Изучите таблицу «Изменение скорости размножения бактерий за определённое время» и ответьте на вопросы.
2) Как изменялась скорость размножения бактерий на протяжении эксперимента в каждой колбе?
Наиболее точный метод, с помощью которого можно узнать, как влияют разные условия на рост растений, – это метод |
| 1) | наблюдения | | 2) | моделирования | | 3) | описания | | 4) | экспериментальный | |
Учёный-селекционер хочет выяснить влияние величины освещённости на скорость фотосинтеза у нового сорта пшеницы. Для этого в первую очередь он должен |
| 1) | поставить эксперимент | | 2) | провести наблюдения | | 3) | прочитать статью о фотосинтезе | | 4) | сравнить данные из разных литературных источников | |
Какой научный метод используется при изучении под микроскопом передвижения инфузории туфельки? |
| 1) | синтеза | | 2) | сравнения | | 3) | наблюдения | | 4) | анализа | |
Предположение Ч. Дарвина о том, что у каждого современного вида или группы видов были общие предки, – это |
| 1) | закон | | 2) | научный факт | | 3) | теория | | 4) | гипотеза | |
Пример какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII в.? |
| 1) | моделирование | | 2) | эксперимент | | 3) | наблюдение | | 4) | измерение | |
С применением какого научного метода связано исследование процесса образования условного рефлекса? |
| 1) | описательный | | 2) | сравнительный | | 3) | исторический | | 4) | экспериментальный | |
Предположение Ч. Дарвина о том, что у каждого современного вида или группы видов были общие предки, – это |
| 1) | теория | | 2) | гипотеза | | 3) | научный факт | | 4) | доказательство | |
Примером применения экспериментального метода исследования можно считать |
| 1) | формулирование положения на основе полученных фактов | | 2) | формирование у собаки условного рефлекса на звонок | | 3) | внешнее описание нового вида организмов | | 4) | сравнение двух микропрепаратов | |
Какой метод используется при изучении под микроскопом клеток крови больного? |
| 1) | анализа | | 2) | моделирования | | 3) | наблюдения | | 4) | синтеза | |
Пример какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Рембрандта «Уроки анатомии доктора Николаса Тюльпа», написанной в 1632 г? |
| 1) | моделирования | | 2) | эксперимента | | 3) | наблюдения | | 4) | измерения | |
Какую процедуру, из приведённых, можно считать биологическим экспериментом? |
| 1) | исследование реакций лягушки на механические раздражения | | 2) | изучение размеров и формы листьев растений одного вида | | 3) | сбор ископаемых остатков древних животных | | 4) | разработка научной теории | |
Впервые обнаруженный учёным-биологом в природе организм изучается с помощью метода |
| 1) | моделирования | | 2) | наблюдения | | 3) | эксперимента | | 4) | сравнения | |
Какой метод позволяет выявить признаки, общие для всех царств живой природы? |
| 1) | микроскопирование | | 2) | прогнозирование | | 3) | сравнение | | 4) | центрифугирование | |
Для выявления общих анатомических признаков, характерных для царств живой природы, используется метод |
| 1) | микроскопирования | | 2) | прогнозирования | | 3) | сравнения | | 4) | эксперимента | |
Какой метод позволяет сделать окончательные выводы о чертах сходства и различия человека и приматов? |
| 1) | описания | | 2) | наблюдения | | 3) | сравнения | | 4) | измерения | |
На рисунке изображена собака и одна из многочисленных установок, которыми пользовался И.П. Павлов в своей научной деятельности. Наличие такой установки предполагает, что учёный использовал метод |
| 1) | описания | | 2) | эксперимента | | 3) | сравнения | | 4) | измерения | |
Предположим, что у вас в руках есть справочник по физиологии. Какую информацию, из предложенной, вы сможете в нём найти? |
| 1) | нормальная частота пульса у человека – 60–80 ударов в минуту | | 2) | цветковых растений, известных на сегодня, около 250 тысяч видов | | 3) | в пасти у тигра есть мощные клыки, резцы и коренные зубы | | 4) | к методам селекции относят искусственный отбор | |
Какой метод используется для изучения под микроскопом передвижения амёбы обыкновенной? |
| 1) | моделирования | | 2) | эксперимента | | 3) | сравнения | | 4) | наблюдения | |
Метод исследования, с помощью которого можно установить количество и форму хромосом в клетке, называется |
| 1) | биохимическим | | 2) | цитологическим | | 3) | центрифугированием | | 4) | сравнительным | |
Как называют систему взглядов, идей в определённой научной области? |
| 1) | гипотеза | | 2) | теория | | 3) | описание | | 4) | научный фак | |
Примером применения экспериментального метода исследования можно считать |
| 1) | формулирование выводов на основе полученных фактов | | 2) | формирование у домашней собаки условного рефлекса на команду «Сидеть!» | | 3) | словесное описание нового вида организмов | | 4) | сравнение двух тканей под микроскопом | |
С одного куста смородины взяли несколько черенков, укоренили их и вырастили взрослые растения. Однако оказалось, что дочерние растения отличаются не только друг от друга, но и от материнского растения по числу и мощности побегов, размерам и числу листьев. Результаты этого эксперимента позволяют установить |
| 1) | наличие ненаследственной изменчивости у растений | | 2) | способность растений к половому размножению | | 3) | высокую скорость размножения растений | | 4) | особенности опыления растений | |
Каким научным методом воспользуется ученик, решивший изучить эвглену зелёную под микроскопом? |
