СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад об использовании современных образовательных технологий на уроках физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опираясь на данные педагогического мониторинга обучающихся, учитывая заказ родителей на образовательную услугу, считаю целесообразным при построении воспитательно-образовательного процесса включать в него современные образовательные технологии.

Просмотр содержимого документа
«Доклад об использовании современных образовательных технологий на уроках физической культуры»

Доклад

об использовании современных образовательных технологий на уроках физической культуры



Повышение качества образования – актуальная  проблема не только для России, но и для всего мирового сообщества. Ее решение связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Тесная связь состояния здоровья и физической работоспособности с образом жизни, объёмом и характером повседневной двигательной активности доказана многочисленными исследованиями, которые свидетельствуют о том, что «оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни».

Опираясь на данные педагогического мониторинга обучающихся, учитывая заказ родителей на образовательную услугу, считаю целесообразным при построении воспитательно-образовательного процесса включать в него современные образовательные технологии.

Одним из приоритетных направлений работы колледжа, в котором я работаю, является повышение качества образования через использование информационно-коммуникационных технологий.

Цель использования технологии:  повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения.

Основные задачи обучения:

- приобрести базовый набор знаний и расширить кругозор по информационным технологиям;

- сформировать практические навыки использования информационных технологий в области физической культуры и спорта;

- развить творческие способности в решении профессионально-педагогических задач;

В колледже имеются все условия для проведения уроков с компьютерной поддержкой: интерактивные доски, мультимедийные проекторы, компьютеры, поэтому в мою практику включены  уроки с компьютерной поддержкой.

 Уже который год использую на уроках физической культуры  электронные презентации. Это разрешило мне при использовании компьютерных технологий в образовательном процессе, сделать урок более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны студентам непосредственно.

Обязательные инструктажи, проводимые перед каждым новым разделом программы, я, совместно с обучающимися, разработал  в виде презентаций. Эта новинка показала, что студенты с интересом воспринимают ту же самую информацию, которая ранее  предъявлялась в традиционной устной форме. В презентации обязательно включаются  фотографии известных спортсменов - представителей данного вида спорта, что позволяет в ненавязчивой форме расширять знания учащихся по отдельным разделам программы, а также получать сведения необходимые при подготовке к экзаменам и олимпиаде по физкультуре.

Студенты, освобожденные от практических занятий физической культурой по состоянию здоровья, по желанию делают презентации на теоретические темы и выступают с докладами перед однокурсниками.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет мне знакомится с разработками коллег на специализированных для работников образования сайтах и  персональных сайтах учителей физической культуры, а также публиковать свои разработки. 

Результат использования технологии: интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий. ИКТ позволило значительно расширить и разнообразить содержание обучения на уроке.


Технология уровневой дифференциации.

Цель использования технологии: создание условий личностного развития, оптимального уровня физической активности студентов, независимо от индивидуальных способностей и особенностей.

     Задачи:

- сохранить интерес к предмету на протяжении всей учебы;

- обеспечить индивидуальный уровень овладения знаниями, умениями, навыками;

- создать условия для определенной степени самостоятельности детей в обучении.

В группах часто подбираются ребята с разным уровнем физической  подготовленности и психологическими качествами. Это является причиной понижения эффективности уроков физической культуры при условии использования единообразных требований  и методов работы со всеми обучащимися. Применяя современную обучающую технологию дифференцированного обучения, в колледже мной на уроках физической культуры применяются элементы технологии уровневой дифференциации:

- на уроке студентам дается задание с учетом уровня подготовки, развития, особенности мышления и познавательного интереса к предмету;

- при оценивании учитывается не только достигнутый результат, но и динамика изменений физической подготовленности студента;

- студенты распределяются на медицинские группы с учетом состояния здоровья, что учитывается в организации занятия:

  • для студентов специальной медицинской группы дается отдельное задание;

  • для студентов, освобожденных от занятий по состоянию здоровья, разработаны и утверждены темы рефератов;

- ежегодно в начале и конце учебного года проводится тестирование всех студентов колледжа по 5-ти упражнениям с целью определения уровня физических способностей для дифференциации на группы;

- студенты среднего уровня привлекаются на дополнительные занятия различными видами спорта (волейбол, футбол, настольный теннис) и внутриколледжные соревнования;

- одаренные студенты успешно участвуют в соревнованиях муниципального и др. уровней.

  Результат использования технологии: данный подход к обучению на уроках физкультуры нацелен прежде всего на укрепление здоровья и развития двигательной активности студентов. Основные результаты занятий – профилактика заболеваемости у обучающихся, а также повышение интереса к занятиям физическими упражнениями, возможность каждому реализоваться, добиваться успеха.


Игровая технология

Цель использования технологии: активизация и совершенствование основных психических процессов, лежащих в основе двигательной.

Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях. Игровая деятельность на уроках в колледже дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Ценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости, а от физиологической необходимости обучающихся двигаться, играть. Игра – это проявление желания действовать.

На каждом уроке физической культуры применяются элементы игровой технологии:

- для обучения двигательным действиям (подвижные игры, спортивные игры – баскетбол, волейбол, футбол)

- для развития различных физических качеств (различные эстафеты, подвижные игры)

- для формирования понятий о нормах общественного поведения, воспитания культурных навыков поведения

- для увеличения положительных эмоций от занятий физической культурой и тем самым повышения интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом

  Результат использования технологии: активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.


Соревновательная технология.

Цель использования технологии:  стимулировать максимальное проявление двигательных способностей.

Соревновательная технология исключает принуждение к учению: обучение идет через игру и соревнование. Он способствует движению вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности.

Поэтому на своих уроках и внеклассных занятиях в спортивных секциях я применяю самый эффективный метод в физическом воспитании – соревновательно - игровой. Он многогранен и является проверенным средством активизации двигательной деятельности как на уроке физкультуры, так и на занятиях по физической подготовке (тренировочных занятиях) за счет подключения эмоций студентов. Важным достоинством данного метода является также возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение соревновательно - игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет мне добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке студентов по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах и времени, а сами занятия сделать более интересными. 
Применение элементов соревновательной технологии:

- при совершенствовании различных двигательных действий применяются соревновательные методы – студент применяет разученное действие для повышения показателей физической подготовленности. Так, например, освоенная техника высокого старта, стартового разгона, бега по дистанции и финиширования позволяет повысить скорость прохождения своего этапа на соревнованиях в эстафете.

- на занятиях по волейболу, баскетболу и т.д. обязательно применяется соревновательный метод в процессе учебной игры для:

*повышения эмоциональной направленности урока,

*увеличения интереса к игре,

*повышения мотивации к совершенствованию технико-тактических навыков и развитию физических качеств.

- соревновательный метод очень эффективен в привлечении студентов к занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время – студенты охотно участвуют в соревнованиях между группами колледжа, активно болеют за команды однокурсников, что способствует более ответственному отношению к предмету «Физическая культура» и повышению стремления обучающихся к самосовершенствованию;

- во время сдачи контрольных тестов применение соревновательной технологии позволяет добиться более высоких показателей физической подготовленности, помогает студентам обрести уверенность в своих силах.

 Результат использования технологии: повышение мотивации к изучению предмета, инструмент для формирования колледжной сборной команды по видам спорта.

Здоровьсберегающая технология.

Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить студентам возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие образовательные технологии являются самыми значимыми из всех технологий, по степени влияния на здоровье обучающихся, так как основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности обучающихся, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации.

Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает обучащеюмуся и преподавателю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.

При планировании и проведении урока я опираюсь на основные современные требования к уроку физической культуры с комплексом здоровьесберегающих технологий:

-рациональная плотность урока;

-включение в занятие вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию у студентов ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

-оптимальное сочетание различных видов деятельности;

-выбор методов и приёмов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;

-формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

-осуществление индивидуального подхода к обуучающимся с учетом личностных возможностей;

-создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки;

-включение в урок приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма, развитию навыков самооценки уровня своего физического развития;

-целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего урока и в итоговой его части.

Ориентируясь на принципы здоровьесберегающего урока, направленные на укрепление физиологического и психологического здоровья, я использую следующие педагогические методы и приёмы обучения:

-повышение двигательной активности детей;

-эмоциональный климат урока. Этот метод помогает учащимся освоить следующие способы самооздоровления: а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!"; б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе".

Здоровьесберегающая технология в моей деятельности включает в себя: знакомство с результатами медицинских осмотров студентов; их учёт в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом; создание условий для заинтересованного отношения к учёбе. Одним из главных направлений здоровьесбережения считаю создание здорового психологического климата на уроках. Контрольные испытания, задания, тестирование дают мне исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых – учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Во время занятия я чередую различные виды учебной деятельности; использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения моих студентов. И, конечно же, при выборе форм, содержания и методов работы я учитываю возраст, пол учащихся, состояние здоровья, уровень их развития и подготовленности. На своих занятиях обеспечиваю необходимые условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами (освещение, характеристика воздуха, температурный режим).

Большую помощь в методической деятельности оказывают студенты, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и освобожденные от уроков. Их рефераты и презентации помогают донести принципы здоровьесохранения до студентов в доступной форме.

 Результат использования технологии: улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния; формирование стремления вести здоровый образ жизни; повышение уровня физической подготовленности.

Благодаря использованию современных образовательных технологий на уроках физической культуры студентам прививаются такие важные личностные качества, как толерантность и коллективизм, совершенствуется физическое мастерство, укрепляется здоровье, отбираются сильнейшие для участия в муниципальных и краевых соревнованиях.


Преподаватель Ю.А. Колесников


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!