СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Династия педагогов

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

История династии педагогов Шафиевых и Мингазовых

Просмотр содержимого документа
«Династия педагогов»

Династия Мингазовых

Династии актеров, династии врачей, учителей.… Как часто можно слышать о том, что профессии передаются по наследству. Но среди них мало настоящих династий, где большинство членов нескольких поколений одной семьи имели одинаковую профессию. И всё же такие примеры есть.

Славная учительская династия уходит своими корнями в глубокое прошлое в 1783 год. В наши края из Татарстана приехал Насыр – мулла. В те времена религиозные служители были в некотором роде учителями, так как именно они обучали детей (в основном мальчиков) грамоте.

Насыр принадлежал к мусульманскому духовенству нового времени: он обучал не только духовным дисциплинам, но и светским, таким как география, история, математика. Но на этом история ещё не заканчивается. В 1906 – 1907 годах из Татарского Кандыза в Бакаева приезжает учительствовать молодая красивая девушка Гашия.

Весть а девушке – учительнице, что в те времена было большой редкостью, разнеслась по всей округе.

Сын Насыра Гата, тоже мулла влюбился в молодую учительницу. Общительный и открытый по складу характера, Гата поддерживал отношения не только с мусульманами, но и с русскими миссионерами, проявляя прогрессивные взгляды того времени.

Вскоре, 1908 году они поженились. Один за другим родились у них восемь детей: шесть дочерей и два сына. Односельчане уважали и любили Гашию, за её доброе сердце. Она как могла, всегда помогала бедным и нищим, бесплатно обучала детей бедняков (девочек) в своём доме грамоте.

Одна из дочерей Гата муллы и учительницы Гашии – Джамиля родилась 1911 году. Начальное образование получила в сельской школе, параллельно получила религиозное образование.

Джамиля всегда гордилась тем, что она была племянницей известного татарского поэта и просветителя Зыя Насырова ( псевдоним Зыя Ярмаки), который жил в селе Ермаково Самарской губернии.

О н получил образование в Уфимском медресе «Галия» и тоже учительствовал в своём родном селе. В свободное время он писал стихи. В своих поэтических произведениях продолжал традиции великого татарского поэта Габдуллы Тукая. Были напечатаны три его сборника «Объяснения» (1912 г.), «Цветы», «Мои чувства» (1913), а лирическая песня на его слова «Ак каен» («Белая берёза») стала популярной народной песней.

В 1929 году Джамиля вышла замуж за молодого коммуниста – Гали Фатхиеаича Мингазова, хотя отец девушки был против: «Огонь с водой никогда не сольется», - говорил он. Но молодые люди, вопреки протестам отца, всё же поженились.

…Молодые были. С любимым мужем Гали Фатхиеаичем жили, трудились, радовались… Радовались тому, что над ними мирное небо, что у них четверо детей: Марьям, Назима, Флюра и младшая Лялечка

Шафиев Ракиб Абдрахимович начал работать в Бакаевской семилетней школе в далёком 1946 году учителем физики и немного ни мало 25 лет возглавлял педагогический коллектив.











За эти годы его работы в школе была создана и сохранилось по сей день богатая материальная база, накопленны прекрасные традиции и oпыт в обучении и воспитании детей. По словам его бывших коллег, благодаря целенаправленной, систематической работе педколлектив под руководством Ракиба Абдхимовича добивался хороших результатов. Ученики приобретали здесь глубокие и прочные знания.

Б ывшие ученики Ракиба Абдхимовича вспоминают, как он приходил в школу чуть свет, а уходил последним. Он первым стал встречал детей, когда те спешили на уроки, и что интересно, знал их не только по фамилиям, но и по именам, для каждого находил добрые слова. Но и ребята отвечали ему уважением и признательностью. Выпускники школы и много лет спустя помнят его уроки физики – интересные и увлекательные.

Учились здании старой деревянной мечети. Детей было много, занимались в параллельных классах было тесно, нужно было строить новую школу

Началась особая жизнь и вместе с ней бессонные ночи. Приходилось разбираться в тонкостях строительного дела.

Строительные работы новой школы для 6 лет, а 1969 – 1970 учебный год начали в большой, светлой, просторной новой уже средней школе.

