Тема: «Игровые технологии на уроках швейного дела».
Слайд 1
Обучение и воспитание в коррекционной школе осуществляется на основе принципов, присущих общей системе обучения и воспитания. Вместе с тем, коррекционная школа решает специфические задачи, обусловленные особенностями развития детей с интеллектуальной недостаточностью, направленные на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных функций, организацию дифференцированного обучения, подготовку к жизни и труду в современном обществе.
Для решения этих задач необходима коррекция познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, формирование нравственных и социальных качеств личности школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Учащиеся коррекционной школы отличаются крайне низким уровнем познавательной активности. Они испытывают серьезные трудности в процессе обучения.
Поэтому обучать нужно так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а на осознанном применении знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы учащиеся учились рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию, т.е. необходимо повышать познавательную активность учащихся, включая учеников в игровую деятельность.
Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей с интеллектуальной недостаточностью к учебному предмету является использование на уроках игровых технологий.
Слайд 2
Известный педагог – новатор Василий Александрович Сухомлинский писал, что духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.
«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» — писал В.А.Сухомлинский.
Игра — организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, как выиграть? В игре все равны.
Участие учащихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В играх совершенствуется мышление, речь, ученик приобретает навыки планирования и прогнозирования шансов на успех.
Слайд 3
Цель игры, проводимых на уроках швейного дела - пробудить интерес учащихся к познанию, к предмету, к труду.
Слайд 4
Задачи:
-расширение кругозора;
-применение ЗУН в практической деятельности;
-развитие общеучебных умений и навыков;
-воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;
-развитие координации движения, внимания, быстроты реакции, памяти, мышления, творческих способностей.
Особое место в использовании на уроках швейного дела дидактических игр занимает организация и проведения игры. Игру можно проводить на разных этапах урока.
В начале урока цель игры заинтересовать, организовать детей. Стимулировать их активность на уроке.
Цель дидактической игры при знакомстве учащихся с новым материалом должна иметь задачу помочь учащимся в освоении нового материала, заинтересовать в получении новых знаний. При закреплении учебного материала роль игры заключается в выяснении усвоения и осмысления учебного материала.
Давайте рассмотрим примеры дидактических игр и занимательный материал, которые я использую на уроках.
Слайд 5 – 8
Игра «Расшифровщик».
Необходимо угадать зашифрованное слово.
Слайд 9
Игра «Расшифровщик».
Слайд 10 – 11
Загадки.
Слайд 12 – 14
Разгадывание ребусов.
Слайд 15
Игра «Головоломка.
Слайд 16
Назвать пословицу или поговорку целиком.
Слайд 17 – 18
Закончить пословицу.
Слайд 19
Прочесть пословицу по первым буквам в названиях нарисованных предметов.
Слайд 20 – 22
Разгадывание кроссвордов.
Слайд 23
Задание – составить слова по стрелочкам (кто нашел слово, записывает его). Стачной шов, накладной, запошивочный - обсудив, какие это швы переходим к теме урока – «Соединительные швы».
Слайд 24
Словарное лото: с одной стороны написаны слова, на другой - значения. Соединить стрелками слова и значение. Кто сделает быстрее?
Слайд 25 – 26
В разделе ремонт одежды - тема «Наложение заплаты», заплату надо подбирать по цвету, размеру, форме. Провожу игру «Подбери…». Для концентрации внимания включаю в урок такие игровые задания.
Играли в с/р игру Магазин «Ткани». Учащиеся приходили в магазин для того, чтобы приобрести ткань для пошива ночной сорочки или фартука, прихваток, наволочки, постельного белья, юбки, платья и т.д. Они обращались к продавцу с просьбой. (Разыгрывались ситуации, диалог между учителем (продавцом) и ученицей (покупателем) либо работа в парах).
Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие.
Игровые технологии, я считаю, являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предмета. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
игра самый приемлемый прием и метод коррекции интеллектуального развития умственно отсталого ребенка;
игры оказывают положительное корригирующее влияние на развитие учащихся;
включение игр в уроки повышает мотивацию, интерес к предмету;
повышается успешность уроков швейного дела с позиции усвоения материала при проведении уроков в игровой форме или использование игровых моментов и заданий, дидактических игр;
активное использование игры, способствует повышению эффективности занятий по швейному делу.
Итак, в процессе использования на уроке игр, направленных на коррекцию мыслительных операций, у учениц создается положительный эмоциональный настрой, улучшается работоспособность, активизируется познавательная деятельность, развиваются мышление, воображение, восприятие, речь. Учащиеся постоянно находятся в условии поиска, что побуждает интерес к победе; возрастает удовлетворенность учением.
3