СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная адаптированная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Исследователи природы 3"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная программа для учащихся 3 класса.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная адаптированная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Исследователи природы 3"»










ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

АДАПТИРОВАННАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

СТАРТОВОГО УРОВНЯ УСВОЕНИЯ

«Исследователи природы 3»

для обучающихся 9 –10 лет

с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

1 год обучения

(3 класс)






Педагог, реализующий программу:

Лебедева О.В.,

педагог дополнительного

образования СЮН















2020 г.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной адаптивной общеобразовательной программы

Пояснительная записка

Направленность программы: естественнонаучная

Тип программы: адаптированная

Уровень усвоения: стартовый

Нормативно – правовая база для разработки программы:

Программа разработана в соответствии с:


  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

  • Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. 21.07.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

  • Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

  • Министерством просвещения РФ приказом от 9.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья» (в ред. 29.03.2014).

  • Министерством просвещения РФ письмом от 20.02.2019 N ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» (вместе с «Разъяснениями о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью»). 

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  • Методическими рекомендациями по разработке и оформлению ДОП. – Москва, 2015;

  • Приказом КГАОУ ДО РМЦ «Об утверждении Положения о дополнительной общеобразовательной программе в Хабаровском крае» № 383 П от 26.09.2019г.

  • Уставом и другими локальными нормативными актами МБУДО СЮН.


Приобщение «особого» ребенка к природе, культуре, творчеству в системе дополнительного образования — один из самых простых, доступных способов реабилитации и гармоничного развития личности. Природа и общение с ней ребенка с ОВЗ открывают ему волшебный мир природы, творчества, позволяют наладить взаимоотношения со сверстниками, посмотреть на себя.

Сегодня с особой остротой стоит проблема помощи детям и подросткам с ОВЗ. Данная проблема побуждает педагогический коллектив вести разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы детей. Дети с ОВЗ не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних потребностей в познании, творчестве.

Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Актуальность программы заключается в использовании природы как источника социальной адаптации детей с отклонениями в развитии через формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое воспитание.

В процессе изучения вопросов Хабаровского краевого компонента, содержания обра­зования по предметам: «Окружающий мир», «Естествознание» формируется образ живой природы Хабаровского края, к которой нужно бережно от­носиться. Это позволит обеспечить новый, более высокий уровень экологической и социальной образованности и воспитанности учащихся

Отличительные особенности программы. Новизна данной образовательной программы заключается в расширении образовательного пространства детей с ОВЗ, предполагает возможность инклюзивного обучения с применением индивидуального подхода к каждому ребенку.

Обучение детей в специальных группах, в группах с меньшим составом, в группах с обычными детьми создает возможности для положительной динамики результатов программы. Адаптационными средством в программе является природа и возможность взаимодействия с объектами природы.

Педагогическая целесообразность программы.

«Воспитание природой» будит в ребенке лучшие чувства, положительно влияет на здоровье и психику, делает его добрее и мягче. Ограниченная среда, физические и образовательные возможности приводят к сужению круга впечатлений, тормозят их интеллектуальное развитие. Поэтому общение с объектами природы «приходит» на помощь педагогу, становится инструментом стимуляции зрительного и слухового внимания, моторного и эмоционального развития. Красотой форм, запахами, разнообразной цветовой гаммой, объекты природы благоприятно действуют на центральную нервную систему, помогают справиться с плохим настроением, снимают отрицательную энергию, способствует успешной адаптации и установлению эмоционального контакта.

Успешность умственного, физического и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей; насколько ребенок научается видеть, слышать, осязать окружающий мир зависит успешность его дальнейшего взаимодействия с ним. Общение ребенка с природой позволяет развивать такие качества, как реалистичное понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, заботу о живых существах, уважение к труду.

Важным этапом в процессе образования является и профессиональная ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Чтобы помочь детям осознать свои личные возможности, связанные с профессиональным знакомством, используются комплексные развивающие занятия. В структуру таких занятий входят игры и упражнения, например, «Самая-самая», «Волшебный мешочек», или «Бюро находок», «Профессия на букву», «Кто есть кто», «Разные профессии». На занятиях дети знакомятся с выбором профессий через воспитательные беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры, благодаря которым формируется позитивное и сознательное отношение к выбору профессии. Также, ребята учатся работать с дневником наблюдений за погодой. Ведение дневника наблюдений -  прекрасное задание для младшего школьника. Оно развивает многочисленные навыки и умения. Ребенок учится ориентироваться во времени, формируется внимание и наблюдательность. Систематическое заполнение дневника развивает аккуратность и ответственность. Для школьника ведение дневника наблюдений за погодой помогает заметить повторяемость процессов в природе, дает ощущение стабильности в окружающем мире. Заполняя дневник в течение года, полученные результаты можно проанализировать, построить соответствующую диаграмму. По ней будет видно, как изменялась погода в течение всего года, или определённого периода.

