СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная адаптированная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Исследователи природы 2"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная программа для учащихся 2 класса.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная адаптированная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Исследователи природы 2"»










ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

АДАПТИРОВАННАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

СТАРТОВОГО УРОВНЯ УСВОЕНИЯ

«Исследователи природы 2»

для обучающихся 8 – 9 лет

с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

1 год обучения

(2 класс)






Педагог, реализующий программу:

Лебедева О.В.,

педагог дополнительного

образования СЮН















2020 г.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной адаптированной общеобразовательной программы

Пояснительная записка

Направленность программы: естественнонаучная

Тип программы: адаптированная

Уровень усвоения: стартовый

Нормативно – правовая база для разработки программы:

Программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

  • Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. 21.07.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

  • Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

  • Министерством просвещения РФ приказом от 9.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья» (в ред. 29.03.2014).

  • Министерством просвещения РФ письмом от 20.02.2019 N ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» (вместе с «Разъяснениями о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью»). 

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  • Методическими рекомендациями по разработке и оформлению ДОП. – Москва, 2015;

  • Приказом КГАОУ ДО РМЦ «Об утверждении Положения о дополнительной общеобразовательной программе в Хабаровском крае» № 383 П от 26.09.2019г.

  • Уставом и другими локальными нормативными актами МБУДО СЮН.


Приобщение «особого» ребенка к природе, культуре, творчеству в системе дополнительного образования — один из самых простых, доступных способов реабилитации и гармоничного развития личности. Природа и общение с ней ребенка с ОВЗ открывают ему волшебный мир природы, творчества, позволяют наладить взаимоотношения со сверстниками, посмотреть на себя.

Сегодня с особой остротой стоит проблема помощи детям и подросткам с ОВЗ. Данная проблема побуждает педагогический коллектив вести разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы детей. Дети с ОВЗ не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних потребностей в познании, творчестве.

Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Актуальность программы заключается в использовании природы как источника социальной адаптации детей с отклонениями в развитии через формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое воспитание.

В процессе изучения вопросов Хабаровского краевого компонента, содержания дополнительного обра­зования по учебным предметам: «Окружающий мир», «Естествознание» формируется образ живой природы Хабаровского края, к которой нужно бережно от­носиться. Это позволит обеспечить новый, более высокий уровень экологической и социальной образованности и воспитанности учащихся

Отличительные особенности программы. Новизна данной образовательной программы заключается в расширении образовательного пространства детей с ОВЗ, предполагает возможность инклюзивного обучения с применением индивидуального подхода к каждому ребенку.

Обучение детей в специальных группах, в группах с меньшим составом, в группах с обычными детьми создает возможности для положительной динамики результатов программы. Адаптационными средством в программе является природа и возможность взаимодействия с объектами природы.

Педагогическая целесообразность программы.

«Воспитание природой» будит в ребенке лучшие чувства, положительно влияет на здоровье и психику, делает его добрее и мягче. Ограниченная среда и ограниченные физические и образовательные возможности приводят к сужению круга впечатлений, тормозят их интеллектуальное развитие. Поэтому общение с объектами природы «приходит» на помощь педагогу, становится инструментом стимуляции зрительного и слухового внимания, моторного и эмоционального развития. Красотой форм, запахами, разнообразной цветовой гаммой, объекты природы благоприятно действуют на центральную нервную систему, помогают справиться с плохим настроением, снимают отрицательную энергию, способствует успешной адаптации и установлению эмоционального контакта.

Успешность умственного, физического и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей; насколько ребенок научается видеть, слышать, осязать окружающий мир зависит успешность его дальнейшего взаимодействия с ним. Общение ребенка с природой позволяет развивать такие качества, как реалистичное понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, заботу о живых существах, уважение к труду.

Для этого обучающиеся учатся работать с дневником наблюдений за погодой. Ведение дневника наблюдений -  прекрасное задание для младшего школьника. Оно развивает многочисленные навыки и умения. Обучающийся учится ориентироваться во времени, формируется внимание и наблюдательность. Систематическое заполнение дневника развивает аккуратность и ответственность. Для школьника ведение дневника наблюдений за погодой помогает заметить повторяемость процессов в природе, дает ощущение сезонной стабильности в окружающем мире. Заполняя дневник в течение года, полученные результаты можно проанализировать, построить соответствующую диаграмму. По ней будет видно, как изменялась погода в течение всего года, или определённого периода.

