СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал для уроков русского языка и внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный дидактический материал содержит грамматические сказки для уроков руского языка начальной школы, которые помогают учащимся освоить правила правописания, рифмовки, кроссворды (по правилам русского языка), чистоговорки для уроков обучения грамоте, шарады.

Просмотр содержимого документа
«игры»

Игры на развитие речи.


Игра «Не пропусти профессию»


Цель: Развивать способность к переключению внимания, расширять кругозор детей.


Лампа, водитель, ножницы, меха, липа, токарь.

Сталевар, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, строитель.

Гроза, обруч, столяр, мельница, ткач, попугай, пекарь.

Шахтер, листок, экскурсовод, учитель, сено, терпение.

Кондитер , очки, река, продавец, тетрадь , закон, парикмахер.

Фантазия, тракторист, ветеринар, ложка, птица, цветовод.

Огонь, экономист, стрекоза, машинистка, пулемет, прыгун.

Чайник, фотограф, бабочка, музыкант, пирог, артист.

Свеча, газета, контролер, шутка, солнце, полевод, голова.

Берег, чертежник, роща, бухгалтер, самовар, геолог.

Пальто, певец, балерина, словарь, водолаз, вальс, коньки.

Пулеметчик, бутерброд, маляр, обрыв, судьба, улыбка.

Совесть, инженер, мороз, огонь, глина, скульптор, океан.

Толстяк, летчик, агроном, компас, милиционер, власть.

Модельер, президент, пожарный, речь, следователь, память, электромонтер, лгун, упрямец.



Игра «Кем был ?»


Цель: Развивать у детей внимание, воображение, память, мышление.


Дети отвечают по цепочке.

Цыпленок (яйцом)

Лошадь (жеребенком)

Корова (теленком)

Дуб (желудем)

Рыба (икринкой)

Яблоня (семечкой )

Лягушка (головастиком)

Бабочка (гусеницей)

Хлеб (мукой)

Шкаф (доской)

Велосипед (железом)

Рубашка( тканью)

Ботинки ( кожей)

Дом ( кирпичом или деревом)

Сильный (слабым)

Мастер( учеником)

Женщина ( девочкой)

Листочек ( почкой)

Собака (щенком)

Свитер( шерстью)

Шуба (мехом)

Птица( птенцом)

Козел (козленком)

Овца (ягненком)


Игра «Кто кем будет?»


Цель: Развивать внимание, воображение, мышление, речь.


Кем или чем будет?

Яйцо Цыпленок Мальчик

Желудь Семечко Икринка

Гусеница Мука Железо

Кирпич Ткань Ученик

Больной Девочка Почка

Щенок Шерсть Кожа

Теленок Доска Птенец

Козленок Ягненок


При обсуждении ответов детей важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов.


Игра «Сколько в слове слогов?»


Цель: Развитие внимания, быстроты мышления.

Ведущий бросает мяч, называет слово. Ребенок, получивший мяч называет количество слогов в слове, возвращает мяч ведущему.


Дуб, коза, брат, вода, шум, поле,

Зима, кит, сундук, жираф, кот, шуба,

Каток, шар, слово, клякса, часы, рука,

Шарф, чашка, книга, мир, лес, мальчик,

Голова, хлеб, собака, корова, змея, мука,

Кино, кирпич, семечко, ученик, рыба, ботинки,

Рубашка, цыпленок, бабочка, бочка, Мурка.


Игра « Много - один».


Цель: развитие внимания, быстроты мышления.

Ведущий, бросая мяч, называет слово во множественном числе.

Ребенок, возвращая мяч - в единственном.


Коты, грачи, леса, ряды, мосты, столбы,

Холмы, следы, дома, кроты, косы, глаза,

Шкафы, слоны, шарфы, сады, кусты,

Носы, блины, листы, грибы, столы, ножи,

Коржи банты, пироги, полы, братья, гномы,

Рты, часы, болты, ковши, рубли, зонты,

Звезды, планеты, кометы, ракеты, космонавты,

Уши, рты, носы, головы, кульки, роботы.


Игра « Четвертый лишний»


Цель: развитие внимания, памяти, логического мышления.

Стол, стул, кровать, чайник

Лошадь, кошка, собака, щука

Елка, береза, дуб, земляника

Огурец, репа, морковь, заяц

Блокнот, газета, тетрадь, портфель

Огурец, арбуз, яблоко, мяч

Волк, лиса, медведь, кошка

Фиалка, ромашка, морковь, василек

Кукла, машинка, скакалка, книга

Поезд, самолет, самокат, пароход

Воробей, орел, оса, ласточка

Лыжи, коньки, лодка, санки

Стул, молоток, рубанок, пила

Снег, мороз, жара, лед

Вишня, виноград, картофель, слива,

Автобус, трамвай, самолет, троллейбус

Река, лес, асфальт, поле

Пожарник, космонавт, балерина, милиционер

Парта, доска, ученик, ежик

Змея, улитка, бабочка, черепаха

Кисти, краски, чайник, полотно

Шляпа, крыша, дверь, окно

Молоко, чай, лимонад, хлеб

Нога, рука, голова, ботинок.



Игра «Бывает- не бывает»


Игра по типу «Съедобное – несъедобное». Например: «Кошка варит кашу». Ребенок мяч не ловит. Затем, игру можно усложнить, ребенок в ответ тоже должен придумать предложение, и бросить мяч.


Папа ушел на работу.

Поезд летит по небу.

Кошка хочет есть.

Человек вьет гнездо.

Почтальон принес письмо.

Зайчик пошел в школу.

Яблоко соленое.

Бегемот залез на дерево.

Шапочка резиновая.

Дом пошел гулять.

Туфли стеклянные.

На березе выросли шишки.

Волк сидит на дереве.

В кастрюле варится чашка.

Кошка гуляет по крыше.

Лодка плывет по небу.

Собака гуляет по крыше

Девочка рисует домик.

Домик рисует девочку.

Ночью светит солнце.

Зимой идет снег.

Зимой гремит гром.

Рыба поет песни.

Корова жует траву.

Мальчик виляет хвостом.

Хвост бежит за собакой.

Кошка бежит за собакой.

Мышка ловит кошку.

Петух играет на скрипке.

Ветер качает деревья.

Деревья водят хоровод.

Писатели пишут книги.

Строители строят дом.

Водитель ведет троллейбус.