Адресат программы: учащиеся 9-10 лет, в том числе с умственной отсталостью не органического генеза, а как следствие педагогической запущенности детей.

Основные признаки умственно отсталого ребенка таковы:

-низкая познавательная активность, что требует от педагога индивидуального подхода к каждому ребенку;

-мало развита моторика, что предполагает применение различных методов направленных на ее развитие;

-наблюдается недоразвитость всех видов речи, неправильно произношение слов, бедный словарный запас и т.д.

-замедленные мыслительные процессы, что требует от педагога научить ребенка делать элементарные обобщения, строить логику совершаемых действий, формировать абстрактное мышление;

-продуктивная деятельность заключается в подражании, поэтому педагогом выбираются элементарные игры, легкий труд и простые практические задания;

-эмоционально-волевая сфера инфантильна, возможны резкие изменения настроения без каких-либо причин. Возбудимость довольно высокая или, наоборот, низкая;

-в восприятии мира наблюдаются значительные трудности, что обусловлено тем, что таким детям трудно выделить главное, им сложно увидеть части целого, они плохо ориентируются в пространстве.

-концентрация внимания не продолжительная, переключаемость на другие предметы и операции замедленная.

-память произвольная, больше сосредоточена на внешних признаках предмета, чем на внутренних.

Вместе с тем, учитывая, что умственная отсталость является в разной степени психолого-педагогической запущенностью детей, данные проблемы постепенно могут быть решены.

Объем и срок освоения программы:

Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения.

Возраст от 9-10 лет.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут с 15 – минутным перерывом.

Год обучения составляет 72 часа в год (2 часа в неделю).

Набор в детское объединение по желанию ребенка и с согласия родителей.

Наполняемость группы до 15 человек, которые комплектуются из одновозрастных детей.

Формы организации образовательного процесса:

индивидуальная работа: показ приемов работы каждому воспитаннику с последующим повтором действий за педагогом;

групповая работа: работа в группах, как под контролем педагога, так и самостоятельно.

Структура и содержание занятия меняются в зависимости от физического, психического состояния и возрастных особенностей детей.

Активные методы и приёмы обучения для активизации деятельности учащихся с ОВЗ:

Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.

Виды и формы занятий:

Беседы формируют у детей ответственное отношение к себе и к окружающему миру.

Комплексные занятия обобщающего и углубляющее–познавательного типа, на которых у детей формируются и воспитываются обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей, закономерных процессов в природе. Для детей с ОВЗ необходимо усвоить логику и последовательность вопросов, помогая понять детям причинно – следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию.

Экскурсии в природу активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают аналитические способности, учат аргументированным рассуждениям, позволяет развивать познавательные, исследовательские и трудовые навыки.

Урок-наблюдение, урок-эксперимент помогают расширять знания детей о методах изучения природы, учат применять теоретические знания на практике, развивают умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между организмами и окружающей природой.

Фенологические наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе будут способствовать накоплению у обучающихся запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей среде, развивать наблюдательность, память, логическое мышление, познавательный интерес, исследовательские умения.

Акции. Большое значение имеет практическое участие детей в природоохранной деятельности, что выступает показателем степени их экологической воспитанности и экологической культуры. Участие в общественно-значимой деятельности позволяет ребенку стать частью детского коллектива, расширить круг общения, получить одобрение со стороны сверстников и взрослых.

Коллективные творческие работы. Усиливают психологические связи между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать. Создают условия для воспитания у детей терпимости, доброжелательности, развития творческих способностей.

Экологические игры принимаются детьми с ОВЗ радостно, не вызывают трудностей, способствуют опосредованному усвоению и закреплению знаний.

Игровая форма занятий позволяет создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную эмоциональную обстановку, необходимую для того, чтобы ребенок заинтересовался темой занятия и быстро включился в работу.

Профориентационные игры направлены на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии. К профориентационным играм, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию»: Игра «Самая - самая», «Волшебный мешочек», «Разные профессии», «Бюро находок».

Экологические праздники «День птиц», «День Земли», «День воды», «День Амурского тигра», «День защиты от экологической опасности»

Олимпиады дают возможность посоревноваться, показать свои способности,  выполнить  интересные, увлекательные и творческие задания, оказаться в ситуации успеха, ощутить внимание к себе.

