СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме " Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроке и во внеклассной работе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на МО "Методы и приёмы работы по развитию речи младших школьников на уроке и во внеклассной работе".

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме " Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроке и во внеклассной работе".»

Тема: «Методы и приёмы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе».

О необходимости развивать речь ребёнка, воспитывать у него любовь к родному языку говорят не только в школе.

Развивать речь – значит систематически работать над её содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Работа по развитию речи активно должна вестись ещё в дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребёнка становится учебная деятельность. Известно много методов и приёмов по развитию речи младших школьников. Ведь научить ребёнка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряжённого труда. Приведу некоторые из методов и приёмов развития речи, используемые в моей работе.

Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся.

Работа над словарём – это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль.

Учащиеся часто не понимают самых простых слов. Причиной этого является слабая работа по привитию навыка вникать в смысл слова. Для уточнения смысла слова эффективно называть от какого слова образовались данные слова, подбирать проверочные однокоренные слова, искать проверяемые и проверочные слова. Такие упражнения заставляют вырабатывать орфографический навык.

Активный словарь у детей невелик. Однако и этот небольшой запас слов многие не всегда умеют использовать в своей речи.

Поэтому передо мной стоят задачи:

  1. расширять детский словарь;

  2. пассивный словарь сделать активным;

  3. обогатить речь ученика образными словами и выражениями.

Работа со словарными словами в первом классе проводится по следующему плану:

Понедельник.

Знакомство с новым словарным словом, орфографическое проговаривание, запись в тетрадь по образцу.

Вторник (урок чтения).

Фонетический разбор – в первом классе упрощенный: записав слово, гласные буквы обозначить точкой красным карандашом; устно по слогам, ударение; через дефис – записать по слогам, обозначить твёрдые и мягкие согласные синим и зелёным карандашами, далее – количество слогов, букв и звуков.

Среда.

Запись в тетрадях по слогам (1 класс), по слогам, для переноса (2 -4 классы); орфографическое проговаривание.

Четверг.

Составление словосочетаний (1 класс, устно); 2-4 классы: составление словосочетаний, подбор однокоренных слов (где возможно), составление предложений, (4 класс) - запись в тетради.

Возможно составление связного рассказа с данными словами (работа в парах, устно), отбор лучших текстов, по желанию запись в тетради (2-3 минуты).

Лучшие творческие рассказы на внеурочке озвучить и записать в общую тетрадь для творческих работ, которая лежит в классе (домашнее задание плюс дополнительная оценка).

Пятница.

Словарный диктант с использованием слов, изученных ранее.

Так же необходимо учиться пользоваться Толковым и Орфографическим словарями.

Разнообразные игры со словами развивают у детей природное языковое чутьё.

Например, в первом классе прописывая слоги, подбираем слова с этим слогом в начале слова, в середине, в конце. Не все дети выполняют задания с одинаковой скоростью, поэтому, чтобы остальные не скучали, провожу подобную игру.

Также подбираем рифмы к словам: дом- ком- сом, колобок-уголок и т.д. Эти игры рекомендую проводить, начиная с первого класса. Начиная со второго, работа усложняется. На доске записываются две строчки, дети должны за определённое время продолжить начатое. Получается не у всех сразу, поэтические неожиданности рождаются постепенно, незаметно.

Для обогащения словарного запаса детей мы используем в работе пословицы и поговорки. К сожалению, чаще всего дальше написания, объяснения смысла и заучивания наизусть работа не продвигается.

В четвертом классе я пыталась записывать пословицы и поговорки в начале урока как минутку по чистописанию, чтобы дома, готовя уроки, ребята перечитывали написанное и запоминали. На следующий день только часть учеников могла повторить написанное, потому что оно воспринималось как игра.

Интересна игра «Переведи на русский язык» (3-4 классы). Известно, что у многих народов немало пословиц и поговорок, сходных по смыслу. Ребятам нравятся такие задания.

Вот несколько примеров для игры:

Прежде, чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетнам)

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан)

Шило в мешке не утаишь.

Маленький горшок хорошо нагревается. (Англия)

Мал золотник, да дорог.

Сын леопарда – тоже леопард. (Африка)

Яблоко от яблони недалеко падает.

Куда лопата ведёт, туда вода течёт. (Тибет)

Куда иголка, туда и нитка.

Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)

Пуганная птица всего боится.

Игровые упражнения по подбору рифм, о которых говорилось выше, помогут детям сочинять загадки. В ходе совместного обсуждения с детьми, нужно выявить важные признаки загадки:

- предмет не называется, но он сравнивается, описывается, противопоставляется или называется по-другому;

- называются главные признаки предмета, отличающие его от всех других;

- в некоторых загадках можно использовать рифму.

Можно провести проект «Сочини загадку» и предложенные детьми загадки использовать в работе.

Для развития речи младших школьников может быть использована методика скороговорения. Предлагаю следующие формы работы со скороговоркой:

- обыгрывание скороговорок, т.е. проговаривание в разном темпе, с разными интонациями;

- проговаривание, сопровождаемое определёнными действиями (танцевальными движениями, хлопками, …);

- инсценирование скороговорок;

- создание скороговорных приветствий.

Поиграйте в игру «Скороговорная лента». По команде два ученика начинают скручивать ленту и одновременно проговаривают скороговорку. Победит правильно выполнивший задание.

Скороговорки с продолжением (работа в парах, 2-4 классы)

Кто-то придумывает начало скороговорки, но дописывают её другие. Например,

Расшалившийся малыш … (крикнул кошке громко: «Кыш!») Зачитываются все варианты.

Словесное рисование.

