ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
АДАПТИРОВАННАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
СТАРТОВОГО УРОВНЯ УСВОЕНИЯ
«Исследователи природы 2»
для обучающихся 8 – 9 лет
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1 год обучения
(2 класс)
Педагог, реализующий программу:
Лебедева О.В.,
педагог дополнительного
образования СЮН
2020 г.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной адаптированной общеобразовательной программы
Пояснительная записка
Направленность программы: естественнонаучная
Тип программы: адаптированная
Уровень усвоения: стартовый
Нормативно – правовая база для разработки программы:
Программа разработана в соответствии с:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. 21.07.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Министерством просвещения РФ приказом от 9.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья» (в ред. 29.03.2014).
Министерством просвещения РФ письмом от 20.02.2019 N ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» (вместе с «Разъяснениями о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью»).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Методическими рекомендациями по разработке и оформлению ДОП. – Москва, 2015;
Приказом КГАОУ ДО РМЦ «Об утверждении Положения о дополнительной общеобразовательной программе в Хабаровском крае» № 383 П от 26.09.2019г.
Уставом и другими локальными нормативными актами МБУДО СЮН.
Приобщение «особого» ребенка к природе, культуре, творчеству в системе дополнительного образования — один из самых простых, доступных способов реабилитации и гармоничного развития личности. Природа и общение с ней ребенка с ОВЗ открывают ему волшебный мир природы, творчества, позволяют наладить взаимоотношения со сверстниками, посмотреть на себя.
Сегодня с особой остротой стоит проблема помощи детям и подросткам с ОВЗ. Данная проблема побуждает педагогический коллектив вести разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы детей. Дети с ОВЗ не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних потребностей в познании, творчестве.
Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Актуальность программы заключается в использовании природы как источника социальной адаптации детей с отклонениями в развитии через формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое воспитание.
В процессе изучения вопросов Хабаровского краевого компонента, содержания дополнительного образования по учебным предметам: «Окружающий мир», «Естествознание» формируется образ живой природы Хабаровского края, к которой нужно бережно относиться. Это позволит обеспечить новый, более высокий уровень экологической и социальной образованности и воспитанности учащихся
Отличительные особенности программы. Новизна данной образовательной программы заключается в расширении образовательного пространства детей с ОВЗ, предполагает возможность инклюзивного обучения с применением индивидуального подхода к каждому ребенку.
Обучение детей в специальных группах, в группах с меньшим составом, в группах с обычными детьми создает возможности для положительной динамики результатов программы. Адаптационными средством в программе является природа и возможность взаимодействия с объектами природы.
Педагогическая целесообразность программы.
«Воспитание природой» будит в ребенке лучшие чувства, положительно влияет на здоровье и психику, делает его добрее и мягче. Ограниченная среда и ограниченные физические и образовательные возможности приводят к сужению круга впечатлений, тормозят их интеллектуальное развитие. Поэтому общение с объектами природы «приходит» на помощь педагогу, становится инструментом стимуляции зрительного и слухового внимания, моторного и эмоционального развития. Красотой форм, запахами, разнообразной цветовой гаммой, объекты природы благоприятно действуют на центральную нервную систему, помогают справиться с плохим настроением, снимают отрицательную энергию, способствует успешной адаптации и установлению эмоционального контакта.
Успешность умственного, физического и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей; насколько ребенок научается видеть, слышать, осязать окружающий мир зависит успешность его дальнейшего взаимодействия с ним. Общение ребенка с природой позволяет развивать такие качества, как реалистичное понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, заботу о живых существах, уважение к труду.
Для этого обучающиеся учатся работать с дневником наблюдений за погодой. Ведение дневника наблюдений - прекрасное задание для младшего школьника. Оно развивает многочисленные навыки и умения. Обучающийся учится ориентироваться во времени, формируется внимание и наблюдательность. Систематическое заполнение дневника развивает аккуратность и ответственность. Для школьника ведение дневника наблюдений за погодой помогает заметить повторяемость процессов в природе, дает ощущение сезонной стабильности в окружающем мире. Заполняя дневник в течение года, полученные результаты можно проанализировать, построить соответствующую диаграмму. По ней будет видно, как изменялась погода в течение всего года, или определённого периода.