Конкурсы дают возможность детям с ОВЗ показать свои достижения, умения и таланты, выделиться из массы, что придаёт им силы и уверенности в жизни, способствуют стремлению быть лучше.

Викторины развивают у детей познавательную активность, повышают интеллект, расширяют кругозор.

Обобщающие занятияконтрольные, тестирование позволяют проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы обучающихся и вносить необходимые коррективы в организацию учебного процесса.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: игровые ситуации, дидактические игры, игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель программы: Формирование элементарных знаний в области естественных наук, правил культуры поведения в природе у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

Предметные:

-формировать у обучающихся первичные научные знания о взаимосвязях в природе и методах наблюдения за природными явлениями;

-формировать познавательный интерес к изучению природы.

Метапредметные:

-развивать образное мышление, внимание и наблюдательность, произвольную память, аналитические способности, речь обучающихся;

-развивать навыки аргументированного рассуждения, элементарного исследования.

Личностные:

- развивать коммуникативные и творческие способности обучающихся;

- воспитывать у детей заботливое отношение к природе.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Раздел

Блок

Всего

часов

Теория

Практика



Форма аттестации

Введение

2

1

1


входная диагностика

Блок 1. Строение земли

8

4

4


Блок 2. Вселенная

14

6

8


Блок 3. Человек и природа

9

3

6

игровые задания, викторина

Блок 4. Экосистема водоёма. Сеть пищевых отношений

8

3

5



Блок 5. Экосистема почвы. Сеть пищевых отношений

8

3

5


Блок 6. Экосистема леса. Сеть пищевых отношений

8

3

5


Блок 7. Деревья леса и посёлка.

6

2

4


Блок 8. Воздух

7

3

4

викторина

Итоговые мероприятия

2

1

1

Итоговая диагностика


Итого:

72

29

43



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

ВВЕДЕНИЕ

(2 часа)

Теория. Знакомство с нашими достижениями.

Практические занятия.

Игры: « Настроение природы», «Угадай правило».

Проведение входной диагностики.


Блок 1. Строение земли

(8 часов)

Теория. Беседа: Путешествие в глубины Земли. Современные геологические процессы, их проявления на поверхности Земли. Что изучает наука планетология? Загадки.

Практические занятия.

Продолжаем третий год фенологические наблюдения за погодными условиями. Цветовая палитра погоды. Условное обозначение облачности и осадков, температуры воздуха по показаниям термометра, записываем цифрой. Проводятся фенологические наблюдения на участке станции юных натуралистов, или пришкольном участке.

Просмотр развивающего мультфильма: «Планета земля» https://www.youtube.com/watch?v=Af6Kxsu9d1M

Лабораторные работы: «Путешествие к центру земли», «Земная твердь Литосфера», «Рельеф».

Творческая работа: Внутреннее строение Земли, раскрась планету.

Интеллект-игра: «Загадки планеты Земля» (командная игра).

Игра: «Найди, о чём расскажу».

Профориентационная игра: «Самая-самая», «Волшебный мешочек». Знакомство с профессией астроном.

Блок 2. Вселенная

(14 часов)

Теория. Беседа с элементами рассказа с показом презентации: «Астероиды, метеориты, кометы, и космическая пыль». Что такое галактика?

Практические занятия.

Заполнение дневника наблюдений за погодой. Условное обозначение облачности, осадков, температуры воздуха по термометру.

Игра-конкурс: «Путешествие в космос», автор Иевлева Л.

Игры: «Расставь планеты», «Найди пару», «Подбери пришельцу ракету», «Моё созвездие», «Найди тень», «Подбери словечко».

Пазлы: «Собери астероид», «Галактику», Созвездие «Большая медведица», Созвездие «Дева».

Кроссворд: «Отгадай ключевое слово».

Викторина: «Большое космическое путешествие».

Творческая работа: «Космический корабль».

Просмотр познавательных видеороликов: Астероиды, кометы, метеоры, метеориты, https://www.youtube.com/watch?v=_CVsT0QLwhQ

Мультфильм Лунтик: «Космические путешественники» https://www.youtube.com/watch?v=SFxnIQ05Mc0

Майлз с другой планеты: «Взрыв астероида» (Сезон 1, серия 19). https://www.youtube.com/watch?v=8Yymx-gOFjU

Майлз с другой планеты: «Первый день в галактической школе» (Сезон 2, серия 8) https://www.youtube.com/watch?v=AN-46dvKGdM

Чтение или прослушивание сказок на выбор детям, автор Ольга Сыроватина «Про луну и девочку», «Путешествие к звездам», «Космическая станция».

