1 | Формулировка основной проблемы, которую требуется решить | До конца XIX столетия атом считали элементарной (т.е. неделимой) частицей. Научные открытия на рубеже XIX – XX вв. показали, что атом имеет сложное строение. Опыты ученых – физиков А. М. Иоффе и Р. Милликена доказали существование мельчайших заряженных частиц. Были выдвинуты гипотезы о том, что эти частицы входят в состав атома. Проблема: что же это за частицы? |
2 | Возможные решения (указать два варианта) | 1.Учащийся из класса записывает все идеи и мысли. 2. Учащийся делает сообщение о модели атома предложенной учеными. Далее идет обсуждение правильных идей и решение проблемы. |
3 | Аналогии, которые могут позволить выразить поставленную задачу в понятиях, знакомых и привычных для каждого члена группы (указать два варианта) | 1. Впервые понятие «атом» ввел Демокрит.В основе философии Демокрита лежит учение об атомах и пустоте как двух принципах, порождающих многообразие космоса. Атом есть мельчайшее «неделимое» тело, не подверженное никаким изменениям. Демокрит считал, что атомы, как семена растений. Одни круглые, другие – пирамидальные, плоские, треугольные. Поэтому и состоящий из них мир неисчерпаемо богат в своих свойствах и качествах. Демокрит считал, что, цепляясь друг за друга « крючочками», атомы образуют твердые вещества. 2. В 1897 году Томсон открыл электрон, частицу, входящую в состав атома. В 1903 году им был сделан вывод о сложном строении атома и разработана его модель. Согласно этой модели: атом - это шар, по всему объему которого равномерно распределен положительный заряд. Внутри шара находятся отрицательно заряженные электроны (подобно пудингу с изюмом). Атом в целом нейтрален: положительный заряд шара равен по модулю суммарному отрицательному заряду электронов. 3.Ученик рассказывает опыт Резерфорда. Просмотр видеоролика «Строение атома и ядра». Вывод: на сегодня известно, что в центре атома находится положительно заряженное ядро, вокруг которого вращаются отрицательно заряженные электроны. Аналогии: отношение между Солнцем и планетами. Эрнест Резефорд предложил уточненную «планетарную» модель строения атома, в которой атом любого химического элемента представляет собой крохотную солнечную систему с ядром-солнцем по центру и электронами-планетами, вращающимися по орбитам вокруг ядра. |
4 | Предусмотреть проблемы и трудности, создающие препятствия на пути решения проблемы (позволяет устранить возникающие преграды и прийти к решению наиболее рациональным путём) | У учащихся могут возникнуть трудности в понимании того, что атом состоит из ядра, в котором сосредоточена вся его основная масса, и электронов вне ядра. |
5 | Наводящие вопросы для уточнения и конкретизации решения (указать два вопроса) | 1.Что такое атом, нуклоны? 2.Если количество протонов и электронов в атоме равное, а по знаку они противоположны, то какой заряд в атоме в целом? |