Развитие речи младших школьников.
Цель выступления:
Научить применять различные методы, приёмы и формы по развитию речи с младшими школьниками. Освоение и отработка практических умений.
Задачи:
Передача своего опыта, форм, методов, приёмов педагогической деятельности.
Создание условий для развития профессионализма его участников на основе рефлексии собственного педагогического мастерства, обмен опытом работы.
Каждый, кто знаком с проблемами изучения русского языка в начальных классах, знает, какое большое значение придает школа развитию речи учащихся. Новый образовательный стандарт предусматривает развитие коммуникативных УУД. А это и умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, и умение высказывать свою точку зрения на события и поступки, и умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом жизненных ситуаций, и умение выполнять различные роли в группе, и умение сотрудничать в паре. Учителям хорошо известно, что многие дети испытывают существенные затруднения при выражении своих мыслей и чувств в связной форме. Письменные и устные высказывания младших школьников нередко отличаются бедностью мысли и языка, имеют композиционные недостатки, изобилуют многочисленными речевыми ошибками и погрешностями. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще. Однако есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а следовательно невозможно и успешное развитие речи учащихся.
Первое условие – потребность детей высказываться, второе – о чём нужно сказать, т. е. наличие содержания; третье – создание хорошей речевой среды.
Язык усваивается ребёнком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого, конечно, недостаточно.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам, в частности, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
В настоящее время уже ни у кого не возникает сомнения в том, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, обладать поисковым мышлением, иметь высокий уровень интеллектуального развития.
Наиболее оптимальными были определены такие модели уроков по развитию речи и коммуникабельности, как творческое списывание, творческий диктант; творческое изложение; творческое сочинение; урок с опорой на презентацию, словари, справочники, энциклопедии, хрестоматии; творческие проектные и исследовательские уроки и аналогичные виды работ во внеурочной деятельности.
Все эти виды работ проводятся в определённой системе, начиная с таких, которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности. Творческие изложения вырабатывают у учащихся умение самостоятельно излагать свои мысли, являются первыми ступеньками к сочинению.
Внеурочная деятельность в начальной школе направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться добывать эти знания, действовать, принимать решения. Для достижения этой задачи в школе организованы различные кружки, клубы, секции внеурочной деятельности. Мною создана рабочая программа и тематическое планирование для занятия «Развитие речи». Занятия проводятся в первой половине дня после, один раз в неделю. Учимся писать изложения, выполняем разноуровневые задания.
1. Фонетическая зарядка.
Как дудят в дудочку?
( Ду-ду-ду…)
Как жужжит шмель?
( Ж-ж-ж…)
2. Чистоговорки:
На-на-на – высока у нас сос…
Ло-ло-ло - на улице теп..
Ла-ла-ла – вот лопата и пи..
Ча-ча-ча – на столе горит све..
Жи-жи-жи – над водой кружат стри…
Крур-крир-саморир-рики-брики-кальтаир
На часок мы заш-ш-ш-шли
К черепаш-ш-ш-шке
Черепаш-ш-ш-шка подала
Чайник, чаш-ш-ш-шки.
3.Скороговорки:
- Пилил Филипп полено из лип. Притупил пилу Филипп.
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.
В поле полет Фрося просо,
Сорняки выносит Фрося.
Кота Потап по лапе хлопал,
И от Потапа кот утопал.
Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр,
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.
Раз-два, раз-два, раз-два-три! Вслед за мною говори: «В понедельник, вторник, среду в гости к бабушке поеду,
А в четверг и в пятницу санки к дому катятся.
За субботой – воскресенье, В этот день пекут печенье. Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Всю считалку повтори!»
Упражнение в переносе логического ударения
Шесть мышат в камышах шуршат.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Шесть мышат в камышах шуршат
Проведение игры
" Я начну, а вы продолжите…"
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе.
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски!
Качу, лечу во весь опор.
Я сам шофер, я сам мотор.
Нажимаю на педаль
И машина мчится вдаль…
Подарил мне папа льва,
Ох и струсил я сперва.
Я два дня его боялся,
А на третий он сломался.
Целый день сегодня шью
Я одела всю семью.
Погоди немножко, кошка,
Будет и тебе одежка.
Проведение игры " Птичья стая ".
Птицы готовятся к отлёту в тёплые страны. Они щебечут, громко кричат, радуясь перелёту.
Громко, весело: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.
Птицы немного угомонились, стали вести себя потише.
Средним голосом, не спеша: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.
И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко в небо. Их голоса чуть слышны.
Шёпотом: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.
Работа с фразеологизмами
Замени фразеологические обороты словами-синонимами.
В час по чайной ложке (медленно)
Рукой подать (близко)
Фразеологизмы- антонимы
Трещать без умолку – Набрать в рот воды
Восстанови фразеологизмы
Купить ... в мешке
Пустить ... в огород
Делить шкуру неубитого ...
Смотреть как ... на новые ворота
Дуется как ... на крупу
Набито как в бочке ...
Писать как ... лапой
Выпиши только те предложения, в которых употреблены фразеологизмы.
Ледовый дворец в двух шагах от моего дома.
Люся стояла в двух шагах от меня.
В конкурсе рисунков Витя заткнул всех за пояс.
Дима заткнул за пояс рукавицы.
Бабушка утерла внуку нос.
Наши футболисты утерли всем нос.
Синквейн на уроках:
На уроках окружающего мира:
Лед.
Твердый, холодный.
Замерзает, скользит, обжигает.
Не сможет согреть руки.
Зима.
На уроках математики:
Задача
Трудная, непонятная.
Думать, рассуждать, решать.
Развивает логическое мышление.
Знание.
Развитию речи и мышлению учащихся способствует письмо изложений и сочинений.
В заключение хочу сказать, что коммуникативный подход к работе по развитию речи школьников может обеспечить высокие результаты: развитие мышления детей, формирование правильности, образности и выразительности их речи.
"Естественный путь усвоения языка – это развитие речи.
Речь - канал развития интеллекта.
Чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания".
Н. И. Жикалкин.