Открытый урок по русскому языку в 4 классе
на тему:
«Наречие, как часть речи.»
УРОК-РАДОСТЬ УЗНАВАНИЯ, ОТКРЫТИЯ, ПОБЕДЫ!
Учитель: Суховская В.А.
Форма проведения: открытый урок с использованием мультимедийной презентации.
Цели и задачи:
Стимулировать учащихся на самостоятельный поиск характерных признаков наречия:
а) обозначение, где, когда и как совершается действие (признак действия);
б) в предложении чаще всего относится к глаголу и его поясняет;
в) неизменяемость наречий;
2) Формировать умение распознавать наречие среди других частей речи;
3) Развивать у учащихся умение точно употреблять наречия в устной и письменной речи.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.
Ход урока:
Организация на урок. Слайд 1,2.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль порядке –
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»!
II. Чистописание.
- Урок начнём с чистописания. Откройте тетради “Прописи – ступеньки” на странице 26. Обведите по образцу узор на верхних строчках и самостоятельно напишите до конца.
III. Запись числа, классной работы, пословицы.
( запись на доске “Кабы всё знал, так бы не учился!”)
Как вы понимаете смысл пословицы?
Пусть эта пословица будет девизом не только нашего урока, но и всех последующих уроков, а также станет девизом в жизни.
Запишите пословицу в тетрадь.
IV. Словарная работа.
а) – Запишите под диктовку словарные слова, поставьте ударение, отметьте “ошибкоопасные” места.
Радостно, сейчас, здесь, интересно, сегодня.
Проверьте, как вы справились с заданием. Слайд 3.
Кто написал все слова правильно?
б) - Предположите, как образовалось слово “СЕГОДНЯ”? Слайд 4.
в) – Задайте вопросы к словам, которые мы записали.
V. Постановка учебной проблемы.
- Предположите, какой частью речи являются эти слова?
- Почему получились разные ответы?
- Чего мы не знаем?
- Предположите, какой будет тема урока?
- Правильно, тема урока: “Наречие, как часть речи”.
- А для этого нам придётся на уроке … Слайд 5.
НАБЛЮДАТЬ, РАЗМЫШЛЯТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ
- Проведём исследовательскую работу.
VI. Поиск решения. Слайд 6.
-Почитайте и сравните предложения:
1.Зазеленеют деревья. 2. Забегают по кочкам муравьи. 3.Прилетят к нам пернатые гости 4.Зовёт их родная земля. | 1.Скоро зазеленеют деревья. 2.Хлопотливо забегают по кочкам муравьи 3.Издалека прилетят к нам пернатые гости. 4.Сюда зовёт их родная земля. |
-Чем отличаются предложения?
-Что делают эти слова? (Правильно, они уточняют, дополняют, делают предложение понятнее красивее.)
- Запишите в тетрадях словосочетания с данными словами.(один ученик выполняет работу на доске).
Зазеленеют (когда?) скоро, (вр.)
Забегают (как?) хлопотливо, (приз.)
Прилетят (откуда?) издалека, (мест.)
Зовёт (куда?) сюда, (мест.)
- Что обозначают эти слова?
- На какие вопросы отвечает? Сделайте вывод.
- Сравним наш вывод с выводом в учебнике
- Совпадает ли наш вывод с выводом в учебнике? Наши выводы совпали, значит, мы на уроке сделали открытие!
- Какое у вас настроение? Радость открытия!
- Как лучше запомнить вопросы? Слайд 7.
Где? Куда? Когда? Откуда?
Почему? Зачем? и Как?
Каким образом?
Физминутка. Слайд 8.
VII. Самостоятельная работа в парах.
- Закрепим полученные знания и познакомимся с другими признаками наречий.
Работаем в тетрадях на печатной основе в парах (помогать надо и помощь принимать тоже надо) Откройте с 54, № 3. найдите наречия, на какой вопрос они отвечают, что обозначают? Разберите предложения по членам предложения и укажите части речи.
