СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельностное воспитание в развитии ученического коллектива

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете по теме "Деятельностное воспитание в развитии ученического коллектива. К докладу прилагается презентация

Просмотр содержимого документа
«Деятельностное воспитание в развитии ученического коллектива»

«Деятельностное воспитание в развитии ученического коллектива».



Тема: «Деятельностное воспитание в развитии ученического коллектива».


Цель: ознакомить педагогов с деятельностным подходом в воспитании; рассмотреть ролевые игры в развитии коммуникативных способностей обучающихся.


Ход:


  1. Актуальность: уровень развития классных коллективов.

  2. Понятие деятельностного (социального) воспитания. Научные подходы в формировании данного понятия.

  3. Технология деятельностного воспитания.

  4. Практическое экспериментирование.

  5. Решения педсовета.


  1. Актуальность.


Выводы: за последнее время в нашей школе снизился уровень развития классных коллективов, об этом свидетельствуют несколько факторов:

  1. Низкий уровень сплоченности классов

  2. Низкая организованность классов

  3. Снижается активность классов, участвующих в общешкольных мероприятиях

  4. Сложные взаимоотношения в классах

  5. Понижается уровень сознательной дисциплины

И основной причиной этого является неумение школьников общаться друг с другом. И хотя в настоящее время слову коллектив все чаще противопоставляется слово индивидуализм и основной задачей школы является формирование успешной, активной личности, не стоит забывать о том, что лишь общение с окружающими людьми помогает человеку сформироваться как личность, повышать свою самооценку….Чем лучше человек обладает умением общаться с другими, строить диалог, тем успешнее он будет идти по жизни. И если в учебном процессе это общение между учеником и учителем, то в воспитании это общение с учителем, родителями, одноклассниками.


На доску.


«В свободном общении людей между собой подлинно образовательное значение имеет не то общение, которое происходит на почве общего отдыха и развлечения, но то, которое имеет место на почве общего дела, ибо только такое общение способно вывести личность за пределы самой себя и тем самым дать ей толчок к образовательному странствию».


(Цитата Сергей Иосифович Гессен)


  1. Понятие.

Родоначальниками деятельностного подхода в педагогике были: Мейман, Лай и Дьюи.

Вильгельм Лай (нем. 1862-1926) разработал так называемую «педагогику действия». По его мнению процесс воспитания и обучения складывается из внешних воздействий и ответных реакций (действий), которые должны быть весьма разнообразны: рисование, моделирование, драматизация и др.

Джон Дьюи (амер. 1859-1952) утверждал, что всякая теория, идея должна рассматриваться как «инструмент действия». Считал, что обучать нужно посредством «делания». Деятельность должна быть разнообразной и подчинена интересам практики. Считал, что: «Унция опыта значит больше, чем тонна теории», и что: «Труд- центр всей школьной работы».

В нашей стране становление деятельностного подхода в педагогике тесно связано с развитием этого же подхода в психологии (Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Давыдов В.В., Слободчиков В.И. и др.).


Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации совместно выработанных целей и задач.

«Если вы хотите воспитать – организуйте деятельность»

Антон Семенович Макаренко

В стандарте ФГОС уделяется большое внимание вопросам организации воспитательного процесса в школе и системности в его реализации. Системообразующее направление воспитания (гражданское, патриотическое, нравственное, экологическое и т.д.) должны пронизывать учебный процесс, выходя во внеурочную и внешкольную деятельность и создавая тем самым воспитательное пространство, в катором гармонично развивается личность ребенка.

Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Таким образом, деятельность – необходимое условие жизни и развития человека.

Структура деятельности:

Проблема - Цель -» Мотивация - Подбор методов решения проблемы -» Действия - Результат - Контроль выполнения- Рефлексия- Самоанализ

Деятельность всегда предметна и мотивирована. И если предмет деятельности это то, на что она направлена, то определение мотива — это ответ на вопрос, ради чего совершается эта деятельность.

Цель деятельности, точнее, действий, входящих в неё, есть её интегрирующее и направляющее начало.

Рефлексия — анализ субъекта собственных переживаний, выяснение характера своего «Я» и т. д.

Каждый акт рефлексии — это акт осмысления, понимания.

Процесс воспитания есть всегда обучение деятельности, например практическому общению.

Основная идея деятельностного подхода в воспитании свя­зана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается Чело­век, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.

Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с учащимися. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Цель системно-деятельностного подхода в воспитании учащихся –

  • Создание установки на самостоятельность

  • Свобода выбора

  • Подготовка к жизни

  • Достижение личностных и метапредметных результатов

При организации воспитания и социализации школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно - деятельностный подход имеет свои особенности.

Первая заключена в том, что воспитание как деятельность принципиально не может быть сведено к какому-то одному виду. Оно должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др.

