РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Физическая культура
1 класс
2022-2023 учебный год
Составил: учитель физической культуры Карачаков Геннадий Ефимович
Аал Красный Ключ
Пояснительная записка.
Рабочая программа по физической культуре для 1 класса составлена на основе
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Красноключинская ООШ». Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-4классов» В. И.Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 2022)
Рабочая программа разработана на основе примерной Рабочая программы 1-4 классы В.И. Ляха (М.: Просвещение, 2020). Курс рассчитан на 99 часов, 3 раза в неделю
Целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
-укреплениездоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
-совершенствованиежизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
-формированиеобщих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитиеинтереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
-обучениепростейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Универсальными компетенциямиобучающихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностнымирезультатамиосвоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Мета предметным результатамиосвоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатамиосвоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными обучающимися, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Универсальные результаты - обучающиеся научатся:
- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.
Обучающиеся получат возможность научится:
- доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты – обучающиеся научатся:
-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
Обучающиеся получат возможность научиться:проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты – обучающиеся научатся:характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.
Выпускник получит возможность научиться: планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;анализировать и оценивать результаты собственного труда;видеть красоту движений;оценивать красоту телосложения и осанки;управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты – обучающиеся научатся:планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки и их исправлять;выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне;выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения.
Выпускник получит возможностьнаучиться:характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;демонстрировать уровень физической подготовленности
Содержание предмета «Физическая культура»
№п/п | Содержание | Количество часов |
1 | Легкая атлетика | 44 |
2 | Подвижные спортивные игры | 37 |
3 | Гимнастика с основами акробатики | 18 |
| Итого: | 99 часов. |
Календарно- тематическое планирование (1 класс)
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
План | Факт |
| |
1 | Правила поведения в спортивном зале на уроке. | 1 | | |
2 | Строевые упражнения. Подвижная игра «Займи свое место» | 1 | | |
3 | Подвижная игра «Поймай меня». | 1 | | |
4 | Тестирование двигательных качеств: бег20м прыжки в верх на месте. | 1 | | |
5 | Прыжки на одной и двух ногах вверх. | 1 | | |
6 | Подвижная игра «Колдунчики» | 1 | | |
7 | Развитие общей выносливости. Подвижная игра « Пятнашки» | 1 | | |
8 | Подвижные игры «К своим флажкам» «Два мороза» | 1 | | |
9 | Основы знаний о физкультурной деятельности. | 1 | | |
10 | Подвижные игры «Прыгающие воробушки» «Зайцы в огороде» | 1 | | |
11 | Метание мяча в цель. | 1 | | |
12 | Прыжки на скакалках. | 1 | | |
13 | Высокий старт. | 1 | | |
14 | Бег 30 м. | 1 | | |
15 | Инструктаж по ТБ на уроках кроссовой подготовки. Бег без учета времени. | 1 | | |
16 | Равномерный бег 3мин. | 1 | | |
17 | Чередование ходьбы и бега. | 1 | 13.10 | |
18 | Высокий старт. | 1 | 14.10 | |
19 | Стартовый разбег. | 1 | 16.10 | |
20 | Бег по дистанции. | 1 | 20.10 | |
21 | Финиширование. | 1 | 21.10 | |
22 | Бег по пересеченной местности. | 1 | 23.10 | |
23 | Бег в гору небольшой крутизны. | 1 | 27.10 | |
24 | Бег под уклон. | 1 | 28.10 | |
25 | Равномерный бег 4 мин. | 1 | 30.10 | |
| | | | |
26 | Инструктаж по ТБ на уроках гимнастики. Строевые упражнения. (Построение. Повороты.) | 1 | 10.11 | |
27 | Общеразвивающие упражнения. | 1 | 11.11 | |
28 | Повороты («Направо, Налево»). | 1 | 13.11 | |