Игра « Мяч - соединитель»


Цель: Развитие внимания, быстроты мышления, речи.

Ребенок ловит мяч, составляет из несогласованных слов предложения, изменяя форму слова, добавляя новые слова.


Собака, гулять.

Дерево, расти.

Дождь, лить.

Солнце, светить.

Кошка, царапать.

Нож, резать.

Дом, строить.

Портной, шить.

Врач, лечить.

Футболисты, играть.

Ученик, отвечать.

Телефон, звонить.

Телевизор, показывать.

Девочка, плакать.

Трава, зеленеть.

Книга, читать.

Парикмахер, стричь.

Голова, болеть.

Старичок, храпеть.

Мышка, шуршать.

Карандаш, точить.

Краски, рисовать.

Хрусталь, разбить.

Мяч, уронить.


Игра «Два и три слога»

Цель: Развитие внимания, речи, быстроты внимания.

Дети образовывают сначала двусложное слово, затем трехсложное.


Сад (сады, садики)

Куст, нос, блин, лист, гриб, суп,

Стол, нож, шар, корж, бант, фант, кот,

Шкаф, шарф, слон, брат, гном, плот,

Зуб, час, болт, ковш, рубль, глаз, зонт, клад.


Игра «Закончи предложение».


Цель: развитие понятийного мышления.


Лимоны кислые, а сахар…

Собака лает, а кошка…

Ночью темно, а днем …

Трава зеленая, а небо…

Зимой холодно, а летом…

Ты ешь ртом, а слушаешь…

Утром мы завтракаем, а днем…

Птица летает, а змея…

Лодка плывет, а машина…

Ты смотришь глазами, а дышишь …

У человека две ноги, а у собаки…

Птицы живут в гнездах, а люди…

Зимой идет снег, а летом…

Ты читаешь глазами, а пишешь…

В России говорят по- русски, а в Англии…

Из шерсти вяжут, а из ткани…

Балерина танцует, а пианист…

В Венгрии говорят по- венгерски, а в Швеции…

В Эстонии говорят по –эстонски, а в Америке…

В Польше говорят по- польски, а в Германии…

Дрова пилят, а гвозди …

Певец поет, а строитель …

Композитор сочиняет музыку, а музыкант…






Просмотр содержимого документа
«Грамматические сказки»

Грамматические сказки

1. Скорая помощь.
В пункте скорой помощи раздался тревожный звонок. Был принят срочный вызов. По стране Грамматика помчались машины неотложки. А случилось вот что.
На краю листа лежало слово, искромсанное красными чернилами. Дело в том, что какой-то нерадивый школьник решил его перенести, так как оно не помещалось на строке. Он, конечно, помнил, что слова переносятся по слогам, но забыл, что нельзя отрывать начальную букву корня вместе с приставкой. И слово оказалось изуродованным: Поз-нал. Специалисты из скорой помощи немедленно исправили ошибку. А мальчик никогда больше не совершал подобных проступков, так как ПО-знал правила переноса слов.


2. Две сестры.
В одном из городов страны Грамматики на улице Словообразования жили приставки. Это были приставки-сёстры ПРИ и ПРЕ. Приставка ПРИ была добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить. Её сестра приставка ПРЕ была совсем другого характера. Она всех преследовала, хотела превратить в своих рабов.
И тогда на первом же совещании приставок стали обсуждать поведение приставки ПРЕ. Приставка РАЗ сказала: « А твоя мама приставка ПЕРЕ не была такой злой, как ты. Почему ты слово «передать» переделала в слово «предать»? Как тебе не стыдно?»
Приставка ПРЕ осознала свою вину и стала образовывать новые слова, такие, как « прекрасный», «прелестный».
Приставка ПРЕ подобрела. Она образует много слов с разными значениями, а «злых» слов всё меньше и меньше.


3. Две принцессы.
Жила-была и училась в пятом классе девочка Ира. Однажды с ней приключилась странная история. Как-то вечером писала Ира сочинение. Дверь приоткрылась, а Ира вскрикнула от удивления. К ней приближалась величественная женщина со строгим лицом. Вся комната преобразилась. Она превратилась в огромный зал, вдоль стен которого тянулись длинные полки. Женщина сказала: «Девочка, ты попала в великую страну. Я – королева этой страны. Зовут меня Грамматика. У меня есть две принцессы. Одну зовут ПРЕ, а другую – ПРИ. Это очень лукавые девушки. Их трудно отличить друг от друга. Если не отгадаешь их загадок, то станешь прислужницей у безобразной госпожи Неграмотности». Королева пропала, а перед Ирой стояли две юные принцессы и старая женщина со злым лицом – госпожа Неграмотность.
В тишине раздался неприятный голос старухи: « Отгадай, девочка, кто из этих принцесс ПРИ, а кто – ПРЕ». К Ире подошла прекрасная девушка, которая во всём превосходила свою сестру, и голосом полным величия и гордости, сказала: «Я всё могу, я очень мудрая и очень глупая, я очень сильная и очень слабая, я очень добрая и очень злая. Кто я?»
Ира улыбнулась и спокойно сказала; « Первая из вас, Ваше превосходительство, - ПРЕ, а вторая – ПРИ.»
Госпожа Неграмотность, ворча, поплелась в угол зала. Принцессы взяли Иру за руку и повели к окну, за которым простиралась полная прекрасных загадок, преудивительная тайн и приключений страна Великого Русского Языка, где счастлив тот, кто с уважением относится к законам этой страны.


4. Однажды Орфография…
Однажды орфография выставила все приставки. Первыми стояли те, которые имели в своём составе четыре буквы, потом – три, а затем – две и одну. Самой первой оказалась ПЕРЕ-, которая очень гордилась своим положением.
- Я среди вас главная, захочу и всех заставлю всё переделать! – заявила она остальным.
Услышал её король Словообразование и сказал:
- Не место красит приставку, а её значение. Ты ПЕРЕ-, придаёшь словам их всего два: «слишком» и «выполнить ещё раз». А вот твоя близкая родственница приставка ПРИ-, хоть и меньше тебя на целую букву, имеет четыре значения.
Приставка ПЕРЕ- задумалась. Очень уж ей не хотелось отставать от приставки ПРИ-. И вот, когда Графика по просьбе Орфографии переписывала все слова на букву П, ПЕРЕ- бросилась на колени перед королём:
- О, мудрый король! Я, как и приставка ПРИ-, хочу быть многозначительной, то есть многозначимой. Переквалифицироваться хочу.
- Хорошо, - подумав, ответил король.
– Но за то, что ты такая завистливая, мы сократим тебя на одну букву. Теперь ты станешь приставкой ПРЕ -, и будешь употребляться в значении «пере» - и в значении, близком слову «очень».
Так в русском языке появилась приставка ПРЕ -.
Давайте же, ребята, будем очень внимательными-превнимательными, когда надо писать слова с приставкой ПРЕ- и ПРИ.