Вторая особенность в том, что на ребенка оказывают мощное воспитательное и социализирующее влияние (не всегда позитивное) СМИ, Интернет, телевидение, иные источники информации, молодежные сообщества и др. Уже в младшем школьном возрасте растущий человек тем или иным образом включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности. В содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принципы деятельностного подхода.

Принцип субъектности воспитания

Воспитанник – субъект деятельности, способный освоить и творчески преобразовывать, способный планировать, выстраивать, оценивать свои поступки, действия, стратегию и тактику своей жизни.

Принцип учёта ведущих видов деятельности и законов их смены.

Учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребёнка как основания периодизации детского развития.

Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых.

Особое значение имеет положение, сформулированное Л. С. Выготским:

«...исследуя, что ребёнок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя, что ребёнок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».

Принцип обогащения, усиления, углубления детского развития.

То есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка специфически детскими формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка виды деятельности: игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание

Принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности.

Деятельность должна быть социально-значимой и общественно-полезной.

Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности.

Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности.

Принцип обязательной рефлективности всякой деятельности.

Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, анализ субъекта собственных переживаний.

Принцип активности ребёнка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребёнком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.


Деятельностный подход предполагает открытие перед ребёнком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства её достижения. Помогать ребёнку, сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Системно – деятельностный подход в воспитании:

  • Проектная деятельность

  • Ролевые игры

  • Коллективные творческие дела

  • Самоуправление

Проектная деятельность – это возможность раскрытия творческого потенциала обучающихся, это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Повышается активность учащихся в самостоятельном получении знаний.

  Проектная деятельность это – один из путей формирования:

- готовности к целеполаганию;

- готовности к оценке;

- готовности к действию;

- готовности к рефлексии;

- готовность к самовоспитанию и самообразованию.

Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность, так как именно игра, мотив лежат в содержании деятельности, а не вне ее. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении. И именно в этой позиции она выполняет мотивационно-побудительную функцию.
Воспитательная функция ролевой игры заключается в том, что именно в ролевых играх воспитываются дисциплина, взаимо­помощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельно­сти, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.
Ролевая игра формирует у школьников способность играть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению.

Та­ким образом, ролевая игра выполняет и ориентирующую функцию. Дети стремятся к общению, и ролевая игра дает им воз­можность реализовать свое стремление.

В коллективных творческих делах участвуют все ученики, все учителя (независимо от преподаваемого предмета), многие родители, выпускники прошлых лет, друзья школы. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю своего участия и ответственности. Главной структурной единицей коллективного творческого дела является класс как первичный коллектив. Но в процессе общей работы происходит взаимодействие возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старшеклассников.

Преимущество школьного творческого дела состоит в том, что оно позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Это очень важно для формирования общественного мнения, коллективной самооценки, роста группового и личного самосознания. Отсутствие официального соревнования, баллов, мест снимает напряжение конкуренции. Процесс самосравнения, лишенный отрицательных эмоций, уходит вовнутрь и становится механизмом совершенствования коллектива. В результате такого подхода эти коллективные творческие дела становятся для всех желанными, понятными, личностно значимыми.

Важное обстоятельство: рамки общешкольного творческого дела достаточно свободны, они не только позволяют учитывать возраст участников, но и стимулируют инициативу, многовариантность самовыражения класса и отдельного ученика.

Спектр социальных ролей обучающихся широко представлен также в системе школьного самоуправления. В процессе самоуправленческой деятельности у школьников развиваются способности, коммуникативная культура, лидерские качества, вырабатываются социально значимые качества (активность, ответственность, отзывчивость). Они осваивают социальные роли, приобретают определённые знания и навыки, учатся планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность.

Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.

Системный подход нацеливает классных руководителей организовывать воспитательный процесс не посредством отдельных и часто разрозненных мероприятий, а путем моделирования и создания гуманистической, целостной, упорядоченной системы воспитательного взаимодействия педагогов и обучающихся.

При моделировании воспитательной системы классным руководителям необходимо уделить внимание:

- формированию концептуального видения воспитательного процесса как целостного социально- педагогического процесса;

-развитию доминирующего (приоритетного) вида или направления совместной деятельности членов классного сообщества;

- обеспечению интеграции усилий всех субъектов и участников воспитательного процесса, взаимосвязи его основных компонентов: целевого, содержательного, организационного, оценочно-результативного;

- установлению и укреплению связей классного коллектива с окружающей социальной и природной средой;

- изучению, анализу и оценке системных изменений в жизнедеятельности и развитии детей и взрослых;

- ресурсному обеспечению процессов становления, функционирования и дальнейшего развития воспитательной системы.