Важным этапом в процессе образования является и профессиональная ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья. Происходит мягкое погружение в знакомство с профессиями, с которыми обучающийся может встретиться в повседневной жизни. Чтобы помочь детям осознать свои личные возможности, связанные с профессиональным знакомством, используются комплексные развивающие занятия. В структуру таких занятий входят игры и упражнения, например, «Самая-самая», «Волшебный мешочек», или «Бюро находок», «Профессия на букву», «Кто есть кто», «Разные профессии». На занятиях дети знакомятся с выбором профессий через воспитательные беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры, благодаря которым формируется позитивное и сознательное отношение к выбору профессии.

Адресат программы: учащиеся 8-9 лет, в том числе с умственной отсталостью не органического генеза, а как следствие педагогической запущенности детей.

Основные признаки умственно отсталого ребенка таковы:

-низкая познавательная активность, что требует от педагога индивидуального подхода к каждому ребенку;

-мало развита моторика, что предполагает применение различных методов направленных на ее развитие;

-наблюдается недоразвитость всех видов речи, неправильно произношение слов, бедный словарный запас и т.д.

-замедленные мыслительные процессы, что требует от педагога научить ребенка делать элементарные обобщения, строить логику совершаемых действий, формировать абстрактное мышление;

-продуктивная деятельность заключается в подражании, поэтому педагогом выбираются элементарные игры, легкий труд и простые практические задания;

-эмоционально-волевая сфера инфантильна, возможны резкие изменения настроения без каких-либо причин. Возбудимость довольно высокая или, наоборот, низкая;

-в восприятии мира наблюдаются значительные трудности, что обусловлено тем, что таким детям трудно выделить главное, им сложно увидеть части целого, они плохо ориентируются в пространстве;

-концентрация внимания не продолжительная, переключаемость на другие предметы и операции замедленная;

-память произвольная, больше сосредоточена на внешних признаках предмета, чем на внутренних.

Вместе с тем, учитывая, что умственная отсталость является в разной степени психолого-педагогической запущенностью детей, данные проблемы постепенно могут быть решены.

Объем и срок освоения программы:

Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут с 15 – минутным перерывом.

Год обучения составляет 72 часа в год (2 часа в неделю).

Набор в детское объединение по желанию ребенка и с согласия родителей.

Наполняемость группы до 15 человек, которые комплектуются из одновозрастных детей.

Формы организации образовательного процесса:

индивидуальная работа: показ приемов работы каждому воспитаннику с последующим повтором действий за педагогом;

групповая работа: работа в группах, как под контролем педагога, так и самостоятельно.

Структура и содержание занятия меняются в зависимости от физического, психического состояния и возрастных особенностей детей.

Активные методы и приёмы обучения для активизации деятельности учащихся с ОВЗ:

Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности, после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.

Виды и формы занятий:

Беседы будут формировать у детей ответственное отношение к себе и к окружающему миру.

Комплексные занятия обобщающего и углубляющее–познавательного типа, будут формировать, и воспитывать обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей, закономерных процессов в природе. Для обучающихся с ОВЗ необходимо усвоить логику и последовательность вопросов, помогая понять обучающимся причинно – следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию.

Экскурсии в природу будут активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать аналитические способности, учить аргументированным рассуждениям, развивать познавательные, исследовательские и трудовые навыки.

Урок-наблюдение, урок-эксперимент помогут расширить знания обучающихся о методах изучения природы, учить применять теоретические знания на практике, развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между организмами и окружающей природой.

Фенологические наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе будут способствовать накоплению у обучающихся запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей среде, развивать наблюдательность, память, логическое мышление, познавательный интерес, исследовательские умения.

Акции. Участие в общественно-значимой деятельности позволит обучающимся стать частью детского коллектива, расширить круг общения, получить одобрение со стороны сверстников и взрослых.

Коллективные творческие работы. Усилят психологические связи между обучающимися, будут развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать. Создадут условия для воспитания у обучающихся терпимости, доброжелательности, развития творческих способностей.

Экологические игры принимаются детьми с ОВЗ радостно, не вызывают трудностей, способствуют опосредованному усвоению и закреплению знаний.

Игровая форма занятий позволяет создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную эмоциональную обстановку, необходимую для того, чтобы ребенок заинтересовался темой занятия и быстро включился в работу.


Профориентационные игры направлены на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии. К профориентационным играм, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию»: Игра «Самая - самая», «Волшебный мешочек», «Разные профессии», «Бюро находок».

Экологические праздники «День птиц», «День Земли», «День воды», «День Амурского тигра», «День защиты от экологической опасности» и т.д.

Олимпиады дадут возможность посоревноваться, показать свои способности,  выполнить  интересные, увлекательные и творческие задания, оказаться в ситуации успеха, ощутить внимание к себе.