5. Добрый суффикс.
Давным-давно жили на свете слова. Но они были не такие, как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были барабаны, стулья, колокола и многие другие, имеющие такой же характер.
Но вот появился суффикс «ЧИК». Он был такой ласковый и добрый, что все слова , приближавшиеся к нему, превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. «ЧИК» имел ещё очень важную особенность: как только он входил в слова, те сразу же становились крошечными. Вместо мощного колокола, получался чудно звенящий, колокольчик и даже большой зелёный огурец превращался в изящный огурчик.
Так суффикс «ЧИК» путешествовал, и по его воле слова делались малышами.
Прошло много лет, и суффикс «ЧИК» приобрёл большой опыт. Он стал не только уменьшать слова и делать их добрыми, но и образовывать слова-профессии. Из корня «ЛЁТ» и «ЧИК» образовал профессию «ЛЁТЧИК», из корня «ГРУЗ» - профессию «ГРУЗЧИК».
Сейчас уже суффикс «ЧИК» не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и служит людям. И действительно, человеку без него не обойтись! Суффикс выполняет двойную роль: он уменьшает предметы, делает их добрыми и ласковыми и образует слова-названия профессий.


6. Суффикс-фантазёр.
Жил-был суффикс ЁР-. И работал он в театре. Это был мастер на все руки. В театре он имел несколько специальностей.
Когда он надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.
Актёр из ЁРа- был превосходный. В помощи гримёра он не нуждался, так как сам был искусным мастером.
Иногда Ёру- приходилось быть дублёром. Благодаря прекрасной памяти он запомнил все роли в спектакле.
Дикция у Ёра- была отличная, и порой он подменял заболевшего суфлёра.
А часто он вставал на место билетёра и пропускал даже без билетов всех детей, желающих попасть в театр.
В антракте он был ловким жонглёром. И все дети удивлялись, как подчиняются ему мячи, тарелки, гири и обручи.
Вот такой фантазёр был этот суффикс ЁР.


7. Котик и бантик.
Жил-был в стране Грамматике маленький котёнок. Он был таким крошечным, что все постоянно наступали ему на хвост и на лапки. От огорчения котёнок даже играть перестал. И так ему, бедняжке, хотелось стать взрослым котом!
Однажды он печально сидел возле своего хозяина Вовы, который делал уроки по русскому языку. Случайно котёнок заглянул в учебник и сразу повеселел. Оказывается, есть очень простое средство, чтобы вырасти. На другой день котёнок вместе с бантиком подвязал суффикс «ИЩ». Вышел он погулять, а все так и ахнули: «Ну и котиЩЕ!»


8. Сказка-шутка.
Рыжий котище спал на бревнище, а хвостище свесил вниз. Бежал мимо серенький котишка-плутишка. Взял и дёрнул старого кота за хвост. Тот проснулся, открыл глазищи и пошевелил усищами. А котишка был трусишка. Как увидел, какая у кота лапища, какие когтищи, сразу к своей маме в домишко убежал. А кот зевнул, сначала закрыл один глазище, потом – другой и снова заснул. Заснул и маленький шалунишка под ласковую песенку: « Спи, мой паинька, спи, мой заинька: баиньки-баю!»


9. Предки.
Однажды из страны Арифметики в страну Грамматику шли два числительных. Одиннадцать и Двенадцать. Устали по дороге, сели отдохнуть под развесистой Семёркой. Вот Двенадцать и спрашивает: «Скажи, почему ты пишешься с двумя Н, а я с одним?» Одиннадцать ответило: «Это очень интересная история, которая произошла давным-давно.
Когда-то наши предки не были похожи на нас и писались в три слова: ОДИН НА ДЕСЯТЬ и ДВА НА ДЕСЯТЬ. Позже они решили, что удобнее жить одним словом, и соединились. Так и появилось в числительном Одиннадцать два Н – одно от корня, а другое от бывшего предлога».


10. Ударные и безударные.
- А, здравствуйте!
- Извините, я не А, а О.
- О, значит тёзка! А голос у тебя совсем как у А.
- Стань на моё место, тогда посмотрим, какой у тебя будет голос.
- Что же у тебя за место такое?
- Периферия. Ты вот в центре, тебе всё внимание, а обо мне кто помнит?
Разговор происходит в слове между двумя гласными: Ударным О и Безударным О.
- Конечно, - жалуется Безударный, слог у меня не тот. В твоём положении легко звучать. Я бы на твоём месте ещё не так звучал!
- Но ведь я по ударением, - напоминает Ударный.
- Стань под ударение и звучи. Кто тебе мешает?
Безударный произносит какой-то звук, больше напоминающий А, чем О, и умолкает.
- Так договорились? – не унимается Ударный. – Ты станешь ударным, а я безударным…
Молчит Безударный. Хмурится. Ему не хочется отвечать. Ему не хочется меняться. Кому охота ставить себя под удар?


11. Сказка о приставке и окончании.
- Спокойно, безмятежно живёт корень слова, - говорю я. - Он всех роднит, делает родственниками, не изменяется ни при каких обстоятельствах. Но вот вдруг окончание расхвасталось:
- Если бы ни я, была бы сущая ерунда. Я люблю слова конец. Без конца не было бы словца. Вот ведь какая вещь: я регулирую всю речь. Тоже родню слова, помогаю им дружить, сливаться в одну законную мысль.
И тут слышится голос:
- Погоди, не спеши хвастаться, я тоже к корню приставлена и навсегда у него оставлена. Зовут ПРИСТАВКОЙ меня, значение слова меняю я, но без корня – никуда. Нельзя нас с корнем разделять. К вам обращаюсь, ребята, я: «Не отделяйте от корня нигде и никогда».


