муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа №13
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для учащихся с задержкой психического развития
основного общего образования
«Биология», 7 класс
Количество часов на год: 70
Всего в неделю: 2 часа.
Уровень: базовый
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Изучение биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.
Основные цели изучения биологии в основной школе:
формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;
овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;
воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;
овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.
Биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Рабочая программа разработана с целью освоения содержания учебного предмета «Биология» для учащихся с ОВЗ.
Для учащихся с ОВЗ характерны:
незрелость эмоционально-волевой сферы, замедленное психическое развитие
пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, замедленный темп деятельности
низкий уровень общей осведомлённости
нарушение внимания и памяти, особенно слухоречевой и долговременной
недостаточность зрительного и слухового восприятия
слабая координация движения, недоразвитие моторики
негрубое недоразвитие речи (бедность и слабая дифференцированность словаря, нарушения звукопроизношения, ограниченный запас знаний, трудности усвоения логико-грамматических конструкция, недостаточность фонетико-фонематического восприятия)
снижение познавательной активности.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту.
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие восприятия, представлений, ощущений;
развитие памяти;
развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий;
развитие умения работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
развитие умения планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование умения преодолевать трудности;
воспитание самостоятельности принятия решения;
формирование адекватности чувств;
формирование устойчивой и адекватной самооценки;
формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи:
коррекция монологической речи;
коррекция диалогической речи.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
При организации учебных занятий с учащимися с ОВЗ необходимо:
1. Осуществлять индивидуальный подход к каждому учащемуся.
2. Предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и т.д.).
3. Использовать методы обучения, которые активизируют познавательную деятельность детей, развивают их речь и формируют необходимые навыки.
4. Корректировать деятельность учащихся.
5. Соблюдать повторность обучения на всех этапах урока.
6. Проявлять особый педагогический такт. Постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.
Формы работы для детей с ОВЗ:
индивидуальная
групповая
по образцу
по алгоритму.
По возможностям обучения, учащихся можно разделить на следующие группы:
I группа - учащиеся с низкой образовательной подготовкой. Для них необходима серьёзная индивидуальная работа.
II группа - учащиеся со средним уровнем развития способностей. Имеют замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены.
III группа - учащиеся с достаточным уровнем образовательной подготовки. В целом правильно выполняют предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны. У них наблюдаются западения в отдельных видах учебной деятельности. Необходима корректировка в развитии каких-либо психических процессов: память, внимание, речь и т.д.
2. Общая характеристика учебного предмета «Биология»
Содержание учебного предмета «Биология» структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности». В разделе «Живые организмы» изучаются растения, грибы, бактерии, животные.
Основной формой организации учебной деятельности обучающихся является урок, обеспечивающий возможность получения знаний через практическую деятельность. Виды уроков различны: уроки-экскурсии в скверах и парках города, музее природы, уроки – практикумы, уроки-соревнования, уроки-игры и т.д.
Содержание учебного предмета «Биология» направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и т.д. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В Рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Предмету «Биология» на уровне основного общего образования предшествует предмет «Окружающий мир», в котором изучаются объекты и явления природы. По отношению к биологии данный предмет является пропедевтическим. В «Окружающем мире» рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: тела и вещества, неорганические и органические вещества, агрегатные состояния вещества, испарение, почва и др. Опираясь на эти понятия более полно и точно с научной точки зрения раскрываются физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе.
Биологическое образование в основной школе обеспечивает формирование биологической экологической грамотности, расширяет представления об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развивает компетенции в решении практических задач, связанных с живой природой.
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на:
– развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы,
– создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций,
– овладение научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Биология» на уровне основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на метапредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика» (умение использовать математические модели для решения биологических и экологических задач), «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности» (формирование общих понятий о признании наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека), «История» (умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями), «Русский язык» и «Литература» (владение приёмами смыслового чтения, составление тезисов и план-конспектов по результатам чтения) и Информатика (использование информационно-коммуникационных технологий при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций).
Количество часов на освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования составляет 278 часов.
