Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Мужиново
Клетнянского муниципального района Брянской области
«Согласовано» Зам.директора по УВР: ________________ С.Н. Борисенко «___» _________________ 20____ г. | «Утверждено» Директор школы: _____________________ Н.А. Асоскова Приказ № ____ о т «___» ___________ 20_ г |
Рабочая программа
по географии
для 8 класса
2 часа в неделю, 68 часов за год
Составитель:
Галаганова Елена Сергеевна
1 кв. категория
20___-20___ уч. Год
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа «География. Россия: природа, население, хозяйство» 8 класс составлена на основании:
Стандарта основного общего образования по географии
Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень, Сборник нормативных документов. География: М., «Дрофа», 2018 г.);
Методического письма «О преподавании учебного предмета «География» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2018 г.);
Авторской программы по географии для 8 класса общеобразовательных учреждений В.П. Дронова и Л.Е. Савельевой (М: Просвещение, 2017г)
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2021-2022 учебный год.
Учебный план МБОУ СОШ с. Мужиново на 2021 – 2022 учебный год.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Место предмета в учебном плане ОУ
Рабочая программа ориентирована на использование учебника География Россия: природа, население, хозяйство. Учебник В.П.Дронов, Л.Е.Савельева –М., Просвещение 2018
Количество часов: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2–х учебных часов в неделю.
. Рабочая программа рассчитана на 68 часов.
Количество часов: всего - 68, в неделю - 2 .
Плановых контрольных работ - 10
Тестов - 13
Административных контрольных срезов - 2;
Практических работ – 20.
Основные формы организации учебной деятельности – уроки, система домашних работ, практические работы. При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, информационно-коммуникативные технологии).
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.
Итоговый контроль проводится в форме тестирования.
Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Его основа — комплексная географическая характеристика России через триаду «природа — население — хозяйство» в пределах выделенных природно-хозяйственных зон. Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» завершает страноведческий компонент базового географического образования. Он опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении предыдущих географических разделов. Важнейшая методологическая особенность данного раздела — его огромный мировоззренческий и воспитывающий потенциал, огромная роль в формировании гражданской идентичности, патриотизма, духовной и нравственной сферы учащихся.
Общая характеристика программы курса.
Цели и задачи курса.
Главная цель раздела «География. Россия: природа, население, хозяйство» — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения, воспитать патриотическое отношение к своей Родине. Для достижения этой цели изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:
сформировать у учащихся знания и представления о своей стране на основе комплексного подхода к изучению основных компонентов: природы, населения и хозяйства; России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные, социально-экономические и экологические процессы;
сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов;
сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны;
продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском пространстве;
продолжить воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен следующими темами (вопросами): географическое положение Ленинградской области; геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые; климат и климатические ресурсы; поверхностные и подземные воды; почвы и почвенные ресурсы; растительный и животный мир; природные комплексы, физико-географическое районирование, экологическая обстановка,население.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Результаты освоения курса географии
(сформированность УУД)
В результате изучения данного предмета в 8 классе обучающийся должен освоить знания об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине:
Называть и (или) показывать:
предмет изучения географии России;
основные средства и методы получения географической информации;
субъекты Российской Федерации;
пограничные государства;
особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
границы часовых поясов;
основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
распределение рек страны по бассейнам океанов;
основные области современного оледенения и крупные ледники;
зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;
народы, наиболее распространенные языки, религии;
примеры рационального и нерационального размещения производства;
объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
экологически неблагополучные районы России;
маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
Определять (измерять):
географическое положение объектов;
разницу в поясном времени территорий;
погоду по синоптической карте;
параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
Описывать:
географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
особенности быта и религий отдельных народов.
Объяснять:
роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
как составляют прогноз погоды;
распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
разнообразие природных комплексов на территории страны;
различия в естественном приросте населения, темпах ого роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
особенности орудий труда, средств передвижении, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
объяснять причины географических явлений на основе применения понятий; «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация»; «агломерация»; «мегаполис»; «Трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование»; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».
5. Оценивать и прогнозировать:
природно-ресурсный потенциал страны, региона;
экологическую ситуацию в стране, регионе;
изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие
системы городских поселений;
развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
Особенности формирования знаний и умений.
Связаны с появлением новых источников знаний (экономических карт, статистических данных, документов), усложнением содержания старых средств обучения.
Усложняются задания – спроектировать, спланировать, спрогнозировать. Многие работы проводятся на основе физико-географических характеристик.
В обучении необходимо использовать задания, которые нацелены на применение ранее полученных ЗУН, т.к. это способствует преодолению трудностей.
Регулярная опора на краеведческий материал,
Рекомендуется на уроке включать работу с текстом.
Задания включаются с постепенным усложнением – типовые, проблемные, творческие. Обязательно подключается работа с картой.
Большое место занимает работа со схемами, диаграммами с целью объяснения структуры и взаимосвязей объектов и явлений
Содержание программы
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Часы по планированию (рабочей программе) | В том числе на: |
Лабораторно- практические работы | Проверочные (контрольные) работы |
1 | Введение | 1 | | |
2 | ТЕМА I. Географическое пространство России – 8 часов | 8 | 3 | 1 |
3 | ТЕМА II. Природа России - 45 часов | 45 | | |
| Природные условия и ресурсы. | 1 | | |
4 | Раздел 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые -7часов | 7 | 1 | 1 |
5 | Раздел 2. Климат и климатические ресурсы – 10 часов | 10 | 4 | 1 |
6 | Раздел 3. Внутренние воды и водные ресурсы – 8 часов | 8 | 4 | 1 |
7 | Раздел 4. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы – 4 часа | 4 | 1 | 1 |
8 | Раздел 5. Почва и почвенные ресурсы – 4 часа | 4 | 1 | 1 |
9 | Раздел 6. Природно-хозяйственные зоны – 11 часов | 11 | 1 | 1 |
| ТЕМА III. Население России – 13 часов | 13 | 2 | 1 |
| Итоговая контрольная работа. | 1 | | 1 |
| Итого | 68 | 17 | 9 |
Тематическое планирование
по учебнику География Россия: природа,население,хозяйство.