Профориентационная игра-конкурс: «Детективы». Знакомство с профессией астролог.

Блок 3. Человек и природа

(9 часов)

Теория. Беседа: Как развивалась жизнь на Земле.

Рассматривание: «Геохронологическая таблица». Природа, как среда обитания. Рассказ о мире живой природы. Загадки: «Природа и мы».

Практические занятия.

Заполнение дневника наблюдений за погодой. Условное обозначение облачности, осадков, температуры воздуха по термометру. Итоги фенологических наблюдений за 3 осенних месяца.

Творческая работа, рисование на тему: «Береги природу от огня». Конкурсное рисование плакатов: «Сохранить природу – сохранить жизнь! Викторина: «Природное царство и человек в нём».

Просмотр развивающих мультиков: «Правила поведения в природе» https://www.youtube.com/watch?v=fK8V7_2cW6M

Сборник познавательных мультфильмов Профессора Почемушкина о природе: https://www.youtube.com/watch?v=7YoPnPXxo_0

«Для чего нужна экология?» https://www.youtube.com/watch?v=AzT_qAOu4ns

«Природа в опасности» https://www.youtube.com/watch?v=H9TgFZR3dpA

«Природа и наша безопасность» https://www.youtube.com/watch?v=9-ld21lXfVA

Профориентационная игра: «Профессия на букву». Знакомство с профессией метеоролог.

Блок 4. Экосистема водоёма. Сеть пищевых отношений

(8 часов)

Теория. Беседа: «Вода источник жизни и среда обитания». Сезонные изменения в жизни водоёма, жизненные циклы водных организмов. Механизм круговорота воды. Искусственные и естественные водоемы Хабаровского края. Пищевые цепи водоёма.

Практические занятия.

Заполнение дневника наблюдений за погодой. Условное обозначение облачности, осадков, температуры воздуха по термометру.

Викторина: «Подводное царство»

Игры: «Что мы знаем о воде», «Это он, это он, водоём, родимый дом», «Узнай место», «Найди спрятанные предметы», «Допиши словечко», «Выяви несоответствие».

Творческая работа: плакат «Экосистема водоёма».

Опытническая деятельность: «Свойства и качество воды», «Вода Великий растворитель».

Практическая работа: «Веселые метаморфозы», «Стадии развития лягушки».

Лабораторная работа: «Водные экосистемы», «Водоёмы, водотоки, их разнообразие».

Профориентационные игры: «Самая-самая», «Волшебный мешочек». Знакомство с профессиями океанолог, водолаз.


Блок 5. Экосистема почвы. Сеть пищевых отношений

(8 часов)

Теория. Беседа: Что такое почва? Зачем дереву нужна почва? Почва как компонент неживой природы. Пищевые цепи почвы. Загадки

Практические занятия.

Заполнение дневника наблюдений за погодой. Условное обозначение облачности, осадков, температуры воздуха по термометру.

Лабораторная работа: «Почва», «Водопроницаемость песка и водопроницаемость глины».

Практическая работа: «Состав почвы», «Влияние типа почвы на прорастание семян».

Творческая работа: «Обитатели почвенной среды – кроты и мышки»

Викторина: «Почва и её обитатели».

Игры: «Кто где живёт», «Какие все мы разные», «Наоборот», «Живое-не живое».

Профориентационная игра: «Бюро находок». Знакомство с профессией почвовед.

Блок 6. Экосистема леса. Сеть пищевых отношений

(8 часов)

Теория. Беседа: Пищевые отношения между существами леса.

Практические занятия.

Заполнение дневника наблюдений за погодой. Условное обозначение облачности, осадков, температуры воздуха по термометру. Итоги фенологических наблюдений за 3 зимних месяца.

Лабораторная работа: «Понятие экосистема», «Зона смешанных и широколиственных лесов».

Практическая работа: «Влияние света на рост и развитие растений», «Посев и всхожесть семян»

Мини исследование: «Зачем дереву нужны насекомые?».

Творческая работа: Изобразить животных, участвующих в выявленной пищевой цепи леса.

Экскурсия в природу.

Игровое задание: Распределить животных - по 3 средам обитания; (тундра, тайга, пустыня).

Игры: «По лесным тропинкам», «Паутина жизни», «Перемешай и соотнеси», «С какой ветки детки?», «Угадай, что где растёт».

Профориентационная игра: «Профессия на букву». Знакомство с профессиями лесничий (лесник), охотовед, егерь. Найти ответы на вопросы, в чём схожесть и в чём различие данных профессий.

Блок 7. Деревья леса и посёлка

(6 часов)

Теория. Беседа: О лесе и обитателях леса. Для чего дереву нужны листья? Какие деревья преобладают в нашем родном посёлке? Каких деревьев меньше? Загадки о деревьях.