Важным этапом в процессе образования является и профессиональная ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья. Происходит мягкое погружение в знакомство с профессиями, с которыми обучающийся может встретиться в повседневной жизни. Чтобы помочь детям осознать свои личные возможности, связанные с профессиональным знакомством, используются комплексные развивающие занятия. В структуру таких занятий входят игры и упражнения, например, «Самая-самая», «Волшебный мешочек», или «Бюро находок», «Профессия на букву», «Кто есть кто», «Разные профессии». На занятиях дети знакомятся с выбором профессий через воспитательные беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры, благодаря которым формируется позитивное и сознательное отношение к выбору профессии.
Адресат программы: учащиеся 8-9 лет, в том числе с умственной отсталостью не органического генеза, а как следствие педагогической запущенности детей.
Основные признаки умственно отсталого ребенка таковы:
-низкая познавательная активность, что требует от педагога индивидуального подхода к каждому ребенку;
-мало развита моторика, что предполагает применение различных методов направленных на ее развитие;
-наблюдается недоразвитость всех видов речи, неправильно произношение слов, бедный словарный запас и т.д.
-замедленные мыслительные процессы, что требует от педагога научить ребенка делать элементарные обобщения, строить логику совершаемых действий, формировать абстрактное мышление;
-продуктивная деятельность заключается в подражании, поэтому педагогом выбираются элементарные игры, легкий труд и простые практические задания;
-эмоционально-волевая сфера инфантильна, возможны резкие изменения настроения без каких-либо причин. Возбудимость довольно высокая или, наоборот, низкая;
-в восприятии мира наблюдаются значительные трудности, что обусловлено тем, что таким детям трудно выделить главное, им сложно увидеть части целого, они плохо ориентируются в пространстве;
-концентрация внимания не продолжительная, переключаемость на другие предметы и операции замедленная;
-память произвольная, больше сосредоточена на внешних признаках предмета, чем на внутренних.
Вместе с тем, учитывая, что умственная отсталость является в разной степени психолого-педагогической запущенностью детей, данные проблемы постепенно могут быть решены.
Объем и срок освоения программы:
Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут с 15 – минутным перерывом.
Год обучения составляет 72 часа в год (2 часа в неделю).
Набор в детское объединение по желанию ребенка и с согласия родителей.
Наполняемость группы до 15 человек, которые комплектуются из одновозрастных детей.
Формы организации образовательного процесса:
индивидуальная работа: показ приемов работы каждому воспитаннику с последующим повтором действий за педагогом;
групповая работа: работа в группах, как под контролем педагога, так и самостоятельно.
Структура и содержание занятия меняются в зависимости от физического, психического состояния и возрастных особенностей детей.
Активные методы и приёмы обучения для активизации деятельности учащихся с ОВЗ:
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности, после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
Виды и формы занятий:
Беседы будут формировать у детей ответственное отношение к себе и к окружающему миру.
Комплексные занятия обобщающего и углубляющее–познавательного типа, будут формировать, и воспитывать обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей, закономерных процессов в природе. Для обучающихся с ОВЗ необходимо усвоить логику и последовательность вопросов, помогая понять обучающимся причинно – следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию.
Экскурсии в природу будут активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать аналитические способности, учить аргументированным рассуждениям, развивать познавательные, исследовательские и трудовые навыки.
Урок-наблюдение, урок-эксперимент помогут расширить знания обучающихся о методах изучения природы, учить применять теоретические знания на практике, развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между организмами и окружающей природой.
Фенологические наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе будут способствовать накоплению у обучающихся запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей среде, развивать наблюдательность, память, логическое мышление, познавательный интерес, исследовательские умения.
Акции. Участие в общественно-значимой деятельности позволит обучающимся стать частью детского коллектива, расширить круг общения, получить одобрение со стороны сверстников и взрослых.
Коллективные творческие работы. Усилят психологические связи между обучающимися, будут развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать. Создадут условия для воспитания у обучающихся терпимости, доброжелательности, развития творческих способностей.
Экологические игры принимаются детьми с ОВЗ радостно, не вызывают трудностей, способствуют опосредованному усвоению и закреплению знаний.
Игровая форма занятий позволяет создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную эмоциональную обстановку, необходимую для того, чтобы ребенок заинтересовался темой занятия и быстро включился в работу.
Профориентационные игры направлены на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии. К профориентационным играм, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию»: Игра «Самая - самая», «Волшебный мешочек», «Разные профессии», «Бюро находок».
Экологические праздники «День птиц», «День Земли», «День воды», «День Амурского тигра», «День защиты от экологической опасности» и т.д.
Олимпиады дадут возможность посоревноваться, показать свои способности, выполнить интересные, увлекательные и творческие задания, оказаться в ситуации успеха, ощутить внимание к себе.
