Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Новобердяшская средняя общеобразовательная школа
муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения МОБУ Новобердяшская СОШ Протокол №____ от _____._____.20___ г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора №______ от _____._____.20___ г. |
СОГЛАСОВАНА заместитель директора по УВР _____________ Гиндуллина З.Т «____»_______________ 20___ г | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
____по информатике для 9 класса____
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины (модуля))
(базовый уровень)
Учителя информатики
Мустафина Ильдара Марувановича
Ф.И.О. учителя-разработчика
первой квалификационной категории
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса составлена на основе:
Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-Ф3);
Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями). Приказ Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 года.
Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в школах в 2017-2018 гг. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
Образовательной программы основного общего образования МОБУ Новобердяшская СОШ МР Караидельский район Республики Башкортостан на 2015-2020 годы, утверждённой приказом от 23.08.2016 г №88.
Учебного плана Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Новобердяшская средняя общеобразовательная школа муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан на 2018-2019 год, утверждённой приказом от 01.06.2018 г № 65.
Приказ №118 «Об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в 2018-2019 учебном году.
Положения о рабочей программе МОБУ Новобердяшская СОШ № 73 от 24.06.2016 г.
Авторской программы Угриновича Н. Д. (Угринович Н. Д. Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8–9 классы). – в кн. Бородин М. Н. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие. Бином 2012.);
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации;
принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Содержание ТЕМ УЧебного предмета
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 16 ч.
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео
Практические работы:
Практическая работа № 1. Кодирование графической информации.
Практическая работа № 2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
Практическая работа № 3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.
Практическая работа № 4. Создание GIF и Flash-анимации.
Практическая работа № 5. Кодирование и обработка звуковой информации.
Практическая работа № 6. Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу
Кодирование и обработка текстовой информации – 10 ч.
Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Практические работы:
Практическая работа № 7. Кодирование текстовой информации
Практическая работа № 8. Вставка в документ формул
Практическая работа № 9. Форматирование символов и абзацев
Практическая работа № 10. Создание и форматирование списков
Практическая работа № 11. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными
Практическая работа № 12. Перевод текста с помощью компьютерного словаря
Практическая работа № 13. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа
Кодирование и обработка числовой информации – 10 ч.
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления: арифметические операции в позиционных системах счисления,*двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы: основные параметры электронных таблиц, основные типы и форматы данных, относительные, абсолютные и смешанные ссылки, встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах.
Практические работы:
Практическая работа № 14. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
Практическая работа № 15. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
Практическая работа № 16. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
Практическая работа № 17. Построение диаграмм различных типов
Практическая работа № 18. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования -20ч.
Алгоритм и его формальное исполнение: свойства алгоритма и его исполнители, блок-схемы алгоритмов, выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке: следование, ветвление, цикл. Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. *Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.
Практические работы:
Практическая работа № 19. Проект «Калькулятор»
Практическая работа № 20. Проект «Даты и время»
Практическая работа № 21. Проект «Отметка»
Практическая работа № 22. Проект «Коды символов»
Практическая работа № 23. Проект «Слово-перевертыш»
Практическая работа № 24. Проект «Графический редактор»
5. Формализация и моделирование - 10 ч.
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Материальные и информационные модели. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами
Практические работы:
Практическая работа № 25. Проект «Бросание мячика в площадку»
Практическая работа № 26. Проект «Графическое решение уравнения»
Практическая работа № 27. Проект «Распознавание удобрений»
5. Информатизация общества. Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата | Примечание |
план. | факт. |
1. | Техника безопасности в кабинете информатики. Введение. | 03.09 | | |
Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (15 часов) |
2. | Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. | 07.09 | | |
3. | Растровые изображения на экране монитора. | 10.09 | | |
4. | Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Практическая работа №1 «Кодирование графической информации» | 14.09 | | |
5. | Растровая и векторная графика. | 17.09 | | |
6. | Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Практическая работа №2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе» | 21.09 | | |
7. | Инструменты рисования растровых графических редакторов | 24.09 | | |
8. | Работа с объектами в векторных графических редакторах Практическая работа №3 "Создание рисунков в векторном графическом редакторе" | 28.09 | | |
9. | Редактирование изображений и рисунков. | 01.10 | | |