Практические занятия.

Заполнение дневника наблюдений за погодой. Условное обозначение облачности, осадков, температуры воздуха по термометру.

Мини исследование: «Спят ли деревья?»

Лабораторная работа: «Строение корня. Типы корней». «Знакомство со строением листа».

Творческая работа: «Краса леса – деревья».

Познавательная викторина: «Деревья нужны, деревья важны».

Кроссворд: «Зелёные друзья».

Игры: «Разноцветные плоды», «Рамочка», «Деревья»

Экскурсия в сквер. Мини исследование «Определение возраста дерева», «Каких деревьев больше в центре поселка?

Профориентационная игра: «Разные профессии». Знакомство с профессией биолог.

Блок 8. Воздух

(7 часов)

Теория. Беседа: Чистый воздух. Для чего нужен воздух и кому. Знакомство с термометром. Что можно измерить термометром? Как правильно им пользоваться. Какие меры предосторожности надо знать?

Загадки по теме.

Практические занятия.

Заполнение дневника наблюдений за погодой. Условное обозначение облачности, осадков, температуры воздуха по термометру. Итоги фенологических наблюдений за 3 весенних месяца.

Просмотр познавательного видео: «Свойства воздуха» https://www.youtube.com/watch?v=4uSSESg8cc4

«Состав воздуха» https://www.youtube.com/watch?v=ag8rxog-hf0

«Воздух и его охрана» https://www.youtube.com/watch?v=w8q_J_Zbr2Y

https://www.youtube.com/watch?v=xysYgDxQxVs Фиксики «Термометр».

Эксперименты и опыты: «Как поймать воздух?», «Имеет ли воздух вес?»

«Ветер-это движение воздуха», «Волшебная воронка», «Надувание воздушного шарика», «Загадочные пузырьки». «Как измерить температуру воздуха в классной комнате?» «Холодная и тёплая вода»

Игры: «По станциям «Воздух», «Воздушные гонки», «Море», «Кораблики».

Творческая работа: Рисуем метеостанцию.

Профориентационная игра: «Самая – самая. Знакомство с профессией метеоролог. «Дегустатор воздуха» - существует ли такая профессия?


Итоговые мероприятия

(2 часа)

Теория. Викторина: «Экологический микс».

Практические занятия.

Проведение итоговой диагностики.

Награждение самых активных участников.

Просмотр дневника наблюдений за погодой за весь учебный год. Выводы наблюдений.

Планируемые результаты

Предметные:

- овладеют первичными научными знаниями о взаимосвязях в природе;

-знают элементарные правила наблюдения за природными явлениями;

- имеют представления о правилах культуры экологического поведения.

Метапредметные:

-смогут самостоятельно провести оценку природ образующей деятельности человека, результата своей деятельности;

-смогут аргументированно рассуждать, самостоятельно участвовать в некоторых этапах исследований, продуктивно общаться и взаимодействовать в групповой работе.

Личностные:

Будут демонстрировать и проявлять чувство сопричастности к сохранению окружающей природной среды.

Смогут проявлять интерес к коллективной работе в природоохранных мероприятиях, акциях, конкурсах.

Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий:

Условия реализации программы:

Данная программа может быть полностью реализована при взаимодействии следующих факторов:

  • программно-методического обеспечения

  • дидактического материала

  • технических средств обучения

  • материально-технического и спортивного оборудования.

Требования к помещению: хорошо освещенный кабинет, имеющий помещение для хранения природного материала и лабораторного оборудования, учебные столы и стулья, место для игр.

Методические и педагогические принципы организации учебного процесса:

Принцип наглядности предусматривает использование, при обучении ком­плекса средств и приемов, (личная демонстрация приемов, видео и фотоматериалы, словесное описание нового приема.

Принцип доступности требует, чтобы перед детьми ставились посильные задачи, при этом, однако необходимо приучать обучающихся к преодолению трудностей, в противном случае у занимающихся снижается интерес к занятиям; от педагога требуется постоянное и тщательное изучение способностей учащихся, их возмож­ностей в освоении конкретных элементов;

Принцип систематичности предусматривает регу­лярное разучивание элементов, совершенствование техники элементов и изучение новых элементов для расши­рения активного арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности обучающихся;

Принцип гуманности предусматривает создание условий для формирования всесторонне развитой личности.

Принцип равенства. Педагог и ученик равны, в совместном поиске и исследовании. Разнятся лишь объем знаний и жизненный опыт. Общение между педагогом и воспитанников строится на основе взаимоуважения и совместной деятельности.