Энергичный, беспокойный, но вместе с тем требовательный директор Шафиев Ракиб Абдрахимович по-настоящему был предан в свою профессию.

Р ядом с Ракиб Абдрахимовичемвсегда была Мингазова Марьям Галиевна – жена и коллега, учитель по образованию.

Судьба этой женщины необычна: 40 лет проработала она в Бакаевской средней школе, посвятив всю свою учительской работе

Детство её прошло суровые годы Великой Отечественной войны. В 1944 году поступила в Камышлинское педагогическое училище, после окончания которого была направлена в Бакаевскую школу учителем математики, где прошла её «боевое крещение».

Проработав год, поступила в Бугурусланский учительский институт. Окончив его, вернулась в Бакаевскаю школу и стала учителем с «большой буквы».

Марьям апа, как всегда звали её сельские мальчишки и девчонки, старалась работать творчески, шагать в ногу с требованиями дня, стремилась сделать каждый свой урок интересным и увлекательным, продуманным и четким, чтобы каждый ребенок мог усвоить заданный материал. Ведь математику считают предметом сухим, отвлеченным или вовсе уделом избранных. И чтобы этого не чувствовалось, требовалась каждодневная упорная подготовка к ним.


На уроках она была строгой, знающей свое дело учительницей. Однако её глаза излучали живой энергичный свет, между ней и учениками и всегда устанавливалась искренние душевные отношения.

Ученики её любили, родители – уважали.

Хоть и трудно было в те послевоенные годы: голодать приходилось не раз, и материально не были обеспечены, но годы молодости, по словам самой Марьям Галиевной, были самыми интересными и прекрасными.

По словам Ляли Галиевны, она была из тех женщин сельской интеллигенций, чей пример для всех, в том числе для её сестер, безупречен.

Сёстры Мингазовы и их мужья были творческой жилой школы и села.

Кроме школьных дел, учителя в то время были активными участниками общественной жизни: агитаторы на фермах, полевых станах. Вся самодеятельность, культурные мероприятия, поддержка национальной традиции держались на Мингазовых: участвовали и на фестивалях народного творчества, на концертах, оставили спектакли.

Сёстры – учительницы собрали коллектив, способный создать репертуар, преодолеть любые трудности. В одарённой группе молодых актеров были все: Марьям и Ракиб, Ляля и Альберт, Флора и Юнус и Назима. Актеры не боялись никакой работы: сами делали декларации, шили костюмы, писали афиши. Раз и навсегда поверив художественному чутью старшей сестры Марьям, они стремились поддержать ту творческую атмосферу, которая здесь воцарилась. Хотя основной линию репертуара определяли произведения Г. Камала, М. Файзи, К. Тинчурина стремились обогатить афишу романтическими пьесами.

Результатом большого, кропотливого труда был спектакль. В селе это было настоящим праздником. На премьеру спешили все от мала до велика. И каждый показ триумф и успех, которые, как известно, сами по себе не приходят.

Героини Марьям – женщины, жаждущие счастья. Марьям рассказывала со сцены о женщинах, умеющих крепко любить, об их удивительно богатых натурах, строящих новую жизнь.

А Ляля Галиевна, сестра Марьям Галиевны, покоряла зрителей своим обаянием, непосредственностью. Современники восхищались ее умением перевоплощаться. В одних спектаклях она была избалованной, и капризной донельзя байской дочерью, других возникал образ девушки, провожающей своего любимого на войну…


Кроме этого Марьям Галиевна была одним из создателей известного татарского фольклорного ансамбля «Асылъяр», а участниками ансамбля были все Мингазовы. Ежегодно на районных смотрах художественной самодеятельности они занимали призовые места.

У Марьям Галиевны и Ракиба Абдрахимовича было двое детей- сын Равиль и дочь Алсу. Дочь пошла по стопам родителей и стала учителем иностранного языка, она преподавала в Бакаевской средней школе английский язык, а затем переехала в г.Заинск РТ. Вспомните слова великого немецкого писателя Гете: «Кто не знает иностранного языка, тот ничего не знает о своем собственном», Думаем, в них много верного.