Конкурсы дадут возможность обучающимся с ОВЗ показать свои достижения, умения и таланты, выделиться из массы, что придаст им силы и уверенности в себе и своих способностях.

Викторины разовьют у обучающихся познавательную активность, повысят интеллект, расширят кругозор.

Обобщающие занятияконтрольные, тестирование позволят проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы обучающихся и внести необходимые коррективы в организацию учебного процесса.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: игровые ситуации, дидактические игры, игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель программы: Формирование элементарных навыков экологической культуры и экологического сознания у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

Предметные:

-формировать познавательный интерес к природе Хабаровского края;

-формировать понимание взаимосвязей, закономерных процессов в природе;

-научить работать с дневником наблюдений за погодой.

Метапредметные:

- развивать у обучающихся познавательную активность, любознательность, наблюдательность;

- развивать умение логически размышлять при решении учебной задачи, выделять главное, видеть части от целого;

- развивать воображение, образное мышление, мелкую моторику, память, пространственное положение предметов окружающего мира.

Личностные:

-воспитывать аккуратность ответственность, терпение;

-формировать потребность участия в активной природоохранной деятельности;

-формировать навыки общения с обучающимися и взрослыми.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п\п

Темы блоков

Количество

Часов

Форма аттестации

Всего часов

Теория

Практика


1

Введение

2

1

1

входная диагностика

2

Блок 1. Космос

14

8

6


3

Блок 2. Приспособление организмов к условиям существования

8

4

4


4

Блок 3. Среда обитания организмов и её факторы

8

3

5

игровые задания, викторина

5

Блок 4. Биоценозы

6

2

4


6

Блок 5. Биоценоз луга

7

3

4


7

Блок 6. Биоценоз водоёма

7

3

4


8

Блок 7. Цикличность и ритмичность природных процессов

10

4

6

игра-викторина

9

Блок 8. Зелёный дом

8

3

5


10

Итоговые мероприятия

2

1

1

итоговая диагностика


Итого:

72

32

40



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

ВВЕДЕНИЕ

(2 часа)

Теория.

Знакомство с нашими достижениями прошлого года. Правила поведения на занятиях и на природе. Рассказ с элементами беседы: о сохранности нашего дома Земли, как места, где мы живём.

Практические занятия.

Игра: « Живое-не живое».

Проведение входной диагностики.

Блок 1. Космос

(14 часов)

Теория. Беседа: Космос. Солнечная система. Собаки-космонавты, знаменитые Белка и Стрелка. Юрий Гагарин – космонавт первопроходец. Как живут космонавты в ракете, чем питаются? Звезды. Созвездия. Загадки на тему космос.

Практические занятия.

Фенологические наблюдения за погодными условиями. Цветовая палитра погоды. Условное обозначение облачности и осадков. Фенологические наблюдения на участке станции юных натуралистов, или пришкольном участке.

Просмотр познавательного видеоролика: Профессор Почемушкин. Большой сборник о космосе. https://www.youtube.com/watch?v=yz1gYp2u5A4

Всё о космосе и звёздах. Смешарики. Сборник https://www.youtube.com/watch?v=wCqLDIugYbM Развивающий мультфильм о космосе. https://yandex.ru/video/preview?filmId=4577569251804780565&text=видео%20про%20космос%20для%20детей&path=wizard&parent-reqid=1593338437236578-830592578291489234125586-production-app-host-vla-web-yp-347&redircnt=1593338614.1

Показ макета планет солнечной системы. Просмотр развивающего видеоролика. Планеты Солнечной системы. Спутники планет. https://www.youtube.com/watch?v=BQ5yFY9PXBk

Чтение или прослушивание сказок о космосе, автор Ольга Сыроватина «Солнечный зайчик, сказка про планеты», «Полёт петушка в космос».

Игры: Теневое космическое лото, «Угадай планету по картинке», «Продолжи логическую цепочку», «Пройди космический лабиринт», «Расшифруй слово», «Собери картинку», «Космический словарь»

Интерактивная викторина: «Звёзды и созвездия».

Творческое задание: Лепка 8 планет солнечной системы. Аппликация «Космический корабль», Рисование «Звезды и созвездия».

Опыты и игры с солнцем: «Охота на солнечных зайчиков», «Тепло – холодно», «Отгадай по тени»

Просмотр и обсуждение мультфильма: «Тайна третьей планеты», «Белка и Стрелка».

Профориентационная игра: «Что я возьму с собой в космос». Знакомство с профессией космонавт.

