Тема занятия: «Тепло родного очага».
Цели занятия:
- показать значение семьи, домашнего тепла;
- формировать у обучающихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
- воспитывать уважение к родным, гордость за свою семью, желание заботиться о близких людях;
- формировать положительное отношение, уважение к семьям одноклассников;
- совершенствовать семейное творчество и сотрудничество семьи и школы;
- продолжить работу по сплочению классного коллектива;
- развивать речь, умение рассуждать.
Оборудование: детские рисунки о семье, семейные фотографии и реликвии.
Ход проведения занятия:
1. Организационный момент:
Звучит запись песни “Родительский дом” в исполнении Л. Лещенко.
2. Сообщение темы:
Воспитатель: тема нашего занятия сегодня называется «Тепло родного очага». Как вы думаете, о чём мы будем говорить? Как вы понимаете выражение “родной очаг»? Какой очаг, на ваш взгляд, у вас дома? Ка он выглядит?
Дети высказывают свои мысли и чувства.
Воспитатель: в толковом словаре Ожегова написано, что ОЧАГ – это устройство, для разведения и поддержания огня. Первобытный человек ценил очаг больше всего. Именно вокруг очага люди стали возводить стены, крышу – словом строить дом. Вокруг очага, от которого исходило тепло, собиралась семья. В современном мире очаг заменили батареями, а выражение “родной очаг” осталось.
А что такое семья? Какая она у вас? Из скольки членов семьи состоит ваша семья?
Дети высказывают своё мнение.
Воспитатель: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках. Семья – совсем как маленькая Вселенная; создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие.
Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе. Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькая: например, мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.
А сейчас, давайте заглянем в гости в одну семью.
Рассказ одного ученика о своей семье (по желанию).
Воспитатель: Обратите внимание на нашу выставку рисунков, посвященных своей семье, сделанной вашими руками.
Воспитатель: Проведем небольшой конкурс “Закончи пословицу”. Пословицы разделены на две части, соедините части правильно.
Когда семья вместе, так и душа на месте.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дети не в тягость, а в радость.
Семья в куче – не страшна и туча.
Согласье да лад – в семье клад.
Чем богаты, тем и рады.
Дом вести – не рукавом трясти.
Воспитатель: Давайте поиграем в веселую игру: “Распределение обязанностей в семье”.
1 ряд - мамы
2 ряд - папы
3 ряд – дети
Воспитатель называет обязанности, если это обязанность мамы, то встает 1-й ряд - встают и сразу садятся и т.д.
Вопросы для игры:
1) Готовить обед.
2) Отремонтировать утюг.
3) Собирать портфель.
4) Мыть посуду.
5) Ухаживать за цветами.
6) Застилать постель.
7) Убирать квартиру.
8) Погулять с младшим братиком или сестренкой.
9) Сделать покупки в магазине.
10) Оберегать тепло родного очага.
Воспитатель: А теперь я предлагаю всем нам послушать о традициях семьи (сообщения учащихся о своих традициях в семье).
Воспитатель: У каждого из нас есть вещи, предметы, которые дороги. Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А есть вещи, сделанные с любовью руками наших мам, бабушек, дедушек или пап. Такие вещи создают дома особую атмосферу, уют, тепло.
Воспитатель: Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у нас загадка.
Ученик:
Задам сейчас задачу я
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад.
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья?
(Ответ: шесть человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).
Воспитатель: Представьте, что мы с вами, наш класс – одна большая семья. Сколько членов семьи в нашем классе?
Дети отвечают.
Воспитатель: Давайте построим дом для нашей семьи. Подберите к слову “дом” синонимы (изба, квартира, жилище).
Чтобы всем в нашем доме было хорошо и тепло, надо сформулировать законы семьи, а помогут нам в этом слова на карточках. Возьмите эти карточки и прикрепите их на доску.
Дети размещают на доске “бревна”, на которых написаны слова:
ТЕПЛО
ЗАБОТА
УВАЖЕНИЕ
ПОМОЩЬ
ПОНИМАНИЕ
ДОБРОТА
ЛЮБОВЬ
РАДОСТЬ
УЮТ
СЧАСТЬЕ
ДРУЖБА
ВЕРНОСТЬ
МИР
ТРАДИЦИИ
Воспитатель: В результате выстроен “дом”. На “крыше” написано слово “семья”.
Ученик:
Построим дом уютный для семьи своей,
В нем дверь откроем настежь для друзей.
Чтоб в доме том, все очень дружно жили
Кирпичики любви, добра и уваженья
Мы в стены дома заложили.
Подведение итога.
Воспитатель: Мы построили дом, в котором тепло. Соберите в ладони это тепло. Пусть его будет много. Почувствуйте его. Поделитесь своим теплом друг с другом и передайте его как горящую свечу. Давайте зажжем семейный очаг нашего класса. (Ученики передают воображаемую «горящую свечу» друг другу).
Воспитатель: (заключительное слово): Наша встреча подходит к концу, нам надо стараться, чтобы огонёк в нашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьёй, берегли её честь.
Пусть в ваших семьях всегда царят понимание и любовь!
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!