5 класс – «Биология. Введение в биологию». 35 ч, 1 ч в неделю
6 класс – «Биология. Живой организм». 35 ч, 1 ч в неделю
7 класс – Биология. Многообразие живых организмов». 70 ч, 2 ч в неделю
8 класс – «Биология. Человек». 70 ч, 2 ч в неделю
9 класс – Введение в общую биологию. 68 ч, 2 ч в неделю
Промежуточная аттестация по биологии подразделяется на четвертную и годовую. Четвертная промежуточная аттестация представляет собой оценку освоения программы учащимся на основании текущих отметок. Годовая промежуточная аттестация выставляется на основании четвертных отметок как среднее арифметическое с учетом отметки за годовую контрольную работу.
Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.
4. Описание ценностных ориентиров при изучении
учебного предмета «Биология»
Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся, формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов естественного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся. Преподавание биологии для детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность, присущую данным областям науки биологии.
Ученик научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Ученик овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Ученик освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Ученик приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Ученик получит возможность научиться:
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Ученик научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Ученик получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Ученик научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Ученик овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Ученик освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Ученик приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Ученик получит возможность научиться:
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Ученик научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов) и процессов жизнедеятельности, характерных для животного организма;
аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Ученик получит возможность научиться:
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Личностным результатом изучения предмета является формирование
следующих умений и качеств:
развитие интеллектуальных и творческих способностей;
воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
ответственного отношения к учению, труду;
целостного мировоззрения;
осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;
коммуникативной компетенции в общении с коллегами;
основ экологической культуры
Метапредметным результатом изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность
следующих умений:
Понимать смысл биологических терминов;
Знать признаки сходства и отличия человека и животных;
распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
определять: принадлежность человека к определенной систематической группе;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
6. Содержание учебного предмета «Биология»
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 час в неделю), из них 70 часов – основной курс биологии, в котором выделены 21 час на внутрипредметный модуль «Развитие структурного мышления». Предусмотрено проведение 14-ти лабораторных работ, 9-ти практических работ. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественно-научного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определен в каждом разделе программы.
Биология – наука о живых организмах
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
Царство Растения
Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.
Многообразие растений
Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Царство Бактерии
Бактерии,их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.
Царство Грибы
Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.
Царство Животные
Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.
Одноклеточные животные, или Простейшие
Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.
Тип Кишечнополостные
Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Типы червей
Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.
Тип Моллюски
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие
Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.
Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.
Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.
Тип Хордовые
Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.
Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.