Блок 2. Приспособление организмов к условиям существования

(8 часов)

Теория. Беседа с элементами рассказа: Приспособления растений и животных к жизни в лесу, летом и зимой. Приспособление организмов к разному способу питания. Приспособления животных к неблагоприятным условиям. Способы выживания.

Практические занятия.

Заполнение дневника наблюдений за погодой. Условное обозначение облачности, осадков. Итоги фенологических наблюдений за 1 месяц.

Игры: «Четвертый лишний», «Найди пары» «Кого не стало».

Практическая работа: Придумать и смастерить кормушку своими руками.

Экскурсия в Краеведческий музей: «Приспособления животных к жизни в лесу».

Просмотр и обсуждение презентации и познавательного видеоролика: Приспособления животных к неблагоприятным условиям.

Профориентационная игра: Кто есть кто? Знакомство с профессией ветеринар.

Блок 3. Среда обитания организмов и ее факторы

(8 часов)

Теория. Беседа с элементами рассказа: Понятие «среда обитания». Различные среды обитания нашей местности - река, лес, почва, луг. Посёлок – как среда обитания человека, растений и животных.

Составные части среды обитания нашего посёлка. Вода – источник жизни и среда обитания.

Практические занятия.

Заполнение дневника наблюдений за погодой. Условное обозначение облачности, осадков. Итоги фенологических наблюдений за 1 месяц.

Практическая работа: Выявление роли воды в жизни растений.

Творческая работа: Рисование среды обитания растений и животных.

Опыты с землёй и водой.

Игровые задания: «Определи среду обитания», «Кто, где живёт?», «Путаница».

Просмотр и обсуждение видеоролика: «Среда обитания живых организмов».

Профориентационная игра: «Разные профессии». Знакомство с профессией почвовед.

Блок 4. Биоценозы

(6 часов)

Теория. Беседа: Понятие «биоценоз». Составные части биоценоза: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Типы биоценозов своей местности – наш посёлок, лес, река. Загадки.

Практические занятия.

Заполнение дневника наблюдений за погодой. Условное обозначение облачности, осадков. Итоги фенологических наблюдений за 1 месяц.

Творческая работа: Лепка животных или растений по замыслу.

Игра: «Угадай, что где растет», «Живое-неживое», «Добавь словечко».

Викторина: «Кто живет в реке?»

Блок 5. Биоценоз луга

(7 часов)

Теория. Беседа: Биоценоз луга. Разнообразие обитателей луга Хабаровского края.

Практические занятия.

Заполнение дневника наблюдений за погодой. Условное обозначение облачности, осадков. Итоги фенологических наблюдений за 1 месяц.

Интерактивная игра: «Кто живет на лугу», «Растения поля и луга»

Творческая работа: Опиши луговое растение и раскрась его.

Игра-лото: «Узнай и назови», «Луговые цветы.

Игровое задание: «Составь пищевую цепь луга».

Профориентационная игра: Профессия на букву. Знакомство с профессией пастух.

Блок 6. Биоценоз водоема

(7 часов)

Теория. Беседа: Биоценоз водоёма. Составные части водного биоценоза – водные животные и растения, их приспособления к жизни в воде. Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Компоненты природной и искусственной экосистемы. Проблема защиты водоемов от загрязнений и сохранения водных ресурсов. Загадки на тему: «Обитатели водоёмов».

Практические занятия.

Заполнение дневника наблюдений за погодой. Условное обозначение облачности, осадков. Итоги фенологических наблюдений за 1 месяц.

Творческая работа: Рисование красками «Подводный мир и его обитатели».

Лабораторная работа: «Водные экосистемы: ручей, река».

Викторина: «Подводный мир».

Экскурсия на СЮН: знакомство с обитателями аквариума. Исследовательская работа: Как очищается вода? Как очистить воду в аквариуме?

Игры: «Кто спрятался на картинке?», «Найди 10 отличий», «Кто лишний», лабиринт «Аквариум». Собери пазлы: «Обитатели озер», «Речные рыбки».

Зоологическое лото.

Игровое задание: «Составь пищевую цепь пресного водоёма, аквариума»

Дидактическая игра: «Это он, это он, водоём, родимый дом»

Блок 7. Цикличность и ритмичность природных процессов

(10 часов)

Тема 1. Живое и неживое. Свойства живых организмов (4 часа)

Теория. Беседа: Живые и неживые организмы. Отличия живых от неживых организмов. Что такое ритмы и циклы в природе.

Загадки о явлениях природы.

Практические занятия.

Заполнение дневника наблюдений за погодой. Условное обозначение облачности, осадков. Итоги фенологических наблюдений за 1 месяц.

