Сатиева Р.Н., учитель изобразительного искусства
МБОУ СОШ №4 г. Бирск, р. Башкортостан
Реализация требований ФГОС ООО по изобразительному искусству
«Плохой учитель излагает.
Хороший учитель учит.
Выдающийся - показывает.
Великий – вдохновляет».
Винсент Ван Гог
Изобразительное искусство – сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе.
Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным.
Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения.
В соответствии с Законом РК « Об образовании и требованиями к системе образования», возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию ИЗО в общеобразовательной школе. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, народных традиций, фольклора, музыки в рамках регионального компонента.
Новое поколение учащихся с интересом вовлекаются в сферу мультимедиа-технологий. Эффективнее развивается исследовательская работа, творческая деятельность, мотивация, самостоятельность, поиск материала, открытия нового.
Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании ИЗО очевидны:
- знакомство с любой темой с сопровождением показа видеофильмов, фото, репродукций;
-«посещение» крупнейших музеев мира;
- « погружение» в пространство и время;
-самостоятельная работа учащихся;
- активизация учебного процесса;
Учить детей радостно, без принуждений – возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии. Как говорил Е.И.Рерих: « Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни».
В современных условиях развития общества наши дети нуждаются в эмоциональной поддержке. Мы должны учить детей решать некоторые свои проблемы самостоятельно, учить ориентироваться в своих чувствах и переживаниях. В этом плане у уроков изобразительного искусства огромные возможности, которые мы попытаемся реализовать.
Рисование, живопись, лепка, конструирование – это безопасные способы разрядки напряжения, возможность выразить свои мысли, переживания и конфликты, познать и утвердить свое «я». Занятия художественным творчеством рассматриваются как значимый психокоррекционный фактор.
Общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.
Новые веяния в науке и педагогике требуют от современного подростка умения видеть и осознавать прекрасное, иметь привычку учиться и добывать знания сегодня и в будущем, за пределами школы, в этом стремительно изменяющемся мире.
В новых ФГОС нашла свое отражение главная особенностью современного этапа развития отечественного образования кардинальная смена парадигмы (от знаниевой к деятельностной и компетентностной «знание в действии»).
Впервые на государственном уровне обозначена методология стандарта, которая провозглашена как системно-деятельностный подход. Он полностью ориентируется на отечественную психолого-педагогическую науку. Ключевыми моментами этого подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Во-первых, на уроке знания даются не в готовом виде, а ребенок сам под руководством учителя конструирует эти знания. Естественно, меняется система оценивания такого знания. Для обучающегося и учителя важен не конечный результат, а способ, с помощью которого ребенок сам достигает этого знания.
Во-вторых, системно-деятельностный подход предполагает, что знание интегрировано. Создание интегративных курсов и модулей, дают возможность ребенку увидеть определенную группу знаний в комплексе других наук.
В-третьих, системно-деятельностный подход опирается на возрастные возможности обучающегося. В 5-х классах ведущей становится личностная и общественно значимая деятельность на основе коммуникативных отношений. Соединение проектной, учебной и художественной деятельности позволяет сделать шаг в развитии ребенка.
Основой преподавания изобразительного искусства становятся универсальные учебные действия (УУД), навык приобретения которых формируется в комплексе учебных предметов.
Кроме этого, предметы образовательной области «искусство» (изобразительное искусство и музыка) учат образности мышления и эмоциональности восприятия окружающего мира. Это необходимо для личной и культурной самоидентификации личности.
Литература
Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству: Интеграция художественного и логического – СПб.: КАРО, 2004.