№ п\п | Название раздела, темы | Содержание раздела, темы |
1 | Введение (3 часа) | Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Экосистемы. Биосфера — глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов. Эволюционная теория Ч. Дарвина о приспособленности к разнообразным условиям среды обитания. Естественная система классификации как отражение процесса эволюции организмов. ВПМ 1: Развитие структурного мышления (Составить схему «Царства живой природы»). |
2 | Раздел 1. Царство Прокариоты (3 часа) | Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии). Практические работы: Пр.р. №1 «Зарисовка схемы строения прокариотической клетки» |
3 | Раздел 2. Царство Грибы (4 часа) | Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников. Лабораторные и практические работы Л.р. №1 «Строение плесневого гриба мукора». Пр.р. №2 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов». ВПМ 2: Развитие структурного мышления (Составить схему «Строение представителей различных систематических групп грибов»). ВПМ 3: Развитие структурного мышления (Составить схему «Строение лишайников»). |
4 | Раздел 3. Царство Растения (16 часов) |
| Тема 3.1. Общая характеристика растений (1 час) | Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений. Фотосинтез. Пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения. Лабораторные работы Л.р. №2. «Определение по рисункам и гербариям высших и низших растений». Л.р. №3 «Изучение внешнего строения водорослей». ВПМ 4: Развитие структурного мышления (Составить схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов). |
| Тема 3.2 Низшие растения (2 часа) | Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение. ВПМ 5: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Водоросли»). |
| Тема 3.3. Высшие споровые растения (4 часа) | Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах. Лабораторные работы: Л.р. №4. «Изучение внешнего строения мха». Л.р. №5. «Изучение внешнего строения папоротника». ВПМ 6: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Мхи, Хвощи, Плауны», «Папоротники»). |
| Тема 3.4. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения (2 часа) | Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение. Лабораторные работы: Л.р. №6. «Изучение строения и многообразия голосеменных растений». ВПМ 7: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Голосеменные растения»). |
| Тема 3.5. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (7 часов) | Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные. Основные семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Лабораторные работы: Л.р. №7. «Изучение строения покрытосеменных растений». Л.р. №8. «Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения». ВПМ 8: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Покрытосеменные растения»). |
5 | Раздел 4. Царство Животные (39 часов) |
| Тема 4.1. Общая характеристика животных (1 час) | Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах; трофические уровни и цепи питания. Практические работы: Пр.р. №3. «Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях». ВПМ 9: Развитие структурного мышления (Распределение животных и растений по планете: биогеографические области – работа с картой). |
| Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (2 часа) | Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах. Лабораторные работы: Л.р. №9. «Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки». |
| Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные (1 час) | Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение. ВПМ 10: Развитие структурного мышления (Заполнение таблицы «Типы симметрии у многоклеточных животных»). |
| Тема 4.4. Тип Кишечнополостные (2 часа) | Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы. Роль в природных сообществах. Практические работы: Пр.р. №4. «Изучение регенерации кишечнополостных, на примере гидры». ВПМ 11: Развитие структурного мышления (Составить схему «Строение гидры, медузы и колонии коралловых полипов»). |
| Тема 4.5. Тип Плоские черви (2 часа) | Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний. Практические работы: Пр.р. №5. «Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня». ВПМ 12: Развитие структурного мышления (Составить схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни). |
| Тема 4.6. Тип Круглые черви (1 час) | Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды; меры профилактики аскаридоза. Практические работы: Пр.р. №6. «Жизненный цикл человеческой аскариды». |