Кроссворд: «Природные явления».

Игровое задание: «Круговорот веществ в природе».

Творческая работа: Рисование мелками «Утренние цветы».

Тема 2. Путешествие за капелькой воды (3 часа)

Теория. Беседа: Что такое круговорот воды в природе. Зависимость состояния воды от температуры воздуха и влияния солнца. Почему идёт дождь?

Практические занятия.

Исследовательская работа: Движется ли вода. Опыт с чайником и тарелкой.

Творческая работа: Аппликация «Круговорот воды в природе».

Просмотр и обсуждение познавательного видеоролика: «Круговорот воды в природе».

Игры: «Посчитай капельки», «Кто спрятался», «Живое-неживое».

Тема 3. Растения и животные весной (3 часа)

Теория. Беседа: Как меняется природа с приходом весны? Какие растения появляются первыми? Как меняется жизнь животных? Каким становится окрас меха у лисы, зайца, белки, волка.

Практические занятия.

Творческая работа: «Как появляются почки на деревьях».

Экскурсия в сквер: Наблюдение, что изменилось в природе, появились ли почки на деревьях, какие цветочки появились, видна ли травка и т.д.

Практическая работа: Вегетативное размножение комнатных растений.

Просмотр и обсуждение познавательного видеоролика: «Рассказ про весну» https://www.youtube.com/watch?v=inpRP0jgVJ0, «Сказка о весне» https://www.youtube.com/watch?v=NxTY-rVa-U4

Игры: «Живое - неживое», «Кто как весну встречает», «Труд людей весной». Викторина: «Весеннее преображение»

Профориентационная игра: «Волшебный мешочек». Знакомство с профессией пожарный.

Блок 8. Зелёный дом

(8 часов)

Теория. Беседа: Охраняемые объекты и территории Хабаровского края и нашего посёлка. Особенности памятников природы нашего края.

Практические занятия.

Заполнение дневника наблюдений за погодой. Условное обозначение облачности, осадков. Итоги фенологических наблюдений за 1 месяц.

Творческая работа: «Защитим лес и животных от браконьеров».

Конкурс рисунков.

Мини-викторины: «Природа и мы», «Лесное сообщество».

Знакомство с профессией егерь и лесник.

Игры: «Звери, птицы, рыбы», «Найди третье слово», «Какие мы деревья».

Профориентационные игры: «Разные профессии», «Волшебный мешочек».

Итоговые мероприятия

(2 часа)

Теория. Беседа: Человек - друг природы.

Викторина: «Экологический калейдоскоп».

Практические занятия.

Проведение итоговой диагностики.

Награждение самых активных участников.

Просмотр дневника наблюдений за погодой за весь учебный год. Выводы наблюдений.

Планируемые результаты


Предметные:

-научатся делать элементарные обобщения о природном объекте или явлении под руководством педагога;

будут понимать взаимосвязи, закономерные процессы в природе;

будут уметь работать с дневником наблюдений за погодой.

Метапредметные:

- разовьют мелкую моторику кистей рук, образное и пространственное мышление, связную речь;

-будут уметь включаться в практическую и творческую работу, выделять главное, видеть части от целого, осуществлять этапы исследовательской деятельности под руководством педагога.

Личностные:

Будут проявлять:

- ответственное отношение к окружающей среде;

- интерес к сотрудничеству со своими сверстниками в природоохранных мероприятиях.


Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий:

Условия реализации программы:

Данная программа может быть полностью реализована при взаимодействии следующих факторов:

  • программно-методического обеспечения

  • дидактического материала

  • технических средств обучения

  • материально-технического и спортивного оборудования.

Требования к помещению: хорошо освещенный кабинет, имеющий помещение для хранения природного материала и лабораторного оборудования, учебные столы и стулья, место для игр.

Методические и педагогические принципы организации учебного процесса:

Принцип наглядности предусматривает использование, при обучении ком­плекса средств и приемов, (личная демонстрация приемов, видео и фотоматериалы, словесное описание нового приема.

Принцип доступности требует, чтобы перед детьми ставились посильные задачи, при этом, однако необходимо приучать обучающихся к преодолению трудностей, в противном случае у занимающихся снижается интерес к занятиям; от педагога требуется постоянное и тщательное изучение способностей учащихся, их возмож­ностей в освоении конкретных элементов;

Принцип систематичности предусматривает регу­лярное разучивание элементов, совершенствование техники элементов и изучение новых элементов для расши­рения активного арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности обучающихся;

Принцип гуманности предусматривает создание условий для формирования всесторонне развитой личности.