10. | Растровая и векторная анимация. Анимация в презентациях. Практическая работа №4 "Анимация."-задание 1 | 05.10 | | |
11. | GIF –анимация. Практическая работа №4 "Анимация." задание 2,3 | 08.10 | | |
12. | Кодирование и обработка звуковой информации. Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации». | 12.10 | | |
13. | Цифровое фото. Практическая работа №6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу» | 15.10 | | |
14. | Цифровое видео. Практическая работа №7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа» | 19.10 | | |
15. | Контрольная работа № 1 по теме "Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации" (Тестирование) | 22.10 | | |
Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации (10 часов) |
16. | Кодирование текстовой информации. | 26.10 | | |
17. | Создание документов в текстовых редакторах. Практическая работа №8 «Кодирование текстовой информации». | 05.11 | | |
18. | Ввод и редактирование документа. Практическая работа №9 «Вставка в документ формул» | 09.11 | | |
19. | Сохранение и печать документов. | 12.11 | | |
20. | Форматирование документа. Практическая работа №10 «Форматирование символов и абзацев» | 16.11 | | |
21. | Создание и форматирование списков. Практическая работа №11 «Создание и форматирование списков» | 19.11 | | |
22. | Таблицы. Практическая работа №12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными» | 23.11 | | |
23. | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа №13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря» | 26.11 | | |
24. | Системы оптического распознавания документов. Практическая работа №14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» | 30.11 | | |
25. | Контрольная работа № 2(зачётная практическая работа) по теме "Кодирование и обработка текстовой информации" | 03.12 | | |
Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации (10 часов) |
26. | Представление числовой информации с помощью систем счисления. | 07.12 | | |
27. | Перевод чисел в СС. Практическая работа №15 «Перевод чисел из одной в СС в другую с помощью калькулятора» | 10.12 | | |
28. | Арифметические операции в позиционных СС. | 14.12 | | |
29. | Электронные таблицы(ЭТ) | 17.12 | | |
30. | Ссылки в электронных таблицах. Практическая работа №16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в ЭТ». | 21.12 | | |
31. | Встроенные функции. Практическая работа №17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах». | 24.12 | | |
32. | Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №18 «Построение диаграмм различных типов» | 28.12 | | |
33. | Базы данных в электронных таблицах. Практическая работа №19«Сортировка и поиск данных в ЭТ» | 14.01 | | |
34. | Сортировка и поиск данных в ЭТ. Практическая работа №19«Сортировка и поиск данных в ЭТ» | 18.01 | | |
35. | Контрольная работа № 3(Зачетная практическая работа) | 21.01 | | |
Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20 часов) |
36. | Алгоритм. Свойства алгоритма и его исполнители. | 25.01 | | |
37. | Блок-схемы алгоритмов. | 28.01 | | |
38. | Выполнение алгоритмов компьютером. | 01.02 | | |
39. | Линейный алгоритм. | 04.02 | | |
40. | Алгоритмическая структура «ветвление». | 08.02 | | |
41. | Алгоритмическая структура «выбор». | 11.02 | | |
42. | Алгоритмическая структура «цикл». Практическая работа №20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования» | 15.02 | | |
43. | Переменные: тип, имя, значение. Практическая работа №21 «Проект «Переменные»» | 18.02 | | |
44. | Арифметические, строковые и логические выражения. Практическая работа №22«Проект «Калькулятор»» | 22.02 | | |
45. | Функции в языках объектно-ориентированного и процедурного программирования. Практическая работа №23 «Проект «Строковый калькулятор»» | 25.02 | | |
46. | Функции даты и времени. Практическая работа №24«Проект «Дата и время»» | 01.03 | | |
47. | Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Практическая работа №25«Проект «Сравнение кодов символов»» | 04.03 | | |
48. | Способы применения оператора выбора. Практическая работа №26 «Проект «Отметка»» | 11.03 | | |
49. | Способы применения оператора цикла со счетчиком. Практическая работа №27 «Проект «Коды символов»» | 15.03 | | |
50. | Способы применения оператора цикла с предусловием. Практическая работа №28 «Проект «Слово-перевертыш»» | 18.03 | | |
51. | Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visial Basic. Практическая работа №29 «Проект «Графический редактор»» | 22.03 | | |
52. | Системы координат в компьютерной системе. Практическая работа №30 «Проект «Системы координат»» | 01.04 | | |
53. | Анимация. Практическая работа №31 «Проект «Анимация»» | 05.04 | | |
54. | Контрольная работа № 4 (тестирование)по теме "Алгоритмизация и основы обьектно - ориентированного программирования" | 08.04 | | |
Глава5. Моделирование и формализация (10 часов) |
55. | Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование как метод познания. | 12.04 | | |
56. | Материальные и информационные модели. | 15.04 | | |
57. | Формализация и визуализация информационных моделей. | 19.04 | | |
58. | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере | 22.04 | | |
59. | Построение и исследование физических моделей. Практическая работа №32 Проект «Бросание мячика на площадку»». | 26.04 | | |
60. | Приближенное решение уравнений. Практическая работа №33 Проект «Графическое решение уравнения»». | 29.04 | | |
61. | Экспертные системы распознавания химических веществ. Практическая работа №34 Проект «Распознавание удобрений»». | 03.05 | | |
62. | Информационные модели управления объектами Практическая работа №35 Проект «Модели систем управления»». | 06.05 | | |
63. | Контрольная работа № 5(Тестирование) | 10.05 | | |
Глава 6. Информатизация общества (3 часа) |
64. | Информационное общество. | 13.05 | | |
65. | Информационная культура. Перспективы развития ИКТ. | 17.05 | | |
66. | Обобщение изученного материала. Подготовка к итоговой контрольной работе. | 20.05 | | |
67. | Итоговое годовое тестирование. | 24.05 | | |
68. | Резерв. | | | |