| Тема 4.7. Тип Кольчатые черви (3 часа) | Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах. Лабораторные работы: Л.р. №10. «Внешнее строение дождевого червя». |
| Тема 4.8. Тип Моллюски (3 часа) | Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Лабораторные работы: Л.р. №11. «Внешнее строение моллюсков». ВПМ 13: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Строение брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков»). |
| Тема 4.9. Тип Членистоногие (7 часов) | Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки. Лабораторные работы: Л.р. №12. «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих». ВПМ 14: Развитие структурного мышления (Составить схему «Представители низших и высших ракообразных»). ВПМ 15: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика ракообразных, паукообразных и насекомых»). |
| Тема 4.10. Тип Иглокожие (1 час) | Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение. |
| Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные (1 час) | Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения. |
| Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (3 часа) | Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучепёрые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб. Практические работы: Пр.р. №7. «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни». ВПМ 16: Развитие структурного мышления (Составить схему строения кистеперых и лучепёрых рыб»). |
| Тема 4.13. Класс Земноводные (2 часа) | Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных. Практические работы: Пр.р. №8. «Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни». ВПМ 17: Развитие структурного мышления (Заполнение таблицы « Многообразие амфибий). |
| Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся (2 часа) | Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся. ВПМ 18: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика строения земноводных и рептилий»). |
| Тема 4.15. Класс Птицы (4 часа) | Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Лабораторные работы Л.р. №13. «Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни». ВПМ 19: Развитие структурного мышления (Заполнение таблицы « Системы органов птиц»). |
| Тема 4.16. Класс Млекопитающие (4 часа) | Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные). Лабораторные и практические работы: Л.р. №14. «Изучение строения млекопитающих». Пр.р. №9 «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека». ВПМ 20: Развитие структурного мышления (Заполнение таблицы «Экологические группы млекопитающих»). |
6 | Раздел 5. Вирусы (2 часа) | Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов. ВПМ 21: Развитие структурного мышления (Заполнение схемы «Общая характеристика вирусов»). |
5 | Резерв (3 часа) | |
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ |
№ | ТЕМА | Кол-во часов | КЭС | КПУ |
Введение (3 часа) |
1 | От клетки до биосферы. ВПМ 1: Развитие структурного мышления (Составить схему «Царства живой природы»). | 1 | 1.1 | 2.1.1 |
2 | Чарлз Дарвин и происхождение видов. | 1 | 3.5 | 2.1.2 |
3 | Что такое систематика | 1 | 1.1 | 2.5 2.6 |
Раздел 1. Царство Прокариоты (3 часа) |
4 | Систематика прокариот. Строение бактериальной клетки. Пр.р. №1 «Зарисовка схемы строения прокариотической клетки» | 1 | 3.1 | 1.1.1 2.3.1 |
5 | Особенности жизнедеятельности прокариот. | 1 | 3.1 | 1.1.1 2.5 |
6 | Роль бактерий в природе и жизни человека. | 1 | 3.1 | 2.3.4 |
Раздел 2. Царство Грибы, лишайники (4 часа) |
7 | Общая характеристика царства Грибы. ВПМ 2: Развитие структурного мышления (Составить схему «Строение представителей различных систематических групп грибов»). | 1 | 3.2 | 1.1.1 |
8 | Многообразие грибов. Л.р. №1 «Строение плесневого гриба мукора». | 1 | 3.2 | 1.1.1 |
9 | Роль грибов в природе и жизни человека. Пр.р. №2 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов». | 1 | 3.2 | 1.1.1 2.3.4 |
10 | Лишайники. ВПМ 3: Развитие структурного мышления (Составить схему «Строение лишайников»). | 1 | 3.2 | 1.1.1 1.2.1 |
Раздел 3. Царство Растения (16 часов) |
Тема 3.1. Общая характеристика растений (1 час) |
11 | Общая характеристика царства Растений. Л.р. №2. «Определение по рисункам и гербариям высших и низших растений». ВПМ 4: Развитие структурного мышления (Составить схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов). | 1 | 1.1 | 2.1.1 |
Тема 3.2 Низшие растения (2 часа) |
12 | Строение и особенности жизнедеятельности водорослей. Л.р. №3 «Изучение внешнего строения водорослей». ВПМ 5: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Водоросли»). | 1 | 3.3 | 1.1.1 2.3.3 |