12. Сказка о существительных с шипящими на конце (ж, ш, ч, щ).
Жили-были три рода: Мужской, Женский и Средний.
Однажды средний род услышал спор. Спорили Мужской род и Женский род. Они никак не могли поделить Ь знак среди шипящих согласных букв Ж, Ш, Ч, Щ. И тогда Средний род предложил разрешить спор. Он сказал: «Мужчины-рычари! Уступите мягкий знак Женскому роду». Спор окончился мирно. Мужской род уступил Женскому роду Ь.
С тех пор в именах существительных Женского рода единственного числа на конце после шипящих согласных Ж, Ш, Ч, Щ пишется Ь, а у Мужского рода – мягкий знак отсутствует.


13. Сказка о падеже.
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – именительный.
Родился- стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его творительным.
Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь предложным.
Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели с припевом:
Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный.



14. Сказка о звонких и глухих согласных.
Жили-были парные звонкие и глухие согласные. Жили дружно. Но однажды при составлении слов звонкие согласные оказались в конце слов. И началась между ними ссора, потому что звонкие согласные потеряли свою звонкость и стали слышаться как глухие.
Эту ссору услышали гласные, они пришли на помощь, помирили парные согласные. Стоило гласным встать около согласных, как согласные стали слышаться ясно, и никакого сомнения в их написании уже не было.
Помните, дети! Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слов, надо позвать на помощь гласные.


15. Сказка о букве Ч.
Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква Я расхвасталась: «Я больше всех грибов набрала, я, я, я, грибы у меня самые лучшие я, я, я..».
Буквы рассердились : «Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался». И решили буквы наказать букву Я, отправили её в самый конец алфавита. Но тут заюлила Буква Ю, стала защищать букву Я. Буквы и её отправили в конец алфавита. ,Тогда вышла буква Ч и сказала, что никогда не встанет рядом с зазнайками Я и Ю, будет дружить с А и У.
Запомните, ребята, слог ЧА пишем с буквой А, слог ЧУ пишем с буквой У.


16. Сказка о разделительных Ь и Ъ знаках.
Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в 3 классе.
Однажды Незнайкин писал диктант. «Сел» кашу; «пю» воду; введу «сёмку»; забить «коля», - старательно выводил он.
- Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные слова.
- В таком виде нельзя показываться в в обществе: нас на смех поднимут!
- А что с вами случилось? – удивился Незнайкин.
- Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы е, ё, ю, я.
- В этих словах мы обозначаем два звука [йэ], [йу], [йо], [йа], но делаем это только с помощью Ъ знака, который ставится перед нами после приставок, которые оканчиваются на согласный. После мягкого знака, который ставится перед гласными е, ё, ю, я, и.
Ты же таких помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем один звук [э], [у], [о], [а], и читают неправильно.
Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял знаки и поставил их на место. С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам, которые ничего не значат, но другим помогают.

Просмотр содержимого документа
«КВН по русскому языку в 1 классах»

КВН по русскому языку в 1 классах

Ход мероприятия

I Вводная беседа.

Ведущий: Ребята, сегодня у нас праздник русского языка. В течение всего времени, с 1 сентября, вы узнавали каждый день что – то новое. Вы пришли в 1 класс и даже не умели писать буквы, а сегодня можете писать целые предложения. Сегодня мы собрались, чтобы проверить ваши знания и определить лучших знатоков русского языка.

Мы побываем в гостях у царицы Грамматики.

Спасибо, грамматика!

Наука прекрасная!

За буквы, слова, предложения разные.

Где трудное место в словах – ты же рядом.

И с правилом чётко подскажешь, как надо

Писать, говорить, размышлять и трудиться –

Нам в жизни, Грамматика, всё пригодится!



II. Приветствия команд – название, девиз.

Вед: - А болельщикам мы пожелаем:

За команду вы «болейте»

И друзьям помочь сумейте!

III. Выполнение заданий:


ПЕРВЫЙ КОНКУРС – РАЗМИНКА – для всех команд (НЕ ОЦЕНИВАЕТСЯ)

Я должна вам только буду лишь загадки загадать.
Ну, а вы в ответ мне букву будете должны назвать.
Буквы в слово соберутся, без которого в пути,
Дети вряд ли обойдутся, чтоб товарища спасти.
(Нужно выделить букву, которая повторяется в данном стихотворении.)
Утром на траве росою эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке рядом громко зарычит. Дети. Буква “Р"

Эта буква на морозе, как оса, ужалить может.
Ну а в мае на березе жук её узнать поможет. Дети. Буква “Ж”.

С этой буквой – добрым другом – долгою дорогой в дом
День за днём назло недугам даже под дождём идём. Дети. Буква “Д"

Эту букву паровоз на свой трубе привёз,
Губы вытяни в трубу и получишь... Дети. Букву “У”.

Буква эта знаменита – стоит в начале алфавита. Дети. Буква “А”.

Эта буква бодрым шагом в бой идёт под барабан,
И бодает буква букву, будто баловник баран. Дети. Буква “Б”.

Вот все буквы перед нами – каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами в слово буквы все собрать. ДРУЖБА

Получилось слово “дружба” - С ней дорога не беда,
С ней любое испытанье будет по плечу всегда.

ВТОРОЙ КОНКУРС – «БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ»

Командам будут зачитываться шуточные стихотворения, нужно найти букву, которая заблудилась, вернуть ее на свое место.

1 команда

2 команда

  1. команда

1.Сели в лоЖку и — айда!

По реке туда-сюда!


2. Жучка буДку не доела:

Hеохота. Hадоело.

3. Тает снег. Течет ручей.
Hа ветвях полно Врачей.


4. Hа виду у детворы
КрыСу красят маляры.

5. На стволе Гора растет,
Из нее смола течет.

6. На Волке – сметана, творог, молоко.

И рад бы поесть, да достать нелегко.




1. Мама с Бочками пошла
По дороге вдоль села.


2. Врач напомнил дяде Мите:
«Hе забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять Цапель перед сном».


3. Старый дедушка Пахом
Hа коЗе скакал верхом.

4. По снежку беляШ скакал –
От лисицы убегал.

5. Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!»


6. На кустах распустились бАтоны-

Посмотрите, какие пионы!


1.На пожелтевшую траву

Роняет леВ свою листву.


2. Синеет море перед нами,

Летают Майки перед нами.


3. На болоте нет дорог.

А по коШкам скок да скок.


4. Поспевает виноград –

ГВозди сочные висят.

5. Потемнело за окном –
Это Дочь вошла в наш дом.

