1. Организационный момент. 2. Сообщение темы и целей урока. 3. Презентация групп по теме «Предлог». 4.Работа с сигнальными карточками. 5. отработка навыка употребления предлогов в речи. 6. Продолжение презентации проекта «Предлог». 7. Практическая часть. Отработка навыка правописания производных и непроизводных предлогов. 8. Итог урока. 9. Д.Зад упр. 344, выполняете по образцу, данному в учебнике. Кто желает получить дополнительную оценку, тем найти занимательный материал о союзе. 10. оценки за урок. | - Ребята, а как вы думаете, чему будет посвящен наш урок, попробуйте сформулировать цель нашего урока. Итак, ребята, мы с вами подходим к завершению изучения темы «Предлог», поэтому наш урок будет построен на защите ваших работ по данной темы, и презентация будет подкрепляться практическими заданиями по данной теме. Ребята, мы с вами должны повторить сведения о предлоге, вспомнить основные понятия. Каждая группа готовила свои схемы на определенные сведения о предлоге. Пока группа представляет свою работу вы записываете основные понятия по данной теме в тетрадь по теории. - Ребята, если что-то непонятно, пожалуйста, вопросы по данной теме. Давайте закрепим на практике знание производных и непроизводных предлогов, умение их отличать. Я называю слово, а вы поднимаете соответствующую карточку, определяя при этом производный перед вами предлог или нет: из-за, ввиду, в течение, благодаря, около, спустя, вдоль, над, по мере, после, вопреки, в продолжение, исключая, сверх, навстречу, в течение, вследствие, согласно, для, с, про, вокруг, наподобие, вблизи, при, по. Молодцы, ребята! Практически все справились с заданием. Переходим к следующей группе, которая познакомит с употреблением предлогов. Часть работ мы с вами прослушали, теперь выполним практическое задание на отработку навыка правописания и употребления предлогов в речи. Инструкция по заданию: каждая пара получает карточку с неверным употреблением предлогов в речи, исправляете выражения, записывая их в тетради, после выполнения меняетесь тетрадями с другим вариантом и проверяете, ставя минусы и плюсы возле каждого словосочетания. - Ребята, кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы! Справились с этим заданием Следующая пара представляет далее особенности предлога. Переходим к практической части и отработаем навык правописания производных предлогов. 1. Задание. «Почему так, а не иначе?». Посмотрите на доску. Объясните разницу в написании конечной гласной в словах: В продолжении… романа, в продолжении…часа, В течении… реки, в течении… трех часов Запишите эти сочетания слов. 2. а сейчас немного поиграем. Игра называется «Вставь недостающее». Задание вставить нужную часть речи и рассказать что-либо о ней. 1. Водой размыло все дороги и проезжие тропы … дождей. (Почему?) 2. Замятин проходил … по делу об ограблении сберкассы. 3. В…. повести появились новые герои. (Где?) 4. В …. Всего семестра студенты были на практике в колхозе. (когда?) Запишите эти предложения, надпишите над омонимичными словами части речи. 4. А теперь немножко посоревнуемся. Поиграем ряд против ряда. Я вам раздаю одинаковые карточки. В одной колонке написаны словосочетания, другая пустует. Вам необходимо составить предложение с этим словосочетанием, записать в пустующую колонку напротив данного словосочетания и передать другому, чей ряд быстрее справится, тот и победит в игре. Давайте прочитаем, что же у вас получилось. Остальные внимательно слушают, не было ли допущено ошибок. Итак, ребята, вы справились и с этим заданием. Молодцы! Пришло время подвести итог нашей работе. Попробуйте сформулировать свои вопросы, которые вы хотели бы задать своим одноклассника по изученной теме «Предлог». | Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы прослушайте и ответьте на вопрос: Какие предлоги учил мальчик? Чудесный выдался денек, А я учу предлоги… Я должен твердо знать урок: У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: «Что значит – «по»? Что значит – «за»? И за и по предлоги… А хорошо бы – за порог И мчаться по дороге!... Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги? - Так какие предлоги учил мальчик? - Урок будет посвящен правописанию предлогов, а также мы представим наши работы по теме «Предлог». 1 группа: Аня Лынова, Настя Досеева. - Мы изучили тему «Предлог» Предлог – это служебная часть речи, указывает на связь слов в предложении и словосочетании. В некоторых языках предлоги стоят после тех слов, к которым они относятся. Например, в языке народа коми русское выражение «на дороге» звучит так: «туй валын». - А как в русском языке пишутся предлоги со словами? Для чего нужны предлоги? Прослушайте лингвистическую сказку. Предлоги имеют пространственное, временное значение, причины, цели. 2 группа: Настя Шульженко, Виталик Мурзицкий. непроизводные предлоги не соотносятся по образованию ни с одной частью речи. Производные предлоги образуются посредством перехода знаменательных слов в служебные: наречные, отглагольные, отыменные. 3 группа: Вика Ремаренко, Максим Крекотень. Предлоги могут употребляться как с одним падежом, так и с двумя-тремя. С двумя падежами употребляется предлог в, между, на, об, под. С тремя падежами: по (Д,В,П.), с (Р, В, Т). С одним падежом: Согласно, вопреки, благодаря только с Д.п., вследствие, в течение, в продолжение только с Р.п. 1 вариант: рассказал недочеты, доехать на границу, находиться за двумя часами лету, говорить к нему, оплатить за проезд, вспоминать за полет, выбросили с окошка, вышел до приятеля, брызги из моря, описать о погоде. 2 вариант: оплатить за билет, указать о недостатках, разъяснять о правилах поведения в театре, вышли с вагона, средства для моли, таблетка для болезни живота, отчаиваться о работе, говорить о правде, уверенность в победу, усвоить о правописании. Таня Шеломиенко. Предлоги бывают составные и простые. Составные состоят из двух слов, простые из одного слова. Правописание предлогов. Ира Погорелова, Беленко Руслан. Некоторые предлоги пишутся через дефис, слитно, раздельно. Предлоги из-за, из-под пишутся через дефис, составные в виде, в связи, в продолжение, в течение, в заключение пишутся раздельно, слитно пишутся предлоги ввиду, вследствие, наподобие, наперекор. Правописание предлогов необходимо запоминать. В одних словах омонимичные части речи – это предлоги, а в других – это существительные с предлогами. Первые словосочетания отвечают на вопросы, изменяются, являются членом предложения – дополнением. А предлоги не изменяются, не являются членами предложения, дублируются в вопросе. Вставляем вследствие – производный предлог, на конце пишем е, имеет причинное значение. Вставляем в следствии – существительное, п.п., является в предложении обстоятельством, на конце пишем и . В продолжении – существительное , П.п.,является обстоятельством, так как отвечает на вопрос где? В продолжение – предлог, так как не отвечает на вопрос, имеет временное значение. Дом около леса; Ободок вокруг головы; Гулять в продолжение часа; спустя три года; победить благодаря другу; впереди отряда, возле реки. |