13 | Многообразие водорослей. Их роль в природе и жизни человека. | 1 | 3.3 | 2.3.3 |
Тема 3.3. Высшие споровые растения (4 часа) |
14 | Общая характеристика подцарства Высшие растения. ВПМ 6: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Мхи, Хвощи, Плауны», «Папоротники»). | 1 | 3.3 | 2.3.3 |
15 | Отдел Моховидные. Л.р. №4. «Изучение внешнего строения мха». | 1 | 3.3 | 2.3.3 |
16 | Отдел Плауновидные и Хвощевидные | 1 | 3.3 | 2.3.3 |
17 | Отдел Папоротниковидные. Л.р. №5. «Изучение внешнего строения папоротника». | 1 | 3.3 | 2.3.3 |
Тема 3.4. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения (2 часа) |
18 | Отдел Голосеменные (хвойные) растения. Л.р. №6. «Изучение строения и многообразия голосеменных растений». | 1 | 3.3 | 2.3.3 |
19 | Многообразие и значение голосеменных растений. ВПМ 7: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Голосеменные (Хвойные) растения»). | 1 | 3.3 | 2.3.3 |
Тема 3.5. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (7 часов) |
20 | Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Л.р. №7. «Изучение строения покрытосеменных растений». | 1 | 3.3 | 2.3.3 |
21 | Классификация покрытосеменных растений. ВПМ 8: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Покрытосеменные (Цветковые) растения»). | 1 | 3.3 | 2.3.3 |
22 | Общая характеристика семейства двудольных растений. Л.р. №8. «Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения». | 1 | 3.3 | 2.3.3 2.3.5 |
23 | Многообразие и значение двудольных растений | 1 | 3.3 | 2.3.3 2.3.5 |
24 | Общая характеристика семейства однодольных растений. | 1 | 3.3 | 2.3.3 2.3.5 |
25 | Многообразие и значение однодольных растений | 1 | 3.3 | 2.3.3 2.3.5 |
26 | Контрольная работа по теме «Царство Растений». (Текущий контроль). | 1 | 3.3 | 2.3.3 2.3.5 |
Раздел 4. Царство Животные (40 часов) |
Тема 4.1 Общая характеристика животных (1 час) |
27 | Общая характеристика царства Животные. ВПМ 9: Развитие структурного мышления (Распределение животных и растений по планете: биогеографические области – работа с картой). | 1 | 2.2 3.4 | 1.2.1 2.4 2.6 |
Тема 4.2 Подцарство Одноклеточные или Простейшие (2 часа) |
28 | Строение и особенности жизнедеятельности одноклеточных животных. | 1 | 2.2 3.4 | 1.2.1 2.4 |
29 | Многообразие и значение простейших. Л.р. №9. «Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки». | 1 | 2.2 | 1.2.1 2.6 |
Тема 4.3 Подцарство Многоклеточные (1 час) |
30 | Происхождение и систематика многоклеточных животных. ВПМ 10: Развитие структурного мышления (Заполнение таблицы «Типы симметрии у многоклеточных животных»). | 1 | 2.2 | 1.2.1 |
Тема 4.4 Тип Кишечнополостные (2 часа) |
31 | Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. ВПМ 11: Развитие структурного мышления (Составить схему «Строение гидры, медузы и колонии коралловых полипов»). | 1 | 3.4 | 1.2.1 |
32 | Многообразие кишечнополостных. Пр.р. №4. «Изучение регенерации кишечнополостных, на примере гидры». | 1 | 3.4 | 1.2.1 |
Тема 4.5 Типы: Плоские черви (2 часа) |
33 | Тип Плоские черви, класс Ресничные черви. | 1 | 3.4 | 1.2.1 |
34 | Паразитические плоские черви. Пр.р. №5. «Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня». ВПМ 12: Развитие структурного мышления (Составить схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни). | 1 | 3.4 | 1.2.1 3.1 |
Тема 4.6 Тип Круглые черви (1 час) |
35 | Тип Круглые черви, или Нематоды. Пр.р. №6. «Жизненный цикл человеческой аскариды». | 1 | 3.4 | 1.2.1 |
Тема 4.7 Тип Кольчатые черви (3 часа) |
36 | Тип Кольчатые черви. Строение и особенности жизнедеятельности. | 1 | 3.4 | 1.2.1 |
37 | Л.р. №10. «Внешнее строение дождевого червя». | 1 | 3.4 | 1.2.1 |
38 | Многообразие кольчатых червей. | 1 | 3.4 | 1.2.1 |
Тема 4.8 Тип Моллюски (3 часа) |
39 | Общая характеристика типа Моллюски. | 1 | 3.4 | 2.5 2.6 |
40 | Систематика и многообразие моллюсков. | 1 | 3.4 | 2.6 2.1.5 |
41 | Л.р. №11. «Внешнее строение моллюсков». ВПМ 13: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Строение брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков»). | 1 | 3.4 | 2.6 2.1.5 |
Тема 4.9 Тип Членистоногие (7 часов) |
42 | Общая характеристика типа. | 1 | 3.4 | 2.1.5 2.3.4 |
43 | Класс Ракообразные. Л.р. №12. «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих». ВПМ 14: Развитие структурного мышления (Составить схему «Представители низших и высших ракообразных»). | | 3.4 | 2.1.5 2.3.4 |
44 | Класс Паукообразные. | 1 | 3.4 | 2.1.5 2.3.4 |