Конкурсы дадут возможность обучающимся с ОВЗ показать свои достижения, умения и таланты, выделиться из массы, что придаст им силы и уверенности в себе и своих способностях.
Викторины разовьют у обучающихся познавательную активность, повысят интеллект, расширят кругозор.
Обобщающие занятия, контрольные, тестирование позволят проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы обучающихся и внести необходимые коррективы в организацию учебного процесса.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: игровые ситуации, дидактические игры, игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель программы: Формирование элементарных навыков экологической культуры и экологического сознания у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
Предметные:
-формировать познавательный интерес к природе Хабаровского края;
-формировать понимание взаимосвязей, закономерных процессов в природе;
-научить работать с дневником наблюдений за погодой.
Метапредметные:
- развивать у обучающихся познавательную активность, любознательность, наблюдательность;
- развивать умение логически размышлять при решении учебной задачи, выделять главное, видеть части от целого;
- развивать воображение, образное мышление, мелкую моторику, память, пространственное положение предметов окружающего мира.
Личностные:
-воспитывать аккуратность ответственность, терпение;
-формировать потребность участия в активной природоохранной деятельности;
-формировать навыки общения с обучающимися и взрослыми.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п\п | Темы блоков | Количество Часов | Форма аттестации |
Всего часов | Теория | Практика | |
1 | Введение | 2 | 1 | 1 | входная диагностика |
2 | Блок 1. Космос | 14 | 8 | 6 | |
3 | Блок 2. Приспособление организмов к условиям существования | 8 | 4 | 4 | |
4 | Блок 3. Среда обитания организмов и её факторы | 8 | 3 | 5 | игровые задания, викторина |
5 | Блок 4. Биоценозы | 6 | 2 | 4 | |
6 | Блок 5. Биоценоз луга | 7 | 3 | 4 | |
7 | Блок 6. Биоценоз водоёма | 7 | 3 | 4 | |
8 | Блок 7. Цикличность и ритмичность природных процессов | 10 | 4 | 6 | игра-викторина |
9 | Блок 8. Зелёный дом | 8 | 3 | 5 | |
10 | Итоговые мероприятия | 2 | 1 | 1 | итоговая диагностика |
| Итого: | 72 | 32 | 40 | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
ВВЕДЕНИЕ
(2 часа)
Теория.
Знакомство с нашими достижениями прошлого года. Правила поведения на занятиях и на природе. Рассказ с элементами беседы: о сохранности нашего дома Земли, как места, где мы живём.
Практические занятия.
Игра: « Живое-не живое».
Проведение входной диагностики.
Блок 1. Космос
(14 часов)
Теория. Беседа: Космос. Солнечная система. Собаки-космонавты, знаменитые Белка и Стрелка. Юрий Гагарин – космонавт первопроходец. Как живут космонавты в ракете, чем питаются? Звезды. Созвездия. Загадки на тему космос.
Практические занятия.
Фенологические наблюдения за погодными условиями. Цветовая палитра погоды. Условное обозначение облачности и осадков. Фенологические наблюдения на участке станции юных натуралистов, или пришкольном участке.
Просмотр познавательного видеоролика: Профессор Почемушкин. Большой сборник о космосе. https://www.youtube.com/watch?v=yz1gYp2u5A4
Всё о космосе и звёздах. Смешарики. Сборник https://www.youtube.com/watch?v=wCqLDIugYbM Развивающий мультфильм о космосе. https://yandex.ru/video/preview?filmId=4577569251804780565&text=видео%20про%20космос%20для%20детей&path=wizard&parent-reqid=1593338437236578-830592578291489234125586-production-app-host-vla-web-yp-347&redircnt=1593338614.1
Показ макета планет солнечной системы. Просмотр развивающего видеоролика. Планеты Солнечной системы. Спутники планет. https://www.youtube.com/watch?v=BQ5yFY9PXBk
Чтение или прослушивание сказок о космосе, автор Ольга Сыроватина «Солнечный зайчик, сказка про планеты», «Полёт петушка в космос».
Игры: Теневое космическое лото, «Угадай планету по картинке», «Продолжи логическую цепочку», «Пройди космический лабиринт», «Расшифруй слово», «Собери картинку», «Космический словарь»
Интерактивная викторина: «Звёзды и созвездия».
Творческое задание: Лепка 8 планет солнечной системы. Аппликация «Космический корабль», Рисование «Звезды и созвездия».
Опыты и игры с солнцем: «Охота на солнечных зайчиков», «Тепло – холодно», «Отгадай по тени»
Просмотр и обсуждение мультфильма: «Тайна третьей планеты», «Белка и Стрелка».