Авторы: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева (68 часов, 2 часа в неделю)
№ п/п | № в/т | Тема урока | Дата проведения |
план | факт |
| | Введение – 1 час | | |
1. | 1. | Введение | | |
| | ТЕМА I. Географическое пространство России – 8 часов | | |
2. | 1. | Границы России | | |
3. | 2. | Размеры территории. Часовые пояса. Пр.р№1Определение поясного времени для разных городов России | | |
4. | 3. | Географическое положение России. Пр.р№2Сравнение географического положения и размеров государственной территории России и других стран. Влияние ГП на природу и хозяйство России. | | |
5. | 4. | Россия в мире | | |
6. | 5. | Освоение и изучение территории России | | |
7. | 6. | Районирование | | |
8. | 7. | Административно-территориальное устройство России. Пр.р№3 Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны | | |
9. | 8. | Обобщение по теме «Географическое пространство России» | | |
| | ТЕМА II. Природа России - 45 часов | | |
10. | 1. | Природные условия и ресурсы. | | |
| | Раздел 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые -7часов | | |
11. | 1. | Формирование земной коры на территории России | | |
12. | 2. | Рельеф | | |
13. | 3. | Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов | | |
14. | 4. | Изменение рельефа под воздействием внешних процессов | | |
15. | 5. | Минеральные ресурсы и их использование. Пр.р.№4Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых | | |
16. | 6. | Земная кора и человек | | |
17. | 7. | Обобщение по теме «Рельеф и недра» | | |
| | Раздел 2. Климат и климатические ресурсы – 10 часов | | |
18. | 1. | Географическое положение и климат | | |
19. | 2. | Солнечное излучение и климат. Земная поверхность и климат | | |
20. | 3. | Воздушные массы и их циркуляция | | |
21. | 4. | Атмосферные фронты | | |
22. | 5. | Циклоны и антициклоны №5 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды | | |
23. | 6. | Распределение температуры воздуха | | |
24. | 7. | Распределение осадков и увлажнения. Пр.р.№6 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны | | |
25. | 8. | Климатические пояса и области. Пр.р.№7 Выявление способов адаптации человека к разным климатическим условиям. | | |
26. | 9. | Климат и человек Пр.р.№8 Анализ физической карты и карт компонентов природы. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения | | |
27. | 10. | Обобщение по теме «Климат» | | |
| | Раздел 3. Внутренние воды и водные ресурсы – 8 часов | | |
28. | 1. | Моря. | | |
29. | 2. | Особенности природы морей | | |
30. | 3. | Внутренние воды России. Реки. Пр.р.№9 Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом | | |
31. | 4. | Внутренние воды России. Реки. Пр.р.№10 Составление характеристики одной из рек, определение возможностей её хозяйственного использования | | |
32. | 5. | Озера, водохранилища, болота | | |
33. | 6. | Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Пр.р.№11 Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата | | |
34. | 7. | Вода и человек. Пр.р.№12 Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России | | |
35. | 8. | Обобщение по теме «Внутренние воды и моря» | | |
| | Раздел 4. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы – 4 часа | | |
36. | 1. | Растительный мир | | |
37. | 2. | Животный мир. Пр.р.№13 Прогнозирование изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. | | |
38. | 3. | Биологические ресурсы и человек. | | |
39. | 4. | Обобщение знаний по теме «Растительный и животный мир» | | |
| | Раздел 5. Почва и почвенные ресурсы – 4 часа | | |
40. | 1. | Почвы и факторы их образования | | |
41. | 2. | Основные типы почв России | | |
42. | 3. | Почвы и человек. Пр.р.№14 Выявление свойств и особенностей хозяйственного использования почв своей местности | | |
43. | 4. | Почвенные ресурсы России. Обобщение по теме «Почвы» | | |
| | Раздел 6. Природно-хозяйственные зоны – 11 часов | | |
44. | 1. | Природные районы и природно-хозяйственные зоны | | |
45. | 2. | Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр | | |
46. | 3. | Население и хозяйство в Арктике и тундре | | |
47. | 4. | Природа лесных зон | | |
48. | 5. | Население и хозяйство лесных зон | | |
49. | 6. | Природа лесостепей и степей. Пр.р.№15 Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах | | |
50. | 7. | Население и хозяйство степной и лесостепной зон | | |
51. | 8. | Засушливые территории России | | |
52. | 9. | Горные области | | |
53. | 10. | Природные ресурсы. Охрана природы и особо охраняемые территории | | |
54. | 11. | Обобщение знаний по теме «природно-хозяйственные зоны» | | |
| | ТЕМА III. Население России – 13 часов | | |
55. | 1. | Численность населения | | |
56. | 2. | Почему снижалась численность населения России. | | |
57. | 3. | Мужчины и женщины. | | |
58. | 4. | Молодые и старые | | |
59. | 5. | Народы. Пр.р.№16 Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. | | |
60. | 6. | Языки | | |
61. | 7. | Религии. | | |
62. | 8. | Размещение населения. Пр.р.№17Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и её отдельные территории. | | |
63. | 9. | Города России. Урбанизация. | | |
64. | 10. | Сельские поселения и сельское население. | | |
65. | 11. | Миграции населения. | | |
66. | 12. | География миграций. | | |
67. | 13. | Обобщение по теме «Население России» | | |
68. | 1. | Итоговая контрольная работа. | | |