СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Развитие речи младших школьников"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад содержит практческий материал о работе над развитием речи младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Развитие речи младших школьников"»

Развитие речи младших школьников.

Цель выступления:

Научить применять различные методы, приёмы и формы по развитию речи с младшими школьниками. Освоение и отработка практических умений.

Задачи:

Передача своего опыта, форм, методов, приёмов педагогической деятельности.

Создание условий для развития профессионализма его участников на основе рефлексии собственного педагогического мастерства, обмен опытом работы.

Каждый, кто знаком с проблемами изучения русского языка в начальных классах, знает, какое большое значение придает школа развитию речи учащихся. Новый образовательный стандарт предусматривает развитие коммуникативных УУД. А это и умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, и умение высказывать свою точку зрения на события и поступки, и умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом жизненных ситуаций, и умение выполнять различные роли в группе, и умение сотрудничать в паре. Учителям хорошо известно, что многие дети испытывают существенные затруднения при выражении своих мыслей и чувств в связной форме. Письменные и устные высказывания младших школьников нередко отличаются бедностью мысли и языка, имеют композиционные недостатки, изобилуют многочисленными речевыми ошибками и погрешностями. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще. Однако есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а следовательно невозможно и успешное развитие речи учащихся.
Первое условие – потребность детей высказываться, второе – о чём нужно сказать, т. е. наличие содержания; третье – создание хорошей речевой среды.
Язык усваивается ребёнком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого, конечно, недостаточно.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам, в частности, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
В настоящее время уже ни у кого не возникает сомнения в том, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, обладать поисковым мышлением, иметь высокий уровень интеллектуального развития.
Наиболее оптимальными были определены такие модели уроков по развитию речи и коммуникабельности, как творческое списывание, творческий диктант; творческое изложение; творческое сочинение; урок с опорой на презентацию, словари, справочники, энциклопедии, хрестоматии; творческие проектные и исследовательские уроки и аналогичные виды работ во внеурочной деятельности.
Все эти виды работ проводятся в определённой системе, начиная с таких, которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности. Творческие изложения вырабатывают у учащихся умение самостоятельно излагать свои мысли, являются первыми ступеньками к сочинению.
Внеурочная деятельность в начальной школе направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться добывать эти знания, действовать, принимать решения. Для достижения этой задачи в школе организованы различные кружки, клубы, секции внеурочной деятельности. Мною создана рабочая программа и тематическое планирование для занятия «Развитие речи». Занятия проводятся в первой половине дня после, один раз в неделю. Учимся писать изложения, выполняем разноуровневые задания.

1. Фонетическая зарядка.

Как дудят в дудочку?

( Ду-ду-ду…)


Как жужжит шмель?

( Ж-ж-ж…)

2. Чистоговорки:

На-на-на – высока у нас сос…


Ло-ло-ло - на улице теп..


Ла-ла-ла – вот лопата и пи..


Ча-ча-ча – на столе горит све..


Жи-жи-жи – над водой кружат стри…

Крур-крир-саморир-рики-брики-кальтаир

На часок мы заш-ш-ш-шли

К черепаш-ш-ш-шке

Черепаш-ш-ш-шка подала

Чайник, чаш-ш-ш-шки.

3.Скороговорки:


- Пилил Филипп полено из лип. Притупил пилу Филипп.


Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.

В поле полет Фрося просо,
Сорняки выносит Фрося.

Кота Потап по лапе хлопал,

И от Потапа кот утопал.

Раз, два, три, четыре.

Сосчитаем дыры в сыре.

Если в сыре много дыр,

Значит, вкусным будет сыр,

Если в нем одна дыра,

Значит, вкусным был вчера.


Раз-два, раз-два, раз-два-три! Вслед за мною говори: «В понедельник, вторник, среду в гости к бабушке поеду,

А в четверг и в пятницу санки к дому катятся.

За субботой – воскресенье, В этот день пекут печенье. Раз-два, раз-два, раз-два-три!

Всю считалку повтори!»

Упражнение в переносе логического ударения

  • Шесть мышат в камышах шуршат.

  • Шесть мышат в камышах шуршат.

  • Шесть мышат в камышах шуршат.

  • Шесть мышат в камышах шуршат

Проведение игры
" Я начну, а вы продолжите…"

  • Плачет киска в коридоре.
    У нее большое горе.
    Злые люди бедной киске
    Не дают украсть сосиски!

  • Качу, лечу во весь опор.
    Я сам шофер, я сам мотор.
    Нажимаю на педаль
    И машина мчится вдаль…

  • Подарил мне папа льва,
    Ох и струсил я сперва.
    Я два дня его боялся,
    А на третий он сломался.

  • Целый день сегодня шью
    Я одела всю семью.
    Погоди немножко, кошка,
    Будет и тебе одежка.


Проведение игры " Птичья стая ".

Птицы готовятся к отлёту в тёплые страны. Они щебечут, громко кричат, радуясь перелёту.

Громко, весело: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.

Птицы немного угомонились, стали вести себя потише.

Средним голосом, не спеша: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.

И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко в небо. Их голоса чуть слышны.

Шёпотом: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.


Работа с фразеологизмами
Замени фразеологические обороты словами-синонимами.

В час по чайной ложке (медленно)

Рукой подать (близко)

Фразеологизмы- антонимы

Трещать без умолку – Набрать в рот воды


Восстанови фразеологизмы

  • Купить ... в мешке

  • Пустить ... в огород

  • Делить шкуру неубитого ...

  • Смотреть как ... на новые ворота

  • Дуется как ... на крупу

  • Набито как в бочке ...

  • Писать как ... лапой

Выпиши только те предложения, в которых употреблены фразеологизмы.

  • Ледовый дворец в двух шагах от моего дома.

  • Люся стояла в двух шагах от меня.

  • В конкурсе рисунков Витя заткнул всех за пояс.

  • Дима заткнул за пояс рукавицы.

  • Бабушка утерла внуку нос.

  • Наши футболисты утерли всем нос.

Синквейн на уроках:

На уроках окружающего мира:

Лед.
Твердый, холодный.
Замерзает, скользит, обжигает.
Не сможет согреть руки.
Зима.

На уроках математики:

Задача

Трудная, непонятная.

Думать, рассуждать, решать.

Развивает логическое мышление.

Знание.

Развитию речи и мышлению учащихся способствует письмо изложений и сочинений.


В заключение хочу сказать, что коммуникативный подход к работе по развитию речи школьников может обеспечить высокие результаты: развитие мышления детей, формирование правильности, образности и выразительности их речи.

"Естественный путь усвоения языка – это развитие речи.

Речь - канал развития интеллекта.

Чем раньше будет усвоен язык,

тем легче и полнее будут усваиваться знания".

Н. И. Жикалкин.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!