СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий лекции - концерта "Пушкин и музыка"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий лекции - концерта "Пушкин и музыка"»

Тюменская область

Тюменский муниципальный район

муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

Винзилинская детская школа искусств «Мечта»









Сценарий лекции – концерта

«Пушкин и музыка»















Выполнила: Первухина Е.Б, преподаватель специального фортепиано, высшей квалификационной категории.

2024

Слайд №1  «Здравствуй  племя  молодое, незнакомое»- как удивительно просто обратился Пушкин к нам сквозь столетия. И  мы  отвечаем  ему: «Здравствуй Пушкин!»  В этом году исполняется 225лет  со дня его рождения, а мы беседуем с ним как с живым. Музыкальны и певучи его поэтические строки, и так близки они многим поколениям. С великой силой музыка воздействовала на поэта и его творчество. Пушкин живет и в музыке. Свыше 1000 композиторов обращались к творчеству Пушкина! Более 500 произведений поэта легли в основу 3000 музыкальных произведений: это  оперы, балеты, кантаты, оратории, симфонические и камерно - инструментальные произведения, 2000 романсов, а также музыка к фильмам и спектаклям. Слово Пушкина мелодично и выразительно звучит в сочинениях композиторов.

Звучит «Пушкинский вальс»

С раннего детства слух поэта ласкала народная музыка, песни, которые напевала его любимая нянюшка, чудесная сказительница и певунья, Арина Радионовна. Всё, что маленький Саша слышал от своей няни в детстве, сказалось на его творчестве. Пушкин не был музыкантом, он не играл ни на каком инструменте, не обладал певческим голосом. Но душа его, благодаря няне, Арине Родионовне, с детства была открыта музыкальным впечатлениям, поэтому он в своих литературных произведениях был предельно музыкален.

Ты детскую качая колыбель, мой юный слух напевами пленила,

И меж пелен оставила свирель, которую сама заворожила…

В стихотворении «Зимний вечер» Пушкин обращается к своей нянюшке с просьбой:

Спой мне песню, как синица тихо за морем жила.

Спой мне песню, как девица за водой поутру шла…

На это стихотворение композитор М. Яковлев написал романс «Зимний вечер».

Звучит романс «Зимний вечер»


Слайд №2 Высокое искусство русского классического романса, соединённое с золотой россыпью пушкинской неповторимой лирики, составляют гармоничное целое. Драгоценной жемчужиной, шедевром вокальной лирики является романс М.Глинки «Я помню чудное мгновенье».

Звучит романс «Я помню чудное мгновенье»

Слайд №3 Ни один русский поэт, ни один русский писатель не дал так много русской оперной классике как Александр Сергеевич Пушкин.

Опера – величайший шедевр музыкально - драматического искусства.

На пушкинские сюжеты написаны многочисленные замечательные оперы. Композитор Михаил Иванович Глинка написал гениальную оперу по одноименной поэме Пушкина «Руслан и Людмила», поэме дружбы и любви, благородства и подвига. Про музыку оперы можно сказать словами поэта: «Там русский дух, там Русью пахнет». Любви, верности, честности, доброму началу противостоят в опере злые волшебники Черномор и Наина.

Коварный, злобный Черномор,

семейства нашего позор,

рожденный карлой, с бородою,

имея самый глупый рост,

умен, как бес – и зол ужасно.

При том же, знай, к моей беде

в его чудесной бороде

таится сила роковая,

и всё на свете презирая,-

доколе борода цела –

изменник не страшится зла.

Центром музыкальной характеристики образа Черномора в опере Глинки является знаменитый марш. Причудливая, резко очерченная мелодия марша, то передает безграничную властность восточного деспота, то угрожающе, подпрыгивающими ритмами подчеркивает безобразие его внешнего облика.

Звучит «Марш Черномора»

Слайд №4 Замечательный роман в стихах «Евгений Онегин» - стал сюжетом к опере Петра Ильича Чайковского. Особое чувство вызывал у Чайковского образ главной героини, он писал: «…я влюблен в образ Татьяны. Я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку, потому что меня на это непреодолимо тянет». Музыка оперы, истинно русская, простая и правдивая, с широкими распевными мелодиями легко запоминающаяся. Она помогает глубже постичь пушкинские образы, делая их еще более запоминающимися, поэтичными, одухотворенными.

Пушкин был частым гостем на балах, героями которых были Вальс, Полонез. И не был на них праздным наблюдателем. Пушкин танцевал с дамами, писал стихи хорошеньким барышням, влюблялся. Вот строки из романса в стихах:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.