Открывая великие тайны английского языка, шла замечательная учительница Алсу, знающая свои предмет из всю душу вкладывающая в привитие интереса к нему. Строгая, справедливая всегда элегантно одетая, она, обучая ребятишек английскому языку, одновременно знакомила учащихся с культурой этой страны, ее литературой, историей. Любовь к детям, душевная щедрость доскональное значение своего предмета, разнообразие форм и методов – это у неё от родителей. Алсу Ракиповна работала в МБОУ «ЗСОШ №6» учителем иностранного языка, завучем, а также директором школы (июль 2000 – июль 2002).

А гостеприимный дом Марьям апа всегда был открыт для всех, и так было всегда. Рады были каждому, кто желает заглянуть в гости к приветливой хозяйке.

Е сть в селе Бакаево уютные и красивые улицы. Здесь стоят огромные тополя, цветут по весне черёмуха и сирень. В одном из сельских домов, на улице Речная с окном в тополиную аллею живёт Мингазова Ляля Галиевна (по мужу Ихсанова), бывшая учительница татарского языка и литературы.

Бывшие ученики признаются ей в том, что для деревенских мальчиков и девочек она являлась и учителем, и кумиром, и другом, и модельером, и психологом, и стилистом, и дизайнером. И предмет – то у неё особенный родная литература. Это уроки добра и справедливости, нравственности и милосердия, уроки, проникнутые любовью ко всему живому на земле. Эти уроки они постигали в тимуровской команде под ее руководством, на уроках внеклассного чтения, в жарких спорах и дискуссиях. Ее ученики помнят и лыжные походы по заснеженным лесам, и весёлые игры на усыпанных цветами полянах и работа на колхозных полях, и прогулки к роднику.

Ее бывшие ученики (теперь уже элегантные дамы и деловые мужчины) до сих пор благодарят её за ту любовь к родной земле и к людям, которую Ляля Галиевна заложила в их сердца.

Любовь к детям, унаследованная от отца и от старших сестер, стремление быть приверженцем этой гуманной профессии привели Лялю Галиевну 1957 году в Камышлинское педучилище. Затем, окончила Казанский пединститут, приехала свою родную школу учителем татарского языка. Она была ведущим преподавателем татарского языка и литературы Северном районе, большим знатоком истории культуры народа.

37 лет дарила она детям знание, любовь и доброту. За столь небольшой отрезок времени, 45 минут она могла преподавать детям то, о чем они будут помнить всю жизнь.

В Бакаеве же она встретила свою любовь - у Ихсанова Альберта Сабировича, который долгие годы преподавал русский язык и литературу в Бакаевской средней школе.

Родился он в 1936 году в поселке Якты – Куль Северного района. Мальчишки его поколения рано повзрослели, успев познать трудности военного времени. Отец его погиб на фронте, поэтому он не с чужих слов знал, что такое голод, холод, душевные переживания. Чтобы выжить, нельзя быть слабым, надо защищать себя, отстаивать свое мнение и достоинство. Летом вставал с солнцем: косил сено, возил дрова, работал в огороде. «Ох, как мы мечтали наесться досыта, в животе ноет, глаза на свет белый не глядят от усталости. «Думали, где бы достать черного хлеба».

Так и закалялся характер «ершистого» паренька, который в 1954 году закончил педучилище, затем пединститут и получил диплом по специальности «Учитель русского языка и литературы».

Профессия учителя требовала от него, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости и любви к детям. Работал директором Кряжлинской средней школы ,позже заместителем директора по воспитательной части Бакаевской средней школы. Его уважали односельчане, имел большой авторитет в районе.

По стопам родителей пошла её дочка Лилия Альбертовна Киямова, после окончания Казанского института, повторяя судьбу своей мамы, она посвятила себя детям.

М ингазов Талгат Галиевич единственный сын Мингазова Гали Фатхиевича среди шести дочерей. Его путь в педагогическую деятельность была долгой, после окончания школы, Талгат заявил отцу, что никогда не выберерет столь трудную и ответственную профессию, как учитель, и поступил в Оренбургский сельскохозяйственный институт. Получив профессию агронома, женился и уехал по распределению в одну из самых отдаленных деревень района. Работал хорошо, его ценили как грамотного специалиста. Дали жильё, родились сыновья. Все складывалось удачно. Но что-то потянуло его в родное места, в родное село. Всё чаще стал замечать, что ему интересно с детьми, хотелось передать ее всё, что знает сам.