Принцип диалога. В рамках образовательной программы происходит постоянное двухстороннее общение между педагогом и воспитанниками. Поощряются обоснованные споры, дискуссии. Педагог должен строить занятия так, чтобы воспитанники по возможности самостоятельно находили ответы на вопросы занятия.

Принцип научного познания. На каждом занятии ученики должны совершать открытия. В рамках используемого подхода не имеет смысла оглашать азбучные истины, необходимо каждый раз находит новое в хорошо известном.

Принцип бережного отношения к природе. В ходе обучения воздействия педагога и учащихся на природу должно быть минимальным и не нести вреда окружающей среде.

Принцип дифференциации.


Формы аттестации/контроля

Форма аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, печатно на компьютере, в форме тестирования)

Проводя анализ полученных результатов обучения ребенка с ОВЗ, педагог сравнивает динамику показателей самого ребенка с теми, которые он демонстрировал в самом начале занятий. Педагог достиг положительного результата, если ребенок с удовольствием встречается с педагогом, испытывает положительные эмоции от занятий и общения с педагогом, если прослеживается развитие мелкой моторики рук, ребенок справляется с более мелкой и сложной работой, чем раньше, способен заинтересованно работать более длительное время, может анализировать свою работу и радоваться своим удачам.

Процесс контроля в работе с каждым ребенком очень индивидуален и зависит от конкретных психических и физических особенностей ребенка. Педагоги применяют контроль в виде беседы, рассказа воспитанника, а в основном в виде практических работ. Таким образом, изучаются качественные результаты работы.

К количественным формам контроля можно отнести активность участия ребенка в творческих, природоохранных, трудовых и массовых мероприятиях. Достижения ребенка (уровень мероприятий и занятое место) так же может являться формой контроля результативности программы.

Результаты работы школьников будет отражать рейтинговая система результатов (количественных и качественных) участия в викторинах, конкурсах, играх и т.д. Педагог ведет учёт активности участия детей в различных мероприятиях (праздниках, конкурсах) и учёт всех достижений учащихся. Фиксирует их в своем журнале. В качестве поощрения воспитанники получают свидетельство участника кружка, диплом, грамоту, благодарность.

Диагностика результатов усвоения текущего материала, умений и навыков обучающихся осуществляется через методы наблюдения, тестовые задания. Педагоги­ческий анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) прово­дится 4 раза в год (вводный — в сентябре, текущий – в течение всего учебного года, тематический – после изучения раздела или блока, итоговый – в мае).

Методы контроля: устный, письменный и практический контроль, дидактические тесты, викторины, практические работы, наблюдение. Предварительный контроль проводится в виде тестирования и игровых диагностик с целью изучения уровня готовности учащихся к восприятию нового материала. Викторина: «Береги природу». Приложение 1

Текущий контроль проводится для непрерывного отслеживания качества полученных знаний на отдельных этапах учебного процесса.

Преобладающей формой текущего контроля выступает проведение устного опроса (собеседование, сообщение ученика, игровые викторины) и письменных заданий, проводимых в форме практических и творческих заданий.

Тематический контроль проводится по завершению изучения раздела или блока для систематизации и обобщения изученного материала в виде викторин, тематических тестов, ребусов, загадок.

Итоговый контроль приурочен к концу учебного курса и проводится с применением диагностической методики: А. Сидельковского «Развитость моего экологического сознания».

Оценочные материалы

В дополнительном образовании детей не принято ставить оценки обучающимся, однако для детей и педагога важно понимать, как усваивает программу ребенок. Учитывая психо – физические особенности детей с ОВЗ нами используется словесная система оценивания:

Великолепно – «В», задание выполнено полностью, самостоятельно.

Очень хорошо – «ОХ», задание выполнено полностью после консультации педагога, самостоятельно.

Хорошо – «Х», задание выполнено полностью после консультации педагога, частично с помощью педагога.

Достаточно – «Д», задание выполнено полностью, с помощью педагога.

Недостаточно – «Н», задание выполнено частично.

Плохо – «П», задание не выполнено.

Недостаточно и плохо не выставляются.

Педагог проводит экологическую викторину, которая способствует расширению кругозора детей, их знаний по окружающему миру (Приложение 1).

Карту психологического развития ребенка для изучения социально-психологической адаптации к обучению учащегося с ограниченными возможностями здоровья. (Приложение 2).

Методологическую основу программы составляют:

  1. Концепции технологий инклюзивного образования (С. В. Алехина, М. Банерджи, Х. Гартнер, И. В. Карпенкова, С. И. Кудинов, Д. Митчелл, М. Фуллан и др.)