В этом описании вальса схвачены не только ритм и кружение, но сама атмосфера танца, «шумный вихрь» которого поэт неожиданно и смело сравнивает с «вихрем жизни молодой».

Послушайте Вальс из оперы «Евгений Онегин» в исполнении фортепианного ансамбля.

Но не только Вальсы и Полонезы вызывали симпатии поэта. Среди первых была блистательная Мазурка, гордый танец с решительными движениями, с вызовом, с бравым ударом каблука.

Вот наш герой подъехал к сеням:

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням,

Расправил волоса рукой,

Вошел. Полна народу зала;

Музыка уж греметь устала;

Толпа мазуркой занята;

Кругом и шум, и теснота;

Бренчат кавалергарда шпоры;

Летают ножки милых дам

Звучит Мазурка А. Гречанинова

Любовь и тяготение композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта общечеловечны, весь строй его произведений ярок и эмоционально насыщен. Бесконечное разнообразие тем и образов позволяет композиторам находить у Пушкина родное, близкое своей индивидуальности, зажигаться его поэтическим вдохновением.

Слайд №5 Знакомы и любимы нами сказки А.С. Пушкина. Русский композитор Н.А. Римский-Корсаков написал оперу на сюжет А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне и прекрасной царевне Лебеди».

Ель растет перед дворцом,

а под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

да затейница какая!

Белка песенки поет

а орешки все грызет.



Фрагмент «Три чуда», из оперы, открывается фанфарами.

Звучит «Отрывок из оперы» в исполнении фортепианного ансамбля

За морем царевна есть,

что не можно глаз отвесть:

днем свет божий затмевает,

ночью землю освещает,

месяц под косой блестит,

а во лбу звезда горит.

А сама - то величава, выступает будто пава.

А как речь то говорит, словно реченька журчит.

Слайд №6 Российский композитор Виталий Ходош посвятил творениям Пушкина цикл пьес для фортепиано «Лукоморье». Каждая миниатюра - узнаваемый образ из сказок. Послушайте, как он изображает образ птицы, плывущей по волнам, которая превращается в прекрасную царевну Лебедь.

Звучит «Царевна Лебедь»

Сюжет «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина лег в основу оперы композитора Римского - Корсакова. Главный герой оперы - царь, желающий править народом «лежа на боку», сроду не слышавшего слова «закон». Единственная радость, счастье для него - вкусная пища да мирный сон. А Золотой петушок чутко охраняет границы государства.

Чуть опасность где видна,

верный сторож, как со сна,

шевельнется, встрепенется,

к той сторонке обернется,

и кричит: «Ки - ри - ку-ку,

царствуй, лежа на боку!»

Звучит «Золотой петушок»

Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна тепла и ласки!

Читайте Пушкина всегда, - вот вам подсказка,

И пронесете, сквозь года, вы радость сказки.

Слайд №7

В далеком 1964 году был поставлен фильм по повести Пушкина «Метель». Музыку к нему написал русский композитор Георгий Свиридов. Она стала очень популярна и связана с романтической историей: молодая девушка ночью едет в церковь, чтобы тайно обвенчаться с любимым человеком. Начинается метель, заносит дорогу. После венчания оказалось, что она едет не со своим женихом, а другим человеком. Драматическая музыка передает тоску и надежду…

Звучит Романс Г.Свиридова из музыкальных иллюстраций повести А.С. Пушкина « Метель» в исполнении фортепианного ансамбля.

Слайд №8

Не обошел стороной творчество Пушкина и известный советский композитор Рейнгольд Глиэр. Вдохновленный образами пушкинской поэмы «Медный всадник» композитор написал музыку к балету «Медный всадник». Постановка балета была приурочена к отмечавшемуся в 1949 году по всей стране 150-летию со дня рождения Пушкина. Один из музыкальных номеров балета — «Гимн Великому городу» в 2003 году стал официальным гимном Санкт-Петербурга.

Послушайте «Танец на площади» из балета «Медный всадник» в исполнении фортепианного ансамбля

Не могут музыка и литература жить друг без друга. Литература обогащает музыку, давая ей интересные поэтические сюжеты. Без литературной основы не могли бы существовать такие жанры искусства, как опера, балет, вокальная музыка. Музыка даёт вторую жизнь литературным произведениям, положенным в её основу, она усиливает их выразительность, углубляет характеристику персонажей, событий, делает её более яркой и выразительной.

Слово Александра Сергеевича Пушкина по-особому открывается через сочинения композиторов, которые воспользовались литературным наследием Пушкина и создали прекрасные музыкальные произведения, любимые не только в нашей стране, но и во всём мире. Пушкин и музыка

неразделимы!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!