Профориентационная игра: «Что я возьму с собой в космос». Знакомство с профессией космонавт.
Блок 2. Приспособление организмов к условиям существования
(8 часов)
Теория. Беседа с элементами рассказа: Приспособления растений и животных к жизни в лесу, летом и зимой. Приспособление организмов к разному способу питания. Приспособления животных к неблагоприятным условиям. Способы выживания.
Практические занятия.
Заполнение дневника наблюдений за погодой. Условное обозначение облачности, осадков. Итоги фенологических наблюдений за 1 месяц.
Игры: «Четвертый лишний», «Найди пары» «Кого не стало».
Практическая работа: Придумать и смастерить кормушку своими руками.
Экскурсия в Краеведческий музей: «Приспособления животных к жизни в лесу».
Просмотр и обсуждение презентации и познавательного видеоролика: Приспособления животных к неблагоприятным условиям.
Профориентационная игра: Кто есть кто? Знакомство с профессией ветеринар.
Блок 3. Среда обитания организмов и ее факторы
(8 часов)
Теория. Беседа с элементами рассказа: Понятие «среда обитания». Различные среды обитания нашей местности - река, лес, почва, луг. Посёлок – как среда обитания человека, растений и животных.
Составные части среды обитания нашего посёлка. Вода – источник жизни и среда обитания.
Практические занятия.
Заполнение дневника наблюдений за погодой. Условное обозначение облачности, осадков. Итоги фенологических наблюдений за 1 месяц.
Практическая работа: Выявление роли воды в жизни растений.
Творческая работа: Рисование среды обитания растений и животных.
Опыты с землёй и водой.
Игровые задания: «Определи среду обитания», «Кто, где живёт?», «Путаница».
Просмотр и обсуждение видеоролика: «Среда обитания живых организмов».
Профориентационная игра: «Разные профессии». Знакомство с профессией почвовед.
Блок 4. Биоценозы
(6 часов)
Теория. Беседа: Понятие «биоценоз». Составные части биоценоза: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Типы биоценозов своей местности – наш посёлок, лес, река. Загадки.
Практические занятия.
Заполнение дневника наблюдений за погодой. Условное обозначение облачности, осадков. Итоги фенологических наблюдений за 1 месяц.
Творческая работа: Лепка животных или растений по замыслу.
Игра: «Угадай, что где растет», «Живое-неживое», «Добавь словечко».
Викторина: «Кто живет в реке?»
Блок 5. Биоценоз луга
(7 часов)
Теория. Беседа: Биоценоз луга. Разнообразие обитателей луга Хабаровского края.
Практические занятия.
Заполнение дневника наблюдений за погодой. Условное обозначение облачности, осадков. Итоги фенологических наблюдений за 1 месяц.
Интерактивная игра: «Кто живет на лугу», «Растения поля и луга»
Творческая работа: Опиши луговое растение и раскрась его.
Игра-лото: «Узнай и назови», «Луговые цветы.
Игровое задание: «Составь пищевую цепь луга».
Профориентационная игра: Профессия на букву. Знакомство с профессией пастух.
Блок 6. Биоценоз водоема
(7 часов)
Теория. Беседа: Биоценоз водоёма. Составные части водного биоценоза – водные животные и растения, их приспособления к жизни в воде. Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Компоненты природной и искусственной экосистемы. Проблема защиты водоемов от загрязнений и сохранения водных ресурсов. Загадки на тему: «Обитатели водоёмов».
Практические занятия.
Заполнение дневника наблюдений за погодой. Условное обозначение облачности, осадков. Итоги фенологических наблюдений за 1 месяц.
Творческая работа: Рисование красками «Подводный мир и его обитатели».
Лабораторная работа: «Водные экосистемы: ручей, река».
Викторина: «Подводный мир».
Экскурсия на СЮН: знакомство с обитателями аквариума. Исследовательская работа: Как очищается вода? Как очистить воду в аквариуме?
Игры: «Кто спрятался на картинке?», «Найди 10 отличий», «Кто лишний», лабиринт «Аквариум». Собери пазлы: «Обитатели озер», «Речные рыбки».
Зоологическое лото.
Игровое задание: «Составь пищевую цепь пресного водоёма, аквариума»
Дидактическая игра: «Это он, это он, водоём, родимый дом»
Блок 7. Цикличность и ритмичность природных процессов
(10 часов)
Тема 1. Живое и неживое. Свойства живых организмов (4 часа)
Теория. Беседа: Живые и неживые организмы. Отличия живых от неживых организмов. Что такое ритмы и циклы в природе.