  2. Педагогические технологии обучения детей с отклонениями в развитии P.M. Боскис, А.И. Дьячкова, P.E. Левина, Н.Г. Морозовой, М.С. Певзнера, С.Г Шевченко, Н.Д. Шматко и др.;

  3. Подходы к развитию познавательной деятельности детей с ОВЗ (З.И. Калмыкова, И.А. Коробейников, Н.А. Менчинская, Ю.К. Бабанский, Л.В. Занков, В.И. Лубовский и др.) и влияние нарушений и интеллекта на развитие эмоционально-волевой сферы и др.

  4. Методика преподавания естествознания (Е.В. Григорьева);

  5. Личностно-ориентированный подход, который предполагает развитие личности, развитие ее индивидуальности и возможности самореализации

  6. Системно-деятельностный подход, который предполагает:

-формирование у обучающихся готовности к саморазвитию;

-формирование устойчивой системы знаний и системы ценностей;

-формирование социальной среды развития обучающихся в системе дополнительного образования;

-создание у обучающихся установки на самостоятельность, свободу выбора;

-осуществляется подход к индивидуальному развитию каждого обучающегося, в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;

-ориентацию на достижение цели и основного результата дополнительного образования.

Данный подход приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но непременно ведет к достижениям в области воспитания и обучения.

Особенности методики обучения

Личностно-ориентированное обучение – применение личностно-ориентированного обучения позволяет проводить занятия, где каждый учащийся с ОВЗ не только усваивает те или иные знания, но и познает самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, прогнозировать пути их развития.

Информационно-коммуникационные технологии – позволяют активизировать процесс обучения, расширить кругозор, развить познавательную активность, создать условия для формирования определенных умений и навыков, необходимых в повседневной деятельности ребенка с ОВЗ.

Исследовательские технологии – дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения.

Здоровьесберегающие технологии - использование данных технологий позволяют равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении детей с ОВЗ.


МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Список оборудования

  • компьютер;

  • мультимедийная система;

  • экран;

  • канцелярские товары:

линейки, пластилин;

цветные и простые карандаши, ластики;

акварель, гуашь;

печатная бумага, цветная бумага, цветной картон;

  • энтомологические коллекции насекомых;

  • коллекции семена растений;

  • коллекции листья деревьев и плоды;

  • гербарии растений;

  • коллекции чучел птиц.

Оборудование для исследований и лабораторных работ.

  • Лупа с ручкой. Желательный диаметр около 10 см. - 4 шт.

  • Спиртовка с держателем - 1 шт.

  • Флюгер.

Список дидактических и наглядных материалов:

  • комплект наглядных пособий «Уроки экологии»;

  • комплект наглядных пособий «Небесные тела»;

  • комплект наглядных пособий «Деревья их строение». Лиственные и хвойные»;

  • комплект наглядных пособий «Лесные звери»;

  • комплект наглядных пособий «Перелётные и зимующие птицы»;

  • комплект наглядных пособий «Насекомые»;

  • комплекты наглядных пособий «Комнатные растения, полевые цветы, садовые цветы»;

  • комплект наглядных пособий «Профессии»;

  • комплект наглядных пособий «О свойствах воды, о жителях пресноводных водоёмов и морей, о том, что растёт в воде»;

  • комплект наглядных пособий, загадки, стихи, дидактические игры по темам: «Животные, насекомые, птицы, растения, явления природы»;

  • комплект из 4-х плакатов «Экология», «Природа – наш дом», «Природные сообщества»;

  • комплект из плакатов «Правила поведения в лесу для младших школьников»;

  • топографические карты;

  • карты-схемы;

  • таблицы-схемы, таблицы по темам;

  • мультимедийные презентации по разделам;

  • бланки тестов по разделам;

  • бланки тестов для диагностики.

Оборудование для исследований и лабораторных работ.

  • Лупа с ручкой. Желательный диаметр около 10 см. - 4 шт.

  • Спиртовка с держателем - 1 шт.

  • Флюгер.

Список дидактических и наглядных материалов:

  • топографические карты;

  • карты-схемы;

  • таблицы-схемы, таблицы по темам;

  • мультимедийные презентации по разделам;

  • бланки тестов по разделам;

  • бланки тестов для диагностики.













ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН



Раздел, блок

Тема занятия

Сроки проведения

1.1

Акции

Краевая экологическая акция «День Амурского тигра»

Сентябрь

2020

1.2

Районная экологическая акция «Помоги зимующим птицам»

Ноябрь - март

1.3

Природоохранная акция «Елочка»

Декабрь - январь

1.4

Районная экологическая акция «День земли»

22 апреля 2021

1.5

Районная природоохранная акция «Дни защиты от экологической опасности»

Апрель-май 2021

2.1

Праздники

«День Российской науки»

Февраль

2.2.