6. Для мамы в подарок
Буфет мы купили
И в воду поставить
Его не забыли.




ТРЕТИЙ КОНКУРС «ИГРЫ В СЛОВА» (ЗАДАНИЕ НА КАРТОЧКАХ)

  1. Исключите из слов по одной букве, чтобы образовалось новое слово.

Например: ТИГРЫ – ИГРЫ

КРОТ СКЛАД

ПЛУГ УГОЛЬ

ГРОЗА ЛАМПА

ШАРФ МРАК


  1. Добавьте к словам по одной букве, чтобы образовалось новое слово.

Например: ГОРОД – ОГОРОД

ТОЧКА ДОЧКА

ЛЕЩ ОСА

СТОЛ ВОЛ

УТКА ЛЕНЬ

  1. Замените в словах букву, обозначающую согласный звук, чтобы образовалось новое слово.

Например: ДУБОК – КУБОК

ГАЛКА КОЛЕНО

КОСА ЦВЕТ

СОМ ДОМ

ИГРА КОЛОС


Задание для болельщиков – отгадать загадки:

  1. У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц)



  1. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)



  1. Живет на болоте

Певица.

Не думайте –

Это не птица. (Лягушка)



  1. Люблю я, подбоченясь,

Забраться на поднос.

То кланяюсь учтиво,

То задираю нос. (Чайник)

ЧЕТВЕРТЫЙ КОНКУРС «ПОСЛОВИЦЫ»

- Закончите пословицу по ее началу.
1. Не сиди сложа руки… (не будет скуки).
2. В гостях хорошо, … (а дома лучше).
3. Один за всех - … (все – за одного).
4. Не имей 100 рублей, … (а имей 100 друзей).
5. Без труда не вынешь … (и рыбку из пруда).
6. Скучен день до вечера, … (коли делать нечего).
7. Семь раз отмерь, … (один отрежь).
8. За двумя зайцами погонишься, … (ни одного не поймаешь)
9. Поспешишь - … (людей насмешишь).
10. Любишь кататься … (люби и саночки возить).
11. Терпенье и труд… (все перетрут).

12. Ученье – свет, …(а не ученье – тьма).

ПЯТЫЙ КОНКУРС «КОНКУРС КАПИТАНОВ»

Составить из слов предложение.

1) Клюв, у, острый, грача. (У грача острый клюв)


2) Трава, лугу, душистая, на. (На лугу душистая трава)


3) Ели, сочные, малыши, груши. (Малыши ели сочные груши)



ШЕСТОЙ КОНКУРС «РЕБУСЫ»

Каждой команде выдаются карточки с ребусами.

Задание для болельщиков – Доскажи словечко:

Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка.
Из далёких из полей
Прилетает... (воробей).


Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушеными... (грибами).


Приходили к мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки непростые -
В них застежки... (золотые).


Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –

Заблудился и... (пропал).


А за нею вилки,
Рюмки и бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по ... (дорожке).
Только раки-забияки
Не боятся бою-драки;
Хоть и пятятся назад,
Но усами... (шевелят).


Подведение итогов. Вручение грамот.




Просмотр содержимого документа
«Кроссворды»

Тема: Правописание слов с сочетаниями: жи, ши, ча, ща, чу, щу.

По горизонтали.

1. Не сердятся, а усами ворочают, не молчат, а словами не скажут, идут, а с места не сдвинутся (часы).

2. Нахмурится, насупится, в слезы ударится - ничего не останется (туча).

3. Хвостом виляет, зубаста, а не лает (щука).

4. Таскал меня зверь, а попал на людей (шуба).

Если вы все заполнили правильно, то в свободных клеточках по вертикали прочтете слово на то же правило (чаща).

















Тема: Правописание существительных с сочетаниями: жи, ши, чу, щу, ча, ща.

По горизонтали.

1. Сами крошки.

Боятся кошки,

Под полом живут,

Туда все несут. (Мыши.)

 

2. Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда мы не уйдем. (Часы.)

 

3. Драчуны и забияки, живут в воде, кости на спине, и щука не проглотит. (Ерши.)

4. Бегут по дорожке доски на ножке. (Лыжи.)

5. Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник.)

6. Белые горошки на зеленых ножках. (Ландыши.)

Если вы все записали правильно, то в обведенных клеточках по вертикали прочтете отгадку на загадку К. И. Чуковского: «Маленькие домики по улице бегут, мальчиков и девочек по улице везут». (Машины.)



























Тема: Непроверяемые безударные гласные. Словарные слова.

По горизонтали.

1. С хозяином дружит, домик стережет, живет под крылечком, хвостик колечком.  (Собака.)

2. Эта птица - непоседа, одного с березой цвета. (Сорока.)

3. Сам не бежит, стоять не велит. (Мороз.)

4. Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)

5. Бел как снег, в чести у всех. (Сахар.)















Тема: Звонкие и глухие согласные.

По горизонтали.

1. В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь.)

2. Его весной и летом видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дуб.)

По вертикали.

3. В огне не горит, в воде не тонет.  (Лед.)

4. Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)

5. Кто растет корнем вверх? (Зуб.)















Кроссворды «Образование новых слов».

Задание 1. Из каждого слова, переставляя буквы, составьте новое и впишите в кроссворд:

1) сила

2) рост

3) выбор

4) валик

5) сон

6) тик

7) ложа

Ответ: 1) лиса, 2) трос, 3) обрыв, 4) вилка, 5) нос, 6) кит, 7) жало. В выделенных клетках: СОРИНКА.



2. Из каждого слова составьте новое и впишите в кроссворд.

1. Кума - мука.

2. Корма - комар.

3. Петлица-теплица.

4. Отвес - совет.

5. Норов - ворон.

6. Листок - слиток.

7. Наказ - казна.

Ответ: в выделенных клетках по вертикали: МАТЕРИК.













Кроссворд «Неделя».

(И. Сухин)

Задание: впишите в клетки кроссворда название всех дней недели.







Просмотр содержимого документа
«Рифмовки»

Рифмовки

В темах «Речевые звуки», «Гласные звуки», «Слог» уместны следующие рифмовки:

- Живут, словно в сказке, голосовые связки.

Воздух выдыхается – голос получается!

Звуки слышим ясные –

так поются гласные!



- С голосом живут, гласные поют:

Вот они пою-ю-ются,

тя-янутся и лью-ю-тся!

Гласные – приятели, ротооткрыватели.

