СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра "Мои права и обязанности"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить с понятиями «гражданин», «права граждан», «права детей», «обязанности школьников»;

-учить применять права и обязанности в повседневной жизни.

Коррекционно-развивающие:

- развивать культуру речи, умение анализировать;

- развивать творческие способности.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине, правовую грамотность, уважение к другим и к себе;

- воспитывать чувство собственного достоинства.

Оборудование: ПК,проектор, презентация, запись песен: «Учат в школе», «Песенка о лете», «Тяп-ляп», разрезные буквы для составления форм обращения к человеку.

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра "Мои права и обязанности"»

Деловая игра «Мои права и обязанности» (5 класс)

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить с понятиями «гражданин», «права граждан», «права детей», «обязанности школьников»;

-учить применять права и обязанности в повседневной жизни.

Коррекционно-развивающие:

- развивать культуру речи, умение анализировать;

- развивать творческие способности.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине, правовую грамотность, уважение к другим и к себе;

- воспитывать чувство собственного достоинства.

Оборудование: ПК,проектор, презентация, запись песен: «Учат в школе», «Песенка о лете», «Тяп-ляп», разрезные буквы для составления форм обращения к человеку.

Ход мероприятия

  1. Вступление – слайд 1

То о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам.

Вам, ребята, предстоит очень интересная жизнь в обновляющейся России. От вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживёте её радостно и счастливо.

Вы уже знаете, что жизнь – это не только развлечения и радости. Это и нелёгкий труд. Те люди, которые заранее готовились к встрече с жизнью, как правило, проживали её интересно. Хуже бывает тем, кто привыкает жить за спинами родителей, других людей. Все препятствия им приходится брать с боем. И сегодня мы проведём деловую игру «Мои права и обязанности».

  1. Актуализация ЗУН

А кем является каждый из нас? (Каждый из нас – гражданин России.)

Кто такой гражданин?

В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «гражданин» объясняется так: слайд 2Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;

Каким словом можно заменить слово «лицо», чтобы смысл фразы не поменялся?(человек)

Что значит «постоянное население»?(люди, которые живут здесь всегда).

Что значит «наделённое правами и обязанностями»?(иметь права и обязанности).

Гражданин – взрослый человек, а также форма обращения к нему.

Есть разные формы обращения взрослых людей друг к другу. А какие это формы вы узнаете, собрав их из разрезных букв.

Учащимся предлагается по порядку собрать следующие слова: «уважаемый», «товарищ», «сударь».

Все эти формы используют при обращении к человеку, всё зависит от ситуации и воспитания.

- Скажите, гражданами, какой страны мы являемся? (ответы детей)слайд 3



- Наше государство предоставляет нам права. Кто из вас знает, как называется документ, в котором прописаны наши права? (Конституция РФ). Слайд 4



- Слово “конституция” в переводе с латинского обозначает “установление”.



- А какие права мы имеем как граждане России? (ответы детей) слайд 5

Каждый человек имеет право на жизнь.

Каждый человек имеет право на свободный труд. Каждый может выбрать труд по своему усмотрению. Принудительный труд запрещён.

Каждый гражданин имеет право на образование. В зависимости от возраста он может посещать д/с, школу, колледж или университет.

Каждый гражданин имеет право получить помощь врача при заболевании.

Гражданин России имеет право на отдых.



- А теперь, зная эти права, мы поиграем.

3. Основная часть

Игра “Путешествие в сказку”.Слайд 6

Задача: определить, каким правом воспользовались герои.

1. “Айболит” К. И. Чуковский (право на получение медицинской помощи)слайд 7



2. “Золотой ключик” А. Толстой (право на образование)слайд 8



А теперь назовите права, которые нарушались в сказках:



- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).Слайд 9



- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)слайд 10



- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу, право на гражданство).Слайд 11



- Молодцы! Вы хорошо запомнили права граждан России.



- Как вы думаете, существуют ли какие-либо документы, изучая которые мы могли бы узнать и о других правах? (ответы детей)



- Как они называются? Таких документов много, но мы рассмотрим только эти.