«День геолога»

Апрель


Список методической и учебной литературы.

УМК, используемый при работе по данной программе:

  1. Авторская программа Н. А. Рыжовой «Наш дом природа» М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005. — 192 с.: ил. ISBN 5-9715-0004-Х.

  2. Барышникова Б.Г. Наша зелёная планета. Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. / Г. В. Барышникова; худож. С.В. Павлышева – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192с..: ил. – (После уроков).

  3. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет : практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Воронеж: Лакоценин С. С., 2009.Атлас Хабаровского края. Хабаровск, 2000

  4. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ/ ред.-сост. З.И. Невдахина. – Вып. 3. – М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2007. – 416 с.

  5. Дыбина О.В., Рахмалова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты./ О. В. Дыбина (отв. Ред.). – М., ТЦ «Сфера», 2001. – 192 с.

  6. Комплексная программа по формированию экологической культуры детей в возрасте от 5 до 16 лет «Гармония природы» Т.В. Шпотовой (2009).

  7. Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Мир вокруг нас: Метод. пособие: 4 класс. – М.: «Просвещение», 2002.

  8. Подрезова, Т. И. Материал к занятиям по экологии. Времена года. Лес. Грибы.- М.; Айрис-пресс, 2006. – 256 с.

  9. Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины: для учащихся 1-5 классов. / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - 9-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 304с.: ил. – (Детский праздник)

  10. Программа А.А. Плешакова «Экология для младших школьников», «Наш дом природа», утвержденные Министерством образования РФ в 2005 году.

  11. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: – 2 изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 283 с.

  12. Дневник наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека 3 класс (Е.А. Валерьянова).

  13. Т. В. Шпотовой, «Игровая экология», приведённой в соответствие с требованиями программы начального общего образования Издательство: ЦЭО г. Обнинск 2000 г.


Научно – популярная литература

(энциклопедии, справочники и др.)

  1. Закон РФ от 29.09.2012 № 273-ФЗ (ред. 21.07.14) «Об образовании в Российской Федерации» ст. 79.

  2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. 21.07.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

  3. Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья» (в ред. 29.03.2014).

  4. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред. Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Красноярск. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71-95.

  5. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие. Балашов: Николаев, 2012. 80 с.

  6. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / Авт.-сост. А. А. Наумова, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. Волгоград: Учитель, 2012. 147 с.

  7. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. 2008. № 1. С. 71-78.

  8. Мёдова Н.А. Основные параметры реализации принципа доступности образования для детей с особыми образовательными потребностями в условиях муниципальной образовательной системы (статья) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 13. с. 102

  9. Мельник Ю. В. Социально-педагогические технологии инклюзии детей с инвалидностью // Современные проблемы философии и социально-гуманитарных наук: сборник научных трудов. Выпуск XXIV. Москва-Ставрополь: Ассоциация «Междисциплинарное общество социальной теории». ГОУ ВПО СевКавГТУ, 2010. С. 213-218 (0,4/0,2 п.л.).

  10. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012. 92 с.

  11. Чирва Е.И., Карплюк П.Н. Организация воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе: Методические рекомендации. Горно-Алтайск. Изд-во Г-АГУ, 2014. 76 с.

  1. Вологдина, Е. В. Живая природа / Вологдина Е. В., Малафеева Н. Н., Травина И. В. - Москва: РОСМЭН, 2009.


Интернет-ресурсы:

http:// numi.ru/ - методический центр NUMI.RU.

http://pedsovet.su/ - педагогическое сообщество Екатерины Пашковой; http://pedsovet.org/ - XI Всероссийский интернет-педсовет;

http://www.rusedu.ru/ - архив учебных программ и презентаций; http://www.uchportal.ru/ - учительский портал;

http://www.nachalka.com/ - сайт учителей начальной школы;

http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";

http://ecopatrol.pro/ecolikbez/biblioteka-proekta/vodazhizn/ Эколикбез.

http://www.solnobr27.ru/?page_id=207 - Образование в Солнечном районе. Полезные ссылки для педагогов.

https://multiurok.ru/files/sbornik-ekologhichieskikh-ighr.html Сборник экологических игр

https://dom-knig.com/read_227166-45 Методика преподавания естествознания Е. Григорьева

https://infopedia.su/17xba3b.html Методика проведения фенологических наблюдений с младшими школьниками. Методика работы с дневником наблюдений.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!