Сколько в слове гласных звуков,

 столько и слогов!



- Гласные умеют громко напевать,

могут в одиночку слог образовать,

Сколько в слове гласных звуков –

столько и слогов.



- Могут звуки друг на друга

оказывать влияние:

согласный встанет рядом с гласным –

 получится слияние.



- Части в слове, знаем с вами,

Называются слогами.

Рот наш открывается,

гласный пропевается -

слог и получается!



- Гласный, наш приятель -

ротооткрыватель:

рот открыл и нам помог,

получился у нас слог!



Рифмовка «Словарные слова» (1-2 класс)

Ворона, сорока, петух, воробей,

корова, собака, медведь, соловей,

дежурный, тетрадь, карандаш, ученик,

язык, телефон, телевизор, дневник,

квартира, компьютер, ребята, отец,

капуста, картофель, морковь, огурец,

пальто,  понедельник, четверг, магазин,

обед, хорошо, молоко, апельсин,

родина, улица, город, суббота,

комната, ягода,  завтрак, работа,

погода, сирень, воскресенье, мороз,

осина, берёза, деревня, овёс,

ракета, малина, победа, картина,

яблоня,  ужин, одежда, машина,

лисица, горох, огород, помидор,

арбуз, молоток, газета, топор,

герой, сапоги, автобус, пенал,

однажды, Россия, заяц, вокзал.

Почему же мы с тобой
пишем с буквы прописной:
Таня, Ваня, Мила, Нина,
Коля, Петя и Ирина,
Иванов, Петров, Орлов,
Ленинград, Москва, Ковров?

Чижи, ужи, ежи, стрижи,
жирафы, мыши и моржи;
кружи, дружи, служи, спеши –
запомни слоги жи и ши.

Жи и ши, жи и ши
с буквой и всегда пиши:
мыши, ежики, моржи,
лыжи, лужи, камыши.

Лыжи, мыши и ужи,
шины, ёжики, чижи
жи да ши, жи да ши –
с буквой и всегда пиши.

Имена, фамилии людей, клички животных

Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей,
и Серёжа, и Андрей.
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте.

Кошка – Маришка,
Котёнок - Тишка,
Щенок – Дружок,
Цыплёнок – Пушок,
Корова – Бурёнка,
Коза – Найдёнка,
Поросёнок Хрюша
и бычок – Гаврюша.
Все их клички до одной
пишут с буквы прописной!

Кошка – Пушкина,
Собака – Смешкина,
Петух – Крикун,
Козёл – Бодун,
Воробей – Тишка,
Поросёнок – Гришка.
Красотка – синичка,
Как напишешь клички?

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

Ча и ща, ча и ща –
Роща, чаща, и свеча –
Пища, туча, саранча –
с буквой а ища и ча.

Пища, чаща, роща, куча,
саранча, кочан и туча,
дача, гуща и свеча –
все слова на чаи ща.

Сочетанья ща и ча
В словах пища и свеча,
Куча, гуща, каланча,
Туча, роща, саранча,

Чаща, дача и печать -
Нужно с буквой а писать

Щука, чум, ищу, молчу –
Я слова учу, учу.
Чу да щу, чу да щу –
я пятёрку получу.

Не стучу, не пищу,
не ворчу и не кричу,
а учу да учу.
все слова на щу и чу:
чум, чудак, чулок, чурбан,
щука, чудо и чулан.

Я грамотно писать хочу,
слова на чу и щу учу:
чулок, и чудо, и чугун,
чудак, и щука, и ворчун,
чумазый, чучело, чурбан,
чудесный, чувства и чулан,
кричу, ворчу, ищу, тащу –
я с у пишу и чу, и щу!

Правописание чн и чк.
Козочка, горочка,
33 пригорочка.
Ой чк! чк! чк!
Кочка, почка, звездочка.

Елочка и белочка,
тучка, щучка, стрелочка,
бочка, почка, спичка,
речка, ручка, птичка,
шуточка, минуточка,
дочка, прибауточка,
булочка и строчка,
свечка, печка, точка!

Речка, ночка, строчка,
точка, кочка, дочка,
срочный, булочный, ночной,
точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
где чн, а где чк.

Мягкий знак (ь) – показатель мягкости
Мягкий знак, мягкий знак –
без него нельзя никак!
Без него не написать
тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо «шесть» напишем шест,
вместо «есть» напишем ест,
станут пенками «пеньки»,
уголками – «угольки»,
«банька» в банку превратится.
Вот что может получиться,
если будем забывать
мягкий знак в словах писать.

День, динь, сон, тень,
сыр, сок, лось, лень,
нос, нёс, рыть, ныть,
кон, конь, шум, шить.
Подчеркни, в каких словах
не напишешь мягкий знак.

Разделительный мягкий знак (ь)

Перед е, ё, и, ю, я
Я в корнях стою друзья.
Воробьи, семья, жилье –
перед я, ю, и, е, ё.

Воробьи, жилью, ручьи,
листья, крылья, стулья, чьи,
колья, перья и семья,
вьюга, осенью, друзья.

Разделительный твердый знак (ъ)
Было «сели»,
стало «съели»,
догадаться вы сумели,
почему случилось так?
Кто виновник?
- Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже,
без него писать не сможем:
съезд, съедобный, объяснение,
и подъезд и объявление.

Безударные гласные

Безударный хитрый гласный:
слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
гласный ставь под ударенье,
чтоб развеять все сомненья!
Сосна, вода, дела, трава –
проверить надо все слова.
Безударный гласный –
стоп!
Писать опасно!
Слуху не доверяйте –
Удареньем проверяйте:
сосны, воды, травы, дело,
а теперь пишите смело.

Село, гнездо, сосна, весна –
одна из гласных не ясна.
Не верь таким словам на слух,
коль есть в них безударный звук.
Ты в них число лишь имени,
подскажут гласную они:
сёла, гнёзда, вёсны
и, конечно, сосны.

Гряда, цена, скала, весна,
коза, стрела, стена, сосна,
места, земля, столяр, сова –
проверить надо все слова.
Ты будь внимательным, мой друг:
в словах есть безударный звук,
поставь его под ударение,
потом пиши стихотворенье.

Страна, земля, стрела, сосна,
гряда, игла, звезда, весна,
роса, зерно, следы, листок,
кормушка, озеро, цветок.
Диктанту нашему конец,
кто не ошибся – молодец!