Принцип равенства. Педагог и ученик равны, в совместном поиске и исследовании. Разнятся лишь объем знаний и жизненный опыт. Общение между педагогом и воспитанников строится на основе взаимоуважения и совместной деятельности.

Принцип диалога. В рамках образовательной программы происходит постоянное двухстороннее общение между педагогом и воспитанниками. Поощряются обоснованные споры, дискуссии. Педагог должен строить занятия так, чтобы воспитанники по возможности самостоятельно находили ответы на вопросы занятия.

Принцип научного познания. На каждом занятии ученики должны совершать открытия. В рамках используемого подхода не имеет смысла оглашать азбучные истины, необходимо каждый раз находит новое в хорошо известном.

Принцип бережного отношения к природе. В ходе обучения воздействия педагога и учащихся на природу должно быть минимальным и не нести вреда окружающей среде.

Принцип дифференциации.


Формы аттестации/контроля

Форма аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, печатно на компьютере, в форме тестирования)

Проводя анализ полученных результатов обучения ребенка с ОВЗ, педагог сравнивает динамику показателей самого ребенка с теми, которые он демонстрировал в самом начале занятий. Педагог достиг положительного результата, если ребенок с удовольствием встречается с педагогом, испытывает положительные эмоции от занятий и общения с педагогом, если прослеживается развитие мелкой моторики рук, ребенок справляется с более мелкой и сложной работой, чем раньше, способен заинтересованно работать более длительное время, может анализировать свою работу и радоваться своим удачам.

Процесс контроля в работе с каждым ребенком очень индивидуален и зависит от конкретных психических и физических особенностей ребенка. Педагоги применяют контроль в виде беседы, рассказа воспитанника, а в основном в виде практических работ. Таким образом, изучаются качественные результаты работы.

К количественным формам контроля можно отнести активность участия ребенка в творческих, природоохранных, трудовых и массовых мероприятиях. Достижения ребенка (уровень мероприятий и занятое место) так же может являться формой контроля результативности программы.

Результаты работы школьников будет отражать рейтинговая система результатов (количественных и качественных) участия в викторинах, конкурсах, играх и т.д. Педагог ведет учёт активности участия детей в различных мероприятиях (праздниках, конкурсах) и учёт всех достижений учащихся. Фиксирует их в своем журнале. В качестве поощрения воспитанники получают свидетельство участника кружка, диплом, грамоту, благодарность.

Диагностика результатов усвоения текущего материала, умений и навыков обучающихся осуществляется через методы наблюдения, тестовые задания. Педагоги­ческий анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) прово­дится 4 раза в год (вводный — в сентябре, текущий – в течение всего учебного года, тематический – после изучения раздела или блока, итоговый – в мае).

Методы контроля: устный, письменный и практический контроль, дидактические тесты, викторины, практические работы, наблюдение. Предварительный контроль проводится в виде тестирования и игровых диагностик с целью изучения уровня готовности учащихся к восприятию нового материала. Экологический тест « Всё обо всём» (10 вопросов с вариантами ответов) Приложение 1

Текущий контроль проводится для непрерывного отслеживания качества полученных знаний на отдельных этапах учебного процесса.

Преобладающей формой текущего контроля выступает проведение устного опроса (собеседование, сообщение ученика, игровые викторины) и письменных заданий, проводимых в форме практических и творческих заданий.

Тематический контроль проводится по завершению изучения раздела или блока для систематизации и обобщения изученного материала в виде викторин, тематических тестов, ребусов, загадок.

Итоговый контроль приурочен к концу учебного курса и проводится с применением диагностической методики: А. Сидельковского «Развитость моего экологического сознания».

Оценочные материалы

В дополнительном образовании детей не принято ставить оценки обучающимся, однако для детей и педагога важно понимать, как усваивает программу ребенок. Учитывая психо – физические особенности детей с ОВЗ нами используется словесная система оценивания:

Великолепно – «В», задание выполнено полностью, самостоятельно.

Очень хорошо – «ОХ», задание выполнено полностью после консультации педагога, самостоятельно.

Хорошо – «Х», задание выполнено полностью после консультации педагога, частично с помощью педагога.

Достаточно – «Д», задание выполнено полностью, с помощью педагога.

Недостаточно – «Н», задание выполнено частично.

Плохо – «П», задание не выполнено.

Недостаточно и плохо не выставляются.

Педагог проводит экологический тест, на сообразительность и логику. (Приложение 1). Карту психологического развития ребенка для изучения социально-психологической адаптации к обучению учащегося с ограниченными возможностями здоровья. (Приложение 2).