Для реализации системно - деятельностного подхода педагогам необходимо владеть наиболее продуктивными воспитательными технологиями, такие как: технология моделирования воспитательной системы класса, технология совместного планирования жизнедеятельности в классе; технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа; технология ценностно-смыслового диалога; игровые и коммуникативные технологии; технологии психолого-педагогической диагностики.

Ш.Амоношвили сказал: «Нельзя, чтобы ребенок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то все его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную среду»,


Сегодня мы познакомимся с новым экспериментальным подходом в воспитании учащихся, автором которого является Нина Николаевна Михайлова. Эта методика направлена на формирование умения общаться. Основной идеей этой методики является следующее высказывание Льва Семеновича Выготского: «личная деятельность человека рождается во взаимодействии людей».


В ее основе такой социальной деятельности лежат:

  • интерес к взаимодействию с другими людьми (мотивация общения)

  • интерес к способам построения конструктивного взаимодействия с людьми

  • интерес к развитию себя как человека способного строить свое общение с окружающими людьми.


Как же возникает у школьников такая деятельность?


И здесь появляется роль педагога. Его задача – это построение совместной деятельности, в которой школьника интересно понимать законы конструктивного общения – взаимодействия для достижения общего результата, в которой школьники открывают эти законы общения и учатся их использовать.


  1. Как же педагогу организовать такую деятельность? – Технология организации социальной деятельности.



На доску.


Роль педагога:

  • Побудитель постановки и решения поставленной задачи

  • Создание проблемной ситуации

  • Выяснение в диалоге со школьниками причин возникновения проблемы.

  • Составление вместе с учениками образа успешного общения

  • Составление вместе с учениками цепочки успешного общения

  • Создание ситуаций, требующих использования этих знаний

  • Побуждает школьников к самооценке.


Технология социальной деятельности.


  1. создание проблемной ситуации – напряжение во взимодействии школьников. (для напряжения можно использовать реальные ситуации, конфликты в классе или искусственно созданные педагогом)

  2. фиксация напряжения (рисование схем, отражающих напряжение)

  3. совместное создание модели «Хорошего общения» (размышление учеников и учителя о приемах, правилах, законах хорошего общения, которые позволяют выйти на совместное сотрудничество, взаимопонимание))

  4. организация применения алгоритма. (продолжение коллективного дела при проведении которого вышло напряжение с учетом составленных правил)

  5. организация рефлексии общения. (обсуждение в кругу, по командам, анкетирование)



  1. Ролевая игра.

Разминка

Игра-знакомство «Алексей, апельсин, аккуратный» (10 мин.)

Каждый из участников по очереди представляет себя группе, используя «триаду» в которой:

• Первое слово – его имя,

• Второе – название блюда (желательно того, которое он любит)

• Заключительное слово – связано с качеством личности


Игра «Бинго-бинго» (бланк для игры в приложении) Сейчас каждый из вас получит бланк «Бинго» и карандаш. Вам необходимо как можно быстрее заполнить любые 6 клеток подряд по горизонтали, вертикали или диагонали именами людей, которые смогли бы утвердительно ответить на все ваши вопросы, написанные в квадратиках. Итак, ребята, ваше время вышло. Обсуждение: -Что показалось в игре интересным? -Что заставляло вас задуматься? - Бывали ли случаи, когда ваши ожидания не оправдались: например: вы думали, что человек, которому вы подошли ответит на вопрос, а он вам не отвечал, и наоборот? -Как вы чувствовали себя в таких случаях?

Игра «Выбери остров» (20-30 мин.)

Раскладываем на полу большие листы бумаги. Это и есть наши острова. На каждом из островов установлена табличка с его названием.

Наверное, будет на нашем архипелаге Остров Кайфа, Остров Неуверенности, Остров Сомнений, Остров Одиночества, Остров Традиций, Остров Новых Приключений, Остров Тишины, Остров Недоверия, Остров Культуры, Остров Анархии...

Назвав все точки импровизированной островной страны, мы просим членов группы «заселить» острова: познакомиться с каждым, подумать, решить и... выбрать «свой» пятачок земли.

Следующий этап будет заключаться в том, что все островитяне пообщаются друг с другом в границах своих землевладений, расскажут о причинах, побудивших их заселить именно этот остров, ответят на вопросы любопытствующих соседей.

Затем ведущий сам пускается в плавание между островами, выборочно выслушивает «население». Последним этапом будет коллективное обсуждение игры, сопровождающееся необходимыми записями на доске.

– Нашли ли вы на своем острове родственную душу? Почему?

– Если бы у вас было право дополнительного выбора, какой остров вы выбрали бы и почему?



  1. Решения: на доску

  • Внедрить в практику воспитательный работы с классным коллективом деятельностный подход с целью повышения уровня развития классных коллективов. (выход КТД, планы воспитательной работы) отв. Кл.рук-ли.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!