45 | Класс Насекомые. | 1 | 3.4 | 2.1.5 2.3.4 |
46-47 | Многообразие насекомых. | 2 | 3.4 | 1.2.1 |
48 | ВПМ 15: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика ракообразных, паукообразных и насекомых»). | 1 | 3.4 | 1.2.1 2.1.5 2.3.4 |
Тема 4.10 Тип Иглокожие (1 час) |
49 | Общая характеристика типа Иглокожие | 1 | 3.4 | 2.1.5 |
Тема 4.11 Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные (1 час) |
50 | Отличительные особенности и систематика хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник-представитель подтипа Бесчерепных. | 1 | 3.4 | 2.5 |
Тема 4.12 Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (3 часа) |
51 | Общая характеристика рыб. Пр.р. №7. «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни». | 1 | 3.4 | 2.5 |
52-53 | Многообразие рыб. Основные систематические группы рыб. ВПМ 16: Развитие структурного мышления (Составить схему строения кистеперых и лучепёрых рыб»). | 2 | 3.4 | 2.3.4 2.1.5 |
Тема 4.13 Класс Земноводные, или Амфибии (2 часа) |
54 | Общая характеристика и особенности жизнедеятельности земноводных. Пр.р. №8. «Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни». | 1 | 3.4 | 1.2.1 2.3.4 |
55 | Многообразие и значение земноводных. ВПМ 17: Развитие структурного мышления (Заполнение таблицы « Многообразие амфибий). | 1 | 3.4 | 2.1.5 |
Тема 4.14 Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (2 часа) |
56 | Общая характеристика и особенности жизнедеятельности пресмыкающихся. | 1 | 3.4 | 1.2.1 2.3.4 |
57 | Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся. ВПМ 18: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика строения земноводных и рептилий»). | 1 | 3.4 | 2.1.5 |
Тема 4.15 Класс Птицы (4 часа) |
58 | Общая характеристика, строение и особенности жизнедеятельности птиц. Л.р. №13. «Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни». ВПМ 19: Развитие структурного мышления (Заполнение таблицы « Системы органов птиц»). | 1 | 3.4 | 1.2.1 2.3.4 |
59 | Размножение, развитие и происхождение птиц. | 1 | 3.4 | 1.2.1 2.8 |
60 | Дневные и ночные птицы | 1 | 3.4 | 1.2.1 |
61 | Экологические группы птиц. | 1 | 3.4 | 2.6 |
Тема 4.16 Класс Млекопитающиеся, или Звери (5 часа) |
62 | Общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности класса Млекопитающиеся. Л.р. №14. «Изучение строения млекопитающих». | 1 | 2.2 3.4 | 1.2.1 2.3.4 |
63 | Происхождение млекопитающих. Первозвери. Низшие звери. | 1 | 3.5 | 2.1.2 |
64 | Многообразие млекопитающих. Экологические группы млекопитающих. ВПМ 20: Развитие структурного мышления (Заполнение таблицы «Экологические группы млекопитающих»). | 1 | 3.4 | 1.1.1 1.2.1 |
65 | Значение млекопитающихся для человека. Пр.р. №9 «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека». | 1 | 5.1 5.3 | 2.1.2 |
66 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа | 1 | | |
Раздел 5. Вирусы (2 часа). |
67 | Особенности строения и происхождения вирусов. ВПМ 21: Развитие структурного мышления (Заполнение схемы «Общая характеристика вирусов»). | 1 | 3.5 5.2 | 2.1.2 |
68 | Многообразие и значение вирусов. | 1 | 3.5 | 2.1.2 2.8 |
69-70 | Резерв (2 часа) | | | |
Промежуточная аттестация проводится в виде контрольной работы.
Работа состоит из 2-х вариантов, каждый из которых, включает 25 заданий и состоит из двух частей. Продолжительность работы 45 минут.
Часть I(А) содержит 20 заданий с выбором одного варианта ответа из четырех предложенных. Все задания базового уровня сложности.
Часть II(В)- содержит 5 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом: 2- с выбором трех верных ответов из шести; 2- задание на определение соответствия; 1- на заполнение таблицы с написанием свободного ответа.
Система оценивания.
Верно выполненное задание базового уровня (задания части А) оценивается в 1 балл. Верно выполненное задание повышенного уровня оценивается (часть В1- В5)от 0 до 2 баллов. Максимальное количество баллов -30
Критерии оценивания:
Часть А оцениваются в один балл – 20 баллов
Часть В – оценивается в два балла – 10 баллов
Итого: 30 балл
Оценка «5» за 25 -30 балла
Оценка «4» за 19 -24 баллов
Оценка «3» за 15 – 18 баллов
Оценка «2» за 1 – 14 баллов.
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Учебное оборудование и компьютерная техника
Для обеспечения системно-деятельностного подхода, достижения обучающимися предметных, личностных и метапредметных результатов на уроках биологии используется мультимедийный комплекс, таблицы, учебно-лабораторное оборудование, модели, натуральные объекты, экранно-звуковые пособия.