Загадки о явлениях природы.
Практические занятия.
Заполнение дневника наблюдений за погодой. Условное обозначение облачности, осадков. Итоги фенологических наблюдений за 1 месяц.
Кроссворд: «Природные явления».
Игровое задание: «Круговорот веществ в природе».
Творческая работа: Рисование мелками «Утренние цветы».
Тема 2. Путешествие за капелькой воды (3 часа)
Теория. Беседа: Что такое круговорот воды в природе. Зависимость состояния воды от температуры воздуха и влияния солнца. Почему идёт дождь?
Практические занятия.
Исследовательская работа: Движется ли вода. Опыт с чайником и тарелкой.
Творческая работа: Аппликация «Круговорот воды в природе».
Просмотр и обсуждение познавательного видеоролика: «Круговорот воды в природе».
Игры: «Посчитай капельки», «Кто спрятался», «Живое-неживое».
Тема 3. Растения и животные весной (3 часа)
Теория. Беседа: Как меняется природа с приходом весны? Какие растения появляются первыми? Как меняется жизнь животных? Каким становится окрас меха у лисы, зайца, белки, волка.
Практические занятия.
Творческая работа: «Как появляются почки на деревьях».
Экскурсия в сквер: Наблюдение, что изменилось в природе, появились ли почки на деревьях, какие цветочки появились, видна ли травка и т.д.
Практическая работа: Вегетативное размножение комнатных растений.
Просмотр и обсуждение познавательного видеоролика: «Рассказ про весну» https://www.youtube.com/watch?v=inpRP0jgVJ0, «Сказка о весне» https://www.youtube.com/watch?v=NxTY-rVa-U4
Игры: «Живое - неживое», «Кто как весну встречает», «Труд людей весной». Викторина: «Весеннее преображение»
Профориентационная игра: «Волшебный мешочек». Знакомство с профессией пожарный.
Блок 8. Зелёный дом
(8 часов)
Теория. Беседа: Охраняемые объекты и территории Хабаровского края и нашего посёлка. Особенности памятников природы нашего края.
Практические занятия.
Заполнение дневника наблюдений за погодой. Условное обозначение облачности, осадков. Итоги фенологических наблюдений за 1 месяц.
Творческая работа: «Защитим лес и животных от браконьеров».
Конкурс рисунков.
Мини-викторины: «Природа и мы», «Лесное сообщество».
Знакомство с профессией егерь и лесник.
Игры: «Звери, птицы, рыбы», «Найди третье слово», «Какие мы деревья».
Профориентационные игры: «Разные профессии», «Волшебный мешочек».
Итоговые мероприятия
(2 часа)
Теория. Беседа: Человек - друг природы.
Викторина: «Экологический калейдоскоп».
Практические занятия.
Проведение итоговой диагностики.
Награждение самых активных участников.
Просмотр дневника наблюдений за погодой за весь учебный год. Выводы наблюдений.
Планируемые результаты
Предметные:
-научатся делать элементарные обобщения о природном объекте или явлении под руководством педагога;
будут понимать взаимосвязи, закономерные процессы в природе;
будут уметь работать с дневником наблюдений за погодой.
Метапредметные:
- разовьют мелкую моторику кистей рук, образное и пространственное мышление, связную речь;
-будут уметь включаться в практическую и творческую работу, выделять главное, видеть части от целого, осуществлять этапы исследовательской деятельности под руководством педагога.
Личностные:
Будут проявлять:
- ответственное отношение к окружающей среде;
- интерес к сотрудничеству со своими сверстниками в природоохранных мероприятиях.
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий:
Условия реализации программы:
Данная программа может быть полностью реализована при взаимодействии следующих факторов:
программно-методического обеспечения
дидактического материала
технических средств обучения
материально-технического и спортивного оборудования.
Требования к помещению: хорошо освещенный кабинет, имеющий помещение для хранения природного материала и лабораторного оборудования, учебные столы и стулья, место для игр.
Методические и педагогические принципы организации учебного процесса:
Принцип наглядности предусматривает использование, при обучении комплекса средств и приемов, (личная демонстрация приемов, видео и фотоматериалы, словесное описание нового приема.
Принцип доступности требует, чтобы перед детьми ставились посильные задачи, при этом, однако необходимо приучать обучающихся к преодолению трудностей, в противном случае у занимающихся снижается интерес к занятиям; от педагога требуется постоянное и тщательное изучение способностей учащихся, их возможностей в освоении конкретных элементов;
Принцип систематичности предусматривает регулярное разучивание элементов, совершенствование техники элементов и изучение новых элементов для расширения активного арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности обучающихся;
Принцип гуманности предусматривает создание условий для формирования всесторонне развитой личности.