Решение поступить в педагогический институт в 40 лет ему далось нелегко, но от себя не уйдешь. Видимо педагогический талант был заложен в генах. Талгат поступил на заочное отделение Оренбургского пединститута и стал преподавать в Бакаевской школе свой любимый предмет - географию Страсть к путешествиям, к исследованиям он передавал своим ученикам. Человек с широкой эрудицией, шагающий в ногу со временем, на своих уроках он использовал материал, который не найдешь ни в одних школьных учебников.

Когда сын Талгата абый Мингазов Марат после окончания школы объявил отцу, что будет учителем математики, он не стал препятствовать решению сына.

Наш Марат абый тоже продолжил славную династию. После получения диплома, вернулся в родную школу и стал преподавать математику.

У чителей языка и литературы называют словесниками. Но до конца оправдывают они смысл этого звания, когда о них можно образно сказать: словесники – кудесники. Таким кудесником, истинным мастером своего дела можно назвать Мингазову Галию Галиевну – младшую дочь нашего прадедушки Гали Фатхиевича. Сколь многими качествами должен обладать человек, избравший профессию учителя: образованностью, эрудицией, высоким благородством… Все эти качества истинного педагога присущи Галии Галиевне. После окончания Оренбургского государственного пединститута уже 30 лет работает она учителем русского языка и литературы в Бакаевской средней школе. Скромная, даже незаметная, но вместе с тем очень сильный педагог, ученики которой показывают хорошие результаты в знании русского языка. Родители почитают за честь, если их дети обучаются у Галии Галиевны.

Дети Галии Галиевны также выбрали профессию учителя и работают в школе. После окончания Уфимского педагогический института сын Рафис преподает физкультуру и ОБЖ.

Дочь Лейсан закончила Самарский государственный педагогический институт по специальности «русский язык и литература».

Внучка Марьям Галиевны и Ракиба Абдрахимовича Зайнашева (Шафиева) Айгуль Равилевна также выбрала профессию учителя и работает в МБОУ «ЗСОШ №6» г. Заинска Республики Татарстан учителем истории и обществознания с 2014 года. Она начала свою деятельность в той же школе, где работала ее тетя, Шафиева Алсу Ракиповна. Из воспоминаний Айгуль Равилевны «Мы часто приезжали в село к дедушке и бабушке. До сих пор с теплотой вспоминаю их, как дедушка занимался со мной, братом и сестрой математикой, решали олимпиадные задания, учил «математическим трюкам»- как в уме посчитать умножение двухзначных и трехзначных чисел. Помню, как ходили за грибами с дедушкой, он хитро прищуривался и говорил, что через 5 шагов меня ждет груздь! А какие интересные истории он рассказывал! Эх, вернуться бы в детство, когда живы бабушка и дедушка, тетя и папа…


На пороге новый век! Учитель оставляет после себя невидимый, на первый взгляд, след, но как, же он важен. Великие педагоги не сотворили пирамид, дворцов и плотин, но их мысли изменили мир. Мы не знаем фамилии тех учителей, которые обучали Эйнштейна - физике, Менделеева - химии, Тимирязева и Павлова – биологии. Но, наверное, в достижениях их учеников есть их заслуга. Быть педагогом – огромное ответственность, потому что именно педагоги из ребенка – маленького человечка – делает Человека с большой буквы. И если жизнь ребенку дают родители, то путевку в большую жизнь – учитель.

Да, именно от интеллекта, таланта, человеческих качеств таких рядовых педагогов, как Мингазовы, зависит наша судьба – судьба подрастающего поколения, а в конечном счете – завтрашней страны. Они выполняют важную миссию, стоят у истоков формирования личности: помогают своим воспитанием найти правильную дорогу в жизни. Действительно

« Прав поэт: и сколько бы

Не миновало лет,

Слагается учительское счастье

Из наших ученических побед»

Об учителях и их работе, судят по выпускникам. Мингазовы могут гордиться по праву. За плечами каждого из Мингазовых богатый жизненный путь, уважение людей и их добрая память. Ими была прожита достойная и красивая жизнь.

https://www.calameo.com/books/006388467b3c2beb790fe




17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!