- Декларация – документ, который защищает наши права.Слайд 12



- Конвенция (договор, соглашение) – соглашение по специальному вопросу, обязательные для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.Слайд 13



Устав школы – документ, в котором прописаны права и обязанности школьников.



К вашему сведению: 10 декабря 1948 года многие страны приняли “Декларацию о правах человека”.



- Кто скажет, сколько лет исполняется этому важному документу? (65 лет)



Игра называется “Музыкальная минутка”

На какие права указывает каждая из песен? (включаем песни)

1. “Учат в школе” (право на образование)



2. “Тяп – ляп” (право на труд)



3. “Песенка о лете” (право на отдых)



Тренинг.



- Мы много с вами говорили о правах. Продолжите такую фразу: “Для меня самое главное право – это ...”



- Молодцы!

А теперь я предлагаю вам подумать.

конкурс “Подумай-ка!”слайд 14



Скажите, а вы знаете известных вам сказочных персонажей, которые нарушали право на:



- жизнь (Серый волк, ведьма, Кощей Бессмертный, Карабас Барабас, Кот Базилио и Лиса Алиса, Баба Яга, Змей Горыныч и т.п.)слайд 15



- труд (Карабас Барабас, Сеньор Помидор, Кот Базилио и Лиса Алиса, Поп, Ленивица, Емеля, Бармалей, Мышь и Крот, Старуха, Мачеха, Баба Яга и т.п.).слайд 16



- имущество (Сын жабы, Ведьма, Сеньор Помидор, Лиса, Волк, Сватья Бабариха, Лиса Алиса и Кот Базилио, Купец, Кощей, Царь Додон, Фрекен Бок и т.п.) слайд 17



Следующий конкурс “Угадай-ка!”слайд 18



Вам необходимо угадать героя по описанию и по мере угадывания они будут появляться на слайде.



В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка). Слайд 19



Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)слайд 20



Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).Слайд 21



Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).Слайд 22



Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса). Слайд 23



Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино) слайд 24



Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Спящая красавица)слайд 25



Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)слайд 26



Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)слайд 27



Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).Слайд 28



- Молодцы! А теперь давайте поговорим немного о ваших обязанностях, как школьников. Напомните, как называется документ, в котором прописаны права и обязанности школьников? (Устав школы)



В уставе нашей школы сказано:

обучающиеся школы обязаны:

соблюдать Устав школы;

добросовестно учиться;

бережно относится к имуществу школы;

соблюдать правила поведения учащихся.



Правила школьной жизни.



В школу, знает детвора,

Ходят с самого утра.

И хотели – не хотели,

Нужно быстро встать с постели.



На урок не опоздать,

Всё успеть и всё узнать.

Научиться надо, братцы,

Вам с улыбкой просыпаться.



Новый день пришёл опять –

Пусть несёт не “2”, а “5”!



Так же просим вас учесть:

Перед дверью коврик есть.

Обувь вымойте, друзья,

В школу грязь носить нельзя.



Дети фрукты и конфеты

Дружно, весело едят,

Но огрызки все при этом

На пол мусором летят!



А для мусора ведро

В школе есть, понятно?

Мусор складывать в него

Надо аккуратно.



Ребята, в школе не годится:

Кричать и бегать, и носиться.

По коридорам не скачите,

Свои носы поберегите.



Если ссора. Вот досада!

Обижать друзей не надо,

Не нужны нам злые ссоры,

Слёзы, споры и раздоры.



В споре кулаки мешают:

Они проблемы не решают!

Всё просто, если разобраться:

Не надо вам с друзьями драться!



Ведь с друзьями интересно -

Это каждому известно!

Что такое быть опрятным?



Значит чистым, аккуратным,

Чтоб штаны не знали дыр -

Это брюки, а не сыр.



Надо всем всегда стараться

Строго в школу одеваться.

И не думать, не гадать

Деловой стиль соблюдать.



В заключение отметим:

Грубость явно ни к чему.

Будьте вежливыми, дети,

Не грубите никому!



  1. Итог.Слайд 29

- Спасибо, ребята, что обсудили данную тему. Сегодня мы узнали лишь о некоторых правах и обязанностях. В дальнейшем мы будем говорить и о других правах и обязанностях на других уроках.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!