Принцип равенства. Педагог и ученик равны, в совместном поиске и исследовании. Разнятся лишь объем знаний и жизненный опыт. Общение между педагогом и воспитанников строится на основе взаимоуважения и совместной деятельности.
Принцип диалога. В рамках образовательной программы происходит постоянное двухстороннее общение между педагогом и воспитанниками. Поощряются обоснованные споры, дискуссии. Педагог должен строить занятия так, чтобы воспитанники по возможности самостоятельно находили ответы на вопросы занятия.
Принцип научного познания. На каждом занятии ученики должны совершать открытия. В рамках используемого подхода не имеет смысла оглашать азбучные истины, необходимо каждый раз находит новое в хорошо известном.
Принцип бережного отношения к природе. В ходе обучения воздействия педагога и учащихся на природу должно быть минимальным и не нести вреда окружающей среде.
Принцип дифференциации.
Формы аттестации/контроля
Форма аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, печатно на компьютере, в форме тестирования)
Проводя анализ полученных результатов обучения ребенка с ОВЗ, педагог сравнивает динамику показателей самого ребенка с теми, которые он демонстрировал в самом начале занятий. Педагог достиг положительного результата, если ребенок с удовольствием встречается с педагогом, испытывает положительные эмоции от занятий и общения с педагогом, если прослеживается развитие мелкой моторики рук, ребенок справляется с более мелкой и сложной работой, чем раньше, способен заинтересованно работать более длительное время, может анализировать свою работу и радоваться своим удачам.
Процесс контроля в работе с каждым ребенком очень индивидуален и зависит от конкретных психических и физических особенностей ребенка. Педагоги применяют контроль в виде беседы, рассказа воспитанника, а в основном в виде практических работ. Таким образом, изучаются качественные результаты работы.
К количественным формам контроля можно отнести активность участия ребенка в творческих, природоохранных, трудовых и массовых мероприятиях. Достижения ребенка (уровень мероприятий и занятое место) так же может являться формой контроля результативности программы.
Результаты работы школьников будет отражать рейтинговая система результатов (количественных и качественных) участия в викторинах, конкурсах, играх и т.д. Педагог ведет учёт активности участия детей в различных мероприятиях (праздниках, конкурсах) и учёт всех достижений учащихся. Фиксирует их в своем журнале. В качестве поощрения воспитанники получают свидетельство участника кружка, диплом, грамоту, благодарность.
Диагностика результатов усвоения текущего материала, умений и навыков обучающихся осуществляется через методы наблюдения, тестовые задания. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 4 раза в год (вводный — в сентябре, текущий – в течение всего учебного года, тематический – после изучения раздела или блока, итоговый – в мае).
Методы контроля: устный, письменный и практический контроль, дидактические тесты, викторины, практические работы, наблюдение. Предварительный контроль проводится в виде тестирования и игровых диагностик с целью изучения уровня готовности учащихся к восприятию нового материала. Экологический тест « Всё обо всём» (10 вопросов с вариантами ответов) Приложение 1
Текущий контроль проводится для непрерывного отслеживания качества полученных знаний на отдельных этапах учебного процесса.
Преобладающей формой текущего контроля выступает проведение устного опроса (собеседование, сообщение ученика, игровые викторины) и письменных заданий, проводимых в форме практических и творческих заданий.
Тематический контроль проводится по завершению изучения раздела или блока для систематизации и обобщения изученного материала в виде викторин, тематических тестов, ребусов, загадок.
Итоговый контроль приурочен к концу учебного курса и проводится с применением диагностической методики: А. Сидельковского «Развитость моего экологического сознания».
Оценочные материалы
В дополнительном образовании детей не принято ставить оценки обучающимся, однако для детей и педагога важно понимать, как усваивает программу ребенок. Учитывая психо – физические особенности детей с ОВЗ нами используется словесная система оценивания:
Великолепно – «В», задание выполнено полностью, самостоятельно.
Очень хорошо – «ОХ», задание выполнено полностью после консультации педагога, самостоятельно.
Хорошо – «Х», задание выполнено полностью после консультации педагога, частично с помощью педагога.
Достаточно – «Д», задание выполнено полностью, с помощью педагога.
Недостаточно – «Н», задание выполнено частично.
Плохо – «П», задание не выполнено.