Методологическую основу программы составляют:

  1. Концепции технологий инклюзивного образования (С. В. Алехина, М. Банерджи, Х. Гартнер, И. В. Карпенкова, С. И. Кудинов, Д. Митчелл, М. Фуллан и др.)

  2. Педагогические технологии обучения детей с отклонениями в развитии P.M. Боскис, А.И. Дьячкова, P.E. Левина, Н.Г. Морозовой, М.С. Певзнера, С.Г Шевченко, Н.Д. Шматко и др.;

  3. Подходы к развитию познавательной деятельности детей с ОВЗ (З.И. Калмыкова, И.А. Коробейников, Н.А. Менчинская, Ю.К. Бабанский, Л.В. Занков, В.И. Лубовский и др.) и влияние нарушений и интеллекта на развитие эмоционально-волевой сферы и др.

  4. Личностно-ориентированный подход, который предполагает развитие личности, развитие ее индивидуальности и возможности самореализации;

  5. Системно-деятельностный подход, который предполагает:

-формирование у обучающихся готовности к саморазвитию;

-формирование устойчивой системы знаний и системы ценностей;

-формирование социальной среды развития обучающихся в системе дополнительного образования;

-создание у обучающихся установки на самостоятельность, свободу выбора;

-осуществляется подход к индивидуальному развитию каждого обучающегося, в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;

-ориентацию на достижение цели и основного результата дополнительного образования.

Особенности методики обучения

Личностно-ориентированное обучение – применение личностно-ориентированного обучения позволяет проводить занятия, где каждый учащийся с ОВЗ не только усваивает те или иные знания, но и познает самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, прогнозировать пути их развития.

Информационно-коммуникационные технологии – позволяют активизировать процесс обучения, расширить кругозор, развить познавательную активность, создать условия для формирования определенных умений и навыков, необходимых в повседневной деятельности ребенка с ОВЗ.

Исследовательские технологии – дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения.

Здоровьесберегающие технологии - использование данных технологий позволяют равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении детей с ОВЗ.


МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Список оборудования

  • компьютер;

  • мультимедийная система;

  • экран;

  • канцелярские товары:

линейки, пластилин;

цветные и простые карандаши, ластики;

акварель, гуашь;

печатная бумага, цветная бумага, цветной картон;

  • энтомологические коллекции насекомых;

  • коллекции семена растений;

  • коллекции листья деревьев и плоды;

  • гербарии растений;

  • коллекции чучел птиц.

Оборудование для исследований и лабораторных работ.

  • Лупа с ручкой. Желательный диаметр около 10 см. - 4 шт.

  • Спиртовка с держателем - 1 шт.

  • Флюгер.

Список дидактических и наглядных материалов:

  • комплект наглядных пособий «Уроки экологии»;

  • комплект наглядных пособий « Планеты Солнечной системы, небесные тела, животные, побывавшие в космосе»;

  • комплект наглядных пособий «Обитатели морей и океанов», «Обитатели рек и озёр»;

  • комплект наглядных пособий «Деревья их строение». Лиственные и хвойные»;

  • комплект наглядных пособий «Лесные звери»;

  • комплект наглядных пособий «Перелётные и зимующие птицы»;

  • комплект наглядных пособий «Насекомые»;

  • комплекты наглядных пособий «Комнатные растения, полевые цветы, садовые цветы»;

  • комплект наглядных пособий «Профессии»;

  • комплект наглядных пособий «О свойствах воды, о жителях пресноводных водоёмов и морей, о том, что растёт в воде»;

  • комплект наглядных пособий, загадки, стихи, дидактические игры по темам: «Животные, насекомые, птицы, растения, явления природы»;

  • комплект из 4-х плакатов «Экология», «Природа – наш дом», «Природные сообщества»;

  • комплект из плакатов «Правила поведения в лесу для младших школьников»;

  • топографические карты;

  • карты-схемы;

  • таблицы-схемы, таблицы по темам;

  • мультимедийные презентации по разделам;

  • бланки тестов по разделам;

  • бланки тестов для диагностики.

Оборудование для исследований и лабораторных работ.

  • Лупа с ручкой. Желательный диаметр около 10 см. - 4 шт.

  • Спиртовка с держателем - 1 шт.

  • Флюгер.

Список дидактических и наглядных материалов:

  • топографические карты;

  • карты-схемы;

  • таблицы-схемы, таблицы по темам;

  • мультимедийные презентации по разделам;

  • бланки тестов по разделам;

  • бланки тестов для диагностики.


