнительной образовательной программы «Меткий стрелок», которая направлена на совершенствование разностороннего физического развития подростков, широкое привлечение их к систематическим занятиям пулевой стрельбой и готовности их к службе в Вооружённых Силах РФ. В ходе занятий по огневой подготовке у учащихся воспитывается чувство патриотизма, уверенность в силе и превосходстве отечественного оружия, формируются организованность, бдительность, выносливость, собранность, целеустремлённость, настойчивость, самообладание, совершенствуются внимание, мышление, воображение. Данная программа составлена на основе пособия «Программы для кружков по изучению основ военного дела и овладению военно- техническими знаниями в первичных организациях ДОСААФ» под редакцией Осыко В.В.
Приём подростков осуществляется с начала учебного года без специального отбора. Единственный критерий – желание ребёнка.
Дополнительная образовательная программа «Меткий стрелок» - программа военно-патриотической направленности. Срок обучения 1 год. Годовой курс программы рассчитан на 72 часов (2 часа в неделю). Группа состоит из детей в возрасте 14-17 лет.
Работа осуществляется по программе согласно учебно-тематическому плану. Занятия проводятся во внеурочное время в специально оборудованном стрелковом тире, где предусмотрена комната для хранения оружия. Для занятий необходимы: пневматические винтовки ИЖ-38, набор мишеней, прицельные станки, пульки 4,5мм, массогабаритные макеты автомата Калашникова АК74М. Важно иметь: матрацы для стрельбы, валики для стрельбы из упора, столы. В тире обязательно должны находиться плакаты «Меры безопасности при обращении с оружием», «Меры безопасности и правила поведения в тире». В работе следует использовать плакаты, показывающие правила стрельбы из стрелкового оружия. При объяснении тем и при самостоятельной работе детей с литературой следует широко использовать книги, красочные альбомы: «Ручное огнестрельное оружие», «Оружие пехоты», «История советского стрелкового оружия и патронов» и другие, а также журналы на военную тему и др. На занятиях можно использовать видеофильмы по истории оружия, о современном оружии.
Цель программы: военно-патриотическое воспитание детей и подростков, профессиональное самоопределение учащихся через занятия пулевой стрельбой.
Задачи программы:
образовательные:
- раскрыть историю развития стрелкового спорта, стрелкового оружия времен Великой Отечественной войны;
- дать основные теоретические и практические знания в области стрелкового спорта, теоретические основы стрельбы;
- раскрыть меры безопасности при стрельбе (пневматические винтовки, пистолеты и т.п.);
- познакомить с техническими сведениями стрелкового оружия и особенностями его использования;
- сформировать умения производить стрельбу из пневматической винтовки ИЖ-38 лёжа с упора, без упора на кучность и результат, неполную разборку и сборку автомата Калашникова АК74М;
воспитательные:
- способствовать военно-патриотическому воспитанию учащихся;
- воспитывать чувство гордости за достижения Российского стрелкового спорта, дисциплину, чувство ответственности за порученное дело;
- способствовать укреплению психического и физического здоровья учащихся, выработке устойчивой мотивации на ведение здорового образа жизни;
- осуществлять профилактику асоциального поведения подростков;
развивающие:
- способствовать расширению кругозора и эрудиции детей в области стрелкового спорта, военного дела.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, выбор вида деятельности по интересу);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- учет индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков.
Предполагаемые результаты реализации дополнительной образовательной программы «Меткий стрелок»:
учащиеся должны знать:
- историю развития стрелкового спорта;
- теоретические основы стрельбы;
- устройство и взаимодействие частей пневматической винтовки ИЖ-38;
- историю стрелкового оружия времен Великой Отечественной войны;
- устройство и взаимодействие частей автомата Калашникова АК74;
- порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова;
- правила поведения в тире;
- меры безопасности при обращении с оружием;
- правила выполнения выстрела;
учащиеся должны уметь:
- производить стрельбу из пневматической винтовки ИЖ-38 стоя с упора, без упора на кучность и результат;
- производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова АК74М.