Недостаточно и плохо не выставляются.
Педагог проводит экологический тест, на сообразительность и логику. (Приложение 1). Карту психологического развития ребенка для изучения социально-психологической адаптации к обучению учащегося с ограниченными возможностями здоровья. (Приложение 2).
Методологическую основу программы составляют:
Концепции технологий инклюзивного образования (С. В. Алехина, М. Банерджи, Х. Гартнер, И. В. Карпенкова, С. И. Кудинов, Д. Митчелл, М. Фуллан и др.)
Педагогические технологии обучения детей с отклонениями в развитии P.M. Боскис, А.И. Дьячкова, P.E. Левина, Н.Г. Морозовой, М.С. Певзнера, С.Г Шевченко, Н.Д. Шматко и др.;
Подходы к развитию познавательной деятельности детей с ОВЗ (З.И. Калмыкова, И.А. Коробейников, Н.А. Менчинская, Ю.К. Бабанский, Л.В. Занков, В.И. Лубовский и др.) и влияние нарушений и интеллекта на развитие эмоционально-волевой сферы и др.
Личностно-ориентированный подход, который предполагает развитие личности, развитие ее индивидуальности и возможности самореализации;
Системно-деятельностный подход, который предполагает:
-формирование у обучающихся готовности к саморазвитию;
-формирование устойчивой системы знаний и системы ценностей;
-формирование социальной среды развития обучающихся в системе дополнительного образования;
-создание у обучающихся установки на самостоятельность, свободу выбора;
-осуществляется подход к индивидуальному развитию каждого обучающегося, в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;
-ориентацию на достижение цели и основного результата дополнительного образования.
Особенности методики обучения
Личностно-ориентированное обучение – применение личностно-ориентированного обучения позволяет проводить занятия, где каждый учащийся с ОВЗ не только усваивает те или иные знания, но и познает самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, прогнозировать пути их развития.
Информационно-коммуникационные технологии – позволяют активизировать процесс обучения, расширить кругозор, развить познавательную активность, создать условия для формирования определенных умений и навыков, необходимых в повседневной деятельности ребенка с ОВЗ.
Исследовательские технологии – дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения.
Здоровьесберегающие технологии - использование данных технологий позволяют равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении детей с ОВЗ.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Список оборудования
компьютер;
мультимедийная система;
экран;
канцелярские товары:
линейки, пластилин;
цветные и простые карандаши, ластики;
акварель, гуашь;
печатная бумага, цветная бумага, цветной картон;
энтомологические коллекции насекомых;
коллекции семена растений;
коллекции листья деревьев и плоды;
гербарии растений;
коллекции чучел птиц.
Оборудование для исследований и лабораторных работ.
Лупа с ручкой. Желательный диаметр около 10 см. - 4 шт.
Спиртовка с держателем - 1 шт.
Флюгер.
Список дидактических и наглядных материалов:
комплект наглядных пособий «Уроки экологии»;
комплект наглядных пособий « Планеты Солнечной системы, небесные тела, животные, побывавшие в космосе»;
комплект наглядных пособий «Обитатели морей и океанов», «Обитатели рек и озёр»;
комплект наглядных пособий «Деревья их строение». Лиственные и хвойные»;
комплект наглядных пособий «Лесные звери»;
комплект наглядных пособий «Перелётные и зимующие птицы»;
комплект наглядных пособий «Насекомые»;
комплекты наглядных пособий «Комнатные растения, полевые цветы, садовые цветы»;
комплект наглядных пособий «Профессии»;
комплект наглядных пособий «О свойствах воды, о жителях пресноводных водоёмов и морей, о том, что растёт в воде»;
комплект наглядных пособий, загадки, стихи, дидактические игры по темам: «Животные, насекомые, птицы, растения, явления природы»;
комплект из 4-х плакатов «Экология», «Природа – наш дом», «Природные сообщества»;
комплект из плакатов «Правила поведения в лесу для младших школьников»;
карты-схемы;
таблицы-схемы, таблицы по темам;
мультимедийные презентации по разделам;
бланки тестов по разделам;
бланки тестов для диагностики.
Оборудование для исследований и лабораторных работ.
Лупа с ручкой. Желательный диаметр около 10 см. - 4 шт.
Спиртовка с держателем - 1 шт.
Флюгер.