Для письма по памяти
Р…чной, л…сной, г…ристый,
м…рской, р…дной, л…систый.
Проверь слова, да не сп…ши,
красиво, грамотно сп…ши.

Парные звонкие и глухие согласные
Если слышишь парный звук,
будь внимательным мой друг,
парный сразу проверяй,
слово смело изменяй:
«зуб» - на «зубы»,
«лед» - на «льды» -
будешь грамотным и ты.

- Где растёт морковь?
- На грядках.
- Буквы пишут где?
-В тетрадках.
-Чистим что мы?
-Чистим зубки.
-Одеваем в холод?
- Шубки.
-Любим все?
-Снежки, салазки.
-А читаем часто?
-Сказки.
Звук согласный проверяй,
рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего? –
Нет грядок.
А тетрадка? – Нет тетрадок.
Зубки! Изменили - зубы.
Шубки! Проверяем – шубы.
Ждем снежинок и салазок.
И побольше чудных сказок.

Обед, завод, медведь, кровать,
отряд, народ, этаж, тетрадь,
нож, стриж, снег, гараж,
лошадь, пруд, труд, шалаш.

Рыбка, грудка, кружка, гладко,
травка, сетка и тетрадка,
крышка, лапка, лодка, ласка,
книжка, ложка, утка, сказка.

Ложка, лодка, рыбка, грядка,
шутка, утка и тетрадка,
книжка, крышка и рубашка,
травка, сетка, промокашка.

Дружки снежки, рожки, прыжки,
сапожки, рожки, пирожки,
лужки, флажки и ложки,
кружки и поварешки.
(Найди лишнее слово).

Мышка, кошка, глазки, лапки,
дружба, книжки и тетрадки,
шубка, шапка и сапожки,
и березка и сережки.
(Составьте предложение со словами каждой строчки)







Просмотр содержимого документа
«Чистоговорки для уроков изучения согласных букв и звуков»

Чистоговорки для уроков изучения согласных букв и звуков.

Ба-ба-ба – в поход зовёт труба.

Би-би-би – маме не груби!

Бе-бе-бе – дарю цветы тебе!

Бу-бу-бу – вёслами гребу.

Бы-бы-бы – выросли грибы.

 

Ву-ву-ву – мы ездили в Москву.

Во-во-во – ждёте вы кого?

Вы-вы-вы – привет вам из Литвы!

Ва-ва-ва – вкусная халва.

Ви-ви-ви – листики не рви!

 

Га-га-га – каблук от сапога.

Го-го-го – читаем мы Гюго.

Ги-ги-ги – готовы пироги.

Ге-ге-ге- гетры на ноге.

Гу-гу-гу- гуси на лугу (или в школу я бегу)

 

Да-да-да- капает вода (или скорей иди сюда)

Ду-ду-ду- гуляли мы в саду.

До-до-до- на дереве гнездо.

Ды-ды-ды- сели все ряды.

Де-де-де- купаемся в воде.

Ди-ди-ди- Данил, домой иди!

Жи-жи-жи- в море плавают моржи.

Жа-жа-жа- есть иголки у ежа.

Же-же-же- мы на первом этаже.

Жу-жу-жу- я с весёлыми дружу.

 

Зу-зу-зу- печенье я грызу.

За-за-за- вчера была гроза.

Зо-зо-зо- идёт урок изо.

Зы-зы-зы- получим мы призы.

Зи-зи-зи-конфет мне привези.

Зе-зе-зе- подарим стрекозе.

Ка-ка-ка-в небе облака (сильная рука)

Ки-ки-ки-ивы у реки.

Ку-ку-ку – пирог я испеку.

Ко-ко-ко- сбежало молоко ( или уеду далеко)

Ке-ке-ке- лодки на реке.

 

Ло-ло-ло- на улице тепло.

Ли-ли-ли – мы гулять пошли.

Ла-ла-ла- шляпа мне мала.

Лу-лу-лу- Олег стоит в углу.

Лы-лы-лы- накрыли мы столы.

Ма-ма-ма- всё сделаю сама.

Мо-мо-мо-напишу письмо.

Му-му-му- маму обниму.

Ми-ми-ми – котёнка покорми.

Мы-мы-мы- за городом холмы.

Ме-ме-ме- фокусник в чалме.

 

На-на-на- на холме сосна (или ранняя весна).

Но-но-но – на улице темно.

Ну-ну-ну – я сейчас усну.

Ны-ны-ны- в Африке слоны.

Ни-ни-ни- слон стоит в тени.

Па-па-па- в парк ведёт тропа.

По-по-по – я вяжу кашпо ( или трамвай идёт в депо).

Пу-пу-пу – рассыпали крупу.

Пы-пы-пы – каша из крупы.

Пе-пе-пе- я стою в толпе.

Пи-пи-пи – кепку мне купи.

 

Ра-ра-ра- Кате спать пора!

Ры-ры-ры- летают комары.

Ри-ри-ри — на ветке снегири.

Ро-ро-ро – мы выпили ситро ( или мы ехали в метро).

Ру-ру-ру – придумаем игру.

 

Су-су-су – холодно в лесу.

Са-са-са – в лесу живёт лиса.

Сы-сы-сы- тикают часы.

Со-со-со – у Вовы колесо.

Си-си-си – мы ехали в такси.

Ту-ту-ту- пол я подмету.

Та-та-та- в классе чистота.

То-то-то- Том надел пальто.

Ти-ти-ти – Ян уже в пути.

Ты-ты-ты – подарим мы цветы.

 

Фа-фа-фа – Федя ходит без шарфа.

Фу-фу-фу – Феликс спрятался в шкафу.

 

Ха-ха-ха- вкусная уха.

Хи-хи-хи – ароматные духи.

Хе-хе-хе – расскажи о петухе.

Ху-ху-ху – звери все в меху.

 

Ца-ца-ца- нет зиме конца.

Цо-цо-цо- на руке кольцо.

Цы-цы-цы – засолим огурцы.

Цу-цу-цу – рады леденцу.

Це-це-це – веснушки на лице.

Ча-ча-ча- горит свеча.

Чу-чу-чу – я молчу.

Чи-чи-чи – не кричи!

Че-че-че – птица на плече.

Чо-чо-чо – ели суп харчо.

 

Ши-ши-ши – шелестят камыши.

Ша-ша-ша- мама моет малыша.

Шо-шо-шо – всё у нас хорошо.