| 1) | наблюдение | | 2) | сравнение | | 3) | моделирование | | 4) | измерение | |
Английский физик Р. Гук при изучении клетки пользовался таким методом получения знаний, как |
| 1) | наблюдение | | 2) | моделирование | | 3) | синтез | | 4) | анализ | |
Каким методом воспользуется учёный-зоолог при установлении родства между озёрной лягушкой (1) и зелёной жабой (2)? | | (1) | (2) | |
| 1) | абстрагирования | | 2) | экспериментальным | | 3) | моделирования | | 4) | сравнения | |
Чтобы выяснить, нужно ли тепло для прорастания семян, необходимо |
| 1) | поместить по 100 семян одного растения в разные температурные условия | | 2) | сначала выставить группу семян на холод, а затем поместить её в тепло | | 3) | 100 семян теплолюбивых растений проращивать в холоде | | 4) | 100 семян холодостойких растений проращивать в тепле | |
Примером применения экспериментального метода исследования можно считать |
| 1) | формулирование положения на основе полученных фактов | | 2) | формирование у кролика условного рефлекса на свет | | 3) | внешнее описание нового вида организмов | | 4) | сравнение двух микропрепаратов | |
Чтобы проверить научную гипотезу в физиологии человека, необходимо |
| 1) | разработать теорию | | 2) | построить модель | | 3) | провести эксперимент | | 4) | обдумать наблюдение | |
Выяснить, необходим ли свет для образования крахмала в листьях, можно с помощью |
| 1) | описания органов растений | | 2) | сравнения растений разных природных зон | | 3) | наблюдения за ростом растения | | 4) | эксперимента по фотосинтезу | |
|
|
|
|
Какое открытие было сделано в биологии благодаря применению метода наблюдения? |
| 1) | установление условно-рефлекторного выделения пищеварительных соков | | 2) | создание вакцины против полиомиелита | | 3) | открытие клеточного ядра у растений и животных | | 4) | создание нового сорта пшеницы | |
На фотографии изображена модель фрагмента ДНК. Какой метод позволил учёным создать такое трехмерное изображение молекулы? |
| 1) | классификации | | 2) | эксперимента | | 3) | наблюдения | | 4) | моделирования | |
Николаю дали задание изучить сходства и различия человека и приматов. Каким методом он воспользуется в первую очередь, чтобы выполнить такое задание? |
| 1) | описания | | 2) | моделирования | | 3) | сравнения | | 4) | измерения | |
Что позволяет эксперимент в биологии? |
| 1) | наблюдать явление | | 2) | проверить гипотезу | | 3) | проверить наблюдение | | 4) | описать явление | |
Оптимальный способ изучения растительной клетки — |
| 1) | наблюдение | | 2) | микроскопия | | 3) | замораживание-скалывание | | 4) | окрашивание | |
К частным биологическим методам исследования относится метод |
| 1) | экспериментальный | | 2) | наблюдения | | 3) | генеалогический | | 4) | моделирования | |
Для разделения органоидов клетки по плотности Вы выберете метод |
| 1) | наблюдения | | 2) | хроматографии | | 3) | центрифугирования | | 4) | выпаривания | |
При изучении наследственных болезней человека используется |
| 1) | микроскопический метод | | 2) | экспериментальный метод | | 3) | генеалогический метод | | 4) | моделирование | |
При изучении строения тканей растения используется |
| 1) | микроскопический метод | | 2) | экспериментальный метод | | 3) | генеалогический метод | | 4) | моделирование | |
В первую очередь эксперимент в биологии позволяет |
| 1) | наблюдать явление | | 2) | проверить гипотезу | | 3) | оценить факт | | 4) | провести классификацию | |
«ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ МАЛЬЧИКЕ» В 1496 году в роскошном замке миланского герцога Моро проходило праздничное шествие, которое возглавлял мальчик, тело которого сплошь было покрыто краской, по цвету напоминавшей золото. Подросток должен был олицетворять собой «Золотой век» Возрождения, который переживала в то время вся Северная Италия, а постановщиком этого действия был великий Леонардо да Винчи. Забава знатных гостей стала роковой для артиста. После представления о нём забыли, и подросток остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу. Лишь на следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли лежащим в дальнем углу зала. Вскоре он заболел и умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Одни учёные считали, что ребёнок погиб от недостатка воздуха, так как дыхание через кожу стало невозможным. Другие утверждали, что причина гибели – прекращение работы потовых желёз. Однако у этих объяснений были противники, которые попытались опровергнуть неверные гипотезы экспериментально. Опыт, объясняющий причину смерти ребёнка, был проведён только в ХIХ веке. В эксперименте участвовали двое взрослых мужчин, тела которых были покрыты лаком. В помещении, где находились испытуемые, постоянно поддерживали благоприятную температуру воздуха. Один мужчина пребывал в таком состоянии сутки, а другой – 8 суток без каких-либо последствий для организма. Этот смелый эксперимент, по мнению учёных, позволил им объяснить причину гибели мальчика. Используя содержимое текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие вопросы. 1) В каких условиях находились люди в эксперименте, проведённом в XIX в.? 2) Каковы результаты эксперимента, проведённого в XIX в.? 3) Каковы истинные причины смерти подростка в замке герцога? | |
Используя содержимое текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие вопросы. 1) Какова продолжительность эксперимента, который проводился в XIX в.? 2) Объясните, почему оказались несостоятельными первоначальные версии гибели подростка? |