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН



Раздел, блок

Тема занятия

Сроки проведения

1.1

Акции

Краевая экологическая акция «День Амурского тигра»

Сентябрь

2020

1.2

Районная экологическая акция «Помоги зимующим птицам»

Ноябрь - март

1.3

Природоохранная акция «Елочка»

Декабрь - январь

1.4

Районная экологическая акция «День земли»

22 апреля 2021

1.5

Районная природоохранная акция «Дни защиты от экологической опасности»

Апрель-май 2021

2.1

Праздники

«День Российской науки»

Февраль

2.2.


«День геолога»

Апрель





Список методической и учебной литературы.

УМК, используемый при работе по данной программе:

  1. Авторская программа Н. А. Рыжовой «Наш дом природа» М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005. — 192 с.: ил. ISBN 5-9715-0004-Х.

  2. Барышникова Б.Г. Наша зелёная планета. Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. / Г. В. Барышникова; худож. С.В. Павлышева – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192с.: ил. – (После уроков).

  3. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Воронеж: Лакоценин С. С., 2009.Атлас Хабаровского края. Хабаровск, 2000

  4. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ/ ред.-сост. З.И. Невдахина. – Вып. 3. – М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2007. – 416 с.

  5. Дыбина О.В., Рахмалова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты./ О. В. Дыбина (отв. Ред.). – М., ТЦ «Сфера», 2001. – 192 с.

  6. Комплексная программа по формированию экологической культуры детей в возрасте от 5 до 16 лет «Гармония природы» Т.В. Шпотовой (2009).

  7. Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Мир вокруг нас: Метод. пособие: 4 класс. – М.: «Просвещение», 2002.

  8. Подрезова, Т. И. Материал к занятиям по экологии. Времена года. Лес. Грибы.- М.; Айрис-пресс, 2006. – 256 с.

  9. Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины: для учащихся 1-5 классов. / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - 9-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 304с.: ил. – (Детский праздник)

  10. Программа А.А. Плешакова «Экология для младших школьников», «Наш дом природа», утвержденные Министерством образования РФ в 2005 году.

  11. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: – 2 изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 283 с.

  12. Т. В. Шпотовой, «Игровая экология», приведённой в соответствие с требованиями программы начального общего образования Издательство: ЦЭО г. Обнинск 2000 г.


Научно – популярная литература

(энциклопедии, справочники и др.)

  1. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред. Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Красноярск. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71-95.

  2. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие. Балашов: Николаев, 2012. 80 с.

  3. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / Авт.-сост. А. А. Наумова, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. Волгоград: Учитель, 2012. 147 с.

  4. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. 2008. № 1. С. 71-78.

  5. Мёдова Н.А. Основные параметры реализации принципа доступности образования для детей с особыми образовательными потребностями в условиях муниципальной образовательной системы (статья) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 13. с. 102

  6. Мельник Ю. В. Социально-педагогические технологии инклюзии детей с инвалидностью // Современные проблемы философии и социально-гуманитарных наук: сборник научных трудов. Выпуск XXIV. Москва-Ставрополь: Ассоциация «Междисциплинарное общество социальной теории». ГОУ ВПО СевКавГТУ, 2010. С. 213-218 (0,4/0,2 п.л.).

  7. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012. 92 с.

  8. Чирва Е.И., Карплюк П.Н. Организация воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе: Методические рекомендации. Горно-Алтайск. Изд-во Г-АГУ, 2014. 76 с.

  1. Вологдина, Е. В. Живая природа / Вологдина Е. В., Малафеева Н. Н., Травина И. В. - Москва: РОСМЭН, 2009.


Интернет-ресурсы:


http:// numi.ru/ - методический центр NUMI.RU.

http://pedsovet.su/ - педагогическое сообщество Екатерины Пашковой; http://pedsovet.org/ - XI Всероссийский интернет-педсовет;

http://www.rusedu.ru/ - архив учебных программ и презентаций; http://www.uchportal.ru/ - учительский портал;

http://www.nachalka.com/ - сайт учителей начальной школы;

http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";

http://ecopatrol.pro/ecolikbez/biblioteka-proekta/vodazhizn/ Эколикбез.

http://www.solnobr27.ru/?page_id=207 - Образование в Солнечном районе. Полезные ссылки для педагогов.

https://multiurok.ru/files/sbornik-ekologhichieskikh-ighr.html Сборник экологических игр.

https://dom-knig.com/read_227166-45 Методика преподавания естествознания Е. Григорьева

https://infopedia.su/17xba3b.html Методика проведения фенологических наблюдений с младшими школьниками. Методика работы с дневником наблюдений.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!