Шу-шу-шу – я письмо пишу.

Ше-ше-ше – не шумите в шалаше.

 

Ща-ща-ща – Андрей поймал леща.

Щу-щу-щу – книгу я ищу.

Щи-щи-щи — щиплем зелень мы на щи.

Ще-ще-ще – у меня карман в плаще.

Щё-щё-щё – мы встретимся ещё.



Просмотр содержимого документа
«Шарады»

15


Шарады

Без буквы "Г" -

Простая краска

Под стать нежнейшей

Голубой.

А с буквой "Г" -

На булках, пасхах

Сироп,

Застывший кожурой.

(Лазурь, глазурь)



***

Он с буквой "К"

Сокровище -

В земле ли,

Под водой...

Без буквы "К" -

Согласие,

Мир,

Дружба

И покой.

(Клад, лад)







***

Намотай себе на ус,

Не забудь однако,

С буквой 3 - ушастый трус,

С буквой Л - собака.

(Зайка, лайка)



***

Сначала

Записали мы

То место,

Что образуют

Две стены

Совместно.

Потом его,

Как будто бы водой,

Смягчили разом

Буковкой

Одной.

И вот уже,

На удивленье многим,-

В шараде

Что-то чёрное

В итоге.

(Уголь)

***

Подставишь к неприятелю

Одну лишь букву "О" -

Получится промоина.

И только лишь всего.

(Враг, овраг)



***

С буквой "Б" -

Ветерок

С моря

На бережок.

С "П" -

Спортсмену отрада -

За победу

Награда.

(Бриз, приз)



***

Сперва два слога -

Крик кукушки,

А после

От Земли-старушки

Кристаллов сросшихся

Букетик,

Сияющих

При ярком свете.

Но от кристаллов

Нужно взять

И букву первую

Отнять.

И вот итог.

Кто усомнится?!

В шараде вся

Полей царица.

(Ку-ку + друза без "д" = кукуруза)



***

По количеству их семь,

Все они играются.

К слову букву «Е» приставь –

Звери получаются.

(Ноты – еноты)







***

Приставка «У».

Стиль музыки потом.

Куда же нас зовут звонком?

(Рок – на урок).



***

В слове три буквы.

Жалит, летает.

Приставь букву «Р» –

Она засверкает.

(Оса – роса).



***

Карася спасает тина,

А с вороньим «кар» –

(Картина).



***

В каждом доме она есть.

Скрипеть, стучать умеет.

А «Д» на «З» лишь поменяй –

Она и озвереет.

(Дверь – зверь).

***

С буквой «Т» она на небе

Солнце заслоняет.

Вместо «Т» поставим «Ж» –

Лает и кусает.

(Тучка – Жучка).

***

Ночь приходит. День погас.

Кто спешит к нам в этот час?

Кто ответ перевернёт –

В слове часть лица найдёт.

(Сон – нос).



***

Красивое краткое женское имя,

Начальная буква – «О».

А если мы «К» впереди поставим,

В мужское оно превратится легко.

(Оля – Коля).



***

Древнейший итальянский город.

Немало на своём веку он воевал.

Три буквы прочитай наоборот –

Узнаешь ты, о чём же он мечтал.

(Рим – мир).



***

На руке пять братиков,

Братиков-солдатиков.

Пятый маленький, как гном,

Его ласково зовём.

«П» на «М» мы поменяем,

И кого тогда встречаем?

(Пальчик – мальчик).



***

Буква первая шипит.

В небо он уже летит.

Букву «Ф» добавишь к слову –

На плечах будет обнова.

(Шар – шарф).



***

Меня в основном по утрам все едят.

Вкусна и полезная я, говорят.

А если мы «К» на «М» поменяем,

В красивое имя еду превращаем.

(Каша – Маша).



***

С буквой «К» на печке спит.

Вместо «К» поставьте «Р» –

Он заговорит.

(Кот – рот).



***

Начало – птица с плоским клювом.

Конец шарады – часть лица.

(Утка – нос – утконос).



***

Вещи вы в него сложили,

Птичью нотку прицепили.

В путь!.. Присели на диванчик,

Это будет …

(Чемоданчик).



***

Ветер его подхватил,

Долго в воздухе кружил.

Хвостик ему оторвал,

И он сразу зверем стал.

(Лист – лис).



***

Буква первая жужжит,

Просится в полёт.

На «Па) заменишь букву «Ж» –

Сеточку плетёт.

(Жук – паук).

***

К слову беда приставим «По»,

У вот уже –

(Победа).



***

Рядом с домом, вся в цветах,

С крышей-шляпкою стоит.

Из слова букву «К» убрать –

Она заговорит.

(Беседка – беседа).



***

Самое первое,

Самое важное,

Самое доброе

Слово на свете

Знают и бабушки,

Знают и дедушки,

Знают все взрослые,

Знают все дети.

В нём есть второе

Важное слово.

Сумей прочитать –

И кушать готово.

(Мама – ам-ам).

***

Какая же птица

В число превратится,

Если букву последнюю

Недосказать?

(Соро′ка – со′рок).



***

Если бы самый красивый цветок

В названье своё букву «Г» вдруг впустил,

Для всех, уверяю,

Он стал бы не мил.

(Роза, розга).

***

Он умеет ловко

Пятиться назад.

Читай сзади наперёд –

Нотки чьи звучат?

(Рак – кар (воронье).



***

Птичкам, зайчикам в мороз

Очень холодно.

«Х» на «Г» менять не будем,

Чтоб не стало…

(Голодно).



***

В нём лето целое живём.

Как называется наш дом?

Приставку к слову добавляем

И слово новое решаем.

(Дача – задача).



***

Весны последний месяц.

Добавь к нему слог «Ка».

Потом одежду поменяй

На милого зверька.

(Май – майка – зайка).



***

К счастливому числу

(Его должны все знать)

Попробуйте вы букву «Я» приплюсовать.

И вряд ли есть роднее слово,

Оно ведь счастья вашего основа.

(Семь – семья).



***

С добавленной буквой

Мы лень прогоняем.

В красавца лесного

Её превращаем.

(Лень – олень).



***

Он домашний, он пушистый,

Сытый. Песенку поёт.

С хвоста отгадку прочитаешь –

Электричество пойдёт.

(Кот – ток).



***

При сложении двух нот

Для всех не новых

Получим мы продукт из семейства бобовых.

(Фа, соль, фасоль).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!