Виды деятельности | Учебно-методическое обеспечение |
выделяет существенные признаки живых организмов; | Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии |
использует методы изучения живых организмов (наблюдение, эксперимент, описание, измерение); | Комнатные растения Гербарии Коллекции |
проводит биологические эксперименты и объяснять их результаты; | Комнатные растения |
соблюдает правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии; | Инструкции по технике безопасности |
наблюдает микрообъекты и процессы; делает рисунки микропрепаратов, фиксирует результаты наблюдений; | Микроскопы, комплекты микропрепаратов, покровные и предметные стекла, пипетки |
устанавливает связь строения клетки (части клетки, ткани, органа, системы органов) с выполняемыми функциями; | Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии |
делает выводы о единстве строения клеток представителей разных царств и о том, какой объект имеет более сложное строение; | Печатные пособия: таблица «Эукариотическая клетка» |
объясняет роль различных живых организмов в природе и жизни человека; | Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии |
выделяет существенные признаки строения клеток организмов разных царств; | Печатные пособия: таблица «Эукариотическая клетка», «Бактерии» |
раскрывает сущность процессов жизнедеятельности клеток (питания, дыхания, обмена веществ, роста, размножения); | Прибор для обнаружения дыхательного газообмена у растений и животных |
выделяет существенные признаки царств живой природы; сравнивает представителей разных царств, делает выводы на основе сравнения; | Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии |
осуществляет классификацию биологических объектов на основе их принадлежности к определенной систематической группе; | Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии |
выявляет особенности сред обитания и раскрывать сущность приспособления организмов к среде обитания; | Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, общей биологии Коллекция «Конечности насекомых различных сред обитания» |
выделяет существенные признаки представителей разных царств; | Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии |
различает на живых объектах и иллюстративном материале органы растений и их видоизменения; | Комнатные растения Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике |
сравнивает органы растений, делает выводы на основе сравнения; | Комнатные растения Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике |
выявляет клеточное строение органов растений (корня, стебля, листа); | Микроскопы, микропрепараты |
раскрывает сущность и роль процессов жизнедеятельности цветковых растений (питание, дыхание, обмен веществ, размножение, развитие); | Комнатные растения Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике |
сравнивает процессы жизнедеятельности растений и животных, делать выводы на основе сравнения; | Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике и зоологии Коллекция семян |
выявляет признаки крупных систематических групп растений (зеленые водоросли, бурые водоросли, красные водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные); | Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике и зоологии, динамические пособия по ботанике, гербарии, коллекции шишек, плодов и семян, муляжи овощей и фруктов |
различает по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям растения крупных систематических групп; | Комнатные растения, печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, динамические модели по ботанике |
выявляет признаки классов однодольных и двудольных отдела покрытосеменных растений, различает по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям растения этих классов | Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике Гербарии |
выделяет основные признаки царства бактерий, различает по изображениям, схемам и описаниям представителей царства бактерий; | Печатные пособия «Бактерии» |
раскрывает роль бактерий в природе и жизни человека; | Печатные пособия «Бактерии» |
аргументирует и приводит доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями; | Печатные пособия «Бактерии», комплект таблиц по анатомии, физиологии и гигиене. |
выделяет существенные признаки царства грибов, различает по внешнему виду, изображению, схемам и описаниям представителей царства грибов; | Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, муляжи грибов |
доказывает необходимость соблюдать правила сбора грибов и меры профилактики отравления ядовитыми грибами; | Муляжи грибов |
выделяет основные признаки царства животных, различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям представителей царства животных; | Печатные пособия: комплект таблиц по зоологии, скелеты позвоночных животных: костистая рыба, лягушка, голубь, кролик, кошка |
аргументирует, приводит доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых простейшими, паразитическими червями; | Печатные пособия: комплект таблиц по зоологии |
выделяет основные признаки типов многоклеточных животных (кишечнополостных, плоских червей, круглых червей, кольчатых червей, моллюсков, членистоногих, хордовых), различает представителей этих типов по внешнему виду, схемам и описаниям; | Печатные пособия: комплект таблиц по зоологии |
объясняет общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов; | Печатные пособия, палеонтологическая коллекция, гербарии |
описывает и использует приемы ухода за растениями и домашними животными; | Комнатные растения |
приводит доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от окружающей среды; | Датчик шума |
| Учебники: «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс», издательство «ДРОФА», авторы В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. 2016. |
| Основные электронные образовательные ресурсы: 1. Библиотека им. В.Г.Белинского http://book.uraic.ru/ 2. Виртуальная образовательная лаборатория http://www.virtulab.net/ 3. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ 4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/ 5. Каталог образовательных ресурсов сети |
17