Проверить результаты обучения позволяют текущая (конец четверти) и итоговая (конец учебного года) аттестации слушателей. Дополнительные показатели – результаты участия ребят в городских и школьных военно-спортивных играх («Тропой испытаний», «Зарница», «Школа безопасности», «Десант», спартакиады молодёжи допризывного возраста и др.).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ
«МЕТКИЙ СТРЕЛОК»
Рассчитан на 72 учебных часа (2 часа в неделю)
№п\п | Тема | Количество часов | Всего |
теор. | практ. |
1. | История развития стрелкового спорта | 4 | - | 4 |
2. | Теоретические основы стрельбы | 4 | - | 4 |
3. | Устройство и взаимодействие частей пневматической винтовки | 2 | 2 | 4 |
4. | История стрелкового оружия времен Великой Отечественной войны | 4 | - | 4 |
5. | Устройство и взаимодействие частей автомата Калашникова | 2 | 2 | 4 |
6. | Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова | 2 | 2 | 4 |
7. | Правила поведения в тире | 2 | - | 2 |
8. | Меры безопасности при обращении с оружием | 2 | - | 2 |
9. | Техника выполнения выстрела | 2 | 6 | 8 |
10 | Тренировка в изготовке к стрельбе | 2 | 2 | 4 |
11 | Тренировка в стрельбе с упора | 2 | 6 | 8 |
12 | Тренировка в стрельбе на кучность и результат | 3 | 11 | 14 |
13 | Классификационные соревнования по стрельбе | - | 4 | 4 |
14 | Соревнования по неполной разборке и сборке автомата Калашникова | - | 4 | 4 |
15 | Итоги обучения. Подведение итогов соревнований | 2 | - | 2 |
| Итого | 34 | 38 | 72 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема №1. История развития стрелкового спорта - 4ч.
История развития стрелкового спорта. Развитие стрелкового оружия в России (просмотр видеофильма «История оружия).
Тактико-технические данные пневматических винтовок ИЖ-38 и малокалиберных спортивных винтовок ТОЗ-8 или ТОЗ-12 и их применение в стрелковом спорте. Боеприпасы, используемые в стрелковом оружии России и их характеристики.
Тема № 2. Теоретические основы стрельбы – 4ч.
Общие понятия о внешней и внутренней баллистике. Понятие о взрывчатом веществе и порохах. Устройство патрона. Явление выстрела. Отдача оружия, образование угла вылета, его зависимость от изготовки стрелка. Элементы траектории полёта пули. Силы, действующие на пулю при полёте. Рассеивание, разброс пуль и их устранение. Понятие о кучности и меткости стрельбы. Расчёт и внесение поправок в установку прицела.
Тема №3. Устройство и взаимодействие частей пневматической винтовки – 4ч.
Материальная часть винтовки. Назначение, устройство и взаимодействие частей и механизмов винтовки. Порядок разборки и сборки винтовки (плакат «Малокалиберная винтовка ИЖ-38»). Характерные неисправности, их устранение. Уход за оружием, хранение.
Тема №4. История стрелкового оружия времен Великой Отечественной войны - 4 ч.
История стрелкового оружия времен Великой Отечественной войны (с использованием видеофильма «История оружия»). Стрелковое оружие Красной Армии. Стрелковое оружие Германской Армии.
Тема №5. Устройство и взаимодействие частей автомата Калашникова – 4 ч.
Материальная часть автомата Калашникова АК74М. Наименование, назначение, основные технические характеристики. Взаимодействие частей автомата Калашникова.
Тема №6. Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова (массогабаритного макета) – 4 ч.
Теория и практика неполной разборки и сборки автомата.
Тема №7. Правила поведения в тире – 4ч.
Правила поведения в тире и на линии огня. Обязанности дежурного по тиру.
Тема №8. Меры безопасности при обращении с оружием – 4 ч.
Порядок обращения с оружием во время переноса и стрельбы. Меры обеспечения безопасности во время соревнований.
Тема №9. Техника выполнения выстрела –4ч.
Основные элементы техники выполнения выстрела: изготовка, прицеливание, спуск курка, дыхание. Характерные ошибки, допускаемые при нажиме на спусковой крючок и их устранение. Практические занятия: стрельба с упора: 3 пробных, 5 зачетных выстрелов.
Тема № 10. Тренировка в изготовке к стрельбе – 4ч.
Тренировка в изготовке для стрельбы лежа. Тренировка в стрельбе без пуль.
Тема №11. Тренировка в стрельбе с упора – 8ч.
Тренировка в изготовке для стрельбы лежа с упора. Стрельба из пневматической винтовки по мишени спортивной «П», три пробных, пять зачетных выстрелов.