Словесное рисование – это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. Это непростое задание. Поэтому можно использовать следующее:

Упражнения для развития у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное. Возможны задания-вопросы:

- Какие чувства при чтении стихотворения возникли в твоей душе?

- Какие слова выбирает автор для передачи радости при виде необыкновенной красоты?

- Найди строки, передающие настроение автора.

- Какая мелодия подходит к этому стихотворению?

Вторая группа упражнений направлена на пробуждение воображения и фантазии школьников. (Словесное рисование)

Задания:

-Какие краски вы используете, чтобы нарисовать картину к этому тексту.

-Вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь подобрать мелодию.

- Какие звуки повторяются в этой строке и что они рисуют?

Третья группа упражнений – на выражение личностного отношения:

- Какие настроения автора вы прочувствовали?

- Поделитесь своими впечатлениями об услышанном.

Результатом работы по словесному рисованию станет то, что значительно увеличится группа детей, обладающих образной речью, активизируется словарный запас.

Работа с кроссвордами.

Применяя кроссворды на уроках при повторении пройденного материала, в доступной форме можно развивать навыки творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги, открывать что-то новое, познавать мир. Кроссворды составляются на отдельных листах, по желанию детей иллюстрируются. Можно использовать на уроках, на занятиях по внеурочной деятельности, даже на переменках. Лучшие работы предлагаются на выставки, конкурсы.

Составление викторин и тестов.

Составление викторин и тестов к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчивому чтению произведений. Чтобы ответить на вопросы без ошибок, ребенок должен понимать прочитанное. Такие работы помогают даже слабым ученикам поверить в свои силы, в то, что у них все получится, привлекают к работе всех детей.

Драматизация.

Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное иллюстративное средство, применяется во всех классах начальной школы. Возможные формы драматизации:

- пальчиковый театр;

- кукольный театр;

-костюмированные представления по известным произведениям;

-музыкальные инсценировки;

-спектакли по собственным сценариям.

Составление сказочных объявлений и телеграмм.

Есть компонент творчества, без которого невозможно создание нового. Это творческое воображение. Одним из видов творческой активности является составление сказочных объявлений и телеграмм. Это чрезвычайно важная работа, несмотря на видимость шуточности, поскольку она требует от ребёнка выявления определённой сюжетной линии литературного произведения. («Лечу зверей и птиц», «Меняю «Азбуку» на билет в кукольный театр» и т.д.) Дети с большим удовольствием сами составляют сказочные объявления и телеграммы, оформляют и рассматривают с одноклассниками.

Древо мудрости.

Сначала быстро, но внимательно читаем текст. Затем каждый по желанию на листке пишет вопрос и прикрепляет магнитом к дереву. Дерево часто меняется – читаем вопрос, отвечаем вслух, оцениваем и вопрос, и ответ. Но прежде чем срывать листочки с вопросами, перечитываем текст самостоятельно. Определяются лучшие знатоки.

«Общее стихотворение» (внеурочка).

Сочинять стихи можно всем. Для этого у каждого должен быть лист бумаги и ручка. Ученик, задумав и записав первую строчку, по сигналу учителя передаёт её соседу. Сосед должен понять и прочувствовать то, о чём хотел сказать участник игры, и попытается продолжить. Когда листок вернётся, автор корректирует работу и читает вслух. Конечно, оно несовершенно, но может стать основой для создания более глубокого и интересного произведения.

«Небылица» за 5 минут (работа в группах).

На уроке музыки дети с удовольствием разучивали песню «Я купил на птичьем рынке…» Поэтому решили придумать свою небылицу. Записав первую фразу, ученик сгибает (сворачивает) листок и передает другу. Он записывает свою фразу… Но есть одна тонкость: писать разрешается все, но все фразы должны отвечать на вопросы по порядку, которые записаны на доске:

1.Кто это был (была)?

2.Как выглядел (-а)?

3.Куда пошёл (шла)?

4.Кого встретил (-а)?

5.Что ему (ей) сказал(-а)?

6.Что он (она) ответил(-а)?

7.Что ему (ей) сделали?

8.Какова была его (её) реакция?

9.Чем вся история закончилась?

10.Вывод или мораль.

Когда записан последний ответ, листок разворачивается и с выражением читается получившаяся небылица.

«Живые картинки».

Один ребенок читает произведение, а другой мимикой лица, жестами, пантомимой реагирует на услышанное. Или предлагается прочитать текст голосом героя-сладкоежки, по-медвежьи и т. д.

Можно завести Читательские дневники. Ребенок, прочитав произведение, может, записав название, автора, ответить на вопросы и нарисовать рисунок. По-моему, им пока больше всего нравится последнее задание.

Чтобы заинтересовать детей и научить любить читать, нужно, в первую очередь, чтобы дети видели, что читают родители. Я всегда говорю о том, что отношение к книге и поведение –это фотография семьи. Как ведут себя родители, по крайней мере в начальной школе, мы видим на уроках и переменах.

Все приёмы, задания творческого характера, о которых шла речь выше, помогают повысить качество уроков , активизируют мыслительную деятельность учащихся, стимулируют желание учиться, полноценнее воспринимать любое произведение. Однако , всё может оказаться полезным только в том случае, если в классе атмосфера поддержки и заинтересованности в каждом ребёнке, ведь основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки, понять самого себя. Главное для учителя – помнить, что все учащиеся – звёзды, маленькие и большие, далёкие и близкие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полёта. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача – помочь ученикам в этом.

У каждого учителя есть своя копилка секретов для развития речи учеников начальных классов. Возможно, моё выступление помогло вспомнить некоторые из них. Буду рада, если приведённые мною формы работы вы добавите в эту копилку и будете использовать в дальнейшей своей работе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!