Горная тропинка шла вверх. Скоро ребята вышли на лесную поляну.
-Каким членом предложения являются наречия? С какой частью речи связаны наречия в предложении? Сравним наши выводы с учебником на странице 127. Совпадают наши выводы с выводами авторов? Значит, мы с вами сделали еще одно открытие!
VIII. Поиск решения. Самостоятельная работа в группах.(на карточках) Слайд 9.
-Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам.
1 карточка- 1 группа.
Понаблюдайте! Обсудите в группе!
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?
ед.ч. мн.ч.
Образец: прилетел (когда?) рано – прилетели (когда?) рано;
запел ( ?) - запели (______?) ;
проснулся (________?) _______- проснулись (______?) __________;
Сделайте вывод!
Наречия по числам _____________________________________________________.
2 карточка -2 группа.
Понаблюдайте! Обсудите в группе!
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?
м.р.
Образец: пришел ( когда ?) рано;
пришла (_______?) _________;
пришло (_______?) _________;
Сделайте вывод!
Наречия по родам _______________________________________________________.
3 карточка- 3 группа
Понаблюдайте! Обсудите в группе!
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?
Образец: появились ( когда ? ) рано;
разольются (________?) ___________;
цветут (________?) ___________;
Сделайте вывод!
Наречия по временам ___________________________________________________.
4 карточка -4 группа
Понаблюдайте! Обсудите в группе!
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?
Образец: 1 л: я встаю ( когда ? ) рано;
2 л: ты встаешь (_______?) _________;
3 л: он встает (_______?) _________;
Сделайте вывод!
Наречия по лицам ___________________________________________________.
5 карточка – 5 группа
Понаблюдайте! Обсудите в группе!
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа?
Образец: 1 л: мы встаем ( когда ? ) рано;
2 л: вы встаете (_______?) _________;
3 л: они встают (_______?) _________;
Сделайте вывод!
Наречия по лицам ___________________________________________________.
6 карточка -6 группа
Понаблюдайте! Обсудите в группе!
Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:
Что? ___________________________________________________________________
Чего? __________________________________________________________________
Чему? __________________________________________________________________
Чем? ___________________________________________________________________
О чем? __________________________________________________________________
Сделайте вывод!
Наречия по падежам ______________________________________________________
Проверка исследовательской работы. Слайды 10-15
-Какое исследование провели? Какай вывод сделали?
Наречие не изменяется по числам!
Н аречие не изменяется по родам! Наречие неизменяемая Слайд 16.
Наречие не изменяется по временам! часть речи.
Наречие не изменяется по лицам!
Наречие не изменяется по падежам!
-Сделайте вывод. Сравним наш вывод с выводом в учебнике. Совпадает ли наш вывод с выводом в учебнике? Наши выводы совпали , значит, мы на уроке сделали открытие!
IX. Закрепление знаний.
-Откройте учебник на странице 128, упражнение 11.Прочитайте выражения. Прочитайте слова. Как в грамматике называются эти слова? (наречия) Напишите по выбору 5 любых выражений и замените подходящим по смыслу наречием.
-Проверяем. Кто выбрал и написал выражение «во весь дух»? Каким наречием заменили?
X. Итог урока.
-Ребята! Вы хорошо работали на уроке, самостоятельно сделали несколько открытий! Прочитайте вопрос. Кто сможет на него ответить?
На какие вопросы отвечают наречия?
Что обозначают наречия? Слайд 17.
С какой частью речи связаны наречия?
Какую роль играют в нашей речи наречия?
-Вы правильно ответили на все вопросы и заработали оценку:
МОЛОДЦЫ! Слайд 18.
-А еще я хочу подарить стихотворение:
Если будет вам желательно
Действие или признак пояснить,
Это значит: нужно обязательно
Вам наречие на помощь пригласить!