Межшкольная методическая конференция
«Современные образовательные технологии в специальной (коррекционной ) школе»
Тема доклада: «Технология игровой деятельности на уроках швейного дела».
(сопровождается слайлами)
Шадрина Г.А.
учитель швейного дела
ГОУ РК С(К)Ш №40
Сл 1. Обучение и воспитание в коррекционной школе осуществляется на основе принципов, присущих общей системе обучения и воспитания. Вместе с тем, коррекционная школа решает специфические задачи, обусловленные особенностями развития детей с интеллектуальной недостаточностью, направленные на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных функций, организацию дифференцированного обучения, подготовку к жизни и труду в современном обществе.
Для решения этих задач необходима коррекция познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, формирование нравственных и социальных качеств личности школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Учащиеся коррекционной школы отличаются крайне низким уровнем познавательной активности. Они испытывают серьезные трудности в процессе обучения. Это можно объяснить не только своеобразием психического развития таких детей, но и недостатками обучения. Очень часто, готовясь к уроку, учитель прилагает максимум усилий для того, чтобы у учащихся не было затруднений в процессе овладения новым материалом. Учитель часто преподносит материал в готовом виде, не надеясь, что ученики могут высказать собственное суждение, соотнести это новое с собственным опытом.
Такое обучение приводит к запоминанию учащимися учебного материала, но не к развитию мышления. Поэтому необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а на осознанном применении знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы учащиеся учились рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию, т.е. необходимо повышать познавательную активность учащихся, включая учеников в творческую деятельность.
Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей с интеллектуальной недостаточностью к учебному предмету является использование на уроках игровых технологий.
Сл.2. Известный педагог – новатор Василий Александрович Сухомлинский писал, что духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.
«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» — писал В.А.Сухомлинский.
В чём же преимущества игровых форм обучения?
Игра — организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эту задачу обостряет мыслительную деятельность играющих. Для ребенка игра – это, прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны. Она по силам даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь имеют порой более важное значение, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.
Сл 3. Цель игровых форм обучения:
Сделать процесс обучения более активным и интенсивным.
Сл. 4. Задачи:
-Расширение кругозора.
-Применение ЗУН в практической деятельности.
-Развитие общеучебных умений и навыков.
-Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
-Развитие координации движения, внимания, быстроты реакции, памяти, мышления, творческих способностей.
Сл.5. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических и подвижных игр. Каждая игра имеет определённую структуру, характеризующую игру как форму обучения и тренировки, образовательную задачу; игровые действия; правила игры; результат.
Интерес к играм, к решению каких-то необычных задач, появляется у учеников не всегда и не у всех детей сразу. Поэтому предлагать игры надо постепенно, не оказывая давления на детей.
Важный эмоциональный момент – поздравление победителя: вручение вымпела, жетонов и т. д., забвение этого условия ведёт к угасанию интереса, к потере игровой задачи.
Сл. 6. Если оценивать эффективность игры в усвоении учебного материала, то картина вырисовывается такая: если при лекционной традиционной подаче материала усваивается около 21% информации, то в игре до 63%.
Сл.7. Повышается и уровень мотивации: с 47% до 85%, т.к учащимся интересно на уроке, они отмечают хорошее настроении и желание идти на урок.
Сл. 8. В своей работе я использую игровую деятельность на различных этапах, в следующих случаях:
Сл. 9. В качестве части урока (при работе с терминами). Подобрать соответствующие термины машинных работ или утюжильных. Кто быстрее.
Сл.10. Словарное лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой - значения. Соединить стрелками слова и значение. Кто сделает быстрее?
Сл. 11. Словарный аукцион. Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним. ( Машинные швы, плечевые изделия, поясные изделия и пр.)
Сл.12. Задание – составить слова по стрелочкам (кто нашел слово, записывает его на доске). Стачной шов, накладной, запошивочный - обсудив, какие это швы переходим к теме урока – «Соединительные швы».
Сл.13. Лото.
Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка (варианты лото: карточка с образцами, с названиями швов, со схемами швов).
Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала.
Сл.14. 15. В разделе ремонт одежды - тема «Наложение заплаты», заплату надо подбирать по цвету, размеру, форме. Провожу игру «Подбери…»
Для концентрации внимания включаю в урок различные игровые задания, Сл.16. Посмотри внимательно и найди отдельные части на готовом панно.
Сл.17. Зашифрованные слова.
Сл.18. Ребусы, кроссворды и т. д.
Сл.19. Разыгрывание ситуаций. (Звонок по объявлению, составление объявления)
Моделирование ситуации «Магазин»
(уголок кабинета оформлен под магазин: ткани: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, шелковые с ценниками)
Вы пришли в магазин, что бы приобрести ткань для пошива ночной сорочки или (фартука, прихваток, наволочки, постельного белья, юбки, платья и т.д.).
Обратитесь к продавцу с просьбой. (разыгрывание ситуаций, диалог может быть между учителем (продавцом) и ученицей (покупателем) либо работа в парах.
Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие.
Особенно учащимся нравятся игры, составленные по аналогии с телевизионными. (гиперссылка1 ). Урок проверки знаний «Своя игра».
Оживляют урок и различные физминутки.(гиперссылка 2,3 )
Игровые технологии, я считаю, являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предмета. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
игра самый приемлемый прием и метод коррекции интеллектуального развития умственно отсталого ребенка;
игры оказывают положительное корригирующее влияние на развитие учащихся;
включение игр в уроки повышает мотивацию, интерес к предмету;
повышается успешность уроков швейного дела с позиции усвоения материала при проведении уроков в игровой форме или использование игровых моментов и заданий, дидактических игр;
активное использование игры, как наиболее адекватного метода работы с детьми, имеющими интеллектуальные отклонения, способствует повышению эффективности занятий по швейному делу.
Литература:
Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ В.В. Воронкова. – М., 1994.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция/ В.П. Кащенко. - М., 1994.
Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе./ С.Л. Мирский - Москва : Просвещение, 1980.
Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у ненормальных детей/ Н.Г. Морозова. - М.: «Просвещение», 1969.
Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника/ С.Я. Рубинштейн. - М., 1986.
Соловьев И.М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы/ И.М. Соловьев. - М., 1953.
Хилько А.А. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников/ А.А. Хилько. – Ленинград, 1964.
3