Список дидактических и наглядных материалов:
топографические карты;
карты-схемы;
таблицы-схемы, таблицы по темам;
мультимедийные презентации по разделам;
бланки тестов по разделам;
бланки тестов для диагностики.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН
№ | Раздел, блок | Тема занятия | Сроки проведения |
1.1 | Акции | Краевая экологическая акция «День Амурского тигра» | Сентябрь 2020 |
1.2 | Районная экологическая акция «Помоги зимующим птицам» | Ноябрь - март |
1.3 | Природоохранная акция «Елочка» | Декабрь - январь |
1.4 | Районная экологическая акция «День земли» | 22 апреля 2021 |
1.5 | Районная природоохранная акция «Дни защиты от экологической опасности» | Апрель-май 2021 |
2.1 | Праздники | «День Российской науки» | Февраль |
2.2. | | «День геолога» | Апрель |
Список методической и учебной литературы.
УМК, используемый при работе по данной программе:
Авторская программа Н. А. Рыжовой «Наш дом природа» М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005. — 192 с.: ил. ISBN 5-9715-0004-Х.
Барышникова Б.Г. Наша зелёная планета. Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. / Г. В. Барышникова; худож. С.В. Павлышева – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192с.: ил. – (После уроков).
Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Воронеж: Лакоценин С. С., 2009.Атлас Хабаровского края. Хабаровск, 2000
Дополнительное образование детей: сборник авторских программ/ ред.-сост. З.И. Невдахина. – Вып. 3. – М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2007. – 416 с.
Дыбина О.В., Рахмалова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты./ О. В. Дыбина (отв. Ред.). – М., ТЦ «Сфера», 2001. – 192 с.
Комплексная программа по формированию экологической культуры детей в возрасте от 5 до 16 лет «Гармония природы» Т.В. Шпотовой (2009).
Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Мир вокруг нас: Метод. пособие: 4 класс. – М.: «Просвещение», 2002.
Подрезова, Т. И. Материал к занятиям по экологии. Времена года. Лес. Грибы.- М.; Айрис-пресс, 2006. – 256 с.
Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины: для учащихся 1-5 классов. / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - 9-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 304с.: ил. – (Детский праздник)
Программа А.А. Плешакова «Экология для младших школьников», «Наш дом природа», утвержденные Министерством образования РФ в 2005 году.
Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: – 2 изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 283 с.
Т. В. Шпотовой, «Игровая экология», приведённой в соответствие с требованиями программы начального общего образования Издательство: ЦЭО г. Обнинск 2000 г.
Научно – популярная литература
(энциклопедии, справочники и др.)
Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред. Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Красноярск. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71-95. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие. Балашов: Николаев, 2012. 80 с. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / Авт.-сост. А. А. Наумова, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. Волгоград: Учитель, 2012. 147 с. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. 2008. № 1. С. 71-78. Мёдова Н.А. Основные параметры реализации принципа доступности образования для детей с особыми образовательными потребностями в условиях муниципальной образовательной системы (статья) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 13. с. 102 Мельник Ю. В. Социально-педагогические технологии инклюзии детей с инвалидностью // Современные проблемы философии и социально-гуманитарных наук: сборник научных трудов. Выпуск XXIV. Москва-Ставрополь: Ассоциация «Междисциплинарное общество социальной теории». ГОУ ВПО СевКавГТУ, 2010. С. 213-218 (0,4/0,2 п.л.). Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012. 92 с. Чирва Е.И., Карплюк П.Н. Организация воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе: Методические рекомендации. Горно-Алтайск. Изд-во Г-АГУ, 2014. 76 с. |
Вологдина, Е. В. Живая природа / Вологдина Е. В., Малафеева Н. Н., Травина И. В. - Москва: РОСМЭН, 2009.
Интернет-ресурсы:
http:// numi.ru/ - методический центр NUMI.RU.
http://pedsovet.su/ - педагогическое сообщество Екатерины Пашковой; http://pedsovet.org/ - XI Всероссийский интернет-педсовет;
http://www.rusedu.ru/ - архив учебных программ и презентаций; http://www.uchportal.ru/ - учительский портал;
http://www.nachalka.com/ - сайт учителей начальной школы;
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";
http://ecopatrol.pro/ecolikbez/biblioteka-proekta/vodazhizn/ Эколикбез.
http://www.solnobr27.ru/?page_id=207 - Образование в Солнечном районе. Полезные ссылки для педагогов.
https://multiurok.ru/files/sbornik-ekologhichieskikh-ighr.html Сборник экологических игр.
https://dom-knig.com/read_227166-45 Методика преподавания естествознания Е. Григорьева
https://infopedia.su/17xba3b.html Методика проведения фенологических наблюдений с младшими школьниками. Методика работы с дневником наблюдений.