29 | Размыкание, смыкание приставными шагами. | 1 | 17.11 | |
30 | Построение «шеренга». (Построение, повороты). | 1 | 18.11 | |
31 | Построение «колонна». (Перестроение из одной колонны в две). | 1 | 20.11 | |
32 | Повороты. Расчет. | 1 | 24.11 | |
33 | Поднятие туловища на низкой перекладине. | 1 | 25.11 | |
34 | Лазанье по гимнастической стенке. | 1 | 27.11 | |
35 | Лазанье, перелазанье по гимнастической стенке. | 1 | 01.12 | |
36 | Лазанье по гимнастической скамейке | 1 | 02.12 | |
37 | Акробатические упражнения. | 1 | 04.12 | |
38 | Кувырок вперед, группировка. | 1 | 08.11 | |
39 | Стойка на лопатках согнув ноги, группировка. | 1 | 09.11 | |
40 | Равновесие. Кувырок вперед. | 1 | 11.12 | |
41 | В висе на гимнастической стенке поднятие согнутых и прямых ног. | 1 | 15.12 | |
42 | Выполнение комбинаций из различных акробатических упражнений. | 1 | 16.12 | |
43 | Поднимание туловища лежа на спине руки за головой, ноги согнуты. | 1 | 18.12 | |
| | | | |
44 | Инструктаж по ТБ на уроках подвижных игр. Игра «Пустое место». | 1 | 22.12 | |
45 | Игра «К своим флажкам». | 1 | 23.12 | |
46 | Игра «Гуси лебеди». | 1 | 25.12 | |
47 | Игра «Волк во рву». | 1 | 29.12 | |
48 | Игра «Кто дальше бросит». | 1 | | |
49 | Игра «Охотники и утки». | 1 | | |
50 | Эстафеты с элементами ловли и передачи мяча в движении. | 1 | | |
51 | Эстафеты «Броски мяча в цель, щит, кольцо». | 1 | | |
52 | Эстафеты с ведением мяча правой и левой рукой. | 1 | | |
53 | Игра «Попади в обруч». | 1 | | |
54 | Игра «Метко в цель». | 1 | | |
55 | Игра «Два мороза». | 1 | | |
56 | Игра «Быстро по местам». | 1 | | |
57 | Инструктаж по ТБ на уроках подвижных игр с элементами баскетбола. Правила игры в баскетбол. | 1 | | |
58 | Терминология при игре в баскетбол. | 1 | | |
59 | Площадка для игры. | 1 | | |
60 | Ознакомление с ловлей мяча. | 1 | | |
61 | Стойка игрока. | 1 | | |
62 | Передвижение в стойке игрока приставными шагами. | 1 | | |
63 | Передача мяча двумя руками от груди. | 1 | | |
64 | Передача отскоком о пол. | 1 | | |
65 | Передача мяча в движении. | 1 | | |
66 | Ознакомление с ведением мяча на месте. | 1 | | |
67 | Ведение мяча на месте правой и левой рукой. | 1 | | |
68 | Эстафета «Попади в цель». | 1 | | |
69 | Броски мяча в цель. Игра «Мяч соседу». | 1 | | |
70 | Ведение мяча с изменением направления. | 1 | | |
71 | Ведение мяча правой, левой рукой шагом, бегом. | 1 | | |
72 | Эстафета «Мяч в корзину». | 1 | | |
73 | Ведение мяча на месте, шагом и бегом по прямой. | 1 | | |
74 | Эстафета с элементами передач баскетбольного мяча. | 1 | | |
75 | Ловля-передача мяча двумя руками от груди на месте, с шагом вперед. | 1 | | |
76 | Остановка в два шага без мяча. | 1 | | |
77 | Передача мяча в движении. | 1 | | |
78 | Ведение мяча на месте, в движении. | 1 | | |
79 | Разновидности передач мяча. | 1 | | |
80 | Ловля мяча на месте , в движении. | 1 | | |
81 | Инструктаж по ТБ на уроках кроссовой подготовки. Равномерный бег 3мин. | 1 | | |
82 | Чередование ходьбы/бега (70м. бег, 80м. ходьбы). | 1 | | |
83 | Бег по пересеченной местности. | 1 | | |
84 | Высокий старт. | 1 | | |
85 | Стартовый разбег. | 1 | | |
86 | Бег под уклон. | 1 | | |
87 | Бег в гору небольшой крутизны | 1 | | |
88 | Финиширование. | 1 | | |
89 | Бег без учета времени. | 1 | | |
90 | Инструктаж по ТБ на уроках легкой атлетики. Метание мяча. | 1 | | |
91 | Бег с ускорением 30 м. | 1 | | |
92 | Стартовый разбег. | 1 | | |
93 | Специальные беговые упражнения. | 1 | | |
94 | Бег с захлестыванием голени | 1 | | |
95 | Многоскоки. Метание мяча в цель. | 1 | | |
96 | Прыжки в длину с места. | 1 | | |
97 | Прыжки на скакалках. | 1 | | |
98 | Бег на результат 30м. | 1 | | |
99 | Ходьба, бег без учета времени 1 км. | 1 | | |
| | | | |
| | | | |
1 класс
Контрольныеупражнения | Уровень |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
Мальчики | Девочки |
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз | 11 – 12 | 9 – 10 | 7 – 8 | 9 – 10 | 7 – 8 | 5 – 6 |
Прыжок в длину с места, см | 118 – 120 | 115 – 117 | 105 – 114 | 116 – 118 | 113 – 115 | 95 – 112 |
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях | Коснутьсялбомколен | Коснуться ладонямипола | Коснутьсяпальцамипола | Коснутьсялбомколен | Коснутьсяладонямипола | Коснутьсяпальцамипола |
Бег 30 м с высокого старта, с | 6,2 – 6,0 | 6,7 – 6,3 | 7,2 – 7,0 | 6,3 – 6,1 | 6,9 – 6,5 | 7,2 – 7,0 |
Бег1000 м | Безучетавремени |