Тема №12. Тренировка в стрельбе на кучность и результат – 14ч. Тренировка в технике стрельбы из пневматической винтовки и контроль с помощью учебных приборов. Тренировка в изготовке, наводке, прицеливании и спуске курка. Определение средней точки попадания. Стрельба на 5м или 10м по заданию. Подготовка к соревнованиям – стрельба на 5м или 10м. Три – пробных, десять – зачётных, стрельба по заданию. Тема №13. Классификационные соревнования по стрельбе – 4ч.
Участие в соревнованиях. Сдача норматива «Меткий стрелок».
Тема №14. Соревнования по неполной разборке и сборке автомата Калашникова – 4ч. Участие в соревнованиях. Сдача норматива по неполной разборке-сборке массогабаритного макета автомата Калашникова АК74М. Тема №15. Подведение итогов соревнований. Итоги обучения – 2ч.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Формы учебных занятий. Теоретические занятия: ознакомление с новым материалом, включает в себя беседы и демонстрацию. Практические занятия: обучающие и практические занятия.
Формы контроля работы. Устный опрос, тестирование, выполнение практических заданий, соревнования, сдача нормативов.
Педагогические методы и приёмы. Объяснительно-иллюстративный: рассказ, объяснение, иллюстрирование, показ наглядных пособий, видеофильмов. Словесный: беседа, обсуждение, консультации, комментарии педагога, выступления учащихся. Репродукция, наблюдение. Частично-поисковый: ответы на вопросы, поиск информации, «мозговой штурм». Практический: выполнение заданий, практических (упражнения в стрельбе из пневматической винтовки, сборка-разборка автомата Калашникова) и творческих работ, работа в группах. Критический анализ. Самооценка.
Дидактический материал: книги, красочные альбомы: «Ручное огнестрельное оружие», «Оружие пехоты», «История советского стрелкового оружия и патронов» и другие, журналы на военную тему, плакаты и др. На занятиях можно использовать видеофильмы по истории оружия, о современном оружии.
Условия выполнения упражнения «Меткий стрелок»: Упражнение выполняется из пневматических винтовок типа ИЖ-38. Дистанция стрельбы - 5м. Мишень – спортивная «П»: чёрный круг диаметром 29мм, «десятка» - диаметром 2мм, расстояние между зонами – 4,5мм. Положение для стрельбы – с руки, с опорой на стол или стойку. Количество выстрелов – 3 пробных, 5 зачётных. Время на стрельбу – неограниченное. Норматив – выбить не менее 40 очков.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Тир, комната для хранения оружия, пневматические винтовки ИЖ-38, набор мишеней, прицельные станки, пульки 4,5мм, массогабаритные макеты автомата Калашникова АК74М. Важно иметь: матрацы для стрельбы, валики для стрельбы из упора, столы.
Количество пуль на одного занимающегося: На учебные стрельбы – 74 шт. На соревнования – 16 шт. Резерв инструктора – 10 шт.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин А.И., Выдрин И.Ф., Ендовицкий Н.К. и др. Начальная военная подготовка: Учебник для средних учебных заведений. - М.: Просвещение, 1987.
2. Болотин Д.Н. История советского стрелкового оружия и патронов. - С- П.: Полигон, 1987.
3. Болотин Д.Н. Советское стрелковое оружие. - М.: Военное издательство, 1986.
4. Катуков А.М., Цветаев Е.Н. Военно – патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальной военной подготовке. - М.: Просвещение, 1988.
5. Максимов А.А. Обучение и тренировка стрелка – спортсмена. - М.: ДОСААФ, 1966.
6. Маркевич В.Е. Ручное огнестрельное оружие. - С-П.: Полигон, 1990.
7. Методические разработки по начальной военной подготовке: Сборник. - М.: ДОСААФ, 1977.
8. Мураховский В.И., Федосеев С.Л. Оружие пехоты. - М.: Арсенал- Пресс, 1992.
9. Назимка И.Г., Штыкало Ф.Е. Методика начального военного обучения. - М.: Просвещение, 1987.
10. Наставления по стрелковому делу. Министерство обороны СССР. - М.: Военное издательство, 1985.
11. Потапов И.Г. Соревнования по стрельбе. - М.: ДОСААФ, 1972.
12. Программа для кружков по изучению основ военного дела и овладению военно- техническими знаниями в первичных организациях ДОСААФ под.ред.Осыко В.В. - М.: ДОСААФ, 1986.